VI. Философия Нового времени и европейского Просвещения VIII века
1.Философия и научная революция в XVII веке. «Знание сила» и возникновение экспериментального естествознания. Почему экспериментальное естествознание сменило религиозное мировоззрение, и какую роль при этом сыграло низвержение объективных причин, как невежество, страх, обман, генерировавших религию? 2. Проблемы поиска методов научного исследования. Эмпиризм и рационализм. Попробуйте обосновать, чем рационалист-материалист отличается от рационалиста-идеалиста? 3. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Учение об «идолах». Дедуктивный метод Р. Декарта. «Картезианское сомнение» и дуализм Декарта. Почему два великих мыслителя эпохи Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) обратили столь значимое внимание на методы исследования? 4. Социально-политическая философия Т. Гоббса. Сенсуализм, проблемы источника знаний, концепция естественного права в философии Дж. Локка. Насколько развитие теории естественного права оказало влияние на эффективное развитие общественной системы. 5.Истолкование субстанции, атрибутов и модусов, соотношение свободы и необходимости в философии Б. Спинозы. Монадология Лейбница и его философская система. Учение Б. Спинозы о свободе. 6. Субъективная философия Д. Беркли и Д. Юма. Критика ими материи. Их отношение к религий. В ходе подготовки к занятию, попытайтесь опровергнуть тезис Дж. Беркли: «Роза не пахнет, пока ее не понюхаешь», а также прокомментируйте теорию Д. Юма о происхождении религиозного сознания. 7. Философия Просвещения: механистический материалзим и сенсуализм, философия человека и общества.
Логические задачи 1. Почему вожди и старейшины племен, жрецы и др. религиозные деятели в интеллектуальном плане значительно опережали своих простых соплеменников?
2. «Субстанция» — что это за понятие? Какие учения о субстанции Вам известны и в чем состоит их сущность? 3. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан и какую научную основу имеет? 4. Почему мировоззренческой основой взглядов французских материалистов стал деизм?
VII. Классическая немецкая философия 1. Общая характеристика наиболее значимых достижений немецкой классической философии, ее вклад в развитие философской мысли. Попробуйте выяснить, почему немецкую философию XIX века назвали классической? 2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии: основные проблемы теории познания и этики. Кант любил повторять: «Нет ничего более ценного, чем звездное небо над нами и нравственный закон в нас». Прокомментируйте, что это означает? 3. Философия Фихте и Шеллинга. Выясните общность и различие их философии. 3. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля. Выясните, чем было вызвано диалектическое мышление Гегеля? 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попробуйте обосновать, чем материалистическая позиция Л. Фейербаха отличается от его идеализма? Логические задачи 1. Фейербах: почему Бог согласно христианскому вероучению есть любовь? Обоснуйте. 2. Основным жизненным принципом Канта были «Выдержка и воздержание». Прокомментируйте, что это означает? 3. Что означает утверждение Канта, что: «Нет ничего прекрасного, чем звездное небо над нами, и нравственный закон в нас»? 4. Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского категорического императива. Какие еще примеры такого рода можете Вы привести? 5. Гегель утверждал: «Случайность – то, что не имеет причину в самом себе, имеет в чем-то другом». Выясните, насколько утверждение Гегеля соответствует понятию случайное в жизни людей?
VIII. Философия конца XVIII - начала XXI века. Русская философия. 1. К. Маркс и его философское учение 2. Философское направление конца XVIII - начала XXI века: позитивизм, герменевтика постпозитивизм, психоанализ, постмодернизм, философии жизни, постмодернизм, прагматизм, структуализм 3. Истоки, тенденции и особенности русской философии. 4. Русское просвещение. Философские позиции славянофилов и западников о путях будущего развития России. 5. Место религии в философских исканиях Толстого и Достоевского. Философия всеединства В. С. Соловьева. 6. Русский космизм. «Русская идея» в философии Н.А. Бердяева.
Логические задачи 1.Многие философы очень часто искажают мысль К. Маркса о том, что «Религия – опиум народа», и говорят, что «Религия – опиум для народа». И потому встает вопрос: почему не допустимо, такое искажение? 2. В свое время Ф. Ницше произнес: «Бог умер», что произвело в научно-философской мысли конца 19 и начала 20 вв. непонимание и разочарование среди философов. На сей счет у Ницше, было свое обоснование. Попробуйте разъяснить позицию философа? 3. В 11 веке Илларион в своей книге «Слово о Законе и благодати» - объясняя суть христианского учения, пишет об эпохе «Закона» и эпохе «Благодати». Объясните, о чем шла речь? 4. В 16 в. Филофей создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». Расскажите, о чем было это учение? 5. Почему русская философская мысль после 1922г. была представлена русскими философами только из-за рубежа. IX.Казахская философия 1.Мировоззренческие мотивы в устном народном творчестве древних казахов. Социокультурные условия и предпосылки становления национальной философии. 2.Социально-философские и политико-правовые взгляды мыслителей и деятелей в период становления казахской государственности. 3. Гуманизм, демократизм, социально-историческая проблематика в казахском просвещении (Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев). 4. Философское творчество Ш. Кудайбергенова. «Три истины». 5. Казахская философия конца XIX века и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, Алашордынцы). 6. Письменное задание: необходимо составить общий список из 20 – 25 наиболее известных народных поговорок и пословиц для осмысления и включения в состав логических задач.
Логические задачи 1. Асана Кайгы в народе прозвали «Вещим певцом» и «Асаном-печальным». Прокомментируйте эти качества Асана Кайгы, данные ему народом. 2. В 42 и 43 «Слове» Абай пишет, что пристрастие казаха дурному объясняется бездельем. Выясните, о каких причинах безделья говорит Абай? 3. Почему Абая нарекли Гневным судьей и Печальником народа? Объясните. 4. 45-ое «Слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Объясните, почему обладание этими качествами, позволяет человеку обладать миром? И что Абай имел в виду, когда говорил о «Любви»? 5. Прокомментируйте известную поговорку казахского народа: «Әкенің көңілі балада, баланың көңілі далада» (Мысли отца в ребенке, а мысль ребенка в степи). 6. Заманың түлкі болса, тазы болып шал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|