Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X. Бытие как центральная категория онтологии




1.Понятие бытия и субстанции. Бытие и небытие Ч. при жизни и после смерти. Категории материи, ее атрибуты и формы.

Уровни организации живой и неживой материи. Попробуйте опровергнуть учение французского философа Д. Дидро об ощущающей мыслящей материей, изложенного в Лг. Зд. №54. В данном случае речь может идти только о живой материи. Только живая материя способна породить внутреннюю целесообразность, и проявить телеогичность. В Неорг. Мат. этой телеогичности нет, предметы в ней находятся в безразличии др. др., и связаны др. с др. только через движ. как перемещение.

2. Основные формы движения материи. Пространство и время. Обоснуйте, почему философы считают, что пространство и время враждебно человечеству?

3. Понятие сознание. Проблема сознания в философии и науке

Логические задачи

1. Если в будущем человечеству удастся создать искусствен­ный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный мате­риализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет генерировать на основе материальных процессов. №53.

2. Один из учеников озадачил своего учителя философа, утверждая, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, т. к. не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?

3. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?

 

XI.Принцип развития: диалектика и синергетика

1. Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики.

2. Метафизика как антипод диалектики и единство логики и методологии научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.

3. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем.

Логические задачи

1. Почему в 12 лекции на слайде нож у Диалектика очень большой и виден хорошо, а у Метафизика – он маленький и плохо виден? Прокомментируйте.

2. Почему материя не может существовать без двух своих главных атрибутивных принципов: развития и всеобщей связи?

 

XII. Возможности и границы познания. Специфика научного познания

1. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Соотношение материального и идеального в процессе познания, и его значение для развития философии.

2. Особенности научного познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. Попробуйте воссоздать историю генезиса процесса познания, с указанием основных этапов его становления. Почему чувственное познание оказалась первичной в гносеологии?

3. Основные формы и методы научного познания. Попробуйте обосновать теорию «Анамнезиса» Платона (теорию припонимания) к современной гносеологической ситуации.

4. Синергетика как само организующая система.

5. Не научные формы познания и их разновидности. Научное осмысление интуитивных, экстрасенсорных и иных форм познания. Попробуйте научнообосновать сенсорные и телепатические способности шаманов, колдунов, гадалок и других неординарно способных людей.

 

Логические задачи

1. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это фило­софская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следо­вательно, материя существует только в сознании»?

2. Перед входом в Академию Платона б ыла вывешена табличка с надписью: « пусть сюда не войдет тот, кто не знает геометрии». Обоснуйте, с чем это было связано?

3. Почему высокоинтеллектуальные личности в процессе познания, чаще обращаются к своей памяти?

 

XIII. Философская антропология

1. Философское осмысление биосоциального и психического единства человека. Какую роль играют эти начала в поступках людей.

2. Личностная обусловленность ценностных ориентаций человека в социуме. Проблемы свободы, смысла человеческой жизни. Необходимо рассмотреть бытие и не бытие человека при его жизни и после смерти.

3. Научно истолкуйте суть поведения человека. Определите механизм его проявления.

 

Логические задачи

1.Маркс говорил, что сущность Ч. не абстрактна, а конкретна. Прокомментируйте мысль К. Маркса.

2. Прокомментируйте мысль К. Маркса: «Человек есть совокупность общественных отношений».

3. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок? В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

4. Обоснуйте, чем память Ж. отличается от памяти Л.?

 

XIV. Социальная философия

1. Предмет социальной философии. Общество как система и его структурные подразделения.

2.Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания и их роль в жизни людей.

3. Типы общества. Концепция Д.Белла, М.Кастельса, М. Маклюна, Ф. Уэбстера

4. Понятие культуры. Культура и цивилизация: общность и различие между ними.

Н.Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П.Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии культуры и цивилизации.

 

Логическая задача

1. У К. Маркса есть изречение: «Деньги – это отчужденная родовая сущность человека». Прокомментируйте эту мысль К. Маркса.

2. Зло и добро как две противоположные стороны единого целого, своей борьбой генерируют общественное развитие. В то же время государственная власть во многих странах проводит политику, направленную на искоренение злых деяний в обществе. Такая политика, безусловно, инициирует снижение борьбы двух противоположных начал. Как тут быть с диалектикой общественного прогресса? Попробуйте объяснить.

 

XV. Философское осмысление глобальных вызовов современности

1. Характеристика основных глобальных проблем современности и роль человеческого фактора в их разрешении.

2. Стратегия «Казахстан - 2050»: Н. А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. Основные мотивационные факторы их принятия.

 

Логическая задача

1. Почему Казахстан принимает стратегию «Казахстан - 2050», хотя не все позиции стратегий «Казахстан - 2030»?

2. Подумайте, может ли человечество победить глобальные вызовы современности: экологическую, продовольственную и демографическую?

 

Для решения дилеммы, почему психология должна быть описательной, а не ……. Чувственное, эмпирическое познание обладает тем достоинством, что оно познает лишь то, что есть, а не то, что должно быть. То есть, схватывает предметы и явления в непосредственной форме их бытия. В то же время, чувственное, эмпирическое познание не расчленяет предмет на его составляющие, не выявляет сущность, в нем присутствующую. Оно фиксирует объекты познания с точки зрения единичности, а не их всеобщности. Оно фиксирует внешнюю определенность предметов и явлений, их отличие друг от друга, но не вскрывает сущность их природы – они конкретные, чувственно-воспринимаемые формы инобытия идеи и духа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...