X. Бытие как центральная категория онтологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1.Понятие бытия и субстанции. Бытие и небытие Ч. при жизни и после смерти. Категории материи, ее атрибуты и формы. Уровни организации живой и неживой материи. Попробуйте опровергнуть учение французского философа Д. Дидро об ощущающей мыслящей материей, изложенного в Лг. Зд. №54. В данном случае речь может идти только о живой материи. Только живая материя способна породить внутреннюю целесообразность, и проявить телеогичность. В Неорг. Мат. этой телеогичности нет, предметы в ней находятся в безразличии др. др., и связаны др. с др. только через движ. как перемещение. 2. Основные формы движения материи. Пространство и время. Обоснуйте, почему философы считают, что пространство и время враждебно человечеству? 3. Понятие сознание. Проблема сознания в философии и науке Логические задачи 1. Если в будущем человечеству удастся создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет генерировать на основе материальных процессов. №53. 2. Один из учеников озадачил своего учителя философа, утверждая, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, т. к. не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»? 3. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?
XI.Принцип развития: диалектика и синергетика 1. Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики. 2. Метафизика как антипод диалектики и единство логики и методологии научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.
3. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем. Логические задачи 1. Почему в 12 лекции на слайде нож у Диалектика очень большой и виден хорошо, а у Метафизика – он маленький и плохо виден? Прокомментируйте. 2. Почему материя не может существовать без двух своих главных атрибутивных принципов: развития и всеобщей связи?
XII. Возможности и границы познания. Специфика научного познания 1. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Соотношение материального и идеального в процессе познания, и его значение для развития философии. 2. Особенности научного познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. Попробуйте воссоздать историю генезиса процесса познания, с указанием основных этапов его становления. Почему чувственное познание оказалась первичной в гносеологии? 3. Основные формы и методы научного познания. Попробуйте обосновать теорию «Анамнезиса» Платона (теорию припонимания) к современной гносеологической ситуации. 4. Синергетика как само организующая система. 5. Не научные формы познания и их разновидности. Научное осмысление интуитивных, экстрасенсорных и иных форм познания. Попробуйте научнообосновать сенсорные и телепатические способности шаманов, колдунов, гадалок и других неординарно способных людей.
Логические задачи 1. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»? 2. Перед входом в Академию Платона б ыла вывешена табличка с надписью: « пусть сюда не войдет тот, кто не знает геометрии». Обоснуйте, с чем это было связано?
3. Почему высокоинтеллектуальные личности в процессе познания, чаще обращаются к своей памяти?
XIII. Философская антропология 1. Философское осмысление биосоциального и психического единства человека. Какую роль играют эти начала в поступках людей. 2. Личностная обусловленность ценностных ориентаций человека в социуме. Проблемы свободы, смысла человеческой жизни. Необходимо рассмотреть бытие и не бытие человека при его жизни и после смерти. 3. Научно истолкуйте суть поведения человека. Определите механизм его проявления.
Логические задачи 1.Маркс говорил, что сущность Ч. не абстрактна, а конкретна. Прокомментируйте мысль К. Маркса. 2. Прокомментируйте мысль К. Маркса: «Человек есть совокупность общественных отношений». 3. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок? В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными? 4. Обоснуйте, чем память Ж. отличается от памяти Л.?
XIV. Социальная философия 1. Предмет социальной философии. Общество как система и его структурные подразделения. 2.Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания и их роль в жизни людей. 3. Типы общества. Концепция Д.Белла, М.Кастельса, М. Маклюна, Ф. Уэбстера 4. Понятие культуры. Культура и цивилизация: общность и различие между ними. Н.Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П.Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии культуры и цивилизации.
Логическая задача 1. У К. Маркса есть изречение: «Деньги – это отчужденная родовая сущность человека». Прокомментируйте эту мысль К. Маркса. 2. Зло и добро как две противоположные стороны единого целого, своей борьбой генерируют общественное развитие. В то же время государственная власть во многих странах проводит политику, направленную на искоренение злых деяний в обществе. Такая политика, безусловно, инициирует снижение борьбы двух противоположных начал. Как тут быть с диалектикой общественного прогресса? Попробуйте объяснить.
XV. Философское осмысление глобальных вызовов современности 1. Характеристика основных глобальных проблем современности и роль человеческого фактора в их разрешении.
2. Стратегия «Казахстан - 2050»: Н. А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. Основные мотивационные факторы их принятия.
Логическая задача 1. Почему Казахстан принимает стратегию «Казахстан - 2050», хотя не все позиции стратегий «Казахстан - 2030»? 2. Подумайте, может ли человечество победить глобальные вызовы современности: экологическую, продовольственную и демографическую?
Для решения дилеммы, почему психология должна быть описательной, а не ……. Чувственное, эмпирическое познание обладает тем достоинством, что оно познает лишь то, что есть, а не то, что должно быть. То есть, схватывает предметы и явления в непосредственной форме их бытия. В то же время, чувственное, эмпирическое познание не расчленяет предмет на его составляющие, не выявляет сущность, в нем присутствующую. Оно фиксирует объекты познания с точки зрения единичности, а не их всеобщности. Оно фиксирует внешнюю определенность предметов и явлений, их отличие друг от друга, но не вскрывает сущность их природы – они конкретные, чувственно-воспринимаемые формы инобытия идеи и духа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|