Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование функций менеджмента на предприятии




Планирование

 

Планирование - разработка целей и путей их достижения.

Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.

 

Графическая модель стратегического планирования в ОАО "Каштан"

Этап 1 Информационное обеспечение стратегического планирования Первый этап стратегического планирования заключается в сборе, классификации и подготовке к использованию информации для разработки стратегии. На предприятии ОАО "Каштан" используются различные методы сбора информации (посещение торговых точек конкурентов, опросы, анкетирование, встречи с клиентами) для выявления потребностей покупателей и возможностей конкурентов. Вся информация обрабатывается, анализируется, и в соответствии с ней вырабатывается эффективная стратегия организации.
Этап 2 Установление миссии и целей организации На предприятии ОАО "Каштан" сформулированы миссия и цели организации, которые обосновывают практическую целесообразность существования организации и формулируют конечное состояние, которого данная организация хочет достичь на определенном временном промежутке. Цели организации приведены в первом разделе.
Этап 3 Выбор методов анализа факт-в внутр. и вн. среды На предприятии ОАО "Каштан" для анализа факторов внутренней и внешней среды используется SWOT-анализ.
Этап 4 - 5 Оценка и анализ факторов внешней и внутренней среды Сильные стороны предприятия: · конкурентная позиция на рынке аналогичных продуктов (доля рынка -15%); · широкий ассортимент высококачественной продукции; · доступные цены; · пользуется высоким спросом у покупателей; · квалифицированные сотрудники; · высокий уровень организованности производственного процесса; · хорошая технологическая база. Слабые стороны предприятия: · неадекватная система налогообложения; · не выработана ясная стратегия дальнейшего продвижения продукта на рынке; · не поддерживается должный уровень ликвидности; · высокие цены на энергоносители; · повышение цен поставщиками первичного продукта; · сезонность производства; · не всегда эффективно используются производственные мощности, наличие периодов недозагрузки. Возможности предприятия в корне связаны с использованием инноваций на предприятии: · выход на рынок сбыта с принципиально новыми видами продукции; · привлечение иностранных инвестиций; · выход на международный рынок сбыта. Угрозы: · более активная деятельность конкурентов по введению нового продукта; · возрастание силы торга у поставщиков · изменение потребностей и вкуса покупателей.
Этап 6 Выполнение расчетов, обоснований и проектных решений Необходимо рассчитать экономические показатели: рентабельность, эффективность, прибыльность, ликвидность
Этап 7 Формирование вариантов стратегий Формированием вариантов стратегий (стратегических альтернатив) занимается совет учредителей во главе с главой правления
Этап 8 Выбор стратегии на основах формирования управленческих решений ОАО "Каштан" выбрало себе стратегию постоянного развития и расширения своих производственных мощностей
Этап 9 Оценка стратегии на предмет соответствия установленным критериям ОАО "Каштан" осуществляет свою деятельность согласно миссии организации

 

Графическая модель оперативного планирования в ОАО "Каштан"

Этап 1Информационное обеспечение оперативного планирования; подбор фактических данных, которые характеризуют стратегию предприятияПервый этап оперативного планирования заключается в подборе, классификации и подготовке к использованию информации относительно формирования системы плановых параметров, осуществление процесса бюджетирования, формирование альтернативных оперативных планов, методического обеспечения. Вся информация обрабатывается, анализируется, и в соответствии с ней вырабатывается эффективная стратегия организации.    
Этап 2 Оценка и анализ сильных и слабых сторон организации Оценивание сильных и слабых сторон организации при операционном планировании проводится с помощью SWOT-анализа и SNM-анализа.
Этап 3 Выбор и формирование плановых параметров (системы экономических, технологических, социальных и др. показателей) К экономическим показателям относятся рентабельность, ликвидность, размеры прибыли, экономическая эффективность, оборотность и т.д. В подсистему социальных показателей входят уровень заработной платы, производительность труда, трудоёмкость работ, удельный вес управленцев в общей численности работников, затраты на улучшение условий труда, оздоровительные и развлекательные мероприятия и т.д. В качестве технологических показателей учитывается производительная мощность оборудования и оснащения, затраты на модернизацию и обновление технологии, фондоотдачу и фондоёмкость и т.д.
Этап 4 Формирование бюджета (бюджетирование) Формирование бюджета производится факторным методом. В соответствии с этим методом базовые бюджетные показатели корректируются с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды. Относительно уровня приспособленности бюджетирования к изменениям внутренней и внешней среды, бюджетирование ОАО «Каштан» можно определить как гибкое. На предприятии происходит одновременно формирование нескольких вариантов бюджета с учетом пессимистических и оптимистических прогнозов.
Этап 5 Выбор административных рычагов (тактики, политики, процедур, правил и т.д.) Управленцами предприятия разрабатываются тактические планы, содействующие развитию стратегий. Общим руководством к действиям и принятию решений, облегчающих достижение целей, т.е. политикой фирмы является ориентация на европейские стандарты качества работы. На предприятии действует система процедур и правил, предписывающих характер и содержание действий в конкретной ситуации. Это различные технические и должностные инструкции, правила оформления документов на предприятии.
Этап 6 Формирование альтернативных вариантов оперативных планов Формированием альтернативных вариантов оперативных планов занимается главный агроном, главный экономист под руководством главы правления.
 Этап 7 Выбор варианта оперативного плана, который соответствует принятой стратегии В ОАО "Каштан" принятие решений по поводу выбора варианта оперативного плана осуществляет глава правления. 

 

Организация

 

Организация - это вид управленческой деятельности, направленный на создание, налаживание и поддержание производственных и управленческих отношений в процессе выполнения планов и взаимодействия с внешней средой.

 

Фактическая численность и функции должностных лиц ОАО «Каштан»

Должности руководителей Численность, чел. Функции (виды деятельности работников) Ответственность и полномочия
1 Глава правления 1 Определяет миссии и цели организации, формирует задания, принимает решения, координирует и утверждает их, делегирует полномочия сотрудников. Отвечает за развитие и функционирование организации вцелом.
2 Главный бухгалтер 1 Руководит процессами планирования, финансовой деятельностью предприятия, занимается финансовой стороной деятельности организации. Отвечает за правильность, своевременность бухгалтерского учета.
3 Главный экономист 1 Руководит организацией торгово-оперативных процессов, управлением товарными запасами, планированием, учетом, анализом, контролем всех составных элементов коммерческой деятельности организации; составляет краткосрочные и долгосрочные экономические планы, выявляет перспективы развития организации, занимается бизнес- планированием; занимается подбором кадров, их обучением, разрабатывает должностные инструкции. Отвечает за эффективность функционирования всех составных элементов коммерческой деятельности организации; отвечает за правильность обработки экономической информации, эффективность составленных экономических планов; контролирует работу персонала; отвечает за обучение, повышение квалификации, эффективность работы кадров.
4 Главный агроном 1 Руководит технической подготовкой коммерческо-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет решение технических задач по развитию материально-технической базы, контролирует правильность эксплуатации оборудования; занимается организацией торговли. Отвечает за соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; отвечает за поставку и сбыт продукции.

 

Мотивация

 

Мотивация - вид управленческой деятельности, который обеспечивает процесс побуждения работников к деятельности, направленный на достижение собственных целей и целей организации.


Применение теорий мотиваций в ОАО «Каштан»

Название теории мотивации Краткое содержание Обоснование возможностей применения в организации
Иерархия потребностей по Маслоу (1908-1970) 1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, отдыхе и т.п. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. 3. Социальные потребности - это понятие, включающее чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Но эта теория не учитывает индивидуальные отличия людей.
 Теория потребностей М.Туган-Барановский · физиологические потребности; · половые; · симптоматические; · инстинкты; · альтруистические; · практические При применении этой теории наибольший результат принесет влияние на физиологические и практические потребности
Двухфакторная теория Ф. Герцберга Гигиенические факторы: 1. Политика фирмы и администрации 2. Условия работы 3. Заработок 4. Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными 5. Степень непосредственного контроля над работой Мотивация: 1. Успех 2. Продвижение по службе 3. Признание и одобрение результатов работы 4. Высокая степень ответственности 5. Возможности творческого и делового роста Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Но один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы
Теория “ХУ” Д. Макгрегор (1906-1964) Теория “Х”: · безопасность; · боязнь ответственности и т.д. Теория “У”: · нежелание работать; · самовыражение; · высокие цели.  Необходимо работникам предоставлять больше свободы для проявления самостоятельности и творчества. Эту теорию необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников.

В процессе мотивации необходимо учитывать то, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.

 

Результаты расчета заработной платы в ОАО “Каштан”

Должностные лица Должностной оклад (тарифная ставка)

Надбавки, доплаты

Премии

Величина месячной заработной платы, грн.
    Характер Величина, грн. Характер Величина, грн.  
Глава правления 1500

 

Перевыполнение рабочего плана 500 2000
Главный бухгалтер 1010 Работа сверхнормы 200

 

1210
Главный экономист 1150 Работа сверхнормы 300     1450
Главный агроном 1200     Работа в выходные дни 100 1300

 

Контролирование

 

Функцию контроля на предприятии ОАО "Каштан" выполняет глава правления. На предприятии используются такие виды контроля:

Предварительный - это способ убедиться, что работа развиваться в заданном направлении. Например, проверка качества сырья.

Текущий контроль осуществляется регулярной проверкой работ подчиненных, обсуждением возникающих проблем и предложениями по усовершенствованию работы. Заключительный контроль дает информацию необходимую для планирования. С помощью такого контроля руководство лучше оценивает возможности предприятия; дает возможность получить информацию о возникших проблемах

 Финансовому контролю подвергается деятельность гл. бухгалтера предприятия. Поскольку финансовый контроль ориентирован на финансовую сферу организации, то он реализуется в виде системы наблюдений, проверки, исследовании эффективности функционирования и развития финансовых ресурсов. Маркетинговому контролю, действия и мероприятия, которого связанны с проверкой уровня реализации маркетинговой концепции организации. Основными критериями, которыми при этом виде контроля руководствуется глава фирмы, являются эффективность рекламных компаний, уровень конкурентоспособности продукции, качество обслуживания потребителей, уровень затрат на сбыт и другие.

Производственный контроль заключается в сравнивании показателей производственного планирования с фактическими данными, анализирует отклонения. Главные критерии - выполнение сроков, эффективность использования производственных мощностей, анализ затрат производства.


Регулирование

 

Проблемы, которые были выявлены в процессе контролирования, требуют осуществления функции регулирования.

Регулирование призвано устранить все недостатки, отклонения, сбои, в процессе контролирования. При этом регулирование целесообразно применять во время осуществления всех функций менеджмента (планирования, организации, мотивации, контроля).

 

Виды контроля Выявленные в процессе контроля недостатки, отклонения и сбои Принятие соответствующих управленческих решений в управляющей системе с целью устранения недостатков, отклонений и сбоев
Предварительный  Низкое качество закупаемого сырья Замена поставщиками товарной партии
Текущий Отклонения от плана реализации продукции Открытие новых точек реализации продукции, дополнительная реклама в печатных изданиях, предоставление скидок постоянным клиентам
Заключительный При заключительном контроле отклонений и сбоев не выявлено  
Финансовый При финансовом контроле отклонений и сбоев не выявлено  
Маркетинговый Высокий уровень затрат на сбыт продукции На данный момент глава правления решает вопрос о снижении затрат путем заключения новых договоров с сотрудничающими предприятиями на обоюдно выгодных условиях
Производственный Неполное использование производственных мощностей Сдать склад для хранения в аренду

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...