Группы методов
| Виды методов
| Примеры использования методов
| Характеристика взаимосвязи функций и методов
| Характеристика механизмов взаимосвязи разных методов
|
Пo направлению влияния
| Методы прямого влияния
| приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения
| связано с функцией организации и мотивации
|
|
| Методы косвенного влияния
| формирования психологического климата в коллективе, подбор работников
| мотивация работников
| связано с методами морального влияния
|
По способу учета интересов
| Методы материального влияния
| материальное стимулирование
| материальное стимулирование работников
| методы прямого влияния
|
| Методы властного влияния
| составления регламента деятельности
| взаимодействие с мотивацией и регулированием
| связано с методом непрямого влияния
|
| Методы морального влияния
| проведение периодических собраний, мероприятий на предприятии
|
|
|
По форме влияния
| Количественные
| цены, материальные стимулы
| материальное стимулирование работников
| методы прямого влияния
|
| Качественные
| указания, инструкции и т. д.
| взаимодействие с мотивацией и регулированием.
| связано с методом непрямого влияния.
|
По характеру воздействия
| Экономические
| субсидирование персонала; товары со скидкой; ссуды; частное страхование здоровья
| мотивация, планирование, контроль
| взаимодействует с моральными и материальными стимулами
|
| Социально-психологические
| намек, похвала, просьба и т.д.
| мотивация
| взаимодействует с моральными стимулами
|
| Административные
| организационные воздействия; распорядительные воздействия; материальная ответственность и взыскания; дисциплинарная ответственность и взыскания; административная ответственность
| взаимодействие с контролем организацией и регулированием
| связано с эконом-м планированием, дисциплинарными действиями, моральными, матер-ми стимулами, распорядительными действиями
|
4.
Разработка механизмов принятия управленческих решений в организации
В ОАО "Каштан" процесс принятия решений занимает важную роль, т.к. именно от этих решений зависит дальнейшее будущее предприятия, поэтому данному процессу уделяется большое значение.
Характеристика управленческих решений
| Примеры, которые отражают характеристики управленческих решений
| Механизмы обеспечения эффективности использования характеристик управленческих решений в организации
|
Виды управленческих решений
| · по функциональному содержанию; · по характеру решаемых задач; · по уровням иерархии систем управления; · в зависимости от организации; · по характеру целей; · по причинам возникновения;
| Эта классификация управленческих решений необходима для определения подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность
|
Условия принятия управленческих решений
| Диагностика проблемы.
| Осознание и установление симптомов затруднения.
|
| Сбор информации.
| Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией.
|
| Выявление ограничений.
| Пример ограничения - бюджет. Глава правления должен знать ограничения до того как начнет выявлять альтернативы. Ему также необходимо определить стандарты или критерии принятия решений.
|
| Поиск альтернатив.
| Многие из альтернатив легко обнаружить. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы. В этом случае необходим творческий подход.
|
| Оценка альтернатив
| Определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.
|
| Выбор альтернативы с наиболее благоприятными общими последствиями.
|
|
| Установление обратной связи
| На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые глава правления надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.
|
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
| Личностные оценки руководителя
| Образование, возраст, опыт и т.д.
|
| Среда принятия решений.
| Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Сталкиваясь с неопределенностью, глава правления пытается получить дополнительную информацию или действует в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией
|
| Время и изменяющаяся среда
| Ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основано решение, остаются релевантными и точными. Решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение
|
| Информационные ограничения
| Порой необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого
|
| Поведенческие ограничения
| Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений.
|
| Негативные последствия
| Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша.
|
| Взаимозависимость решений
| В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны.
|
Подходы по оптимизации управленческих решений
| Методы моделирования (методы исследования операций)
| Базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Это процедура, состоящая из нескольких этапов: · постановка задачи; · определение критерия эффективности анализируемой операции; · количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; · построение математической модели изучаемого объекта (операции); · количественное решение модели и нахождение оптимального решения; · проверка адекватности модели и найденного решения; · корректировка и обновление модели.
|
| Модели теории игр
| Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия. Возможность прогнозировать действия конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Однако используются эти модели довольно редко, так как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными экономическими ситуациями.
|
| Модели теории очередей (оптимального обслуживания)
| Используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна. Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка.
|
| Модели управления запасами.
| Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Но создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию каин шла Модели управления запасами позволяют найти такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне не прерывности производственных процессов.
|
| Модели линейного программирования
| Применяют для оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учетом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и другие типы моделей. При нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов - модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени - модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции - модели математической статистики {корреляционно-регрессионный анализ).
|
По характеру отношений в организации разделяют формальные и неформальные объединения работников.
Формальные группы являются последствием структурирования организации по горизонтали и вертикали и соответствуют числу ее структурных единиц (подразделений). Руководством ОАО «Каштан» создано 3 формальные группы с целью выполнения конкретных производственных или управленческих функций.
Т.к. ОАО «Каштан» сравнительно небольшое предприятие, то неформальных групп выявлено не было.