Чакра основания позвоночника 6 глава
ПЯТЬ СТИХИЙ
В так называемой восточной традиции существует пять стихий: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Они часто изображались в виде пентаграммы, пяти лучевой звезды, обозначающей их функциональные и трансформационные взаимоотношения. Две широких традиции, восточная и западная, не противоречат друг другу, как может показаться, и даже не являются следствием разного понимания сути вещей. Это взаимно дополняющие части одного целого.
В Китае названия пяти стихий соответствуют названиям пяти главных планет: Дерево ассоциируется с Юпитером, Огонь — с Марсом, Земля — с Сатурном, Металл — с Венерой, а Вода — с Меркурием. Важно подчеркнуть, что планеты воспринимаются не просто как небесные тела, расположенные на огромном расстоянии от Земли. Они взаимосвязаны в энергетической системе Вселенной — точно так же, как связаны определенные силы в энергетической системе миниатюрной вселенной нашего организма. Планеты можно рассматривать как свойства Вселенной по отношению к Земле и как свойства души по отношению к физическому телу. Поэтому в древней астрологии планеты соответствовали различным органам тела и определенным образом влияли на них. Марс (Огонь) соответствовал сердцу, Венера (Металл) — легким, Меркурий (Вода) — почкам, Сатурн (Земля) — селезенке, а Юпитер (Дерево) — печени.
Это древнее учение, согласно которому Земля тесно связана с Сатурном, тем более интересно для нас после сообщения о старте космического аппарата с мыса Канаверал во Флориде в октябре 1997 г. Через семь лет он пройдет достаточно близко к Сатурну, чтобы выпустить миниатюрный зонд для исследования Титана, одного из восемнадцати спутников этой планеты, который, по мнению исследователей, может напоминать Землю 4,5 миллиарда лет назад, еще до зарождения жизни на нашей планете.
Согласно этому учению, сердце (Марс/Огонь) поддерживает селезенку (Сатурн/Земля); селезенка поддерживает легкие (Венера/Металл); легкие поддерживают почки (Меркурий/Вода); почки поддерживают печень (Юпитер/Дерево), а печень поддерживает сердце. Такой же цикл прилагается и к другим внутренним органам: тонкая кишка (Марс/Огонь) поддерживает желудок (Стаурн/Земля); желудок поддерживает толстую кишку (Венера/Металл); толстая кишка поддерживает мочевой пузырь (Меркурий/Вода); мочевой пузырь поддерживает желчный пузырь (Юпитер/Дерево). Если в одном органе нарушается энергетическое равновесие, он не может надлежащим образом поддерживать следующий орган, и так далее. Китайская медицина основана на этих фундаментальных принципах. Таким образом, стихии являются не энергиями, а движением энергии. Они обозначают путь, по которому энергия движется и преображает себя в естественном цикле перемен. Например:
• Дерево сгорает и производит Огонь. • Огонь оставляет пепел, то есть Землю. • Земля содержит руду, которая дает Металл. • Металл плавится и производит Воду. • Вода питает растительную жизнь и производит Дерево.
Цикл завершается. Однако в дополнительном цикле рассеивания происходит следующее:
•Дерево разрушает Землю, вытягивая ее силу. •Огонь плавит Металл. •Земля загрязняет Воду. •Металл рубит Дерево. •Вода гасит Огонь.
Если мы расположим пять стихий китайской системы на Шаманическом Колесе, то получим следующее:
• Дерево, как генерирующая сила, находится на востоке; • Огонь, как распространяющая сила, находится на юге', • Земля, как гармонизирующая сила, находится в центре; • Металл, как втягивающая сила, расположен на западе;
• Вода, как возвращающая сила, находится на севере.
Хотя пять стихий китайской традиции являются движением энергии в процессе трансформации и эволюции или регресса, а не в режиме равновесия, как в западной традиции, при расположении на Шаманическом Колесе прослеживаются четкие соответствия. По китайской традиции, Земля в центре играет роль великой уравновешивающей и объединяющей силы. По западной традиции, в центре находится «скрытая» сила. Теософы называли ее эфиром; отсюда происходят слова «эфирный», что значит «тонкая духовнаясубстанция», и «эфир», означающее «небесный, или космический, свет». Этот «свет» в центре был источником четырех других стихий в процессе их формирования.
Подтверждением этих пяти фаз циклического движения служит двадцатеричная система счисления, принятая во многих племенах американских индейцев, в которой используются цифры от 1 до 20 включительно. Каждая цифра соотносилась с определенным направлением и имела свое место на Шаманическом Колесе, пятая цифра в каждой последовательности (5, 10, 15, 20) располагалась в центре.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ Схемы бытия в многомерной реальности, включая все сущее во Вселенной, приводятся в движение и поддерживаются Триадой, возникающей из единства и противоположности инь и ян, а также творческим и гармоничным взаимодействием четырех Великих Сил, одушевляющих все сущее. Сравните это древнее понимание с современными открытиями генетиков, обнаруживших, что каждая хромосома (палочковидная структура, содержащая гены), состоит из двойной спирали ДНК. Ген образуется из четырех оснований: аденина, тимина, гуанина и цитозина, которые образуют перекрестные в двойной спирали молекулы ДНК. Генетический алфавит содержит лишь четыре буквы — А, Т, Г и Ц. Эти буквы образуют генетический код, в котором любые три основания формируют матрицу для производства базового строительного блока протеина — аминокислоту. Существует лишь двадцать аминокислот, но они могут быть расположены в любой последовательности, каждая из которых обладает своей специализированной и уникальной функ-цией. То, что считается величайшим открытием всех времен, есть лишь подтверждение древней шаманской мудрости, гласившей, что наше бытие является процессом естественного порядка, управляемого Высшими Разумами.
Прежде чем мы предпримем попытку прямого личного общения с этими Разумами, необходимо рассмотреть природу той чудотворной силы, которая, по мнению древних, одушевляла все формы, наделяя каждое живое существо осознанием своего бытия.
ГЛАВА 7 «ТО, БЕЗ ЧЕГО НИЧТО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ»
Существует сообщество живых существ, чье уникальное выражение создает симфонию небывалой красоты и чья первозданная сила проявляется в том, что мы называем Природой
В Природе есть сила, существующая повсюду вокруг нас, но остающаяся незамеченной для большинства людей. Она неизвестна материалистической науке, так как имеет нефизическую природу, но шаманы в течение тысячелетий знали ее как скрытую сущность, позволяющую каждому живому существу чувствовать свою «живость». Сущность в данном случае можно определить как чистую первичную энергию, облекающую и содержащую в себе все вещи. Каждый объект в физической вселенной либо пульсирует, либо вибрирует в такт с этой энергией и существует благодаря ей. Даже кажущаяся неодушевленность природных объектов — например, скал и валунов — является иллюзией, так как они тоже обладают самосознанием, хотя и сильно отличающимся от нашего. Сущность, придающая жизненную силу любому живому существу, от амебы до человека, имеет духовную природу. Некоторые шаманы называли ее «То, без чего ничто не может существовать». В Полинезии она называлась маной, что означает «чудотворная сила». В Китае она называлась ци (жизненная сила), а в Японии — ки (жизнетворная сущность). В Древней Индии она была известна как прана (санскритское слово, означающее «абсолютная энергия), а шаманы Древней Скандинавии называли ее мейгин, что означало «внутренняя сила». Каждое из этих определений отражает аспект одной и той же первичной силы. Мы можем видеть, что среди коренных народов во всех частях света существовало понимание сущности, пронизывающей и оживляющей все формы жизни, которая сама по себе, однако, не является веществом. Эта сущность содержится в воздухе, которым мы дышим, и в пище, которую мы едим.
МАНА Гавайское слово мана понималось шаманами островов Тихого океана и некоторых американских племен просто как «жизненная сила». Гавайский язык очень древний и обладает некоторыми необычными качествами. Слова в нем имеют основное, или «поверхностное», значение, но при разделении на составные компоненты и корневые слова они приобретают новые оттенки смысла. Эти оттенки, «скрытые» внутри слова, делают возможным более глубокое его понимание. Чем тщательнее вы изучаете слово, тем больше подробностей открывается перед вами — как в самой Природе! Слово мана использовалось гавайскими шаманами-кахуна для описания источника силы, позволявшего им совершать на первый взгляд чудесные дела. Слово кахуна в общем смысле означает «мастер» или «хозяин». Хуна означает «тайный» или «скрытый». Шаманов-кахуна называли Хранителями Тайн, поскольку они были стражами древнего знания о том, что находится за пределами мира явлений. Поэтому шамана-кахуна можно определить как человека, который был хозяином секретов жизни, скрытых от обычных глаз. Звание «хранителя», как и в большинстве других мистических традиций, подразумевало не охрану, а именно сохранение знаний. Кахуна сохраняли древнюю мудрость, которая была им доверена во всей своей полноте. В других культурах племенные шаманы сохраняли знание, открывавшее доступ к силам Природы, и делили его со специально избранными для этой цели учениками, которым предстояло работать с будущими поколениями. Лишь странствующие шаманы, путешествовавшие от одного племени к другому, собирая новые знания и прибавляя их к уже имеющимся, делились своей мудростью со всеми людьми, чье сердце было достаточно открыто, чтобы принять ее и использовать на благо окружающим. Эта книга была написана в духе странствующих шаманов. Согласно устным учениям, «чудодейственная сила» является сочетанием четырех разных аспектов. * Энергетизирующая и творческая сила. * Сила господства и контроля. * Сила влияния и авторитета. * Сила как способность уверенно выполнять определенную работу. В словарях гавайского языка мана дополнительно определяется как «распространяющаяся сила». «Ма» — это приставка, а «на» — суффикс. Ма можно перевести как «сплетать, обхватывать», а на — «принадлежать». Поэтому ма-ну можно рассматривать как «обхватывающую силу, принадлежащую ко всему, чего она касается». Теперь давайте пойдем дальше: ма также означает «посредством» и «делать твердым или прочным». Благодаря мане вещи кажутся прочными — иными словами, она делает невидимое видимым!
Суффикс на имеет два значения: «частица» и «принадлежать». Итак, мана — это частица, которая чему-то принадлежит. Чему? Разумеется, своему первичному Источнику. Мана исходит прямо из Источника всего сущего. Корневое слово ана означает «узор», а также «насыщающая субстанция». Стало быть, мана — поток частиц духовной субстанции, насыщающий жизнью. Слово мана означает «ветер» или «дыхание», что позволяет дать еще одно определение. Мана — это духовная субстанция, которая переносится по воздуху и подобна легкому ветру или дыханию. Шаманы-кахуна воспринимали движение потока маны. Они сравнивали его с течением воды, так как с глубокой древности Жизненная Сила часто изображалась символом воды: простой волнистой линией. Однако в наши дни ее скорее можно сравнить с электрическим током различной силы и напряжения. Мана обладает определенными магнетическими свойствами; при разборе слова мы могли убедиться, что она льнет к вещам, как плющ, обвивающий стену дома. В древности Жизненная Сила часто изображалась в виде символа виноградной лозы. Поскольку мана обладает текучестью, ее основной функцией является движение. Но это не то движение, которое сдвигает вещи с места, скорее, это движение, происходящее при упорядочении самого вещества. Оно насыщает! Если исходить из того, что движение лежит в основе жизни, то именно мана делает это движение возможным. Без движения, активности, пульсации, циркуляции и течения не может быть жизни. В атмосфере мана находится в наиболее свободном состоянии, и легче всего она воспринимается именно из воздуха — не через легкие физического тела, но через чакры энергетического тела. Хотя мана находится в воздухе, она не является ни воздухом, ни каким-либо из химических компонентов атмосферы. Воздух и наше дыхание просто насыщены ею. Поскольку ученые не могут найти химических следов маны в атмосфере или определить ее присутствие с помощью приборов, они либо отрицают ее существование, либо утверждают, что такое понятие ненаучно и недоказуемо. Медицина тоже отрицает существование Жизненной Силы, так как не может объяснить ее происхождение. Однако многие врачи признают, что в мире есть места, к примеру некоторые прибрежные курорты или высокогорные районы, где в атмосфере содержится больше «полезных веществ», помогающих восстановить здоровье и жизненные силы. Эти «полезные вещества» и есть мана. Атмосферный кислород, попадающий в легкие, поступает в кровеносную систему и разносится ко всем клетками человеческого тела. Мана усваивается сходным образом. Когда она попадает в центральную нервную систему, то используется для усиления мыслей, возникающих в сознании. Мана — это энергетизирующая сила, порождающая творческие мысли и позволяющая воплощать их в действительности. Поэтому мана — это не только дыхание жизни, но и сила мысли. Ману еще сравнивали с животворным дождем, пробуждающим семена жизни к прорастанию, цветению и плодоношению. Она насыщает органическое вещество, оживляет его, а затем способствует его росту и развитию.
ЦИ Среди даосских шаманов Китая и Тибета та же самая жизненная субстанция была известна под названием «ци». Китайский иероглиф ци заключает в себе нечто большее, чем название или даже философское понятие. Ци не только именует животворную силу, но и выражает ее сущность своим звучанием. Ци — это шепот ветерка. Ци — это песня солнечного и лунного света. Ци — это звук нежных поцелуев дождя. Ци дирижирует энергетическими потоками, питающими все живое на Земле. Поэтому в дальнейшем я буду пользоваться словом ци, а не мана, прана или мейгин. Ци образует звук, который не только легко выходит вместе с дыханием, но и гармонизирует природные энергии. К примеру, издавая звук ци, вы можете без труда соединяться с энергией ветра, Солнца, Земли, Луны и даже звезд. Звук ци выходит за пределы спектра слышимых частот; он проникает внутрь и реверберирует во всех измерениях бытия. Это звук гармонической вибрации Вселенной. Это жизненная энергия гармонии. Гармония создает красоту. Любовь создает гармонию. Поэтому ци — это еще и сила любви. Дух ци есть непрерывность жизни в процессе бессмертия. Повторю еще раз, так как это очень важно: дух ци есть непрерывность жизни в процессе бессмертия. Итак, ци — это мотивирующая субстанция, вдыхающая жизнь во все вещи. Без ци солнце бы не светило, горы не образовались, реки не текли, деревья не росли, и человечества бы вообще не было. Ци связывает дух с веществом. Дух — это сущность, порождающая движение, а ци — это сила, делающая движение возможным.
Рис. 28. Китайский иероглиф ци имеет несколько значений. Он может означать «воздух» или «дыхание», но также отражает понятие жизненной эссенции, фундаментальной энергии Вселенной, которая поддерживает жизнь и присутствует везде — от крошечной клетки до огромной планеты
Хотя энергия ци приходит в основном вместе с дыханием, она также усваивается через еду и питье, через контакт с Землей, Солнцем, Луной и звездами. Постоянный поток ци через сложную сеть каналов нади и меридианов связывает костную структуру и мягкие ткани с жизненно важными органами и мозгом, позволяя физическому телу функционировать как единое целое. Рассеиваясь по телу, ци обеспечивает нас защитной и оборонительной энергией. Усталость, упадок жизненных сил и недомогания являются результатом ослабления ци или препятствий на пути ее продвижения.
ДИНАМИКА ЦИ Оригинальные шаманские методики накопления ци и связи с жизненными энергиями Природы оставались скрытыми до последнего времени, когда с рассветом нового тысячелетия появилась возможность для расширения человеческого осознания и восприятия многомерной реальности. В Древнем Китае упражнения для стимуляции и направления внутреннего потока ци возникли из шаманской мудрости и стали частью религиозных и мистических учений. В этом контексте они приобрели известность как ци-кунг (цигун), что означает «тренировка жизненной энергии». Первоначально упражнения преподавались в замкнутых группах учеников и посвященных под надзором мастера цигун. Впоследствии появились различные системы цигун в зависимости от основного предназначения: укрепления здоровья, совершенствования боевых искусств, личного и духовного развития. Сегодня эти системы открыты для изучения и пользуются широкой популярностью. В наши дни древние шаманские методики адаптируются к требованиям времени, что делает, их пригодными для людей всех возрастов и занятий. Большую роль в этом играет работа австралийской исследовательницы Гэй Райт и ее партнера Рода Николсона, мастера цигун, который называет эту адаптацию древней мудрости «динамикой ци». Занятия по системе «динамики ци» способствуют более эффективному усвоению кислорода при дыхании и ускорению циркуляции ци в энергетической системе человека, что приводит к улучшению обмена веществ, укреплению естественных защитных механизмов тела, регенерации клеток, обострению умственных способностей и душевному просветлению. Увеличение притока энергии ци и ее накопление в организме является основным принципом «динамики ци». Этой теме посвящен наш следующий опыт.
Опыт 13 Круговое дыхание ци Встаньте, расставив ноги на ширину плеч, выпрямив спину и слегка согнув колени в «позе всадника», описанной в опыте 7. Свободно опустите руки вдоль туловища и держите кисти ладонями вверх в области пупка, чтобы кончики пальцев слегка соприкасались (рис. 29, а). Вдохните через рот и одновременно поднимите руки в стороны и вверх круговым движением, чтобы кончики пальцев снова соприкоснулись в точке, расположенной примерно в полуметре над головой. Это движение должно быть медленным и совпадать с продолжительностью вашего вдоха (рис. 29, б, в). Задержите дыхание на несколько секунд в этом положении, но ни в коем случае не напрягайтесь. Сделайте медленный выдох. Улыбайтесь, с шумом выпуская воздух из приоткрытого рта со звуком «ши-ии». Руки — ладони вниз, средние пальцы соприкасаются — плавно двигаются вниз, словно выталкивая воздух из воздушной подушки. Это вертикальное движение рук должно совпадать по времени с медленным выдохом (рис. 29, г, Э). Сделайте паузу, когда руки опустятся до уровня пупка, и поверните руки ладонями вверх. Представьте, что энергия ци собирается в области, расположенной на два пальца ниже пупка и примерно в пяти сантиметрах под поверхностью (рис. 29, е). Китайцы называли это тан-тянь — фокальной точкой, где хранится энергия ци, и откуда она может распространяться по всему организму через электромагнитные и биохимические импульсы. Слово «тан-тянь» переводится приблизительно как «энергетическое поле», где тянъ означает «небо» или «космический эликсир», а тан — «озеро», «резервуар» или «вместилище». Поэтому тан-тянъ подобно озеру или резурвуару, содержащему небесный эликсир. Повторите последовательность еще раз, медленно вдыхая воздух и поднимая руки круговыми движениями. При этом вы представляете, что «собираете» ци из окружающей среды. Когда ваши пальцы соприкасаются над головой, представьте, как ци сосредоточивается там.
Рис. 29. Последовательность движений при выполнении «кругового дыхания ци»
Затем, вместе с выдохом, представляйте, как ци выталкивается вниз по вертикальному каналу в центре вашего тела и проходит через чакры, достигая области тан-гпянъ. Выпускайте воздух со звуком «ши-ии» и улыбайтесь на выдохе. Поверните ладони вверх во время паузы перед следующим вдохом и представьте, как частицы ци успокаиваются в области тан-тянь, словно песчинки, просыпавшиеся в нижнюю часть перевернутых песочных часов.
В результате этого опыта, который занимает лишь несколько минут, вы не только увеличите поступление энергии ци в свой организм, но также запасете некоторую ее часть в области тан-тянъ для использования в будущем. Вы можете проверить приток энергии ци, выполнив следующее несложное упражнение.
Опыт 14. Проверка притока энергии ци Быстро сжимайте пальцы рук в кулак и разжимайте до тех пор, пока руки не устанут. Затем поднимите ладони на уровень груди и энергично помассируйте их, как во время умывания. Потрясите пальцами, словно стряхивая на пол капли воды. Теперь сложите ладони молитвенным жестом — так, чтобы кончики пальцев слегка соприкасались, но между ладонями оставалось пустое место. Сфокусируйте свое осознание на участке между ладонями и регистрируйте свои ощущения, даже самые слабые. Какое ощущение возникает в ваших ладонях и кончиках пальцев? Тепло или прохлада? Может быть, легкое покалывание или пульсация? Разведите руки на расстояние 12 — 15 см ладонями друг к другу. Медленно сдвигайте руки, пока ладони почти не соприкоснутся, затем снова разведите в стороны. Представьте себе, что вы сжимаете между ладонями маленький воздушный шарик. Какие ощущения вы испытываете, когда повторяете это упражнение? Легкое покалывание в ладонях? Или тянущее ощущение между ладонями, словно магниты приближаются друг к другу, а затем расходятся в стороны? Какое бы ощущение вы ни испытывали, это восприятие абсорбированной энергии ни. Ваши руки являются инструментом осязания, и сейчас они соприкасаются с частицами жизненной энергии, рассеянной в пространстве словно крошечные капли дождя. Ци невидима и неосязаема. Она не имеет веса, однако ее нельзя поднять. Она не сопротивляется, однако может быть податливой. Хотя она не имеет формы, ее можно удерживать. Ци всегда была с вами, но до сих пор вы не замечали ее присутствия. Это часть вашего существа. Эта жизненная эссенция находится повсюду и во всем: не только в людях, животных и птицах, но также в камнях и растениях, в Солнце и звездах. Все имеет собственную ци — Жизненную Силу, растворенную в нем. Есть ци Земли и ци Солнца. Есть ци Луны, ци звезд и планет. Деревья и растения обладают собственной ци, как и все существа, которые ходят, бегают, ползают, летают или плавают. Ци — это ваша связь со всеми вещами. Будучи многомерным существом, вы соединяетесь с миром явлений и со всеми измерениями, если чтите Жизненную Силу, присущую им изначально.
ШАМАНСКИЕ ОРУДИЯ Ранее в этой главе я упоминал о том, что Жизненная Сила имеет свой звук (хотя обычно неслышный). Жизненная Сила пульсирует, как сердцебиение или монотонный барабанный бой, а также вибрирует, кружась и вращаясь в постоянном текучем движении, словно косточки в погремушке, когда ее встряхивают. Поэтому барабан и погремушка в руках опытного шамана являются не просто музыкальными инструментами, но средством стимуляции звука и движения Жизненной Силы. Шаманское орудие является продолжением человека, который им пользуется. Оно предназначено для выполнения шаманской работы. Его сила и эффективность непосредственно связаны с мастерством шамана, а также с его мотивом и намерением для каждого конкретного случая. В шамаНистике мотив остается неизменным: это любовь и гармония. Меняется лишь намерение. Именно мотив отличает настоящего шамана от чародея. Чародей пытается манипулировать природными силами для достижения эгоистичных целей — например, для того, чтобы обрести власть над другими людьми. Когда эксплуатация природных сил мотивируется корыстными интересами, жадностью и эгоизмом, это приводит к разрушительным последствиям. Здесь кроется причина многих несчастий, смятения и разлада в современном мире: негативная энергия, запущенная в оборот, обретает власть над людьми. Намерение представляет собой позитивное утверждение, подготавливающее канал для беспрепятственного потока энергии. Намерение соединяет шаманское орудие с его владельцем и может изменяться от случая к случаю или даже в пределах одного сеанса шаманской работы. Оно определяет не только цель, но и итог, поэтому оно всегда должно быть ясным и четко сформулированным. К примеру, намерение целителя может заключаться в рассеивании негативных энергий, восстановлении гармонии в теле и разуме пациента. Целитель, пользующийся погремушкой, должен молча повторять свое намерение, фокусируя на нем непреклонное внимание; тогда звук погремушки будет вычищать сгустки в энергетической системе больного и разглаживать фибры энергетического тела — во многом так же, как расческа, разглаживающая волосы и придающая им нужную форму. Приятный звук успокаивает разум, и его воздействие на нервную систему пациента можно сравнить с расслабляющим целебным массажем.
Погремушка Некоторые шаманы утверждают, что погремушка говорит с ними. Каким образом? Ее звук и движение при встряхивании реагируют на движение тонких энергий. Погремушка как бы соединяется с намерением шамана, и в результате он может воспринимать самые незначительные перемены в интенсивности звука и характере движения. Погремушку не нужно энергично трясти или крепко сжимать в руке. Ее следует свободно придерживать большим и указательным пальцами в точке равновесия на рукояти. Ладонь и мизинец служат «стопором», защищающим погремушку от выпадения. Перед началом церемонии шаман фокусирует намерение и повторяет его про себя несколько раз. Затем, плавно вращая запястьем, он посылает погремушке начальный стимул, пробуждая ее к действию. «Заряженная» таким образом, она далее двигается сама по себе, реагируя на энергетическое поле, окружающее ее. Опытный мастер позволяет погремушке двигаться вместе с потоком тонких энергий, а не направляет ее своей волей. Погремушка также является орудием преображения. Она плавно изменяет настройку нашего восприятия перед сдвигом в измененное состояние осознания. Это очень важно, так как внезапная перемена может вызвать шок — человек как будто рывком просыпается от глубокого сна. Другими побочными следствиями являются головокружение и дезориентация в пространстве.
Рис. 32. Погремушку следует держать свободно, между большим и указательным пальцами в точке равновесия на рукояти. Мизинец служит «фиксатором», удерживающим погремушку
Звук погремушки успокаивает разум и воздействует на кору головного мозга, обеспечивая переход от бета-волн (состояние обычного бодрствования) к более замедленному состоянию альфа-волн, обычно возникающему перед отходом ко сну. Далее барабанный бой переносит осознание в состояние тэта-волн, которое можно сравнить со сновидением наяву. Его называют шаманским путешествием, в котором человек выходит на иные уровни восприятия. Работу с погремушкой и барабаном нельзя изучать по книгам. Необходима визуальная и звуковая демонстрация под наблюдением опытного шамана — во всяком случае, до тех пор, пока не будет достигнут соответствующий уровень мастерства Шаманы — это мужчины и женщины, чье осознание и восприятие реальности выходит за рамки «обычного» мира, который большинство из нас считает единственным и неизменным. Они не только знают о существовании других измерений бытия, но способны входить туда и накапливать опыт восприятия. Гэй Райт подчеркивает: «Занятия по системе динамики ци полезны каждому, кто искренне стремится к восприятию другой реальности, какой бы шаманской традиции он ни следовал. Существует лишь одно условие: к любому занятию следует подходить в духе любви и гармонии». Таким образом, ци имеет фундаментальное значение в процессе достижения нашей жизненной цели, которая заключается в развитии бессмертного духа. Бессмертие — это опыт восприятия вечно сущего «сейчас» и само по себе является реальностью, которую мы можем осознавать в повседневной жизни. Бессмертный дух действительно существует в другом измерении и способен черпать энергию ии из окружающей Вселенной — от звезд, планет и космических частиц, — поглощая ее непосредственно, без всякой необходимости в животной, растительной или минеральной пище.
ГЛАВА 8 РАБОТА СО СТИХИЯМИ
Сущность ци ближе к нам, чем воздух, которым мы дышим, ибо благодаря ей мы чувствуем себя живыми. Она питает и поддерживает нас своей могучей силой
В диких просторах гор и холмов, озер и долин, рек и ручьев, степей и побережий есть реальность, существующая за внешним обликом природной красоты. Мы можем назвать эту скрытую реальность духовной экологией, так как именно там нематериальная сущность живых существ обретает выражение и устанавливает связь с другими сущностями. Среда обитания воздействует на нас снаружи. Духовная экология поддерживает нас изнутри.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|