Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования и практические рекомендации

 

Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддерживать механизмы взаимопонимания и взаимодействия «в рабочем состоянии» приходит только с опытом и тренировкой. К важнейшим умениям и навыкам поддержания эмоционального баланса в отношениях будут относиться: умение выслушать, умение высказаться, умение сопереживать, не быть равнодушным. Сопереживание вообще лечит, обеспечивает нормальный жизненный тонус, чувство включенности в людскую жизнь. Оно враг одиночества и отчаяния.

Человеческий характер также может явиться конфликтогеном, но это для тех, кто плохо с собой знаком. Изучение собственного характера как инструмента взаимодействия также помогает снизить конфликтность. Особенно тяжело приходится людям с эпилептоидными чертами характера, так как их эмоциональные процессы обусловлены легкими органическим повреждениями, проявляющимися в характере, в общении с миром. Путь снижения конфликтности во взаимоотношениях и здесь лежит через самопознание и самосовершенствоание.

«Невозможно справляться с чем-то неясным, невидимым. Поэтому одним из важнейших элементов умения разрешать межличностные конфликты является способность полностью осознавать масштабы и детали разногласий, и открыто обсуждать их с партнером».[34] Поэтому умение конфронтировать – это одно из важнейших умений, позволяющих разрешать конфликты, «приводя в порядок» свою эмоциональную сферу. Здесь действует общее правило: высказанное скорее осознается и быстрее угаснет.

Построение коррекционного воздействия, на наш взгляд, должно отличаться многообразием обратной связи с агрессивными, тревожными и ригидными личностями. Это поможет осознанию собственных черт личности, собственных эмоциональных процессов и самопринятию. Для агрессивных подойдет обучение принятию на себя ответственности за эмоциональный исход отношений и конфликтного столкновения, в частности. Тревожным личностям следует скорректировать установки страха и избежания неудач, обучению поведению, при котором препятствия не кажутся столь значительными. Личности, проявляющие ригидность, тяжело меняют поведение, привержены шаблонам и стереотипам. Им стоит обучиться видеть противоречия в отношениях с людьми, своевременно принимать их в расчет.

Основными выводами нашей работы следует считать:

- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами, т.е. у человека всегда есть возможность повлиять на возникновение, развитие и угасание конфликтных взаимоотношений. К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, ее эмоциональность, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;

- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду. Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой. Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.

- Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами; Выбор типа и направления реагирования в конфликте до некоторой степени обусловлен особенностями эмоциональных процессов человека;

- В конфликте действуют особые эмоциональные механизмы. Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами;

- Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для человека на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.

- Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;

- Основные психологические пути превращения конфликтных отношений в неконфликтные заключаются в возможностях самовоспитания, в том числе и собственных чувств, и само- и взаимопонимания, развитие миролюбивых, конструктивных установок;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной целью нашего исследования было выяснение соотношения эмоциональных процессов и конфликтных реакций человека.

Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности, в ходе которого, мы обосновали актуальность нашего исследования по данной теме. Наиболее ярким выводом теоретического исследования следует считать заключение о перестройке человеческой личности для функционирования в конфликтном режиме. Показателем неестественности таких изменений, их вредности для человеческого организма и психики выступают эмоции, открывающиеся человеку в непосредственных переживаниях. Конфликт нецелесообразен с точки зрения человеческого организма и его потребностей. Кроме того, не сами конфликты действуют разрушительно, затрудняя совместную жизнь людей, а следствия конфликта в виде стресса, оборонительных реакций, искажающих светлое мироощущение, заставляющие видеть друг в друге врагов. Люди упорствуют в своих конфликтных намерениях ради более отдаленных целей: сохранить себя, свои ценности, свой характер и мировоззрение. 

В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования в конфликте и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования. Фрустрация как эмоциональный фактор конфликта статистически значимо не связана ни с направленностью реакции, ни с ее типом.

Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования в конфликте позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.

Исходя из результатов исследования, были определены магистральные пути и средства снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях. К основным путям можно отнести установление доверительных отношений в консультировании, способствующих более открытому переживанию конфликтных взаимоотношений клиента; тренинговые методы, позволяющие нивелировать такие источники конфликта как отсутствие навыков конструктивного общения, переговоров и умения идти на компромисс. Поскольку большинство межличностных конфликтов имеют ценностно-мировоззренческую окраску, то умение принимать конфликтные отношения как одну из возможностей личностного роста можно считать бесценной, но вполне развиваемой. 

Каждый специалист в области практической психологии, так или иначе, работает над проблемой конфликта в межличностных отношениях. Надеемся, что добытое нами психологическое знание в области эмоциональных отношений в конфликте поможет людям лучше понимать, более внимательно и сочувственно относиться друг к другу.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

4. Собчик Л. Психология индивидуальности. СПб., 2003.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

6. Гиппенретер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.

7. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М., 2003.

8. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2002.

9. Изард К. Эмоции Человека. М., 1980.

10. Практическая психодиагностика/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский Самара., 1998.

11. Психология и психоанализ характера/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара., 1998.

12. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара., 1996.

13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков//Психология подростка. Хрестоматия/ сост. Ю.И.Фролов. М., 1997.

15. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург., 1998.

16. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000.

17. Гуманистическая и трансперсональная психология. М., 2000.

18. Рабочая книга социолога/ под ред. Г.В.Осипова. М., 2003.

19. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

20. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

21. Психология.Словарь/сост. Л.А.Карпенко. М., 1990.

22. Основы конструктивного общения/сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. М., 1997.

23. Альманах психологических тестов/ сост. Р.Р. Римский и С.А.Римская. М., 1997.

24. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону., 1997.

25. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

27. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.

28. Основы психодиагностики/ под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

29. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.

30. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. № 4, 1995.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1 [35]

 

№ исп

Факторы эмоционального реагирования (психического состояния) по Айзенку

Факторы реагирования в конфликтной ситуации (по Розенцвейгу)

Направление реакции

Тип реакции

тревожность агрессивность фрустрация ригидность экстрапунитивные интропунитивные импунитивные На препятствии На самозащите На удовлетворении
1. 2 3 2 2 2 3 2 2 3 2
2. 2 3 3 2 3 1 2 2 3 1
3. 3 3 2 2 3 2 2 3 3 1
4. 3 1 3 1 1 3 2 2 3 1
5. 3 2 2 3 2 3 3 3 3 1
6. 2 3 3 2 3 1 3 3 3 1
7. 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3
8. 3 1 1 3 1 3 1 3 2 1
9. 1 2 2 2 3 2 2 2 2 2
10. 2 3 3 1 3 1 1 3 3 1
11. 2 3 2 2 3 2 2 1 3 2
12. 2 2 2 2 2 2 2 2 3 1
13. 3 1 3 2 1 3 2 3 1 2
14. 2 2 2 3 1 2 3 3 1 2
15. 2 3 2 2 2 3 1 3 2 2
16. 2 3 1 3 2 2 3 3 1 1
17. 1 1 3 2 2 2 3 1 2 3
18. 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2
19. 2 3 3 1 3 1 2 2 3 1
20. 1 2 2 3 2 2 3 2 2 3

 

 

Приложение 2

Корреляции

 

    ТРЕВ АГРЕСС ФРУСТР РИГИД ЭКСТРА ИНТРО ИМПУН ПРЕП САМОЗАЩ УДОВЛ
ТРЕВ Pearson Correlation 1 -,157 -,064 -,026 -,364 ,408 -,282 ,527(*) ,143 -,458(*)
  Sig. (2-tailed) . ,509 ,788 ,915 ,115 ,074 ,229 ,017 ,547 ,042
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
АГРЕСС Pearson Correlation -,157 1 -,026 -,157 ,697(**) -,516(*) -,075 ,125 ,382 -,266
  Sig. (2-tailed) ,509 . ,913 ,509 ,001 ,020 ,754 ,600 ,097 ,256
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
ФРУСТР Pearson Correlation -,064 -,026 1 -,707(**) ,215 -,415 ,031 -,215 ,359 ,000
  Sig. (2-tailed) ,788 ,913 . ,000 ,363 ,069 ,898 ,363 ,120 1,000
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
РИГИД Pearson Correlation -,026 -,157 -,707(**) 1 -,364 ,298 ,453(*) ,282 -,518(*) ,196
  Sig. (2-tailed) ,915 ,509 ,000 . ,115 ,202 ,045 ,229 ,019 ,407
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
ЭКСТРА Pearson Correlation -,364 ,697(**) ,215 -,364 1 -,699(**) -,061 -,245 ,515(*) -,218
  Sig. (2-tailed) ,115 ,001 ,363 ,115 . ,001 ,797 ,297 ,020 ,355
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
ИНТРО Pearson Correlation ,408 -,516(*) -,415 ,298 -,699(**) 1 -,153 ,100 -,289 ,300
  Sig. (2-tailed) ,074 ,020 ,069 ,202 ,001 . ,520 ,675 ,216 ,199
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
ИМПУН Pearson Correlation -,282 -,075 ,031 ,453(*) -,061 -,153 1 -,123 -,216 ,229
  Sig. (2-tailed) ,229 ,754 ,898 ,045 ,797 ,520 . ,606 ,361 ,332
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
ПРЕП Pearson Correlation ,527(*) ,125 -,215 ,282 -,245 ,100 -,123 1 -,258 -,437
  Sig. (2-tailed) ,017 ,600 ,363 ,229 ,297 ,675 ,606 . ,272 ,054
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
САМОЗАЩ Pearson Correlation ,143 ,382 ,359 -,518(*) ,515(*) -,289 -,216 -,258 1 -,393
  Sig. (2-tailed) ,547 ,097 ,120 ,019 ,020 ,216 ,361 ,272 . ,086
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
УДОВЛ Pearson Correlation -,458(*) -,266 ,000 ,196 -,218 ,300 ,229 -,437 -,393 1
  Sig. (2-tailed) ,042 ,256 1,000 ,407 ,355 ,199 ,332 ,054 ,086 .
  N 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20

* критерий Пирсона. Значимость на уровне 0.05

** значимость на уровне 0.01

 

 


[1] Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М., 1984. С.32.

 

[2] Стресс/ Психология. Словарь. М., 1990.

 

[3] Д.Майерс. Социальная психология. СПб., 1998., С.258.

 

[4] Г.М.Андреева. Социальная психология. М., 1980. С.145.

 

 

[5] Там же. С.144.

[6] Там же. С.148.

 

[7] Гуманистическая и трансперсональная психология. М., 2000., С.53.

[8] Психология и психоанализ характера. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара., 1998., С.423.

[9] Конфликт. Психология. Словарь. М., 1990.

 

[10] А.В.Дмитриев. Конфликтология. М., 2000

.

[11] Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара., 1996., С.304.

 

[12] С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. С.141.

 

[13] С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М.,1989. С 149.

 

[14] Там же. С.149.

 

[15]Там же. С.164.

 

[16] Там же. С.165.

 

[17] Г.Г.Аракелов. Стресс и его механизмы//Вестник МГУ, сер.14,Психология. № 14,1995.

 

[18] К.Изард. Психология эмоций. СПб, 2002. С.93.

 

[19] См подробнее: К.Изард. Эмоции человека. М., 1980.

 

[20] Общая психодиагностика/ под ред А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. С 28.

 

[21] В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С.62.

 

[22] Там же. С.66.

 

[23] Там же.

 

[24] Там же.С.68.

 

[25] Там же. С.70.

 

[26] Практическая психодиагностика. Ред.-сост- Д.Я.Райгородский.Самара. 1998.

[27] Эмоциональность//Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990.

[28] Ф.Зимбардо. Застенчивость. М. 1991. С.24.

[29] Д.Майерс. Социальная психология. СПб.1998.С.485.

[30] Фрустрация/Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990

[31] Ригидность. Там же.

[32] Е – экстрапунитивные реакции; I – интропунитивные реакции; М – импунитивные реакции; ЕD – реакция с фиксацией на самозащите; OD – реакция с фиксацией на препятствии; NP – реакция с фиксацией на удовлетворении потребности;

Для обозначения новых факторов, возникающих при сочетании действия вышеозначенных используются обозначения:

Е* =Е ОD; Е = E ED; e = E NP;

I*=I OD; I = I ED; i = I NP;

 M*=M OD; M = M ED; m=M NP

 

 

[33] В связи с тем, что у некоторых испытуемых проявились по два ведущих фактора, общий процент ответов составляет более 100%

 

[34] Основы конструктивного общения./сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. М., 1997.

 

[35] 1 – слабая выраженность фактора, низкий уровень его проявления;

2 – средняя выраженность действия фактора, средний уровень его проявления;

3 – ярко выраженное действие фактора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...