Принцип разделения властей, система сдержек и противовесов.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Понятие и признаки гос власти
Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Она отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт 1. Монополия на издание общеобязательных велений; 2. Монополия на применения государственного принуждения.
Признаки государственной власти: 1. Всеобъемлющий характер (универсальность): распространяется на всю территорию и на все население государства;2. она имеет возможность законно применять принуждение, 3. Прерогатива государственной власти- может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории, 4. Структурированность государственной власти- проявляется в виде аппарата, в котором все органы связаны между собой соподчиненностью и каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью, 5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.), 6. Государственная власть - всегда авторитет, 7. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность.
Аппарат государства (механизм гос власти).
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений — конкретных (например, Президент Российской Федерации и др.) и абстрактных (например, Федеральная служба и др.) субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: Механизм государства состоит 1. из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений), 2. представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи, 3. Функции звеньев госаппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, 4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечивает отношения между государством и личностью.
Понятие и признаки органа гос власти.
Орган гос власти – структурная часть гос аппарата, которая имеет опред полномочия, созданная в целях выполнения гос обязанностей, имеющая мат базу, правовые основания своей деятельности и структуру. Признаки- 1. структурная часть гос аппарата, 2. наличие спец документа, который регламентирует вопросы деятельности органа гос власти, 3. цель выполнения гос обязанностей, 4.наличие прав и обязанностей, 5. наличие мат базы, 6. наличие орг структуры. Органы государства, принципы организации.
Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Принципы 1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, участие граждан в формировании и деятельности органов гос власти, открытостью деятельности органов гос власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам; 2) приоритет прав личности, являются смыслом деятельности органов гос власти (ст. 2 Конституции); 3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций,; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов РФ. 5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Совета Федерации), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.;6.Принцип разделения властей (ст.10 К.) При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны. 7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что госвласть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Принцип разделения властей, система сдержек и противовесов.
Одна из важнейших проблем властных отношений – это предотвращение злоупотребления властью. Ш.Монтескье, французский философ-просветитель - основоположник теории разделения властей. Смысл теории разделения властей – разделение власти на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых достаточно независима друг от друга, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Разделение властей предотвращает узурпацию власти каким либо органом или соединение всех трех ее ветвей в руках одной личности.
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами госвласти, обеспечивающее их взаимный контроль. Механизм гос власти представлен Федеральным Собранием, Президентом и Конституционным Судом. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью, которая строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.
Судебная власть - защита от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Она ограничена нормами. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|