Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение форм непосредственной и представительной демократии.




В современных демократических государствах власть народа осуществляется либо непосредственно самим народом, как прямое народовластие (прямая или непосредственная демократия) или его представителями как представительная власть (представительная демократия). Как непосредственная, так и представительная демократия имеют свои формы проявления.
Непосредственная демократия - прямая власть народа, осуществляется через конституционный процесс, выборы, референдумы, иные формы непосредственной демократии - опрос граждан, народные обсуждения, собрания избирателей и собрания (конференции) объединений граждан или их местных ячеек, местные инициативы, общественные слушания, пикетирование, митинги, демонстрации, протесты, акты гражданского неповиновения, политические забастовки, революции, гражданские войны, национально–освободительные движения. С помощью этих форм осуществляется необходимость внесения изменений в установленные конституционно–правовые отношения. Эти формы выступают средством передачи информации от народа (как участника конституционно–правовых отношений, акты которого имеют информационный характер) политически доминирующему субъекту (акты правотворчества которого имеют императивный характер). Полит партии и общест организации являются вспомогательным инструментом, с помощью которого формируется и выражается политическая воля граждан, т к могут выступать субъектами учредительной власти и могут быть инициаторами организации различных форм непосредственной демократии (массовых публичных мероприятий, в частности, митингов, демонстраций и т.д.).

Представительная демократия - представительная власть народа, реализуется через осуществление полномочий депутатами парламента, а также депутатами и выборными должностными лицами органов местного самоуправления (в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы). Подход был сформулирован Ш. Монтескье -на обширной территории осуществление народовластия невозможно, то определенные полномочия делегируются представительному органу. Когда из-за больших территорий затруднено непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Представительная демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, которые не представляют интересы всех слоёв населения.

 

Принципы организации и деятельности органов законодательной власти в России.

 

Органы законодательной власти в России (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов).

Принципы:

  1. Формирование законодательных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти- Ст. 3 Конституции РФ.
  2. Самостоятельность органов законодательной власти. По Конституции РФ (ст. 10)- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, т е законодат власть не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нее Конституцией другими законами.
  3. Принцип территориальной организации законодательной власти вытекает из федеративного устройства России, т е в субъектах формируются свои законодат органы гос власти, и существует разграничение полномочий между федеральными зак органами и зак органами субъектов.
  4. Принцип законности в деятельности зак органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.
  5. Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.
  6. Реализация принципа употребления в зак. органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

 

Федеральное собрание РФ – парламент РФ.

(ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

1. В ст. 94 Конституции указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган РФ, т е формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия.

2. Также В ст. 94 Федер Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Это означает, что ни один закон не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной компетенцией в сфере законодательства.

Федеральное Собрание исполняет и некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, имеют свою компетенцию, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в котором совет федерации играет роль тормоза по отношению к ГД. Ст. 100 - палаты могут собираться совместно лишь для -заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Парламент выступает и как уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...