P.S. Елена Аксенова
Виктор! Обязательно расскажите, что же было дальше. Ведь это был только первый день из египетского путешествия? Не так ли? И, что-то мне подсказывает, что не всё из полученных впечатлений Вы хотите озвучить. Хотелось бы знать - почему? Отдельный вопрос не про верблюдов и развод на деньги, как ни странно, а про пирамиды и их посещение. Если продолжение следует, то пожалуйста, добавьте в первую очередь, информацию не об открытых для осмотра площадках, музеях и объектах Египта, а о том, как Вы двигались внутри пирамид. Что из себя представляет древнее строение? Довольно сложно представить себе такую необычную экскурсию, даже с местным сопровождающим. Как она выглядит, что рассказывают при этом? И стоит ли вообще, учитывая опыт предыдущих путешественников по стране, покупать такой вояж или лучше ограничится внешним осмотром? Многие туристы пишут, что передвигаться внутри пирамид могут только достаточно выносливые и подготовленные люди. Высота проемов/входов в 70 см не позволяет передвигаться в человеческий рост. Неужели все это правда? Жду продолжения Вашего рассказа. Спасибо.
КРЫМ, Бахчисарай. Успенский пещерный монастырь, Чуфут-Кале, 1. 05. 21 В очередной день тура по Крыму я приехал на стык раскаленных степей и горных гряд - в Бахчисарай, некогда бывший неприступной столицей Крымского ханства. Он удивил меня многими поразительными достопримечательностями в самой черте города и на окрестных территориях. К ним я отнесу долину, где природа и человеческий труд создали поистине великолепное сооружение - Свято-Успенский пещерный монастырь, который считается одной из наиболее почитаемых обителей православного мира в Крыму (интересным показался тот факт, что называют его «Крымской Лаврой»).
Находится монастырь в чудесном уголке полуострова - Марьям-Дере, что в переводе с греческого означает «Долина Марии». Раскинув свои стены на склонах ущелья, Свято-Успенский монастырь сразу привлек мое внимание, захотелось посетить эту изумительной красоты святыню, но она оказалась в этот день недоступной по техническим причинам. Долгое время именно она считалась оплотом христианства в Крымском ханстве. На территории комплекса я видел несколько церквей; прогулка по пещерам могла быть запоминающейся на долгое время. Недалеко от монастыря располагался родник святого источника, монахи оттуда брали вожделенную влагу для освящения и богослужений. Набрал водицы и я, что стало неким сувениром с тамошних мест. Весьма пожалел, что не смог ознакомиться с чудотворной иконой Божьей Матери, хранящейся здесь. С ней связана удивительная легенда, согласно которой, в давние времена произошло необъяснимое явление, когда чудотворный образ Одигитрии (один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой) чудесным образом попал в стены Свято-Успенского монастыря из византийского Храма Сумела, располагавшемся в Трапезунде (сейчас - Трабзон). Свято-Успенский пещерный монастырь может похвастаться долгими и достаточно насыщенными строками истории. Его возникновение непосредственно связывают с Византийской империей. Так, в далеком VIII веке Крым являлся северной территорией этого некогда могущественного государства. В те времена монахами-иконопочитателями были сооружены несколько культовых памятников, среди которых оказалась и Свято-Успенская обитель. Все они располагались в труднодоступных регионах высокогорья. Недалеко от религиозного здания располагалась небольшая греческая деревушка Мариямполе, откуда частенько приходили последователи православной веры.
В XV столетии монастырский комплекс являлся одним из крупнейших подобных сооружений Крыма, куда нередко наведывались тысячи людей (притом, что Крымское ханство являлось исламским государством! ); один только этот факт говорит о важности уникальной святыни. К сожалению, 1778 год стал мрачным временем для Свято-Успенского монастыря, ведь именно тогда состоялось массовое переселение христиан с полуострова. Со временем он постепенно стал приходить в упадок, страдая от отсутствия должного ухода и ремонта. Ситуация кардинально изменилась 15 августа 1850 года, когда началась реконструкция культового сооружения (это случилось благодаря архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию). В это же время началась постройка наземных церквей и жилых помещений. За время своего существования обитель посещало множество знаковых личностей, среди которых были русские цари и императоры. Разумеется, с приходом советской власти для монастыря вновь наступили мрачные будни, тогда он был закрыт для посещений и разграблен. Отдельные церкви, входившие в состав комплекса, вовсе были разрушены. В 1992 году обитель вновь была открыта и реконструирована, обладая теми же нотками стиля, которые присутствуют и сегодня. Крым - чудесный край, потрясающий великолепными пейзажами природы и богатым культурным наследием, сохранившим дивные объекты архитектурных памятников. Одним из таких мест можно считать пещерный город Чуфут-Кале, располагающийся недалеко от Бахчисарая. Здесь самой природой были уготованы неприступные подходы к здешним чертогам, что замечательно подходило для городов крепостного предназначения. Посетив это селение, я беспрестанно делал фото, оставляющие чудесные воспоминания о путешествии. Меня давно интересовали «Пещерные города» Крыма (название присвоено русскими путешественниками и учёными ряду средневековых городов, поселений и монастырей, наземных построек, которые в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах, сохранились, создавая впечатление основных сооружений). Таким городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. К более мелким укреплённым поселениям, превратившимся в своего рода феодальные замки, которые также традиционно причисляются к пещерным городам, относятся Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. Называют «пещерными городами» и монастыри, наиболее известными из них являются Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Инкерманский, Челтер-Коба.
«Пещерные города» (это название условное) - удивительно своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо; остались, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX веков полагать, что они использовались для жилья (отсюда и название городов - «пещерные»). Почти все они расположены в пределах Бахчисарайского района на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение (горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы). В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами в виде обрывистых неприступных скал, относятся «пещерные города», построенные в VI-X веках потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов. Дело в том, что население средневековой Таврики сформировалось на базе разноэтнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Одним из древнейших обитателей полуострова были тавры, упоминание о которых встречается в письменных источниках. Возможно, по имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV века. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокипий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика. В XIII веке на полуостров вторгаются монголо-татары. Татарская администрация, обосновавшаяся в городе Солхате (в то время крупном торговом центре), дала ему новое название - Крым. В XV веке, когда Солхат утратил свое значение, а татарская администрация переселилась в западную часть края, название Крым постепенно распространилось на весь полуостров.
В 1475 году Крымский полуостров завоевывали турки и в течение 300 лет он находился под властью Османской империи. После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям, Крым в 1783 году был присоединен к России и «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение; их жители переселились в близлежащие города (таким образом, «пещерные города» опустели). В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII веке. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мартин Броневский, который побывал в Крыму в 1578 году (его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца). Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат выдающемуся ученому XVIII века академику С. Палласу. Немало было сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком И. Кеппеном в XIX веке и нумизматом, историком, археологом Л. Бертье-Делагардом в конце XIX - начале XX веков. «Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы. В первую входят значительные по площади города: Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. К третьей - христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Челтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон. Они не имели специальных оборонительных сооружений, в пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы, другие культовые и хозяйственные помещения. Наиболее интересной мне показалась история пещерных монастырей, которые появились в конце VII - начале IX веков. Их возникновение связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение, по существу, являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 году эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание (как идолопоклонство). При этом преследовались совсем не религиозные цели - иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы; массы беглых монахов стекались в Крым и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.
После Свято-Успенского пещерного монастыря я продолжил свой путь к объекту, который меня интересовал больше всего - к «пещерному городу» Чуфут-Кале, куда туристы тянулись неиссякаемым потоком (их оказалось столько, что «яблоку было негде упасть»). Вспоминал, что Кырк-Ер (Чуфут-Кале) был резиденцией первого хана Крыма Хаджи I Герая. Другой Хан, Менгли I Герай, основал новый город, куда и перенес ханскую столицу. Постепенно жители стали спускаться с гор, предпочитая более комфортную жизнь в новом городе Салачике. В крепости остались жить караимы и немного крымчаков. В XVII веке Кырк-Ер начинают называть Чуфут-Кале, что означает «Иудейская крепость». Ограничения на проживание караимов были отменены со временем вступления Крыма в состав Российской империи, жители стали покидать Чуфут-Кале и перебираться в большие города. Чуфут-Кале был полностью покинут жителями к концу XIX века, за исключением семьи смотрителя - они стали последними жителями этого уникального поселения. Медленно продолжал свой путь, поднимаясь к Южным воротам - долго и непросто, так как дорога представляла из себя выложенную старыми неровными камнями тропу длиной в пару километров, вдоль нее были выставлены столы с местными товарами: поделками из можжевельника, крымскими чаями из трав, восточными сладостями и прочей сувенирной и ремесленной продукцией. Наконец, перед моим взором выросла скала с пещерами и парой караимских домов. Войти на территорию было непросто - слишком узкими оказались Южные ворота Кичик-Капу, в результате образовался затор из-за многочисленных туристических групп. Пришлось ожидать, когда групповые туристы, которые шли впереди нас, попадут на заветную территорию, затем просочились мы сами. Дальше пошло освоение первых пещер, так называемого «Христианского пещерного комплекса», которые были вырезаны в скале в несколько ярусов. Историки считают, что город-крепость в этом месте был заложен примерно в V-VI веках, к X веку его основным населением были аланы; когда город перешел во владения кыпчаков, он получил название Кырк-Ер. Поднялся вверх от Южных ворот по узкой-узкой улице вдоль стен домов, которых почти не осталось. По ширине улицы становилось ясно, что город основательно готовился к отпору нападавших врагов (ведь, чем уже проход, тем проще держать оборону); входные ворота, через которые я попал в город, также были сделаны экстремально узкими. Дороги в Чуфут-Кале, оставшиеся со средних веков, представляли собой отполированные временем и тысячами ног камни. Передвигаться по ним было не просто, радовался, что на мне была хорошая обувь (бедные женщины! некоторые из них были на каблуках или в босоножках!! ) В своем большинстве, город представлял собой руины, но кое-что всё же сохранилось до наших дней. Например, два караимских храма - кенассы, восстановлением которых занимается караимская община. В момент, когда я вошел во двор, там находилось одновременно две группы человек по 60-ят, поэтому сфотографировать кенассы мне удалось лишь со второй попытки, когда шел на выход из города. Моя группа не стала толпиться в тесном дворике с другими туристами, а зашла сзади кенасс и мы по очереди заглянули в окошко, разглядывая как выглядит изнутри караимский храм. С заднего двора кенасс открывался вид на ещё одну сохранившуюся постройку - жилой дом-усадьбу, в котором сегодня организован музей, посвященный культуре караимов. Далее по маршруту я обнаружил руины мечети, построенной в 1346 году и отреставрированной ещё в XV веке (сколько событий помнят эти камни и дороги?! ) Прошел крепостные ворота Орта-Капу, от которых начиналась первая оборонительная стена, а позади неё - оборонительные рвы. Осмотрел мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике Ханым (примерно 1437 года постройки). По легенде Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с любимым (именно поэтому мавзолей выстроен неподалеку от края пропасти). Вышел к долине Ашлама-Дере - как же здесь красиво! Обогнул оборонительную стену с организованной системой оборонительных рвов. Спустился по каменным ступеням в пещеры, вырезанными прямо возле самого обрыва (это - Чауш-Кобасы, подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века, использовавшиеся для хозяйственных нужд). В дальнем углу одной из пещер нашел место с потрясающей акустикой, затем впечатленный долго шел по улице под какой-то караимский напев. Оказалось, что в пещеру регулярно приходит музыкант и играет на не совсем обычной гитаре. На обратном пути, уже распрощавшись с гидом, я вернулся и послушал его; к сожалению, снимать себя он не разрешил. Дойдя до последних ворот по колее в камне, продавленной колесами тысяч телег, я повернул в обратную сторону к Южным воротам, но пошел немного другим путем, находя пока неизведанные интересные места. Пробрался сквозь колючие кусты по самому краю обрыва, где то и дело попадались какие-то пещеры. Одна из пещер была большой и очень заинтересовала меня своим устройством, позже я узнал, что это был двухъярусный тюремный каземат. У Южных ворот стало гораздо спокойнее, романтичнее (толпы туристов покинули город) и я с удовольствием облазили несколько пещер перед прощанием с Чуфут-Кале. Размах строительства и обустройства города в таких труднодоступных местах поражал - по впечатлениям Чуфут-Кале превзошел мои ожидания. Внизу меня ждали сувенирные лавочки; как же можно уехать из Крыма без его чаев и подарков!? Еще раз прошел мимо Свято-Успенского монастыря; он никуда «не делся», здесь стало спокойнее, менее суетливо, так как основная масса туристов уже разъехалась. Поспешил на замечательный национальный обед в ресторан Бахчисарая, а затем - в Ханский Дворец
ЕГИПЕТ, Саккара (Мемфис). Пирамида Джосера, погребальные камеры, 8. 1. 22 7 января 2022 года в 21. 15 я вылетел из Шереметьево и через четыре часа приземлился в Каире. Прошел паспортный контроль, получил визу оплатив наличными 25$. Быстро нашел гида-сопровождающего с близкой сердцу табличкой «ТУРТРАНС», который по русски и английски не знал ни единого слова. Тем не менее, с трансфером в отель и размещением в нем проблем почти не оказалось (если не считать, что на рецепшн пришлось несколько задержаться - какая-то местная сверхсовременная пожилая египтянка непрерывно жутко орала целый час на администратора и активно дралась с двумя его помощниками! ) Отдохнув порядка 4-х часов, вполне нормально позавтракал и выехал с группой в 8-мь человек с персональным охранником (он был в цивильной одежде и выпирающим автоматом, пистолетом под ней; такая охрана беспрестанно находилась при нас в туре, а в Александрии еще выделялся сопровождающий нас полицейский автомобиль для проезда сквозь многочисленные пробки) на экскурсию в «Египетский музей и район пирамид» (район Мемфиса). Контактное лицо Катрина на месте встречи у выхода из каирского отеля «Пирамиса» долго не появлялась (она живет в Хургаде и никуда выезжать не собиралась); позвонив ей узнали, что у нас будет местный гид, и вскоре он появился. Русский язык у него был замечательный (учил его самостоятельно! ), говорил размерено и понятно, обладал чувством юмора и полной коммуникабельностью (мы всегда его принимали с удовольствием; вначале стали называть его Джамалем, он долго это терпел, потом пояснил, что в египетском арабском языке в отличие от иных стран региона нет буквы «Дж», а есть буква «Г», поэтому он - Гамаль! ) А вот Катрина появилась только в Асуане, была все время с нами на корабле и в экскурсиях; толку от ее присутствия никакого не было (всю работу за нее делал замечательный, добросовестный и обаятельный местный гид Мустафа), она только беспрерывно куда-то исчезала курить(! ) Целью нашей первой экскурсии в Египте была Саккара: посещение первого в мире монументального каменного здания, ступенчатой пирамиды короля Джосера, построенной инженером Имхотепом, и намерение увидеть одну из великолепных мастаб (погребальных камер) Птаха Хотепа, Идута или Мерерука; затем предстояло полюбоваться в Гизе панорамным видом на пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина; рядом посетить Большого Сфинкса, с головой фараона и с телом льва, история которого восходит к временам Хефрена (вечером здесь же полюбоваться лазерным шоу). Древнеегипетский город Мемфис (название имеет греческие корни, появилось оно на несколько тысячелетий позже, затем было закреплено римлянами) существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. по вторую половину 1-го тысячелетия н. э. (в современном Египте - это местность в 20-ти километрах к югу от Каира). Появился он по решению царя Менеса, ставшего первым фараоном объединенного (Верхнего и Нижнего) Египта. Он приказал передвинуть русло реки и в ее старом русле (дельта реки со временем сдвинулась севернее) основал город под названием Инбу-хедж («Белые стены») в честь бога Птаха (творца, покровителя искусств и ремесел). Находясь в дельте Нила, город стал столицей Египта, крупнейшим городом и центром торговли в этой части света (основанный около 3. 300 года до н. э. он является одним из самых древних городов на земле). Мемфис служил столицей при 8-ми сменяющихся династиях Древнего царства и достиг расцвета при VI династии, как центр поклонения богу Птаху. Алебастровый сфинкс у входа в его культовый храм считался символом силы и престижа города; божественную триаду Мемфиса составляли Птах, его супруга Сехмет и их сын Нефертум; здесь процветал связанный с городом культ священного быка Аписа (бога плодородия в облике быка с солнечным диском). Благодаря своему исключительному географическому положению город являлся важным опорным пунктом различных фараонов, а также первым городом Древнего Египта, который имел характер большого космополитического центра, где проживало множество чужеземцев: сирийцев, финикийцев, греков и евреев. С ростом могущества города Фивы (древний город в Верхнем Египте, вблизи современного Луксора, один из крупнейших городов и художественных центров Древнего Египта) Мемфис утратил своё былое влияние (но поднялся при персах; в римский период главным египетским городом осталась Александрия). Мемфис сохранял за собой второе по значимости место среди египетских городов до основания в 641 году Фустата (города, возникшего рядом с Вавилоном; он был столицей Египта примерно 500 лет). Постепенно Мемфис был заброшен и превратился в каменоломню для ближайших поселений. В XII веке здесь еще оставались внушительные руины древних строений, далее их становилось всё меньше. Город известен окружающими его погребальными и храмовыми комплексами-пирамидами, некрополями и храмами в Абусире, Гизе, Саккаре, Дахшуре. В 1979 году они были включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Интересный факт: 20 апреля 2015 года российские археологи обнаружили здесь легендарные «Белые стены» Мемфиса. Сейчас на карте современного Египта город Мемфис не найти, его поглотили пальмовые рощи и поселение на его месте. Его остатки расположены немного южнее Саккары на левом берегу Нила в центре плодородного оазиса. Рассматривая снимки этой местности из космоса, я видел песчаные пустыри с очертаниями зданий - места раскопок; все они разбросаны на приличном расстоянии, не до конца исследованы, поэтому к большинству из них доступа нет. К сожалению, из всех привлекающих меня мест реальным было посетить только один объект - музей Мемфиса (цена билета составила 50 фунтов - 3$). В этом музее под открытым небом я видел: - огромную статую Рамзеса II (XIII век до н. э., 19-ая династия) из песчаника высотой более 10-ти метров; ранее она находилась у храма в его честь, руины которого находились рядом; - различные статуи и саркофаги, выставленные на улице в короткий ряд; сохранность многих объектов оказалась сомнительной, сколь-нибудь ценное увезено в музей; - Сфинкса, который является вторым по величине в Египте после того, которого видел в Гизе; - саркофаг Нового царства (около 1. 000 года до н. э. ) из красного гранита, защищенный изображением богини Нат, которая раскинула над ним свои руки-крылья. - новенькие и аккуратные таблички с информацией, которая была на двух языках, где в верхнем углу красовалась надпись USAID (гуманитарная помощь США); странная и столь мизерная помощь - ведь они, Англия, Франция, Германия, Италия безжалостно веками разворовывали несметные исторические богатства Египта!!! В целом, музей оказался очень маленьким и больше получаса там делать было нечего. На плане Мемфиса за пределами музейной площадки увидел храмы в честь Рамзеса II и Сети I, посвященные Хатхору, Птаху, священному быку Апису, а также гробницу верховных жрецов. Пошел и посмотрел их - все это находилось в крайне плохом состоянии и почти не сохранилось. Лучше всего были представлены развалины, примыкающие к музейному комплексу. Осмотрев их, сел в наш небольшой уютно-комфортный автобус и отправился в район Саккары, где находятся самые древние пирамиды на Земле (ее архитектурные монументы-захоронения намного старше, чем в Гизе). Протяженность этого археологического объекта (комплекса) составляет 33-и километра, куда входят пирамиды, руины древней столицы Мемфис и огромная скульптура легендарного фараона Рамзеса II. Название некрополя произошло от имени покровителя культа Саккара, охраняющего царство мертвых. Религиозное значение этого символа сохранялось на протяжении всей истории древней цивилизации с момента вступления на престол первых фараонов и до династии Птолемеев (родословную положил Александр Македонский). Первые захоронения на местности были найдены английским археологом-египтологом Уолтером Эмери в 1930-х годах; артефакты датировались IV тысячелетием до н. э. Большинство помещений в Саккаре разграбили в древности; на стенах остались фрагменты позолоты, когда-то украшавшей рисунки на стенах гробницы правителя Египта. Даже упокоенные в подземных камерах мумии фараонов не пожалели мародеры; некоторые из них были сломаны в поисках несметных сокровищ Саккары. Ряд саркофагов опустошены - забальзамированные тела представителей династии были вывезены с захоронения, возможно, для последующей перепродажи «черным дилерам». Комплекс Саккара находится в 25-ти километрах от Каира. Главной его достопримечательностью является построенная по уникальному проекту ступенчатая пирамида Джосера, датируемая II тысячелетием до н. э. [архитектурный комплекс был найден в 1924 году; масштабное исследование Саккары осуществлял французский египтолог Огюст Мариетт, раскрывший тайну Серапиума (храма, посвящённого эллинистическому богу Серапису) и священных быков Аписома; раскопки на исторической местности продолжаются по сегодняшний день, последние гробницы знатных граждан древнего Египта и фараонов были найдены в 2008 году]. Туры сюда, как правило, планируются индивидуально, поскольку поездка на древнейшие захоронения - большая редкость (для посещения достопримечательностей Саккары требуется специальное разрешение). Видел, как весьма состоятельные туристы на нанятых такси, персональных машинах из Каира и курортных городов прибывали сюда. Разумеется, обходилось им это дороже любого экскурсионного тура в разы, зато была возможность осмотреть все постройки комплекса с удаленностью пирамид друг от друга, примерно, по одному километру (в связи с плохими состоянием руин вход в некоторые монументы запрещен из-за угрозы обрушения). Билеты наш гид приобрел в кассе у пирамиды Унаса (график работы комплекса с 7. 00 до 16. 00 за исключением религиозных и государственных праздников; стоимость входа от 30 египетских фунтов с человека; точная цена зависит от мест остановок - пирамид). В погребальный комплекс Саккара входят архитектурные памятники, построенные по проектам гениального зодчего Имхотепа, позже присвоившего себе статус фараона. В древнем некрополе Мемфиса собраны мастабы (старинная форма усыпальниц, предшествующая строительству пирамид; в переводе с арабского означают «основания»), зачастую, представляющие два уровня. Подземная камера из камня предназначалась для упокоения мумии фараона в закрытом саркофаге. Затем помещение закрывали каменной плитой и засыпали песком. В верхней части обустраивалась молельня и зал для хранения предметов, необходимых фараону в другом мире: вода, хлеб, пиво(?! ); рядом находилось здание со скульптурой правителя. Все здания в Саккаре построены с одной целью - создание вечного дома для фараона. На стенах мастаб и пирамид написаны ритуальные тексты и заклинания; их назначением было облегчение пути в царство Осириса и наделение лучшей долей в потустороннем мире. С западной стороны обычно располагалась «ложная дверь», ведущая в потусторонний мир. Вход в ступенчатую пирамиду Джосера осуществляется только по спецразрешению Министерства древностей Египта в Каире (в основном, с целью археологических изысканий). Эта ступенчатая пирамида - монумент в виде мастабы размером 544-е на 277-мь метров, занимает центральное место в некрополе среди гробниц представителей династии фараонов. Здание обнесено хорошо сохранившейся стеной (археологам удалось восстановить первоначальный вид заграждения - его высота достигала 10-ти метров). Чуть южнее от захоронения Джосера находится пирамида Унаса, правившего во времена V династии; высота пирамиды первоначально была 60-ят метров, частично она была разрушена во II тысячелетии до н. э. Главной ценностью объекта являются «Тексты пирамид», созданные в период Древнего царства Египта. Надписи представляют описание магических обрядов и молитвы, облегчающие жизнь фараона в другом мире. Египетские иероглифы начинаются в коридоре, ведущем к камере с саркофагом. Письменность содержится на всех стенах центрального зала, где находилось тело фараона. Интересным оказался ряд мастаб. Например, усыпальница царицы Идоут (предположительно дочери фараона Унаса) и гробница Ти (высокого начальника в период V династии, его называли хранителем пирамид Нефериркара и Ниусера; принадлежащая ему гробница не отличается масштабностью, зато превышает по красоте оформления другие памятники архитектуры) являются тончайшими образцами древнеегипетского искусства. Камень испещрен великолепными рисунками и иероглифическим письмом. Помещение гробницы фараона Мерерука (он оставил в наследие огромный погребальный комплекс) составляет 32-е комнаты, в которых упокоены члены семьи правителя - жена и сын. Мастаба Анкмахара является образцом непревзойденного древнего искусства. В нескольких сотнях метров от захоронения Ти находились двухуровневые мастабы Аху Хотепа и Птаха Хотепа (они служили при фараоне V династии). Рядом с гробницей Джосера у пирамиды Унаса увидел незаконченную строительством усыпальницу Сехемхета ступенчатой формы (здание найдено при раскопках в 1950 году). Далее были гробницы Мерирука и Кагемни, почетных лиц государства, которые служили при фараоне Тети в эпоху VI династии. Заглянул в подземные камеры Серапеум (находятся к востоку от мастаб Ти и Птаха Хотепа), где было найдено множество миниатюрных саркофагов с мумифицированными исчезнувшими животными: бабуинами и птицами ибис. Показалось интересным, что свидетелем возведения скульптур на ритуальных катакомбах быка Аписа был Геродот (древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» - автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов; труды Геродота имели огромное значение для античной культуры)! Центральное помещение обрамлено скульптурами философов Древней Греции, установленных по приказу правителя Египта Птолемея I (323-282 до н. э. ). Прошелся по мастабе Шепсескафа; этот памятник архитектуры украшен рисунками на древнем египетском наречии. Обошел вокруг гробницы Ахтехотепа, сына фараона Птахотепа и должностных лиц при фараоне Исеси. Поблизости видел пирамиды Пепи I, Джед-кари Исеси, Шепсескафа и Пепи II. P. S. Немного частных впечатлений о своем хождении. В летнее время температура воздуха здесь может нагреваться до +40 градусов, а в период с января по март 50-ят дней длится период песчаных ветров «Хамсин». Мне повезло - попал в удачное время, когда все было лучше лучшего: в дневное время сохранялась солнечность, с наступлением темноты пустыню овевал небольшой холод, выпадения мокрых осадков не было (тем не менее, я заранее позаботился о верхней одежде в зимние месяцы). Пожалел, что не взял с собой GPRS, приходилось подробно изучать маршрут следования по карте. Знал заранее, что английским языком никто из охраны памятников практически не владеет, поэтому в целях безопасности пришлось изучить несколько простых слов на арабском. Очень помогал запас достаточного количества воды с несколькими бутербродами, предварительно завернутыми в фольгу (магазины в Саккаре удалены от архитектурных памятников; туристам предлагали купить маленькую бутылочку воды не менее, чем за 5-10$). Очень удобным вариантом был рюкзак на спине с продуктами, водой и одеждой (головным убором, защищающим от солнца, удобной обувью - кроссовками для ходьбы по песку и камням; никаких шорт, пляжных тапочек и сланцев не надо! ) Фотографируясь на верблюде или возле пирамид, приходилось держать документы, деньги, сумку и камеру при себе! Садясь на верблюда, заранее обговаривал цену (данную сумму имел без сдачи в купюре). Разменять деньги в некрополе посреди пустыни негде, на просьбу дать сдачу, местные «деятели» просто улыбались, посчитав их получением бакшиша (чаевыми). Не доверял свои вещи местным «экскурсоводам», отдав кому-нибудь вещи «подержать» можно было с ними расстаться навсегда. Важно было при себе иметь оригиналы документов (или их копии) и ваучер отеля; случались остановки стражами порядка для контроля и надо было их предъявлять. Необходимо было беспрестанно рассчитывать время, поскольку осмотр достопримечательностей занимал массу времени. Например, быстро поняв, что гид Гамаль незначительно ознакомлен с нашей программой, многие примечательности мы выпрашивали у него посетить дополнительно. А вот с вне программным посещением «Розовой» или Северной пирамиды (самой крупной из трёх больших пирамид, расположенных на территории Дахшурского некрополя; она является третьей по высоте пирамидой в Египте, после Хуфу и Хафра в Гизе; ее название связано с цветом каменных блоков, приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет) «фокус» у нас не удался - мы не сразу поняли, что времени на это оказалось недостаточно, иначе пришлось бы совершенно неприемлемо сократить пребывание у пирамиды Хеопса и у Большого Сфинкса
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИЯХ Путешествия всегда были полезны не только для здоровья, но и для моего эмоционального состояния. Поездки всякий раз расширяли кругозор, учили новому, придавали силы и способствовали личностному росту. Путешествия заставляли удивляться, радоваться и испытывать новые непривычные эмоции. Кроме того, воспоминания о поездках в новые города и страны радовали и согревали душу. Путешествия делали меня счастливее; тому есть множество причин и вот лишь некоторые из них: - качественный отдых и сон положительно влияли на физическое и эмоциональное здоровье. Ежедневная рутина и будни способствовали стрессам и нарушению правильной работы организма. Путешествуя, я получал возможность отдохнуть, выспаться, сменить привычную обстановку. Из поездки всегда возвращался отдохнувшим, а следовательно более счастливым; - впечатления и новый опыт приносили позитивные эмоции. Каждый этап путешествия приносил чуть больше счастья в моей жизни: предвкушение предстоящей поездки, вид из иллюминатора самолёта или автобусного окна, новые страны, морские пейзажи или городская архитектура. Жизнь казалась ярче и насыщеннее; - отправляясь в дальние страны, я покидал зону комфорта и оказывался в новых обстоятельствах. Некоторые из них были непредсказуемы, но в большинстве случаев с ними получалось успешно справиться. Полученный опыт и знания делали меня более уверенным и придавали дополнительные силы. Кроме того, возвращаясь из путешествия в привычные будни, я мог оценить свежим взглядом нерешённые проблемы и найти выход из замысловатой ситуации; - попутчик, хозяин апартаментов, сосед по отелю или просто новый знакомый бывало становился моим другом, а хорошая дружба всегда делает человека счастливее и радостнее. Знакомства в путешествиях приносили новые эмоции, а порой нового лучшего друга; - родные люди и привычные вещи в повседневной жизни часто начинали восприниматься как должное. Отправляясь в поездку, в разлуке с родными людьми и городом, я начинал ценить их ещё больше. Возвращение домой, желание обнять близких, увидеть дом и поделиться полученными впечатления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|