Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

коррекционной сюжетно-ролевой игры.




 

Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу - это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Опыт нашей работы показал, что использование этого метода вызывает у детей широкий диапазон положительных эмоций от спокойно-удовлетворенного состояния до состояния эмоционального вдохновения. В процессе коррекции детям предлагается игровое воспроизведение не только прошлого и настоящего опыта, но и моделируется новый опыт в возможных стрессовых ситуациях. Сюжет актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадает персонаж. Ребенок создает образ своего персонажа, уподобляется ему.

Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя, персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. В тоже время, игровые персонажи помогают ребенку преодолевать свои проблемы, действуя от лица своего персонажа (Карабанова А.О. 1997)

А.И. Захаров, который в работе с детьми широко применял игровые формы, так описывает механизм психокоррекционного воздействия сюжетно- ролевой игры: «Возникающая ситуация неопределенности, недосказанности и неизвестности создает определенное психологическое напряжение, которое ребенок должен преодолеть и выполнить поставленную задачу - действовать самостоятельно.

Если он не может сделать это приемлемым способом, ему подсказываются пути разрешения конфликта, но не прямо, а через соответствующее поведение персонажа, изображаемого взрослым или возможность спросить совета у других участников игры. Подобное поведение подразумевает уверенность, кооперацию, ролевую гибкость, отсутствие страха и агрессивности

Воспроизведение взрослым терапевтически направленных моделей воспринимается ребенком не как специальный показ требуемого поведения, а как наиболее приемлемый способ игрового общения и решения возникающих трудностей. Кроме показа моделей решения конфликтных ситуаций, в направленной игре устраняются некоторые страхи и корригируются неблагоприятные черты характера и поведения» (Захаров А.И. 1982).

Ознакомимся с технологией разработки сюжетно- ролевой игры:

Для того, чтобы сориентироваться, какова должна быть сюжетно- ролевая игра при коррекции проявлений эмоционально-поведенческих нарушений, обратимся к опыту А.И. Захарова.

I. Методические указания к проведению сюжетно-ролевой игры.

Он выделяет следующие основные положения организации игровой деятельности:

1 Игра используется как средство диагностики, терапии и обучения;

2 Выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для детей;

3 Руководство игрой строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей;

4 Спонтанные и направляемые игры представляют две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное – возможность импровизации;

5 Соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит не столько от возраста детей, сколько от клинических и личностных особенностей;

6 Игра не комментируется;

7 Направленное воздействие взрослого на ребенка осуществляется посредством характера действий, воспроизводимых его персонажем в психотерапевтически моделируемой игровой ситуации.

А.И. Захаров особое внимание придает продолжительности игрового действия. Слишком длинная игра «истощает» участников, недостаточное время вызывает чувство незавершенности и желание детей продолжить игру. Относительно постоянная деятельность игрового сеанса является для участников организующим моментом, незримым предписанием» (Захаров А. И. 1982).

Так как в нашей работе рассматривается возможность применения сюжетно-ролевой игры в качестве коррекционного средства, следует четко определить целевые ориентиры: например, снижение тревоги или снижение уровня агрессивности. Этому предшествует диагностическая работа: следует выявить, какая группа детей примет участие в работе, какие часто встречающиеся нарушения будут скорректированы.

Помимо основной цели, следует определить, какие еще позитивные изменения планируется сформировать в ходе коррекции. Далее определяются временные рамки, возможности оформления помещения, декорации.

Затем, отбираются упражнения, которые могут оказаться важными для достижения основной цели. Наконец, в соответствии со спецификой эмоциональных переживаний формируется сюжет игры.

II Игровые средства.

Поскольку предполагается, что в соответствии с сюжетом ребенок должен «принять» на себя определенную роль, в качестве замещающих персонажей, могут выступать сказочные персонажи или животные. Если есть возможность, игра может быть костюмированной.

III Оформление.

Важное значение имеет окружающая обстановка. Так как игра –это нечто нереальное, отличающееся от обычной жизни, игре должны сопутствовать соответствующие атрибуты, декорации. Так как игра- это своеобразный «театр», то требуется вживание каждого «актера» в соответствующую роль, что повышает коррекционное воздействие. Кроме того, не у всех детей развито воображение, и может оказаться, что кому-то трудно представить себя сидящим в лесу, если вокруг нет деревьев, кустов, цветов.

IV Состав коррекционной группы.

Групповой вариант коррекционной работы, который планируется нами в условиях детского сада, подразумевает включение ряда определенных требований. Прежде всего, численность группы не должна быть большой: 5-6 детей, чтобы в работу включились все дети, время занятия не затягивалось, а интерес к деятельности не пропадал. Во вторых, состав группы должен быть однороден по характеру эмоциональных проявлений. В третьих, дети должны быть примерно одного возраста (что связано с особенностями эмоционального развития). Что касается разделения на мальчиков и девочек, то следует придерживаться традиционного правила: «50х50»: половина мальчиков, половина девочек. Несмотря на то, что страхи у детей (составляющие значительную часть эмоциональных нарушений) также отличаются в зависимости от пола, присутствие других детей может помочь ребенку преодолеть страх, научиться новому опыту преодоления негативных переживаний.

V Роль психолога:

Психолог является одним из участников игры. В зависимости от того, какие роли выберут дети, психолог может принять роль существа, которому нужна помощь, или самого слабого, беззащитного и т.д.

Взрослый как участник игры, воспринимается детьми значительно лучше, чем посторонний наблюдатель, направлять игровое действие в таком случае значительно проще. Кроме того, присутствие взрослого может стать подтверждением того, что ничего плохого не случится, найдется возможный вариант решения проблемы. Однако взрослый не должен вмешиваться в игровой процесс: основная задача игры - коррекция проявлений эмоционально- поведенческих нарушений через переживание ситуации и совместного нахождения способов разрешения проблемы. Совместное разрешение проблемы и поиск вариантов окажется для них более действенным механизмом, чем подсказка со стороны.

Безусловно, что все упражнения, которые планируются в игре, не должны приносить детям душевную и физическую боль.


Список литературы.

1. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Просвещение, 1982.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей.-2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1993.-192с.

3. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб: 1995,-192с.

4. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика,1986.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Санкт-Петербург,2000

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. М.: Сфера, 1997.

7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001.-160.

8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь»., 2001-190с.

9. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Канд. Дис. СПб.,1998.

10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-160с.

11. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум»- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 160с.

12. Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.- М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003-160с.

. 13. Фопель. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Т 1,2,3,4.- М Генезис, 2003.- 160с.

14.Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академический Проект 2003г.

15. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки М.: Генезис,2003г.- 176с.

16. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки.- М: Академический Проект, 2001.-224с.

17.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.:Валери СПД; М.: ТЦ Сфера,2002.-112с., ил.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...