Глава II . Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования 3. Проанализировать источники научной и методической литературы по особенностям подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и методике развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, с целью поиска эффективных средств и методов для развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки. 4. Разработать методику развития координационных способностей у детей, занимающихся дзюдо в группах начальной подготовки второго года обучения, и внедрить ее в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. 5. Обосновать эффективность воздействия методики на показатели координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения.
Методы исследования 6. Анализ научной и методической литературы. 7. Педагогический эксперимент. 8. Педагогическое тестирование. 9. Методы математико-статистической обработки.
Анализ научной и методической литературы Анализ научной и методической литературы показал, что координационная тренировка представляет собой сложный педагогический процесс, обеспечиваемый функциями различных систем организма и разделов подготовки. Особое значение имеет выбор направленности педагогических воздействий и подбора средств тренировки. Однако направленность педагогических воздействий тренировки при развитии координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах в группах начальной подготовки, изучена недостаточно. Сложившееся в настоящее время положение сдерживает возможность направленно воздействовать на процесс ведения борьбы в дзюдо, которая в значительной мере связана с проявлением координационных способностей. В результате анализа литературных источников было выявлено, что в настоящее время существует недостаточная научная обоснованность направленности педагогических воздействий при развитии координационных способностей в дзюдо; необходим подбор эффективных средств и методов тренировки для развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах; отсутствует научное и методическое обеспечение тренеров по дзюдо, отражающего методику развития координационных способностей у занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
Педагогический эксперимент Для обоснования эффективности воздействия методики на показатели координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения, был проведен педагогический эксперимент на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) № 1 г. Читы в течение сентября 2011 года - февраля 2012 года. Из дзюдоистов, занимающихся в группах начальной подготовки ДЮСШ второго года обучения, были организованы две группы испытуемых: контрольная - 15 человек, экспериментальная - 17 человек. Методической основой проведения учебно-тренировочного процесса у дзюдоистов контрольной и экспериментальной группы являлась «Учебная программа для учреждений дополнительного образования по дзюдо», авторы-составители: И.Д. Свищев, В.Э. Жердев, Л.Ф. Кабанов, В.Л. Кабанов, Н.Г. Михайлов, С.И. Крищук (2003). Отличительной особенностью проведения учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе являлось применение методики, направленной на развитие координационных способностей, включающей в себя специализированные упражнения для развития данных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения.
Педагогическое тестирование Для определения показателей координационных способностей на протяжении педагогического эксперимента у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения, проводилось педагогическое тестирование на основе следующих тестов (Шестаков В.Б., Ерегина С.В., 2008): Тест № 1 - развитие координационных способностей при воздействии на вестибулярный анализатор. Тест выполняется на борцовском ковре, на расстоянии 1,5 метра от ковра на полу наносится десять вписанных друг в друга окружностей радиусом от 5 до 50 сантиметров. Испытуемый из положения упора присев на дальнем краю ковра выполняет пять кувырков вперед в группировке с открытыми глазами. После выполнения последнего кувырка, испытуемый выпрямляется, встает в центр круга и выполняет 10 подскоков на одной ноге, старясь удержаться в центре круга. Результат определяется по наибольшему отклонению от центра круга в сантиметрах. Тест № 2 - развитие координационных способностей при воздействии на вестибулярный анализатор. Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, и принимает исходное положение - основная стойка. По команде «Марш!» испытуемый принимает положение упор присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за минимальный отрезок времени. Результат учитывается в секундах. Тест № 3 - развитие координационных способностей при сбивающем воздействии на двигательный анализатор. Метание теннисного мяча на точность на расстоянии 15 метров правой и левой рукой из положения стоя. Результат определяется в баллах. Тест № 4 - развитие координационных способностей при сбивающем воздействии на двигательный анализатор. Прыжок в длину с места из исходных положений лицом вперед и спиной вперед. Результат определяется в сантиметрах. На основании тестов прыжков в длину с места из исходных положений лицом и спиной вперед был рассчитан коэффициент сбивающего воздействия по формуле: К = П1: П2, где
П1 - прыжок в длину с места из исходного положения лицом вперед по направлению движения; П2 - прыжок в длину с места из исходного положения спиной вперед по направлению движения.
Методы математико-статистической обработки Расчет основных статистических данных проводился по общепринятой методике. Достоверность различий между исследуемыми признаками, для совокупности попарно связанными наблюдениями, определялась по t - критерию Стьюдента. Достоверными считались различия при p < 0,05 (Ю.Д.Железняк, П.К.Петров, 2005). Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (январь-август 2011 года) - проведен анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и методы исследования. Подобраны тесты для проведения педагогического тестирования. Разработана методика учебно-тренировочного процесса, направленная на развитие координационных способностей у дзюдоистов. На втором этапе (сентябрь-декабрь 2011 года) - проведен педагогический эксперимент для обоснования эффективности воздействия методики на показатели координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения. Отличительной особенностью проведения учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе являлось применение методики, направленной на развитие координационных способностей, включающей в себя специализированные упражнения для развития данных способностей у дзюдоистов, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки второго года обучения. Проведено педагогическое тестирование у испытуемых контрольной и экспериментальной групп для определения показателей координационных способностей. На третьем этапе исследования (январь-февраль 2012 года) - подведены итоги педагогического эксперимента и оформлены результаты исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|