Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития координационных способностей у дзюдоистов группы начальной подготовки ДЮСШ второго года обучения




 

На этапе начальной подготовки приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо, ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям дзюдо (Свищев И.Д., Жердев В.Э., Кабанов Л.Ф., Кабанов В.Л., Михайлов Н.Г., Крищук С.И., 2003).

Задачами и преимущественной направленностью учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки дзюдоистов являются:

укрепление здоровья, улучшение физического развития;

овладение основами техники выполнения физических упражнений;

приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;

выявление задатков и способностей детей;

привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;

воспитание черт спортивного характера.

На этапе начальной подготовки периодизация учебно-тренировочного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств общей физической подготовки, освоению технических элементов и формированию навыков.

Методической основой проведения учебно-тренировочного процесса у дзюдоистов экспериментальной группы являлась «Учебная программа для учреждений дополнительного образования по дзюдо», авторы-составители: И.Д. Свищев, В.Э. Жердев, Л.Ф. Кабанов, В.Л. Кабанов, Н.Г. Михайлов, С.И. Крищук (2003). Данная программа соответствует современным требованиям к подготовке спортивного резерва, на основе принципов спортивной тренировки, результатов научных исследований и передовой спортивной практики в дзюдо.

Годовой объем нагрузки у дзюдоистов группы начальной подготовки второго года обучения на протяжении педагогического эксперимента составлял 416 часов (табл. 5).

дзюдоист спортивный школа координационный

Таблица 5 Примерный план-график распределения учебных часов для дзюдоистов второго года обучения в группах начальной подготовки

Виды подготовки

месяцы

Всего часов
  IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII  
Основы техники 14 10 10 12 8 8 10 16 10 14 12 8 132
Основы тактики 4 4 4 4 6 6 6 4 2 8 10 10 68
Специальная физическая подготовка 4 4 4 4 6 6 6 4 2       40
Общая физическая подготовка 8 8 8 8 4 4 4 6 6 10 10 14 90
Волевая подготовка 2 2 2 2       2 2       12
Нравственная подготовка   2 2             2     6
Теория и методика освоения дзюдо 2 2 2 2       2 2       12
Соревновательная подготовка         6 6 6           18
Зачетные требования                 8       8
Всего часов 34 34 34 34 34 34 36 36 36 36 34 34 416

 


Отличительной особенностью учебно-тренировочного процесса у дзюдоистов экспериментальной группы, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе в группе начальной подготовки второго года обучения, являлось целенаправленное применение специализированных упражнений координационной направленности в тренировочном процессе.

Использование разнообразных средств и методов координационной подготовки дзюдоистов неплохо доказывается с точки зрения теории адаптации. Известно, что организм спортсмена постоянно овладевает определенным адаптационным резервом, что позволяет под влиянием систематических тренирующих воздействий перейти на более высокий относительно устойчивый функциональный уровень. Как известно, емкость такого адаптационного резерва, то есть реально возможная величина повышения функциональных показателей, в силу различных факторов биологического порядка организма различна. Для его полноценной реализации требуется конкретный комплекс тренирующих воздействий, вполне определенный по своей силе, количеству и продолжительности. Если тренирующий потенциал средств, его разнообразие и общий объем нагрузки являются недостаточными, текущий адаптационный резерв не будет реализован и следовательно эффект тренировки окажется низким. И, наоборот, превышение сил и количества тренирующих воздействий одних и тех же средств делают их или бесполезными, или приведут к патологическим изменениям в организме (Блах В.Я., Елисеев С.В., Табаков С.Е., Селуянов В.Н., 2005).

В процессе педагогического эксперимента было проведено 60 учебно-тренировочных занятия у дзюдоистов экспериментальной группы, из них 6 занятий было выделено на педагогическое тестирование для определения исходных (1-3 занятия) и итоговых (58-60 занятия) показателей координационных способностей. Учебно-тренировочные занятия у дзюдоистов экспериментальной группы проводились три раза в неделю, их продолжительность составляла 1,5 часа.

Специализированные упражнения для развития координационных способностей применялись в подготовительной части учебно-тренировочного занятия. На их выполнение давалось от 15 до 30 минут учебного времени.

В сентябре 2011 года, первые три занятия были выделены на тестирование показателей координационных способностей. В процессе следующих шести занятий (с 4 по 9) были использованы упражнения, направленные на развитие координационных способностей у дзюдоистов. Упражнения выполнялись сериями. Каждая серия составляла 1 минуту. Отдых между сериями - 30 секунд. Всего необходимо было выполнить три серии в каждом упражнении:

10.Равновесие на правой и левой ноге.

11.Челночный бег с прыжками и поворотами.

12.Рывковое движение прямыми или согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетание с наклонами.

13.Вращательные движения в плечевых суставах прямыми или согнутыми руками.

14.Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с продвижением вперед, назад.

15.Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с поворотами на 900, 1800 и 3600.

16.Челночный бег с прыжками и поворотами.

17.Кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо в различных сочетаниях.

В процессе следующих шести занятий (с 10 по 15) были использованы упражнения, направленные на развитие координационных способностей у дзюдоистов. Упражнения выполнялись сериями. Каждая серия составляла 1 минуту. Отдых между сериями - 30 секунд.

18.Выход на удержание из различных исходных положениях (сидя спиной к друг другу, лежа на спине, лежа на животе).

19.Имитационные упражнения с набивным мячом.

20.Кувырки вперед, назад (в парах).

21.Боковой переворот.

22.Подвижная игра «Пятнашки».

С 16 по 21 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

23.Лазание по гимнастической стенке с набивным мячом.

24.Прыжки со скакалкой вдвоем.

25.Челночный бег с прыжками и поворотами.

26.Стойка на голове.

27.Стойка на руках.

28.Кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем).

С 22 по 27 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

29.Поединок с более опытным противником, используя в поединке вновь изученные технико-тактические действия.

30.Подвижная игра «Метание набивного мяча в мишень».

В поединке разрешается атаковать только вновь изученными бросками, упражнениями, удушающими, комбинациями, повторными атаками.

С 28 по 33 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

31.Партнеры стоят лицом друг к другу, на расстоянии одного шага. Руки соединены глубоким хватом. Между партнерами проведена черта. По сигналу каждый стремится перетянуть другого за эту черту.

32.Боковой переворот, рондат.

33.Партнеры стоят в произвольной стойке лицом друг к другу и держатся руками за набивной мяч массой 1 килограмм. По сигналу каждый стремится вырвать мяч у другого различными способами: а) силой, рывком на себя б) скручиванием в сторону большого пальца руки, расположенной сверху на мяче; в) рывком с одноименным поворотом туловища и шагом в сторону стоящей сзади ноги.

34.Стоя спиной друг к другу с захватом за локтевые сгибы - поочередные наклоны вперед.

35.Падение на бок, при этом вставая, не распускать захват.

36.Подвижная игра «Особая чехарда».

С 34 по 39 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

37.Моделирование ситуации с элементами противоборства.

38.И.п. - о.с. 1 - правую ногу вперед, правую руку вперед; 2 - и.п.; 3-4 - то же другой ногой и рукой. 6-8 раз.

39.Чередование бега с переносом предметов.

40.Переворот на одной руке.

41.Подъем с разгибом.

42.Подвижная игра «Вытеснение из круга»

С 40 по 45 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

43.Партнеры находятся в стойке ноги врозь на скамейке, правая (левая) нога впереди. Расстояние между ними полшага. Ударяя правой (левой) рукой по ладони, каждый партнер пытается вывести другого из равновесия.

44.Партнеры находятся в упоре лежа с опорой на одну руку, упираясь другой рукой в плечо друг друга. По сигналу требуется вытолкнуть партнера за контрольную отметку. То же, но другой рукой партнеры берутся за набивной мяч, который следует вырвать.

45.Партнеры стоят вплотную друг к другу, взявшись под локти. По сигналу каждый стремится вытолкнуть другого за контрольную точку.

46.Партнеры находятся в положении глубокого приседа на всей ступне лицом друг к другу на расстоянии одного шага, руки ладонями вперед. Одновременно ударяя ладонью о ладонь или увертываясь от толчков, партнеры стремятся вывести друг друга из равновесия. То же в приседе на носках.

47.Подвижная игра «Метание набивного мяча в мишень».

С 46 по 51 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

48.Партнеры стоят на одной ноге, руки за спиной. Толчками плеча и туловища каждый пытается вытолкнуть другого за контрольную отметку или с определенной площадки.

49.Партнеры стоят лицом друг к другу. По сигналу партнер стремится зайти за спину партнера.

50.Партнеры лежат на спине разноименным боком друг к другу. По сигналу каждый старается оказаться сверху и прижать партнера лопатками к ковру.

51.Подвижная игра «Гусеница».

С 52 по 57 учебно-тренировочные занятия - применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

52.Кратковременные схватки (интервальные).

53.Схватки с форой.

54.Схватки с нарастанием времени (прогрессивные).

55.Схватки с соперником меньшего веса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...