Инфраструктура информационного рынка
Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работах [1,9] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: · научно – техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; · объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; · услуги образования – все виды обучений; · управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; · бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда. В этой инфраструктуре, как отмечено авторами работы [9], отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: 1) технический – вся аппаратно-техническая база информатики; 2) программный – все программные продукты информатики; 3) коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи. Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг: · высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности; · услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
· домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок. Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, указанный в работе [6], который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис. 1.5). Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор – деловая информация; состоит из следующих частей: · биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; · статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; · коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор – информация для специалистов; содержит следующие части: · профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.; · научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; · доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор – потребительская информация; состоит из следующих частей: · новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; · потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.; · развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку кадров. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде. Это учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства; состоит из следующих частей: · программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией (от профессионала до неопытного пользователя компьютера): системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др. · технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; · разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; · консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
· подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п. Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: · непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; · дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. В работе [10] приведены функции информационного бизнеса: · управление финансами и ведение учета; · управление кадрами; · материально-техническое снабжение; · организация производства; · маркетинговые исследования; · лизинговые операции; · консультационное обслуживание; · страхование имущества и информации; · организация службы информационной безопасности; · сервисное обслуживание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|