Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы здоровья личности




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....…………..3

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………6

1.1. Психологические основы здоровья личности……………………6

1.2. Феноменологический подход к формированию здоровья………9

ГЛАВА 2. ИМПЕРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………..……15

2.1. Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ……………………………………………………………………….…..….15

2.2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения…….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…….…24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…......27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...30

ВВЕДЕНИЕ

 

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации несовершеннолетних начали рассматриваться как взаимосвязанные между собой. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года.

На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ. Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни учащихся (М.Я. Виленский, Б.А. Воскресенский, Л.А. Коротаева, А.Ц. Пуни, С.Г. Сериков, А.В. Шувалов и др.). Методологические основы здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса отражены в работах Н.М. Амосова, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, В.И. Слободчикова, Л.Г.Татарникова, А.Г. Хрипкова и др. В трудах Н.К.Смирнова, Л.Д. Соломенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. рассмотрены вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В ряде исследований отражены различные аспекты проблемы влияния социальной среды на здоровье человека (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др.).

Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования социального здоровья учащихся в условиях современного общеобразовательного учреждения остается актуальной.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

 

 

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Психологические основы здоровья личности

 

Для большинства людей понятие «здоровье» ассоциируется в основном с телом и физическим состоянием. Для того чтобы быть здоровыми люди стараются правильно питаться, отказываются от вредных привычек, занимаются спортом. Они, как правило, не учитывают культуру мыслей, эмоций, взаимоотношений с окружающим миром. Но зачастую именно разрушительные мысли, чувства, неправильное отношение к себе, окружающим, к самой жизни являются причиной большинства заболеваний.

Понятие «здоровье» не имеет однозначного толкования.

Здоровье определяется как «состояние организма (человека), при котором он способен полностью выполнять социальные функции в конкретной обстановке».

Казначеев В. П. (1972) рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

Всемирная Организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ 1948 г.).

Здоровье — это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях рассмотрения. Проблема здоровья носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест по праву принадлежит психологии здоровья. Без преувеличения можно сказать, что психология здоровья сегодня — это перспективная, быстро развивающаяся область знания, которая предполагает специальную подготовку психологов для практической работы в этом направлении. Прежде чем говорить о психологии здоровья, дадим несколько ее определений.

Так, Дж. Матараццо, в 1978 году возглавлявший в Американской психологической ассоциации отделение психологи здоровья, предложил следующее определение психологии здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу системы здравоохранения и формированию стратегии улучшения здоровья населения.

В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.

Отечественные авторы Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В. включают в психологию здоровья теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к требованиям социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.

Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека.

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия смерти. Ее с известной долей является «здоровая

Отношение к здоровью — из центральных, пока еще слабо разработанных психологии здоровья. Поиск на него в сущности, к одному: добиться того, здоровье стало органичной потребностью на всем его жизненного как помочь сформировать адекватное к своему здоровью.

в здоровье актуализируется, правило, в случае потери или мере утраты. Как не знает, она не жить без пока ее выбросят на Здоровый человека замечает своего воспринимает его естественную данность, само собой факт, не в нем предмета внимания. В состоянии физического и психического потребность в здоровье бы не человеком, выпадает поля его Он верит в нерушимость и не нужным, предпринимать специальные действия сохранению и укреплению поскольку и так хорошо.

Формирование к здоровью — процесс сложный, противоречивый и он детерминирован группами факторов:

факторы — демографические том числе возраст, национальность), и личностные особенности состояние здоровья;

факторы — характеристики среды, в том особенности социальной и макросреды, а также среды, в которой человек.

Отношение к — один из самосохранительного поведения. Обладая характеристиками, присущими отношению, оно три основных когнитивный, эмоциональный и

Когнитивный компонент знания человека о здоровье, понимание здоровья в жизнедеятельности, основных факторов, как негативное так и позитивное влияние на человека и т. п.

компонент отражает и чувства человека, с состоянием его а также особенности состояния, обусловленные физического или самочувствия человека.

компонент определяет здоровья в индивидуальной ценностей человека, мотивации в области образа жизни, а характеризует особенности в сфере здоровья, приверженности человека образу жизни, поведения в случае здоровья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...