Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения




 

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:

• в уставе школы;

• в образовательной программе школы, одним из разделов которой является «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»;

• в программе «Развития образовательного учреждения», подпрограммы «Здоровье» и «Комфортная среда»;

• в плане воспитательной работы в направлении «Мое здоровье – мое будущее»

2. По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с:

• органами исполнительной власти: прокуратура, инспекция по делам несовершеннолетних;

• учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта;

• здравоохранения: поликлиника, стоматологическая клиника

3.Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

4. В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса;

5. Проводится саногенетический мониторинг здоровья учащихся начальной школы, по результатам которого даются рекомендации учителям и родителям.

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трех разовое питание, а так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.

3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, воспитанников выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.

5. Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

6. Закуплено оборудование для проведения сангенетического обследования и проведения коррекционно-развивающей работы. Планируется проведение занятий с использованием оборудования БОС (биологическая обратная связь)

7. В школе имеется кабинет ОБЖ, оснащенный всем необходимым оборудованиям для формирования навыков безопасного поведения учащихся.

8. В образовательном учреждении создана служба здоровья, в которую включены квалифицированные специалисты: врач, медицинская сестра, учитель физической культуры, учитель ОБЖ, логопед, психолог, социальный педагог.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования: оздоровительной гимнастике, подвижные игры для учащихся 1 класса, хореографический кружок для младших школьников, футбольный клуб.

На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб).

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах) предсавлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Схема режима дня младших школьников

№ П/п Режимные элементы Класс
       
1. Подъем 7.30 7.30 7.00
2. Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.30 7.45 7.30
3. Завтрак 7.45-8.00 7.45-8.00 7.30-7.45
4. Пребывание в школе (урочное время) 8.30-12.20 8.30-12.20
5. Предобеденное Пребывание на воздухе (прогулка, игры, Развлечения)  
6. Обед 13.00-13.30 13.30-14.00 13.30-14.00
7. Сон для учащихся Первых классов И детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00
8. Подвижные игры, развлечения На открытом воздухе 15.00-15.45 14.00-15.45
9. Полдник 15.45-16.00 15.45-16.00 15.45-16.00
10. Самостоятельные Учебные занятия 16.00-17.00 16.00-17.30
11. Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 17.00-19.00 17.30-19.00 18.00-19.00
12. Ужин 19.00-19.30 19.00-19.30 19.00-19.30
13. Работа по дому 19.30-20.00 19.30-20.00 19.30-20.00
14. Вечерняя прогулка 20.00-20.30 20.00-20.30 20.00-20.30
15. Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00 20.30-21.00 20.30-21.00
16. Ночной сон 21.00 21.00 21.00

Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

• анализ медицинских карт;

• определение группы здоровья;

• учет посещаемости занятий;

• контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

• организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

• динамические паузы;

• индивидуальные занятия;

• организация спортивных перемен;

• дни здоровья;

• физкультминутка для учащихся;

• организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным

пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

• открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

• открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности;

• спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая

атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

• Уроки-игры

• Уроки, - дискуссии

• Уроки - соревнования

• Театрализованные уроки

• Уроки-консультации

• Уроки с групповыми формами работы

• Уроки взаимообучения учащихся

• Уроки творчества

• Уроки - аукционы

• Уроки-конкурсы

• Уроки-обобщения

• Уроки-фантазии

• Уроки-концерты

• Уроки-экскурсии и др.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы - дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников – возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание продолжительность урока, учебного дня и учебной недели; организацию самого урока; расписание уроков; перемены; экзамены; общественно полезный труд школьников и каникулы.

В результате проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы:

1. Качество образования младших школьников - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к реализации социальных задач.

2. Образовательный процесс детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

3. Современная педагогика характеризуется взаимодействием различных средств развития образовательного процесса. Один полюс составляют педагогические технологии, ориентированные на сложившуюся систему наук в виде предметных дисциплин; другой - педагогические технологии, призванные обеспечить личностный рост учащихся как предпосылку их самоопределения и раскрытия творческого потенциала.

4. Основными элементами качества образования на сегодняшний день являются: качество потенциала образования, качество процесса образования, качество результата образования. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников.

5. Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль в современной школе дополнительного образования детей. Практика показывает, что этот вид образования, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса обучения детей в общеобразовательной школе.

6. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

7. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

8. ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни.

Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.

Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы - дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования: оздоровительной гимнастике, подвижные игры для учащихся 1 класса, хореографический кружок для младших школьников, футбольный клуб.

На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб).

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.

3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.

4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18.

5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007

7. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.

8. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.

11. Кузьминский А. И., Омеляненко В. Л. Педагогика в вопросах и ответах. – К.: Знание, 2006.

12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004.

13. Мытнык О. Н. Становление продуктивного характера личности младшего школьника в процессе обучения // Начальная школа. – 1999.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалѐва, Ф.М. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т.1-2

15. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996.

16. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

17. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших

школьников. – Дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2002.

18. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

19.Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. П 12 вс.

20. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

22. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.

23. Тихомирова Л. Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. – 2011.

24. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. – М.: Академический проект, – 2007.

25. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2011.

26. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюдженталя: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб., 1998.

27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник ]:Пер. с англ. и нем. В. Франкл; под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс,1990.

28. Дубовицкая Т. Д. Концепции и методы психологической помощи. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011.

29. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008.

30. Акбашев Т. Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»: из выступления канд. пед. наук Т. Ф. Акбашева на сессиях школы-панорамы «Педагогика жизни». – Челябинск: Изд-воТОО «Версия», 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты диагностики 3 класса «А».

Фамилия, имя Результаты анкетирования, в баллах Уровень знаний о ЗОЖ Результаты тестирования, в баллах Уровень знаний о строении и функциях организма человека
1. Арефьева Аня   средний   удовлет.
2. Бакланов Олег   высокий   высокий
3. Бартеньева Вика   высокий   высокий
4. Вислогузов Денис   средний   удовлет.
5. Гордиенко Кирилл   средний   высокий
6. Давыдова Катя   низкий   неудовл.
7. Ершов Даня   средний   удовлет.
8. Жабко Егор   высокий   высокий
9. Кравченко Игнат   средний   удовлет.
10. Кипелова Полина   средний   удовлет.
11. Ларченкова Ульяна   средний   удовлет.
12. Морозов Антон   низкий   неудовл.
13. Носков Дима   высокий   высокий
14. Парамонова Инга   низкий   неудовл.
15. Праскевич Анна   средний   удовлет.
16. Ухтин Илья   средний   удовлет.
17. Федоров Тарас   низкий   неудовл.
18. Хлебникова Геля   высокий   высокий
19. Юрасова Лена   средний   удовлет.
20. Яскевич Настя   средний   удовлет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...