Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом: 1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено: • в уставе школы; • в образовательной программе школы, одним из разделов которой является «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»; • в программе «Развития образовательного учреждения», подпрограммы «Здоровье» и «Комфортная среда»; • в плане воспитательной работы в направлении «Мое здоровье – мое будущее» 2. По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с: • органами исполнительной власти: прокуратура, инспекция по делам несовершеннолетних; • учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта; • здравоохранения: поликлиника, стоматологическая клиника 3.Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ; 4. В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса; 5. Проводится саногенетический мониторинг здоровья учащихся начальной школы, по результатам которого даются рекомендации учителям и родителям. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:
1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. 2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трех разовое питание, а так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся. 3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. 4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, воспитанников выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима. 5. Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи. 6. Закуплено оборудование для проведения сангенетического обследования и проведения коррекционно-развивающей работы. Планируется проведение занятий с использованием оборудования БОС (биологическая обратная связь) 7. В школе имеется кабинет ОБЖ, оснащенный всем необходимым оборудованиям для формирования навыков безопасного поведения учащихся. 8. В образовательном учреждении создана служба здоровья, в которую включены квалифицированные специалисты: врач, медицинская сестра, учитель физической культуры, учитель ОБЖ, логопед, психолог, социальный педагог. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:
1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. 2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования: оздоровительной гимнастике, подвижные игры для учащихся 1 класса, хореографический кружок для младших школьников, футбольный клуб. На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб). 3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. 4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены. Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах) предсавлена в таблице 2.2. Таблица 2.2. Схема режима дня младших школьников
Применение разнообразных форм работы: 1.Учет состояния детей: • анализ медицинских карт; • определение группы здоровья; • учет посещаемости занятий; • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов. 2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся: • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
• динамические паузы; • индивидуальные занятия; • организация спортивных перемен; • дни здоровья; • физкультминутка для учащихся; • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием. 3.Урочная и внеурочная работа: • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ; • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности; • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: • Уроки-игры • Уроки, - дискуссии • Уроки - соревнования • Театрализованные уроки • Уроки-консультации • Уроки с групповыми формами работы • Уроки взаимообучения учащихся • Уроки творчества • Уроки - аукционы • Уроки-конкурсы • Уроки-обобщения • Уроки-фантазии • Уроки-концерты • Уроки-экскурсии и др. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы - дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников – возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание продолжительность урока, учебного дня и учебной недели; организацию самого урока; расписание уроков; перемены; экзамены; общественно полезный труд школьников и каникулы. В результате проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы: 1. Качество образования младших школьников - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к реализации социальных задач. 2. Образовательный процесс детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. 3. Современная педагогика характеризуется взаимодействием различных средств развития образовательного процесса. Один полюс составляют педагогические технологии, ориентированные на сложившуюся систему наук в виде предметных дисциплин; другой - педагогические технологии, призванные обеспечить личностный рост учащихся как предпосылку их самоопределения и раскрытия творческого потенциала. 4. Основными элементами качества образования на сегодняшний день являются: качество потенциала образования, качество процесса образования, качество результата образования. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников. 5. Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль в современной школе дополнительного образования детей. Практика показывает, что этот вид образования, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса обучения детей в общеобразовательной школе. 6. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. 7. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. 8. ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни. Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников.
Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень. Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы - дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом: 1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. 2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования: оздоровительной гимнастике, подвижные игры для учащихся 1 класса, хореографический кружок для младших школьников, футбольный клуб. На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб). 3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. 4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000. 2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с. 3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с. 4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18. 5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с. 6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007 7. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53. 8. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006. 9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка). 10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с. 11. Кузьминский А. И., Омеляненко В. Л. Педагогика в вопросах и ответах. – К.: Знание, 2006. 12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004. 13. Мытнык О. Н. Становление продуктивного характера личности младшего школьника в процессе обучения // Начальная школа. – 1999. 14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалѐва, Ф.М. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т.1-2 15. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996. 16. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 17. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. – Дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2002. 18. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 19.Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. П 12 вс. 20. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. 22. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999. 23. Тихомирова Л. Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. – 2011. 24. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. – М.: Академический проект, – 2007. 25. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2011. 26. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюдженталя: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб., 1998. 27. Франкл В. Человек в поисках смысла: [Сборник ]:Пер. с англ. и нем. В. Франкл; под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс,1990. 28. Дубовицкая Т. Д. Концепции и методы психологической помощи. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011. 29. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. 30. Акбашев Т. Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»: из выступления канд. пед. наук Т. Ф. Акбашева на сессиях школы-панорамы «Педагогика жизни». – Челябинск: Изд-воТОО «Версия», 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Результаты диагностики 3 класса «А».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|