Развитие реалистических тенденций
Наряду с барокко и классицизмом в искусстве XVII в. происходило дальнейшее развитие реалистических тенденций ( от позднелат. «realis» – «действительный»). В большей или меньшей степени они присутствовали на всех этапах развития искусства. Однако в эпоху Нового времени стремление художников показать реальный мир приобрело осознанный и целенаправленный характер. Живопись. Наиболее полно и последовательно принципы реализма проявились в живописном искусстве Голландии, ставшей в начале столетия ведущей экономической страной Европы и важным центром европейской культуры. Республиканский строй в Голландии снимал необходимость в возведении грандиозных дворцовых комплексов, а утвердившейся в ходе Реформации кальвинизм выступал против пышного украшения протестантских храмов. Вследствие этого в XVII в. архитектура и скульптура получили здесь меньшее развитие, чем живопись. Отсутствие богатых заказчиков в лице королевского двора и церкви сделали господствующим тип небольших станковых картин. Одновременно в Голландии культивировалось искусство гравюры (изображения видов городов, географических карт). Наряду с выполнением частных заказов, все чаще художники писали картины на продажу, и вскоре торговля картинами стала распространенным явлением. Небольшие размеры картин и непритязательность их сюжетов закрепили за художниками этого периода название « малые голландцы ». Голландские художники были свободны от церковного или монархического давления, поэтому достаточно свободно относились к истолкованию религиозных, мифологических и исторических сюжетов. Мистицизм и патетика были вытеснены реалистической трактовкой, что сближало их с бытовой живописью, очень популярной у небогатых заказчиков. Большинство живописцев стремилось к правдивой передаче окружающей жизни во всем многообразии ее проявлений. Главным объектом искусства стали обыденная жизнь людей, окружающие их природа и вещи. Все это способствовало складыванию голландской реалистической школы. Ведущими жанрами становились пейзаж, натюрморт, портрет.
Огромное значение для развития голландской живописи имело творчество Франса Халса (ок.1580–1666 г.), автора многочисленных групповых и индивидуальных портретов, и мастера бытовой живописи и жанрового портрета Яна Вермеера (1632–1675 гг.). Однако вершиной голландского реализма стало творчество Рембрандта ван Рейна (1606–1669 гг.). Его новаторское искусство отличалось демократизмом и жизненностью образов. Сочетание глубокой психологической характеристики с исключительным живописным мастерством проявилось в его реалистичных портретах, в том числе и групповых («Урок анатомии доктора Тюльпа», «Ночной дозор»). Сюжеты античной мифологии вдохновили художника на создание целой серии полотен, вершиной которой является «Даная». В годы тяжелых разочарований и личных несчастий Рембрандт все чаще обращался к религиозным темам («Возвращение блудного сына»). Своеобразная летопись собственной жизни открывается в его автопортретах. В живописном искусстве Италии реалистическое течение, обозначаемое термином «караваджизм», связано с именем реформатора европейской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610 гг.). Являясь одним из родоначальников стиля барокко, Караваджо вышел за рамки этого стиля, усиливая реалистическую направленность своих картин («Неверие св. Фомы», «Призвание апостола Матфея»). В XVII в. большинство художников в той или иной степени испытали воздействие его творчества. Во Франции при королевском дворе реализм не получил широкого распространения. Большинство последователей «караваджизма» работали в провинции (Жорж де Латур, братья Ленен).
В искусстве Фландрии реалистические тенденции развивались в тесной связи с господствующим стилем барокко. В жанровых работах Якоба Йорданса (1593–1678) всегда чувствуется ощущение праздничности бытия, радостное приятие жизни во всех ее проявлениях («Бобовый король»). Для искусства Испании, находившегося под жестким влиянием церкви, было характерно тесное взаимопроникновение тенденций маньеризма, барокко и реализма. Так, художник Бартоломе Эстебан Мурильо (1617/1618–1682 гг.) наряду с картинами религиозного содержания активно писал и жанровые произведения, в которых главными героями обычно были дети («Мальчик с собакой»). Одним из величайших представителей «золотого века» испанского искусства был Диего Веласкес (1599–1660 гг.), в творчестве которого парадные портреты королевской семьи соседствовали с целой галереей ярких, характерных народных типов («Водонос»). Смелостью живописных находок и особым психологизмом отмечены его поздние картины («Менины», «Пряхи»). *** Художественная культура XVII в. создала предпосылки для развития культур последующих эпох. Определенная степень единства, отличающая искусство различных европейских стран, объяснялась не только общностью процессов, происходивших в материальном и духовном развития этих государств, но и активным культурным обменом. Все перечисленные выше культурные тенденции существовали в сложном взаимодействии в пределах одной национальной школы и даже порой в творчестве одного мастера. Их параллельное развитие сопровождалось не только конкуренцией, но и активным взаимовлиянием, обогащением. Культура XVII в. представляла собой единый организм. Глава 2. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА Эпоха Просвещения XVIII век вошел в историю Европы, да и всего мира под названием века Просвещения. Понятие "Просвещение" было впервые употреблено французским философом Вольтером в 1734 г. В общем смысле под просвещением понимают процесс распространения научного знания, источником которого является человеческий разум, свободный от догматического мышления. Именно в XVIII веке передовые европейские мыслители осознали необходимость такого распространения и активно решали эту задачу.
Эпоха Просвещения была подготовлена достижениями эпохи Возрождения и научной революции XVII в., в которой особую роль сыграли такие английские мыслители как Френсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джон Локк и Томас Гоббс. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Как для английских ученых XVII века, так и для французского Просвещения XVIII века была характерна первоначальная ориентация на сенсуализм как метод познания мира через чувственное восприятие - наблюдения за природой с помощью органов чувств. Затем она была дополнена акцентом на рационализм, на разум как основной источник и критерий истинности научного знания. Просветители верили в то, что мир устроен разумно, а также в то, что человек своим разумом способен познать окружающий мир, осмыслив ту информацию, которую он получил через органы чувств. Вера в неограниченные возможности человеческого разума в познании мира, и в способность науки разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество, стала характерной чертой эпохи Просвещения, и именно поэтому XVIII век часто называют веком Разума. Повышенное внимание уделялось проблемам общественного устройства. Для просветителей характерными были попытки определить законы развития общества и создать на основании этих законов идеальную модель, или хотя бы исправить недостатки современного им общественного строя. При этом просветители опирались на концепцию «естественного права», предполагая, что все люди от рождения обладают определенными правами, проистекающими из самой природы человека. Эти права были нарушены в ходе исторического развития, что привело к созданию несправедливых, ущербных общественных отношений. Теперь задача состоит в том, чтобы восстановить эти права и построить общество, основанное на «естественных началах». Просветители верили, что такое обеспечит наивысший уровень развития культуры. Поэтому определение "естественных составляющих" человека и общества было одним из главных вопросов, которым задавались просветители. Большое внимание они уделяли изучению конкретного опыта общественного развития. И в этой связи признавали наиболее передовым в Европе общественный строй в Англии (конституционная монархия с широкими правами парламента). Английский парламентаризм рассматривался просветителями как образец для подражания.
Главной мишенью для критики деятели французского Просвещения избрали феодальные порядки и католическую церковь. Уже непосредственный предшественник просветителей, священник Жан Мелье получил широкую известность потому, что в своем «Завещании» выступил с жесткой критикой католической церкви и феодальных институтов светской власти. Таким же образом широкую известность получили Шарль Монтескье и Вольтер, первые крупные деятели французского Просвещения. Резко критикуя церковь, далеко не все просветители были готовы выступать против религии как таковой. Как и ученые XVII века, французские просветители в вопросе о роли Бога в основном стояли на позициях деизма: Бог рассматривался лишь как «Великий Архитектор», создавший мир и установивший законы, по которым этот мир существует. Дальнейшее развитие мира шло по этим законам без божественного вмешательства. Часть просветителей разделяла позиции пантеизма, в котором Бог растворялся в природе и отождествлялся с ней. Ряд просветителей, среди которых были Ламетри, Дидро, Кондильяк, обратились к материализму, рассматривая духовное сознание как одно из свойств материи. Такой подход нес в себе скрытые атеистические начала. Однако на открытый атеизм (отрицание существования сверхъестественных сил вообще и Бога в частности) решались немногие. Первым представителем атеизма стал барон П. Гольбах. Весьма непримиримо к религии и церкви относились также материалисты Дидро и Д’Аламбер. С их точки зрения религия возникла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы, а церковная организация служит для того, чтобы поддерживать это невежество, препятствуя духовному и социальному освобождению людей. В практическом плане главным для деятелей французского Просвещения была сама просветительская деятельность. Они верили, что история возложила на них особую миссию: распространять и пропагандировать научные знания и веру в торжество разума, в возможность и закономерность общественного прогресса. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Среди первых просветителей следует отметить Шарля Монтескье (1689-1755). О н получил широкую известность, выпустив анонимное произведение «Персидские письма», в котором в форме переписки богатых персов подверг острой сатирической критике современные французские порядки. Затем в сочинении «О духе законов» он на ярких исторических примерах показал существование у разных народов различных обычаев и принципов политического устройства и выступил с осуждением деспотизма, пропагандой идей веротерпимости, гражданской и личной свободы людей. При этом автор не призывал к революции, а говорил о постепенности и умеренности в проведении необходимых преобразований. Монтескье внес важный вклад в развитие культурологической теории. Он сделал вывод о том, что общественный строй, обычаи и сами народы во многом являются продуктами воздействия окружающей географической среды (климат, реки, почвы и др.). Этот подход носил явный материалистический характер и получил название «географического детерминизма».
Самым ярким представителем эпохи Просвещения был французский писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Его талантливому перу принадлежали сотни литературных, философских, исторических произведений самых различных жанров от сатирических стихов до серьезных философских трактатов, в которых он выступал против феодальных институтов, беспощадно обличал Библию, вымыслы о чудесах и другие религиозные предрассудки. Вольтеру принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину!», направленный против католической церкви. В то же время Вольтер не выступал против религии как таковой и считал ее необходимой как способ подчинения темных масс: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать!». Резкая критика церкви и феодальных порядков сочеталась у Вольтера с умеренными практическими рекомендациями. Так, он не считал возможным в современной ему Франции бороться за республиканский строй. Недоверчиво относился к низам общества, считая их слишком темными. Вольтер уделил большое внимание изучению особенностей культуры разных наций. В этой связи он написал работу "Очерки по всеобщей истории, обычаям и характере наций" (1756 г.). Важный вклад в идеологию Просвещения внес Ж.А. Кондорсе (1743-94 гг.), который в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794 г.) представил мировую историю как процесс развитие человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением. Наряду с превалирующим оптимистическим взглядом на культуру, в эпоху Просвещения появилось и пессимистическое отношение к культуре как к средству закабаления и угнетения людей. Так, особое место во французском Просвещении занял уроженец Женевы Жан-Жак Руссо, получивший известность в 1749 г., когда он опубликовал знаменитое "Рассуждение" о том, что «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление». Руссо видел корень зла и бедствий человечества в неравенстве, утверждая, что главной причиной неравенства стало возникновение частной собственности, разделившей людей на богатых и бедных. Неравенство охраняется государством, а религия, искусство и даже наука, способствуют сохранению неравенства, препятствуют счастливой жизни людей. Очевидно, что Руссо абсолютизировал те конкретные формы и институты культуры, которые в современном ему обществе действительно препятствовали развитию демократии и социально справедливых общественных отношений. Руссо разрабатывал вопросы педагогики и теорию «общественного договора», согласно которой государство есть продукт соглашения граждан и если государство их не устраивает, то они имеют право его сменить. Взгляды Руссо во многом способствовали идейной подготовки Великой Французской революции конца века. Квинтэссенцией всех идей французского Просвещения стала знаменитая «Энциклопедия» под редакцией Дени Дидро, которая стала своеобразной Библией просветителей. Статьи в энциклопедию были написаны лучшими умами Европы и объясняли все устройство мира с рациональной точки зрения. Просветители рассматривали Энциклопедию как инструмент, при помощи которого они откроют доступ к знаниям широкому кругу людей. Так как взгляды просветителей расходились с официальной идеологией, то их деятельность часто вызывала суровую реакцию светских и особенно духовных властей. Многие просветители подвергались гонениям, их арестовывали, высылали, уже отпечатанные произведения запрещались и конфисковывались. Тем не менее, идеи Просвещения получили широкое распространение и проникли даже в те слои общества, которые сами были мишенью их критики. Поэтому многие деятели французского Просвещения обладали высокопоставленными покровителями, которые давали им защиту. Например, выход «Энциклопедии» стал возможен благодаря поддержке мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV, которая сама была мишенью критики просветителей. Никем из деятелей Просвещения не ставилась целью подготовка революции – наоборот все они опасались ее и стремились к постепенному преобразованию общества, через распространение света знаний, долженствующего рассеять тьму невежества. Тем не менее, под влиянием просветительских идей в Европе возникают тайные общества. Первым таким обществом был баварский Орден Иллюминатов, однако наибольшей известностью пользовался орден масонов. Тайные общества создавали и распространяли различную популярную литературу, доступную для среднего читателя. Именно с помощью такой литературы идеи Просвещения разошлись по всей Европе. В Германии движение Просвещения носило не столь радикальный характер, как во Франции. Внимание немецких просветителей привлекали не социально-политические проблемы, а вопросы философии, морали, эстетики и воспитания. Значительное внимание уделялось вопросам развития культуры. Концепцию развития культуры разрабатывал Г. Лессинг, который проводил мысль о том, что человечество проходит ряд ступеней органического развития, причем господство религии и вера в божественное откровение свидетельствуют о незрелости общества. Большое внимание проблемам культуры уделил немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803 гг.), который назвал свой главный 20-томный труд «Идеи к философии истории человечества»(1791). Занявшись вопросом о происхождении языка, он отверг тезис о "богоданности" последнего и выдвинул тезис о естественно-историческом развитии не только природы, но и языка, мышления и человеческой культуры в целом. Гердер - пантеист, растворил бога в природе и видел историю развития природы как поступательное развитие от неорганической материи к миру растений и животных, а затем к человеку. В истории общества он видел процесс нарастания гуманизма, который понимал как улучшение условий жизни и гармоничное развитие каждого индивидуума. Гердер обратил особое внимание на национальную самобытность культуры разных народов и выступил с идеей равноценности различных культур и различных эпох в развитии культуры того или иного народа, видя в них естественно-исторические стадии, одинаково ценные и необходимые в общем процессе поступательного развития. То специальное внимание, которое уделил Гердер проблемам культуры, и широкий круг поставленных им культурологических вопросов, дают все основания считать этого ученого одним их основоположников культурологии как науки. Существенный вклад в развитие теории культуры внес Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник немецкой классической философии. Он рассматривал культуру как искусственный мир, созданный человеком. Основной чертой культурологической концепции Канта стала идея о том, что культура выступает как инструмент освобождения человека от мира природы. Философ противопоставлял мир природы и мир свободы и связывал второй мир с миром культуры. Он отмечал, что в природе господствуют суровые законы зоологии, и человек как продукт природы лишен свободы. Создаваемая человеком культура освобождает его от несвободы и зла природного мира, и важнейшую роль в этом деле играет мораль: сила морального долга побеждает суровые законы зоологии. Таким образом, Кант подчеркнул ведущую роль морали в системе культурных ценностей. В то же время Кант указывал, что мир природы и мир свободы связывает великая сила Красоты, и полагал, что культура в ее высших формах связана с эстетическим началом, с художественным творчеством - с искусством. В Италии Просвещение имело свои глубокие корни, ведущие в эпоху Возрождения, однако вследствие жесткой позиции церкви просветительское движение развивалось медленно и носило умеренный характер. В начале XVIII в. важную роль в общественной мысли Италии играл Дж. Вико (1668-1744 гг.), который создает циклическую теорию истории, не порывая при этом с традиционной для христианства концепцией Провидения (божественного Замысла). Согласно концепции Вико, божественное Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, затем вновь наступает эпоха варварства и цикл повторяется. Этот вывод Вико сделал, опираясь на анализ известной ему истории, в которой явно выделялись два свершившихся цикла: от древнейших времен до заката Рима и вновь от «нового варварства» раннего Средневековья к эпохе Просвещения. Тезис о руке Провидения ставит Вико в ряды теистов, но идея повторяющихся исторических циклов плохо совмещалась с традиционным христианским представлением о втором пришествии Христа и установлением "царства Божьего на Земле, как на Небе". Вико полагал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: Эпоха Богов (безгосударственное состояние, подчинение жрецам как служителям богов), Эпоха героев (аристократическое государство, которое угнетает обычных людей) и Эпоха людей (простые люди восстают против аристократии и добиваются равноправия, устанавливая республику; однако в ходе дальнейшего развития происходит дезинтеграция общества и вновь наступает эпоха варварства). Следует отметить, что в рамках этой циклической теории явно содержится и идея поступательного развития политической культуры человеческого общества. Вико одним из первых высказал мысль о классовой борьбе как факторе общественного развития. Во 2-й пол. XVIII в. главным центром просветительских идей был Милан, где их распространением занимались братья Вьерри. Другим центром итальянского Просвещения становится Неаполь, где читал лекции Антонио Дженовези, изучавший возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума. Просвещение в Испании отличалось сдержанным отношением испанских мыслителей к французским коллегам, что было своего рода защитной реакцией на негативные оценки французскими просветителями роли Испании в истории Европы. Ведущую роль среди испанских просветителей играл ряд высокообразованных представителей аристократии, таких как Педро Родригес де Кампоманес, граф Флоридабланка, граф Аранда, Гаспар Мельхиор де Ховельянос-и-Рамирес, которые выступали за постепенное реформирование феодального общества. Их деятельность способствовала проведению в Испании реформ в духе «просвещенного абсолютизма». Англия. Практически все английские мыслители XVIII в., такие как Генри Болингброк, Джеймс Аддисон, А. Шефтсбери и Ф. Хатчисон, были людьми религиозными и отличались умеренностью взглядов, особенно в вопросах политического и общественного устройства. Их идеалом был политический компромисс, а к неотъемлемым естественным правам человека причислялось и право собственности. С именем шотландца Адама Смита связано начало классической политической экономии. Английские материалисты XVIII века — Гартли, Пристли и другие — признавали мышление продуктом материи. Им противостояло идеалистическое направление, представленное Джоржом Беркли (1685—1753 гг.), который поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Взяв за исходную точку учение Локка об ощущениях, Беркли сделал крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами через соединение различных ощущений. С идеями Беркли были созвучны взгляды шотландского философа и ученого Дэвида Юма, который постулировал невозможность объективного познания мира (агностицизм). Обострение общественных противоречий, связанных с развитием капиталистических отношений, довольно рано вызвало в Англии критику буржуазного общества. На первое место здесь можно поставить Джонатана Свифта с его гениальным сатирическим романом «Путешествия Гулливера» (1726 г.). Разочарование в реалиях британского буржуазного общества с парламентским строем породило неверие в возможность создать совершенное общество на началах разума. Это способствовало повышению интереса к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. В середине XVIII века эта потребность отразилась в новом литературном направлении – сентиментализме. Крупнейшим представителем этого направления был Лоренс Стерн, чей роман «Сентиментальное путешествие» и дал. Из Англии идеи Просвещения оказались перенесенными заz:\CorvDoc\megalektsii1\8_18th_century\Pics\385px-BenFranklin_Waterspout_1806.jpg океан в ее североамериканские колонии. Американские просветители были в большей степени практики, чем мыслители, и пытались применить новые научные знания к обустройству своей страны. Больше всего их интересовали проблемы взаимоотношений общества, личности и государства. При этом американские мыслители полагали, что граждане могут менять свою политическую систему, если сочтут это полезным. Наиболее активно эту концепцию отстаивал Томас Пейн в памфлете «Здравый смысл». Деятельность американских просветителей идейно подготовила Американскую революцию и провозглашение независимости североамериканских колоний. Наиболее известные представители американского просвещения, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, стали лидерами Американской революции и «отцами-основателями» США – первого государства, в конституции которого получили отражения многие важные идеи эпохи Просвещения. Познание мира. XVIII век был временем бурного развития науки. Оно базировалось на достижениях научной революции XVII в. На рубеже веков в большинстве стран Европы возникают научные учреждения – Академии Наук. Научные знания приобретают все более систематический и точный характер. Ученые ориентировались на практическое использование своих достижений в интересах экономического и общественного развития. Меняется характер морских путешествий. Если ранее экспедиции были преимущественно военными и торговыми, то теперь в их состав специально включаются ученые, которые заняты поиском и исследованием новых земель. Благодаря изобретению более совершенных навигационных инструментов, таких как секстан (1730 г.) и хронометр (1734 г.), морские путеществия становятся более безопасными. Три экспедиции англичанина Дж. Кука (1768-1771 гг.), а также плавания французских капитанов Л.А. Бугенвиля (1766-1769 гг.) и Ж.Ф. Лаперуза (1785–1788 гг.) положили начало планомерному изучению и практическому освоению региона Тихого океана. В развитие ботаники и биологии огромный вклад внес шведский ученый Карл Линней (1707–1778 гг.). Он разработал используемую до сих пор систему классификации живых существ, в которую поставил и человека. Французский исследователь Ж.-Б. Ламарк (1744–1829 гг.) выдвинул первую теорию биологической эволюции, во многом предвосхищавшую идеи Ч. Дарвина. В области точных наук Иоганн Бернулли и его ученики Леонард Эйлер и Жан Д’Аламбер завершают разработку систем дифференциального и интегрального исчисления и создают теорию дифференциальных уравнений. С ее помощью стали рассчитывать движение комет и других небесных тел, а свое завершение она нашла в знаменитой книге Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика» (1788 г.). Французский ученый Пьер Лаплас (1749-1827 гг.), виртуозно применив математический анализ, доказал устойчивость орбит планет Солнечной системы, а также полностью описал их движение, тем самым опровергнув мнение, что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил. В физике утверждается мнение, что все физические процессы — проявления механического движения вещества. Изобретение термометра голландцем Фаренгейтом в начале XVIII века и последовавшее за этим появление температурных шкал Реомюра (1730 г.) и Цельсия (1742 г.) позволило вести измерение температуры и привело к появлению учения о теплоте. В химии была создана теория флогистона (огненная субстанция), обобщавшая знания, касавшиеся процессов горения и обжига металлов. Попытки обнаружить и выделить флогистон стимулировали изучение газообразных продуктов горения и газов вообще. В результате были открыты водород, азот, кислород и явление фотосинтеза. В 1777 году Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения. Начинается изучение электрических и магнитных явлений. В ходе него было открыто явление электропроводности, создан электрометр. Б. Франклиным и М. В. Ломоносовым был изобретен громоотвод. Француз А. Кулон открыл закона Кулона, который стал основой для последующего развития знаний об электричестве. Главным итогом развития науки в XVIII в. стало создание полноценной научной картины мира, не требующей теологического обоснования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|