Экономическое и политическое развитие
В XVIII в. в связи развитием науки и техники, ростом мануфактурной промышленности, появлением регулярных государств, обладавших возможностью мобилизовать большие ресурсы, а также с формированием регулярных армий и флотов, европейские страны получают экономическое, военно-техническое и организационное превосходство над народами других регионов мира. Это превосходство позволило остановить экспансию Османской империи в Европе, и в свою очередь осуществить масштабную колониальную экспансию европейских держав во многих регионах мира. Колонии служили источником дохода, получаемого за счет прямого ограбления местного населения, а также с помощью монопольной торговли. Тем самым военно-техническое превосходство Европы было конвертировано в экономическое и политическое господство в мире. В самой Европе на рубеже XVII-XVIIII веков в ходе нескольких крупномасштабных конфликтов (война Аугсбургской Лиги, война за Испанское наследство и Северная война) происходят значительные изменения в системе международных отношений. На первый план выдвигается борьба за мировое господство, начавшаяся между Англией и Францией. В ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.) Англия смогла нанести Франции поражение и стать сильнейшей колониальной и торговой державой мира, чья мощь основывалась на богатых колониях в Северной Америке и Индии. Наличие емкого внешнего рынка сбыта, обеспеченного контролем над морской торговлей и заморскими владениями, а также наличие общенационального внутреннего рынка, который сложился в Англии еще в XVII в., благодаря развитой системе коммуникаций, привели к бурному росту в этой стране мануфактурной промышленности, которая быстро достигла предела своего развития. Решение было найдено в техническом усовершенствовании производства – созданием машин и переходе от мануфактур к фабрикам, что получило название промышленной революции.
Процесс перехода к машинному производству начался в легкой текстильной промышленности, а толчком к нему стала конкуренция с дешевыми индийскими хлопчатобумажными тканями. В 1733 г. ткач и механик Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок, что увеличило производство ткани и привело к нехватке пряжи. Тогда в 1765 г. ткач Дж. Харгривс создал механическую прялку «Дженни», которая затем была усовершенствована Т. Хейсом, приспособившим водяное колесо в качестве двигателя. В 1779 г. Сэмюэль Кромптон создал прядильную "мюль-машину", которая уже ничем не напоминала простую прялку. Все это вызвало обратное несоответствие: теперь уже ткачи не успевали перерабатывать изготовленную пряжу. Проблема была устранена с изобретением Э. Картрайтом в 1785 г. механического ткацкого станка. Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в конце XVIII в. появляются машины в шерстяном, сукнодельном, бумажном, полиграфическом производстве, а также в сельском хозяйстве. При этом технический рост одних отраслей служил стимулом к развитию других. Значительное влияние на развитие промышленности оказали также войны с Францией, резко увеличившие потребность в вооружении и снаряжении, что требовало увеличить производство металлов и усовершенствовать методы их обработки. Изобретение методов коксования (1735 г.) и пудлингования (1780 г.), позволили заменить дефицитный древесный уголь каменным, что привело к росту производства чугуна и железа. К концу XVIII в. английская металлургия выходит на первое место в мире. Следующим этапом промышленного переворота стало создание движителя, который мог бы заменить человека в качестве привода машины. Предприниматель Ричард Аркрайт устроил в 1771 г. первую в Англии фабрику, где работало несколько тысяч веретен, приводимых в движение водяными колесами. В качестве движителей пытались использовать лошадей, а также силу ветра. Однако все они имели слишком большие недостатки – необходим был движитель, не зависящий от природных условий или живой силы.
Таким движителем стала паровая машина, изобретенная Дж. Уаттом в 1784 на основе применявшейся на угольных шахтах пароатмосферной машины Т. Ньюкомена. Этот двигатель можно было применять в самых разных отраслях промышленности, что позволяло полностью использовать преимущества машинного производства. Это изобретение считается центральным событием промышленного переворота – к 1800 г. в Англии насчитывалось уже более 200 паровых машин. Тогда же предпринимаются первые попытки использовать паровой двигатель в транспорте. Начальный этап промышленного переворота привел и к изменениям в структуре английского общества. Преуспевающие промышленники начинают вытеснять с господствующих позиций старую земельную аристократию, а также торговую и финансовую буржуазию. На простых людях промышленный переворот сказался тяжело: рост производительности труда привел к уменьшению потребности в рабочих, следствием чего стали рост безработицы и падение заработной платы. Возникший социальный протест – движение луддитов (разрушителей машин, в которых они видели виновников своих бедствий) – был жестоко подавлен властями. Страны континентальной Европы ответили на усиление Англии усилением центральной государственной власти. Многие монархи переходят к политике «просвещенного абсолютизма», когда, пользуясь своей абсолютной властью, они проводили реформы, нацеленные на развитие капиталистических отношений, улучшение жизни населения, ликвидацию некоторых феодальных порядков и ослабление влияние католической церкви. Первым эту политику стал проводить прусский король Фридрих-Вильгельм I. Реформы отца продолжил сын Фридрих II, при котором "просвещенный абсолютизм" начинают определять как "союз философов и государей". В результате реформ в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.) небольшая Пруссия довольно успешно противостояла союзу Австрии, России и Франции. Успехи Пруссии привели к тому, что схожую политику начинаю проводить и правители других европейских стран. Наиболее последовательным отражением идей «просвещенного абсолютизма» стала политика австрийского императора Иосифа II.
Однако в ходе реформ проявились основные противоречия политики «просвещенного абсолютизма». Монархи использовали свою абсолютную власть и проводили прогрессивные реформы сверху в целях усиления своего государства, но эти прогрессивные реформы объективно подрывали абсолютную власть монарха и вызывали сопротивление со стороны дворянства, что заставляло монархов ограничивать реформы. Революции в США и Франции. Это противоречие с наибольшей силой проявило себя во Франции – стране, где идеи просветителей получили широкое распространение и подготовили общество к буржуазной революции. В результате в конце столетия во Франции произошла самая масштабная и радикальная буржуазная революция, которая нанесла сильный удар по феодальным отношениям во всей Европе. Провозвестником революционных потрясений на европейском континенте стала Американская революция (1775-1783 гг.). Североамериканские колонии, недовольные политикой английского правительства, начали борьбу за свою независимость. Среди руководителей революции были такие видные деятели американского просвещения, как Б. Франклин, Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они руководствовались теорией «общественного договора» Дж. Локка, согласно которой граждане имели выступить против правительства, не отвечавшее их интересам и не работавшее на общее благо. В ходе войны за независимость на стороне американцев сражались многие передовые офицеры из Франции и других стран Европы. Итогом войны стало образование в 1787 г. США – первого в мире государства, чье политическое устройство было основано на идеях Просвещения. События в Америке стали примером для Европы, и многие из тех европейцев, кто участвовал в Американской революции, оказались потом активными участниками Французской революции.
Революции во Франции предшествовал серьезный экономический кризис, вызванный огромными расходами на внешнюю политику и содержание пышного двора. Плохой урожай критически обострил ситуацию. В этих условиях король Людовик XVI, нуждавшийся в ведении новых налогов на третье сословие, был вынужден в мае 1789 г. созвать Генеральные штаты (сословно-представительный орган, не собиравшийся с 1614 г.). К этому времени французский абсолютизм потерял доверие третьего сословия (купцы, ремесленники, буржуа, рабочие), среди которого все больше утверждалась мысль, что абсолютная королевская власть является узурпацией прав народа. Политические стремления третьего сословия точно выразил аббат Сиейес, который писал: «Что такое третье сословие? – Все. Чем оно было до сих пор в политическом строе – Ничем. Чем оно хочет быть? – Стать хоть чем-то». В период работы Генеральных штатов депутаты от третьего сословия, собравшись отдельно, объявили себя представителями всей нации – Национальным собранием. Вскоре к ним присоединилась часть депутатов от первого (духовенство) и второго (дворянство) сословий, во главе которых был граф Мирабо. Чувствуя поддержку народа, собрание не подчинилось требованию короля разойтись, а применить вооруженную силу тот сразу не решился. Ободренные успехом депутаты объявили себя Учредительным собранием, собираясь установить во Франции новый государственный строй, основанный на идеях Просвещения. В ответ король начал стягивать к Парижу войска, но когда об этом стало известно, в городе вспыхнуло народное восстание. 14 июля 1789 г. вооруженный народ штурмом взял Бастилию, крепость в центре Парижа, считавшуюся олицетворением тирании и деспотизма. Этот день считается датой начала революции во Франции. В своем развитии революция прошла несколько этапов. Первоначально власть оказалась в руках крупной буржуазии и наиболее прогрессивной части дворянства и духовенства во главе с Мирабо. 26 августа 1789 г. принимается «Декларация прав человека и гражданина», которая провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению и объявляла неприкосновенной частную собственность. Однако конституция была принята лишь через два года в сентябре 1791 г. и носила умеренный характер: Франция становилась конституционной монархией, но избирательное право в парламент было ограниченно имущественным цензом. Нарастание экономических трудностей и половинчатый характер реформ усиливали недовольство простого народа, среди которого все большую популярность приобретали крайние радикалы, такие как Марат. В результате среди единого революционного движения постепенно происходит раскол на монархистов-конституционалистов (фейянов), умеренных республиканцев (жирондистов) и радикальных республиканцев (якобинцев).
Второй этап революции (1792-1794 гг.) проходил в условиях военной интервенции во Францию, которую начали Австрия и Пруссия, хотевшие восстановить прежние порядки. На фоне слухов об измене аристократов в Париже 10 августа 1792 г. происходит восстание, в ходе которого королевская власть была свергнута, а Франция провозглашается республикой. В январе 1793 г. король Людовик XVI был казнен за тайный сговор с врагом. В мае 1793 г. в условиях жестокого военного и экономического кризисов к власти приходят якобинцы во главе с Робеспьером и Дантоном, которые добивались ликвидации социального неравенства и создания представительного правления от всех слоёв общества. При них исчезают последние осколки «старого порядка». Крестьяне получают землю, принимается закон о «максимуме» цен и зарплаты. Конституция 1793 г. устанавливала всеобщее избирательное право. Столь решительная ломка старых обычаев сопровождалась террором, при помощи которого якобинские вожди создавали новые армии и обеспечивали их снабжение. К 1794 г. натиск врага был отбит, и революционные войска перешли в наступление. Победы в войне сделали правление якобинцев ненужным и в ходе переворота 9 термидора (27 июля) 1794 г. власть якобинцев была свергнута, а их вождь Робеспьер предан казни. Вместо революционеров-идеалистов к власти пришли прагматичные «новые богачи», которые думали не столько о нуждах народа, сколько о своем обогащение. Вскоре была подготовлена новая более умеренная конституция, согласно которой власть сосредоточилась в руках узкой группы правителей, образовавших правительство – Директорию. Для них войны становятся уже источником прибыли и средством утверждения престижа, необходимого для сохранения власти. Период Директории (1795-1799) закончился 18-19 брюмера (9-10 ноября) 1799 г., когда к власти путем военного переворота пришел популярный генерал Наполеон Бонапарт. Вначале он руководил страной в качестве первого консула Французской республики, а в 1804 г. короновался императором. Этими событиями революция формально завершается. Франция была готова признать сильного правителя, способного обеспечить порядок в стране, тем более, что Наполеон сохранил большинство достижений революции. Главной его заслугой стало наведение в стране порядка и законодательное оформление буржуазного общества в своде законов: «Кодексах» Наполеона. В них все французы были объявлены гражданами, равными перед законом; сословия ликвидировались; церковь отделялась от государства. Стремясь объединить французское общество, Наполеон начал серию войн, которые долгое время были успешными. На занятых французами территориях уничтожались старые феодальные порядки, и вводился кодекс Наполеона. В 1812 г. Наполеон начал поход против России, который закончился его разгромом и образованием общеевропейской антифранцузской коалиции. В 1814 г. союзники взяли Париж и свергли Наполеона. Его триумфальное возвращение в 1815 г. («Сто дней») закончилось разгромом под Ватерлоо и ссылкой на остров Св. Елены. Восстановив во Франции королевскую власть, европейские монархи сохранили большинство изменений, привнесенных в общество революцией: буржуазия и крестьянство в основном сохранили права и имущество, отобранное у дворян. Французская революция оказала огромное влияние на другие страны, ускорив разрушение там старых феодальных порядков, и окончательно положила конец «старому порядку» в Европе.
Художественная культура В XVIII веке в Европе происходит постепенный закат господствовавшего в предшествовавшем веке стиля барокко, внутри которого во Франции возник и получил развитие стиль рококо. Продолжает свое развитие классицизм, основанный на рационализме и обращении к идеалам античности. В середине века он превращается в господствующий культурный стиль эпохи Просвещения, став отражением его идей в искусстве. В противовес строгому академизму классицизма в Англии и Германии в конце XVIII века возникает новое направление в искусстве: романтизм, исповедующий чувственность, сентиментализм, иррациональность. На рубеже веков развитие романтизма питали бурные события Французской революции и Наполеоновских войн. *** С тиль рококо зародился во Франции еще при Людовике XIV, но особое развитие получил при Людовике XV, сходя на нет в 1760е гг. С барокко его объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной пышной и тяжеловесной торжественности, то для рококо характерны изящество и лёгкость. Этот стиль был порождением исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Искусство рококо построено на асимметрии (термин рококо происходит от «рокайль» – раковина), создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое и дразнящее чувство. В живописи, архитектуре, декоративном искусстве им выражался образ элегантной фривольности. Особенно это проявилось в моде, отличавшейся рафинированностью и искажением естественных линий человеческого тела. Архитектура рококо стремилась быть лёгкой, приветливой и игривой. В постройках этого стиля прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, маскировались фигурной отделкой. Всюду – в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, – пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений. В убранстве интерьера стены обильно украшаются лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. В стиле рококо оформлена площадь Станислава в Нанси. Из Франции рококо распространяется в другие страны Европы. В Италии его ярким представителем был архитектор Дж. Б. Тьеполо. В Англии стиль рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства. В Германии великолепным образцом рококо является дворец Фридриха II в Сан-Суси. Скульптура рококо была представлена портретными бюстами и маленькими скульптурными группами, которые ставили в парках, украшали ими беседки, салоны, купальни. Одним из крупнейших скульпторов периода рококо был итальянец Маттео Фальконе, автор Медного всадника в Петербурге. Для живописи рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Последние были частой темой картин Жана Оноре Фрагонара. В других сюжетах преобладали галантные сцены. Их героями были Дианы, Венеры, нимфы, вакханки. Картины полны мелких тщательно выписанных деталей. Французским художником Антуаном Ватто (1684—1721 гг.) был разработан жанр галантного праздника, где изображался мир покоя, идиллии, грез. Также для эпохи рококо был характерен расцвет графики и вообще искусства художественного оформления – наиболее известным представителем этого направления был французский художник Франсуа Буше (1703—1770 гг.) Основной музыкальной формой позднего барокко была опера. В начале XVIII века она окончательно становится синтетическим произведением, соединяющим в единое целое музыку, пение и драматическое действие. Другими популярными жанрами были такие произведения на религиозные темы, как пассионы, мессы, кантаты и оратории. Они составляют значительную часть наследия известного органиста и композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750 гг.), чье творчество фактически стало обобщением достижений музыкального искусства периода барокко. Благодаря деятельности итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) появляется жанр концерта. Наиболее же известным композитором этого периода был Георг Гендель (1685-1759 гг.), отличительной чертой творчества которого была тщательная отделка отдельных деталей. Классицизм. Художественный стиль, получивший название "классицизм", возникает еще в XVII в. во Франции, в первую очередь в драматургии и литературе. В XVIII в. он превращается в международное явление, включив в свою орбиту европейские страны от Португалии до России. Классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Особое значение придавалось общественно-воспитательной функции искусства. Для театрального искусства классицизма характерны торжественный статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Наибольшее распространение имел жанр социально-бытовой комедии нравов, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом.В этом жанре активно работали многие деятели эпохи Просвещения, такие как Вольтер, использовавшие его для изложения своих идей. Лучшими и наиболее зрелыми произведения этого жанра во Франции были «Севильский цирюльник»(1775 г.) и «Женитьба Фигаро»(1784) Пьера Бомарше. В Англии особую известность получила комедия Ричарда Шеридана «Школа злословия» (1777 г.), направленная против безнравственности «высшего» света и пуританского лицемерия буржуа. В Италии жанр комедии нравов приходит на смену комедии "дель арте", получив наибольшее развитие в творчестве Карло Гольдони. Также там были популярны сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора – в этом жанре творил Карло Гоцци. В Германии в основном был распространен жанр классической трагедии, виднейшим представителем которого был Г. Э. Лессинг. Дальнейшее развитие немецкая классическая трагедия получила в творчестве Иоганна Гёте и Фридриха Шиллера, которые широко использовали исторические сюжеты. Венцом же развития немецкой драмы XVIII в. явился бессмертный «Фауст» И. Гёте, подводивший итоги всей эпохи. В музыке в эпоху классицизма появляется новый музыкальный жанр – симфония, получивший в это время наибольшее распространение. Другими популярными жанрами музыки классицизма были соната и квартет. Развитие симфонической музыки тесно связано с творчеством композитора Йозефа Гайдна, который положил начало венской классической музыкальной школе. Наиболее же ярким представителем музыки классицизма стал Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791 гг.), который в своей симфонии №40 довел ее до совершенства. Его творчество оказало огромное влияние на Людвига ван Бетховена (1770-1827 гг.), который создавал свои возвышенные и героические произведения под влиянием не столько идей Просвещения, сколько событий Французской революции. В живописи на рубеже 1760-1770-х гг. во Франции галантный и фривольный жанры периода рококо окончательно уступили место классицизму, который трудами Н. Пуссена сложился в целостную стилевую систему. Сюжеты для картин теперь заимствовались из античной или современной истории. При этом современным персонажам придавались черты античных героев. Из представителей французской классической живописи можно назвать Ж. Б. С. Шардена, известного своей жанровой живописью и Жана Луи Давида, чьи картины воспитывали гражданское сознание народа. В Англии развивается самобытная национальная школа живописи. Ее представителем был Уильям Хогарт (1697-1764 гг.), талантливый портретист, моралист и сатирик, высмеивавший в своих картинах пороки всех слоев английского общества. Другим знаменитым английским художником был портретист и пейзажист Томас Гейнсборо, который в своих пейзажах следовал традициям реализма. Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности, и доминировала идея рациональности. Наиболее ярким скульптором того времени стал итальянец Антонио Канова (1757-1822 гг.). В его работах ориентация на античность сочеталась с любованием красотой идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной полировкой мрамора. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами строгая ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки. На смену барочной вычурности отдельных деталей приходит суровая простота цельности, где каждый элемент имел какую-то реальную функцию. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале (окончен в 1708 г.). Крупнейшими постройками классицизма XVIII в. являются собор Св. Павла в Лондоне (1717 г.), Пантеон (1755 г.) и ансамбль площади Согласия в Париже. Особое место в архитектуре занимали сады и парки, которые мыслились моделью совершенной природной среды для совершенного человека. На смену прежним французским регулярным паркам приходят ландшафтные парки английского типа, сохранявшие “впечатления естественности” и ощущение “дикорастущей природы”. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как “естественном состоянии” “естественного человека”, основным условием которого было возвращение к природе. Культура периода Французской революции. Революция во Франции с самого начала оказала огромное воздействие на культуру. Приходит конец старой организации художественной жизни, основанной на академических привилегиях, конец влияния прежней клиентуры – знати, церкви и королевской администрации. Основным потребителем искусства теперь становится народ в лице мелкой городской буржуазии и революционная власть. Последняя использовала искусство в качестве средства пропаганды республиканских идеалов, поставив своей задачей воспитание нового человека – человека свободного и разумного. Создаются музеи, открытые для народа, куда собираются произведения искусства из дворцов аристократии. Так, значительная часть экспонатов музея Лувра была отправлена туда Наполеоном из завоеванной Италии. В наибольшей степени культурные реформы относились к периоду 1792-1794 гг., когда у власти находились жирондисты и якобинцы, которые принялись за переустройство общества на новых рациональных началах, в ходе которого ликвидировались различные «пережитки прошлого» (например традиционный календарь), а на смену им вводились новые установления, основанные на разумном подходе (например, метрическая система). Обращение «месье» заменяется на «гражданин». В моде на смену вычурным кафтанам и платьям эпохи рококо приходят простые сюртуки и фраки, особенно упрощается женское платье. Особое внимание революционеры уделили критике христианской церкви, которую считали оплотом мракобесия и невежества. Стараниями Робеспьера устанавливается почитание Верховного Существа, согласно идеям Ж.-Ж. Руссо о «гражданской религии». Классицизм, оставаясь главным художественным стилем, претерпевает существенные изменения, превращаясь в форму "революционного классицизма". Главными темами пьес, картин, скульптур становятся темы, прославляющие республиканские идеалы. Наиболее наглядно это демонстрирует творчество художника Жака Луи Давида. В музыке революционные запросы нашли отражение в созданной Руже де Лилем в 1792 г. знаменитой «Марсельезе», ставшей гимном революции. Ампир. При Наполеоне, который видел назначение искусства в прославлении своей личности и своих воинских подвигов, искусство подвергается строгой регламентации и государственной опеке. Классицизм перерождается в торжественный стиль ампир, ориентировавшийся на культуру имперского Рима. В прикладном искусстве ампир проявлялся в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. В костюме также наблюдалось тяготение к античным образцам, – в моду входят сандалии и легкие платья с высоким поясом. Здания приобретают тяжеловесность, им стали придавать античные архитектурные формы, широко используются военная эмблематика и элементы древнеегипетского искусства. Характерными для архитектуры ампира являются триумфальные арки. В частности в 1806-1836 гг. архитектор Ф. Шальгрен возвел на площади Звезды как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку, которая несет печать торжественности, парадности. Гладь ее стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями. Нарвские ворота в Санкт-Петербурге также выдержаны в этом стиле. В Германии и России ампир приобрел национальные черты и стал выразителем идей государственной независимости. Ранний романтизм. В середине XVIII века в качестве реакции на распространение классицизма с его культом разума и рационализма в Англии и Германии начинается зарождение нового направления в культуре – романтизма. Причиной его появления было все большее несоответствие между идеалами Просвещения и действительностью жизни. В Англии в середине XVIII в. на почве интереса к старине, средневековью и национальной истории складывается направление предромантизма. Его начало связывают с появлением в 1764 г. романа Г. Уолпола «Замок Отранто», положившего начало жанру готического романа, возродившегоинтерес к средневековой культуре и в, частности, к готической архитектуре. На волне растущего интереса к родной истории, Джеймс Макферсон публикует так называемые «песни Оссиана», выдав их за шотландский эпос. Хотя вскоре выяснилось, что их написал сам Макферсон, эти песни имели большой успех, множество подражаний и оказали значительное влияние на развитие в Европе интереса к прошлому. В Германии предвестником романтизма стало возникшее в 2-й половине XVIII в. движение «Бури и натиска». Его сторонники противопоставляли рационализму страсть, фантазию и образность, требовали полной индивидуальной самореализации, отвергая любое ограничение и угнетение личности. Они проповедовали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. К этому движению принадлежали, в частности, Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Началом собственно романтизма считается деятельность йенских романтиков – поэтического кружка, в котором Ф. Шлегелем впервые были сформулированы основные положения романтизма. Если главной идеей Просвещения было главенство в человеке разумного начала, контролирующего чувства, то романтизм утверждал полную раскованность чувств, противопоставляя рассудительности и логике мир, полный иррациональности и эксцентричности. Дальнейшее развитие германский романтизм нашел в трудах философа И. Фихте, который привнес в него значительную национальную составляющую. С йенскими романтиками был близок и Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.), создавший романтическую теорию, согласно которой главным методом познания является интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению, а искусство – это высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного. Интерес немецкого романтизма к сказочным и мифологическим мотивам ярко выразился в творчестве братьев Гримм и сказках Э. Т. А. Гофмана. Последнему принадлежит и одна из первых романтических опер «Ундина». Очень сильно на развитие романтизма повлияли события Французской революции, которые показали, что рациональные идеи Просвещения далеки от совершенства. Это приводило к идеализации прошлого. Из Германии идеи романтизма распространяются обратно в Англию, где формируется так называемая «озерная школа», куда входили, например, С. Т. Колдридж, Р. Саути, У. Вордсворт, которые идеализировали старину и воспевали патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства, противопоставляя их современному буржуазному обществу. В их творчестве проглядывало стремление уйти от мира людей в мир чувств, вообще характерное для раннего романтизма. В следующем XIX в. под влиянием бурных событий Наполеоновских войн идеи романтизма получат свое дальнейшее распространение. XVIII век оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейской и мировой культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|