Социально-политическое развитие
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 XIX в. характеризуется окончательной победой буржуазных отношений и капитализма [4] на европейском и американских континентах; более того, через политику колониализма капиталистические отношения начинают определять развитие всего земного шара. Капитализм создает и новую социальную структуру: главными классами становятся буржуазия (предприниматели, промышленники) и пролетариат ( наемные рабочие ). Именно интересы этих классов все более определяют политическое и социальное развитие. Формируется слой интеллектуалов, который играет все более заметную роль в создании духовного облика нации и, вливаясь в ряды бюрократии, начинает принимать участие в руководстве политическими процессами. Одновременно происходит уменьшение численности крестьянства и истончение слоя земельной аристократии, теряющей свои политические позиции. Буржуазные отношения утверждают и новую систему ценностей. Приоритетами становятся стремление к личному материальному успеху, который достигается через предпринимательскую активность и труд. В тоже время важными чертами общественного сознания становятся вера в прогресс, готовность к новациям, уважение к науке и технике, стремление к образованию. Ключевыми событиями политической жизни Западной Европы XIX века являются буржуазные революции 1848—1849 гг. Главными их последствиями явилась ликвидация системы феодализма, введение в политическую жизнь большинства европейских стран парламента и конституции и частично – принципа ответственности правительства перед народным представительством. В ходе революции выявилась самостоятельная роль ремесленников и пролетариата. Это, в свою очередь, сплотило буржуазию как класс, оторвав финансовую олигархию от земельной аристократии, и заставило поделиться политической властью с промышленными кругами. В то же время в ходе событий 1848—1849 гг. стали преодолеваться противоречия между аристократией и буржуазией. Закрепив свое политическое господство, буржуазия из революционной силы, т. е. стремящейся захватить политическую власть, превращается в класс, эту власть удерживающий.
В XIX в. свободное общественное мнение Западной Европы привело к появлению трех различных идеологий, которые легли в основу разделения граждан по различным партиям. Это – консерватизм, либерализм и социализм. Консерватизм. Появление консерватизма связано, в первую очередь, с реакцией на террор и прочие негативные последствия Французской революции. В основе этого мировоззрения – скептический взгляд на способность человека успешно и быстро реформировать общество. Ведущими представителями европейского консерватизма XIX века являются английский мыслитель Эдмунд Берк (1729—1797 гг.),французский писатель Жозеф де Местр (1753—1821 гг.), австрийский канцлер Клемент фон Меттерних (1773—1859 гг.),французский писатель Франсуа-Рене де Шатобриан (1768—1848 гг.). Народ в представлениях консерваторов рассматривался как преемственная цепь поколений, составляющая единое целое из мертвых, живущих и будущих жить поколений. Таким образом, народ составляет органическое единство во времени и пространстве. Задача политики — беречь это органическое единство, особенно защищая интересы тех, кто придет в будущем, не теряя исторического наследия. Народ существует, пока существует его государство, а поэтому задача живущих ныне людей – сохранять государство своей нации. Либерализм. Ведущей идеологией западного общества становится либерализм, который больше соответствовал социально-экономическим и политическим потребностям буржуазии в 19 веке. Ключевыми понятиями либерализма являются понятия "свободы" и "равенства". Однако они трактуются ограничительно как требования, которые буржуазия адресовала феодальному государству. Речь шла прежде всего об устранении феодальных привилегий, свободном предпринимательства и равенстве политических прав для зажиточных слоев населения. Низшим классам только обещали постепенное расширение их политических прав. Крупнейшими идеологами либерализма XIX века явились английский мыслитель Иеремия Бентам (1748—1832), французский писатель Бенжамин Констан (1767—1830 гг.), английский мыслитель Алексис Токвиль (1805—1859 гг.). Классики либерализма считали, что общество получает наибольшую пользу в том случае, если каждый человек будет иметь возможность в рамках свободной конкуренции на рынке товаров и услуг удовлетворить свои собственные интересы.
В XIX в. существовало два основных течения либерализма: манчестерский и социальный. Манчестерский либерализм выступал за полную экономическую свободу, считал, что «государство – ночной сторож», сводя его функции в регулировании экономики к минимуму. Политическим идеалом манчестерский либерализм считал элитарную демократию [5], при которой избирательные права населения ограничивались высоким имущественным цензом. Во второй половине XIX в. либерализм пережил серьезный кризис на фоне роста рабочего движения и распространения социалистической идеологии. С тем, чтобы остановить натиск социалистической идеологии часть теоретиков либерализма, среди которых важную роль сыграл английский философ Джон Милль, придали ему характер социального либерализма. В частности было признано, что результаты рыночного ведения хозяйства должны корректироваться государством мерами социальной помощи в том объеме, насколько это экономически возможно. К концу XIX в. либералы стали все чаще выступать за демократию в современном смысле этого понятия. Социалистические теории. Т ак называемый «утопический социализм» (от греч. u + topos – «место, которого нет»), то есть учения о преобразовании общества на началах социальной справедливости, далекие от практической реализации) появляются еще в эпоху античности. В эпоху Возрождения канцлер Англии Томас Мор написал трактат «Утопия» (1516 г.), а несколько позже его итальянский последователь Томмазо Кампанелла написал трактат «Город Солнце» (1602 г.). В этих произведениях частная собственность рассматривалась как причина социально-экономического неравенства и инструмент угнетения и описывалось общество свободное от частной собственности и угнетения. Оба произведения получили общеевропейскую известность.
По мере становления класса наемных рабочих (пролетариата), стали возникать социалистические теории, которые именно с ним связывали возможности построения справедливого общества. В начале XIX в. существовали самые разнообразные социалистические теории, существенно отличающиеся друг от друга. При этом преобладали сторонники реформистского пути к социализму. Так, французский аристократ граф Анри де Сен-Симон (1760—1825 гг.), полагал возможным построить справедливое общество путем пропаганды, обращенной к королям и народам. Ставка на мирную пропаганду была характерна и для французского социалиста Шарля Фурье (1772—1837 гг.). Английский предприниматель и философ Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) проповедовал создание производственных ассоциаций рабочих, в которых не было эксплуатации и частной собственности, и которые должны были постепенно вытеснить частное производство, действуя в рамках рынка и в правовом поле буржуазного государства. Французский социалист Пьер Жозеф Прудон (1809—1865 гг.) выдвинул идею создания «Народного банка» с целью беспроцентного кредитования мелкий производителей и установления эквивалентного обмена. Он считал возможным ликвидировать капиталистическую эксплуатацию путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства. Прудон рассматривал государство как инструмент насилия, которое меньшинство осуществляет по отношению к большинству, и предлагал его заменить общественным самоуправлением. Последнее положение сделало Прудона одним из основателей анархизма (от греч. anarchia – безвластие) – учения, главной составляющей которого является отрицание государства как такового.
Переломным для развития социалистической идеологии стал 1848 г., когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы. На фоне этой борьбы в феврале 1848 г. вышел “Манифест Коммунистической партии” немецких социалистов Карла Маркса (1818—1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820—1895 гг.), которым предложили научное обоснование социализма. Их теория получила название марксизма. Марксизм исходит из признания решающей роли производительных сил и производственных отношений в общественном развитии и рассматривает социальную историю прежде всего как историю борьбы классов за свои интересы в системе социально-экономических отношений. Марксизм рассматривает мировую историю как последовательную смену общественно-экономических формаций, т.е.определенных стадий развития общества (первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм ), в основекоторых лежат определенные типы общественных отношений, складывающиеся в процессе производства и распределения производимого общественного продукта. По мнению основоположников марксизма, капитализм создает материальные предпосылки (высокая степень концентрации производства и капитала) для социалистической революции, которую осуществит пролетариат. Революция уничтожит частную собственность на основные средства производства и откроет путь к построению сначала социалистического общества, в котором будет доминировать принцип "каждому - по труду", а затем к постепенному построению коммунистического общества с высоким уровнем социального равенства. На фоне роста рабочего движения возникли международные организации социалистов (Первый и Второй Интернационалы), созданные для координации теоретической и политической деятельности. Во второй половине XIX в. стали появляться национальные социалистические и социал-демократические партии в Германии, Франции, Англии, а также развернулось профсоюзное движение рабочих, в рамках которого они вели организованную борьбу за свои социально-экономические интересы. Это привело к тому, что некоторые требования социалистов нашли со временем отражение в социальном законодательстве Англии, Франции, Германии. В конце XIX в. зарождается христианско-социалистическое движение как эклектизм консерватизма и социализма. В ряде случаев правящие круги, в частности, германский канцлер Отто фон Бисмарк (1815—1898 гг.), заявили о возможности проведения политики так называемого «государственного» социализма, стремясь поставить под свой контроль рабочее движение. К концу XIX в. рабочий класс Запада добился серьезных уступок со стороны буржуазии в экономическом и политическом отношениях. Это привело к тому, что в социалистическом движении Запада нарастает влияние реформистских течений, который оттесняют революционное крыло социалистов на второй план.
Художественная культура Литература. В XIX в. в литературе Западной Европы доминировали два основных художественных стиля: романтизм и реализм. В конце века шли поиски новых изобразительных приемов, которые привели к созданию ряда весьма разных литературных течений, объединяемых общим понятием "модернизм" (от фр. modern - новый, современный). Ведущим художественным стилем начала XIX в. является романтизм. Термин романтизм буквально означает подобный романсу - средневековой литературной и музыкальной жанровой формы, в рамках которой трубадуры рассказывали истории о рыцарях, их необычных приключениях и придворной любви. Главное в романтизме XIX в. - протест против рационализма просветителей XVIII в. с его акцентом на разум. Просветители считали, что мир устроен рационально и может быть понят разумом человека. Романтизм сделал акцент на ограниченность разума, на необходимость познавать мир чувством, интуицией. При этом познание не рассматривалось как главное для человека: главное жить, т.е. чувствовать и переживать. Для романтизма важны именно чувства, эмоции. Не разум, а чувства прежде всего отделяют человека от другого человека, делают каждого индивидуальностью. Акцент на индивидуальность - важная черта романтизма. Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции, в идеологии Просвещения, буржуазном техническом и общественном прогрессе. Главные представители романтизма в литературе – Теодор Гофман (Германия, 1776—1822 гг.), Вальтер Скотт (Великобритания, 1711—1832 гг.), Джордж Байрон (Великобритания, 1788—1824 гг.), Перси Шелли (Великобритания, 1792—1822 гг.), Виктор Гюго (Франция 1802—1895 гг.), Жорж Санд (1804—1876 гг.), Александр Дюма-отец (1802—1870 гг.). Немецкий писатель Гофман использовал в своих произведениях сюжеты древних легенд и сказок. Вальтер Скотт и Александр Дюма стали основоположниками исторического приключенческого романа. Виктор Гюго считается одним из первых прозаиков Франции. В своих романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» он изображал романтических героев, помещая их в реальную историческую среду. Жорж Санд в своём творчестве обозначила проблемы женского равноправия и изменений в светском обществе. Байрон и Шелли внесли в европейскую литературу идеи революционной романтики, их герои стали образцами для подражания. Шелли начал разрабатывать в литературе образ борца за счастье человечества в поэме «Освобожденный Прометей». Меланхоличный Чайльд Гарольд – герой Байрона – отражает неприятие общественных условностей и установок. Великим поэтом Британской империи конца XIX в. стал Редьярд Киплинг (1865-1936 гг.), который родился и долгое время жил в Индии и был самым популярным и читаемым репортером, поэтом и прозаиком. Своего рода реакцией на романтизм явилось утверждение в середине XIX в. нового художественного стиля - реализма. Принципы эстетики реализма сформулировал французский писатель Ф. Стендаль: правдивость, историчность изображения жизни, типичность характеров и обстоятельств, социальная значимость изображаемого. Очевидно, что этими принципами в той или иной степени руководствовались все большие мастера художественной культуры, начиная: с глубокой древности. Поэтому в широком плане реализм всегда был основной тенденцией развития мирового искусства. Он являлся своего рода фоном, на котором возникали и исчезали особые художественные стили. В области литературы реалистические тенденции не вытеснялись даже в тех случаях, когда господствующий художественный стиль, казалось бы, прямо противоречил принципам реализма (например, романтизм). Так, исторические романы В. Скотта воплотили приверженность автора к эстетике романтизма и реализма. Тот же вывод можно сделать и применительно к ряду работ И. Шиллера и В. Гюго. Более того, первые шедевры реализма были созданы авторами, которые начинали как романтики или испытывали существенное влияние романтизма. В XIX веке реализм воспринял и развил начатую романтиками критику бездуховного прогресса, буржуазной жизни. Позднее в реализме проявилось стремление к изучению проблем личности и общества (их связанность и их противостояние). Главные представители реализма в литературе – французские писатели Стендаль (1783—1842 гг.), Оноре де Бальзак (1799—1850 гг.), Густав Флобер (1821—1880 гг.); английские – Чарльз Диккенс (1812—1870 гг.), Уильям Теккерей (1811—1863 гг.); немецкие – Томас Манн (1875—1955 гг.), Генрих Манн (1871—1950 гг.). Герои Стендаля («Красное и черное» (1831 г.), «Пармская обитель» (1839 г.), Бальзака (серия повестей и романов «Человеческая комедия» (1829—1848 г.), Флобера («Госпожа Бовари» (1857 г.), «Воспитание чувств» (1869 г.) имеют многогранные характеристики, противостоят обществу, зависят от общественного мнения или, наоборот, совсем не обращают на него внимания. Стендаль и Бальзак сыграли ведущую роль в становление западноевропейского критического реализма. Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей принадлежат к плеяде создателей английского критического романа, изучавших противоречия английского общества в викторианскую эпоху - период правления королевы Виктории (1837—1901 гг.). Диккенс в романе «Приключения Оливера Твиста» (1838 г.) представил биографию типичного нищего мальчишки, который честно, с достоинством отстаивает своё понимание жизни. Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия (Роман без героя» (1847—48 гг.) показал множество образов и сюжетных линий, тщательно проработал характеры героев. В немецкой литературе реализм получил развитие в творчестве братьев Т.Манна и Г.Манна. В романах «Будденброкки» (Т.Манн,1901 г.), «Верноподданный» (Г.Манн,1918 г.) показаны реальные проблемы в общественной жизни Германской империи на рубеже веков. Писатели реалисты сочетали тонкий анализ психологии героев с правдивым показом социальной среды, увязывали мировые события и историю простой семьи, сумели показать полный срез проблем волновавших их современников. В 60-е годы во французской литературе зарождается натурализм. Натурализм стал одной из разновидностей реализма конца XIX в. Он родился под влиянием достижений науки, которые побудили писателей считать целью литературы правильное объяснение жизни. Натуралисты стремились к максимальной объективности отображения действительности, вплоть до самоустранения от авторской оценки. Признанным теоретиком натурализма считается Эмиль Золя (1840-1902 гг.). Золя сравнивал драматурга с врачом, который должен точно и объективно поставить диагноз, чтобы вылечить социальную болезнь. При этом натуралисты, следуя теории Ч.Дарвина, полагали, что наследственность и среда лежат в основе всех поступков людей. Эта линия порой вела к явной социальной вульгаризации и биологизации мотивировок поведения людей, что противоречило подлинному реализму. Самыми яркими представителями этого направления явились братья Гонкуры (Эдмон (1822-1896 гг.) и Жюль (1830-1870 гг.), Густав Флобер (1821-1880 гг.). В конце XIX века в поэзии Франции господствующие позиции занял символизм - художественный метод и направление в искусстве. Как художественный метод символизм всегда существовал и применялся в искусстве. Его суть состояла в том, чтобы посредством символа (яркого и понятного образа) еще более наглядно выразить некие важные идеи. Особенностью символизма как направления в западноевропейском искусстве на рубеже веков являлось использование символов для выражения идей, которые, по мнению авторов, должны были восприниматься не столько разумом, сколько чувствами, достигая уровня подсознательного. И сам процесс художественного творчества символисты рассматривали как проявление подсознательного начала. Символизм был своего рода протестом против натурализма, научного, чрезмерно рационального подхода к искусству. Он хотел вернуть искусству романтическое чувство тайны, загадки и т.п. В рамках символизма творили литераторы с разными духовными ориентирами. В конце XIX столетия в условиях научно-технического прогресса, усиления интереса к гуманитарной культуре стала развиваться научно-фантастическая литература. В качестве примера можно привести творчество писателя-фантаста Ж. Верна (1828—1905 гг.). В XIX в. европейская литература пережила свой "золотой век", дав целую плеяду замечательных художников слова. После их творчества новым поколениям литераторов было трудно сказать что- либо новое прежним художественным языком. Эта ситуация и стала одной из причин того, что конец века ознаменовался активными поисками новых изобразительных приемов, которые и привели к созданию весьма разных литературных течений в условиях ХХ века. *** Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве романтизм был представлен такими мастерами живописи как Эжен Делакруа (Франция, 1798—1863 гг.), Теодор Жерико (Франция, 1791—1824 гг.) Джон Констебл (Великобритания, 1776—1837 гг.), Уильям Тёрнер (Великобритания, 1775—1851 гг.). Теодор Жерико наиболее ярко выразил эстетику романтизма в картине «Плот «Медузы», передавшей борьбу людей с морской стихией после гибели фрегата «Медуза». Делакруа прославился картиной «Свобода на баррикадах», которая описывала героическую борьбу простых французов в период революции 1830 г., также рядом картин, посвященных борьбе греков за независимость против турков. Констебл и Тёрнер – признанные мастера романтического пейзажа и портрета. Принципы реализма в живописи воплощали французские художники Оноре Домье (1808—1879 гг.) и Густав Курбе (1819—1877 гг.), испанец Франсиско Гойя (1746—1828 гг.). Оноре Домье стал новатором в живописи, создателем жанра рисунка-репортажа и произведений с очень широким диапазоном красок («Прачка», «Эмигранты» (1848 г.). Франсиско Гойя написал немало портретов, картин на исторические и бытовые сюжеты («Водоноска», «Расстрел повстанцев в Мадриде» (1814 г.), «Портрет семьи Карла IV»). Подлинной революцией в живописи второй половины Х1Х в. стало рождение импрессионизма. Группа французских художников пришла к выводу о том, что в рамках старой реалистической традиции уже невозможно сказать ничего нового. В поисках нового они сосредоточили свое внимание на передаче личных субъективных впечатлений художника об окружающем его мире. При этом особое внимание уделили передаче изменчивых, едва уловимых состояний природы, атмосферы, освещения, игры цвета. Цвет и свет стали главными героями картин импрессионистов, а люди и предметы воспринимались как второстепенные детали среды. Важной особенностью художественного языка импрессионистов являлось использование закона оптического смещения цвета при наложении красок. Импрессионисты, таким образом, широко использовали то обстоятельство, что предмет и его оптический образ отнюдь не идентичны, так как цвет и форма предмета в разных атмосферных условиях, при разной степени освещенности по-разному воспринимаются глазом человека. Работая на открытом воздухе, рисуя преимущественно сельские и городские пейзажи, они создали удивительно светлую, трепетную живопись. «Пионерами» это стиля стали пейзажисты – Камиль Коро и Густав Курбе, признанные мастера реалистического направления. Именно они открыли пленэр в живописи – (от фр. рlein air- вольный воздух). Художник Густав Курбе нашел в своих картинах оптимальное соотношение изображения цветов моря, скал, неба, бликов солнца, снега («Скалы после шторма», 1870 г.; «Снежный пейзаж», (1868 г.) Камиль Коро в картинах «Воспоминания в Морфонтене» (1864 г.), «Торговая набережная в Руане» (1831 г.), «Впечатление» сумел передать игру оттенков света на белом фоне, отражения солнца в воде, блики на ветвях деревьев и тени на снегу. Клод Моне, Роберт Сислей, Камиль Писарро в работах 60—70-х годов добивались самого полного зрительского впечатления с помощью света и тона красок и открыли так называемый эффект света (Клод Моне «Дорога на ферме Сен-Симон зимой» (1867 г.), Камиль Писарро «Снег в Нижнем Норвуде» (1870 г.), Роберт Сислей «Хэмптон-Корт»). Один из самых известных импрессионистов – Эдгар Дега (1834—1917 гг.), происходил из дворянской семьи. Дега чуткий и ироничный художник, современники называли его «человеком, улавливающим суть вещей». Эдгар Дега стал непревзойденным мастером передачи игры света и ткани – нежно-зеленых, бирюзовых, глубоких синих и сине-голубых оттенков. Балерины и цветы – одна из тем увлекавших Дега. Художник говорил, что изображает не столько балерин, сколько ткани и движения. Его балерины – сверкающие рыжеволосые примы и маленькие незаметные труженицы сцены («Репетиция балета на сцене», «Балерины», «Голубые танцовщицы», «Сцена из балета»). Картины Эдуарда Моне (1832—1883 гг.) покорили публику своей «смеющейся гаммой цветов». Его талант «оживил эпоху и составил славу нации». Признали талант художника после кончины, до этого его преследовал общественный скандал. Портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» был не принят на выставке, зрители отвергли его сразу. Героиня шагает из полумрака, словно экзотическая птица одета в яркое платье и черный фон оттеняет бледность испанки. К сюжетам на темы Испании Мане вернется в картинах «Флейтист», «Балкон». Мане проявил себя как мастер исторического полотна. Он откликнулся на события Гражданской войны в США («Бой «Кирсэджа» и Алабамы» (1864 г.) и в 1867 г. написал неоднозначное полотно «Расстрел императора Максимилиана», где мы видим сострадание художника жертве политических интриг императору Мексики Максимилиану Габсбургу. Поиски новых методов работы вели Клод Моне (1840—1926 гг.), Огюст Ренуар (1841—1919 гг.), Винсент Ван Гог (1853—1890 гг.). Клод Моне отразил тона переливающихся красок, изобразил воду и игру бликов солнца на её поверхности. Мотив кувшинок стал главным в поздний период творчества («Кувшинки», «Пруд с кувшинками» - четырех вариантах (1919 г.). Моне подарил эти полотна Франции, и для них специально создали интерьеры, в которых было естественное освещение (потолок перекрыли стеклянным куполом). Огюст Ренуар передал в своих картинах блеск радужной палитры и фактуры («Кафе «Лягушатник», 1869 г.; «Мулен де Ля Галетт», «Качели»). Его портреты были встречены современниками с большим недоумением. В «Портрете актрисы Жанны Самари» (1878 г.) фон был написан розовым цветом, а руки и лицо Жанны были смоделированы синими оттенками краски. Винсент Ван Гог принял понимание света как источника волшебства в жизни и в картине. В конце 80-х годов, проживая в Париже, Ван Гог хорошо изучил импрессионизм. Но зная, что импрессионизм – живопись счастья, дал картинам ощущение трагедии. Сияние пейзажей Камиля Коро и Густава Курбе сменил порывистый яркий свет. Ван Гог использовал в своих картинах самые яркие краски («Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами» (1890 г.). Направление, созданное Ван Гогом назовут постимпрессионизм. Его последователем стал Поль Сезанн, который упростил изображение и ограничил свою палитру зелеными, бирюзовыми тонами и моделированием синих оттенков цвета. Такое сочетание красок на всю жизнь осталось его любимым приемом («Гора Сент-Виктуар» (1885—1886 гг.), «Большие деревья в Жа-де-Буффон» (1885—1887 гг.). Импрессионизм в скульптуре – мгновенное движение, текучая форма – был воспринят великим скульптором Огюстом Роденом (1840—1917 гг.). Он создал монументальный памятник «Граждане Кале» (1884—1885 гг.), сюжет которого навеян историей Столетней войны Англии и Франции: представители лучших семейств Кале уходят принять смерть для спасения своего города. В 80-е гг. Роден оформил вход в здание Музея декоративных искусств и создал свои «Врата ада», более известные отдельными произведениями, прежде всего центральной фигурой – «Мыслителя» (1880 г.). Широкая известность пришла к произведениям Родена, созданным на тему любви: «Вечная весна» (1884 г.), «Поцелуй» (1886 г.), «Ромео и Джульетта» (1905 г.). Импрессионисты и постимпрессионисты обозначили тенденции в развитии живописи на будущий ХХ в. и путь поисков художников-модернистов. Архитектура. Общественные сооружения первой половины XIX в. носили парадный, торжественный характер, обусловленный стремлением Наполеона закрепить величие своей империи. Так родился стиль, получивший название ампир. В этом стиле создана Триумфальная арка (1806—1837 гг.) и церковь Ла Мадлен (1806—1842 гг.) в Париже. Ампир получил определенное распространение во всей Европе. В середине XIX в. крупные градостроительные работы были проведены в Париже, Лондоне, других городах. В связи с развитием инженерной мысли и техники потребовалась новая городская промышленная и общественная застройка – вокзалы, торговые площади (универсальные магазины, пассажи), промышленные здания (элеваторы, депо), доходные дома. Изменилась система озеленения городов. Ведущим архитектурным стилем стала эклектика – сочетание разнородных стилей и элементов, произвольное использование исторических стилей. Во второй половине XIX в. в Париже была построена Эйфелева башня (1889 г.) из металлических конструкций (Густав Эйфель (1832—1925 гг.), базилика Сакре-Кёр (Пьер Абади, 1875 г.), здание Гранд Опера (1861—75 гг.) (Шарль Гарнье, 1825—1898 гг.). Музыка. В музыкальной культуре Европы отразились главным образом романтизм, импрессионизм. Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой. Композиторы обращались к сложным синтетическим жанрам, прежде всего к опере и песне. Для музыки периода романтизма характерен показ эмоционально-напряженных моментов. Наиболее яркими представителями музыкального романтизма являются Франц Шуберт (1797—1828 гг.), Роберт Шуман (1810—1856 гг.), Рихард Вагнер (1813—1883 гг.), Фредерик Шопен (1810—1849 гг.), Николо Паганини (1782—1840 гг.). Немецкие композиторы Шуман и Шуберт прославились вокальными циклами на стихи И.Гёте, Генриха Гейне, песенными циклами, фортепианными миниатюрами, камерными и хоровыми сочинениями, музыкальными экспромтами. Немецкий композитор Вагнер реформировал оперу, соединил музыку, сценическое действие и слово. Большинство сюжетов основано на мифологических и легендарных сюжетах (по собственному либретто): «Лоэнгрин» (1848 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г.), тетралогия опер «Кольцо нибелунга» (1854—1874 гг.). Пианист и композитор Фр. Шопен - крупнейший представитель польского музыкального искусства. Мировое признание польской музыки связано именно с именем Шопена. Вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны, этюды композитора наполнены глубоким содержанием и стали самостоятельными музыкальными произведениями. Итальянский скрипач и композитор Николо Паганини - один из основоположников музыкального романтизма. Он начал новую эпоху в истории скрипичной музыки, скрипичного искусства. Паганини первым из скрипачей играл концерты наизусть. Сочинил двадцать четыре «каприса» для скрипки и пять концертов для скрипки с оркестром. Импрессионизм в музыке представлен творчеством французский композиторов Клода Дебюсси (1862—1918 гг.) и Мориса Равеля (1875—1937 гг.). Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи музыкальная поэтичность, богатство изобразительности и изысканность. В основе творчества Клода Дебюсси лежит программная инструментальная музыка («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», поэма для голоса с оркестром «Дева-избранница»). Равель - автор изысканных, ясных, мелодичных, ритмично определенных произведений. К числу наиболее известных относятся «Болеро», «Игра воды», «Отражения», «Испанская рапсодия». *** XIX в. вошел в историю как эпоха индустриализации, расцвета науки и техники: век новых открытий и изобретений, век пара и электричества. Параллельно с научно-техническим и экономическим прогрессом в значительной степени менялась жизнь людей. Она становилась более комфортабельной и безопасной, что проявилось в очень быстром росте населения. Так, если в 1700 г. численность населения Западной Европы составляло 75 млн. человек, то в 1800 г. оно уже достигло 188 млн., а в 1870 г. составило 295 млн. Особенно быстро росло городское население, а в городах были большие возможности для роста уровня образования и культуры. Этому способствовало и развитие коммуникационных и информационных возможностей. Нарастал процесс секуляризации, либерализации и демократизации общественной жизни. В сфере художественной культуры шел напряженный поиск новых художественных методов и стилей, быстро сменявших друг друга. XIX столетие во многом определило развитие мировой культуры в ХХ в.
Введение
Глава 1. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII ВЕКА 1.1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития 1.2. Научная революция 1.3. Формирование новых тенденций в европейском искусстве 1.4. Появление и развитие стиля барокко 1.5. Появление и развитие классицизма 1.6. Развитие реалистических тенденций
Глава 2. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА 2.1. Эпоха Просвещения 2.2. Экономическое и политическое развитие 2.3. Художественная культура
Глава 3. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX ВЕКЕ 3.1. Экономическое развитие 3.2. Развитие науки и техники 3.3. Социально-политическое развитие 3. 4. Художественная культура
[1] Кредит (от лат. credit – букв, он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом. [2] Банкноты (англ. bank-note) - банковские билеты, денежные знаки разного достоинства, выпускаемые в обращение в стране центральным банком. Чек (англ. cheque, check) - ценная бумага, представляющая собой денежный документ установленной формы. Чек - безусловное распоряжение, приказ чекодателя банку чекодателя или другому кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной суммы денег. Указанная сумма снимается с чекового счета чекодателя в банке и переводится или непосредственно выдается банком чекодержателю.
[3] Конвертер (англ. converter, от лат. converto - изменяю, превращаю), аппарат для получения стали из расплавленного чугуна продувкой его воздухом или кислородом, а также для получения черновой меди продувкой воздуха. [4] Капитализм (от лат. capitalis – главный) - экономическая система, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. Капитализму свойственны свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. [5] Демократия (от гр. demokratia - власть народа, от demos - народ и kratos - власть) - в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства.
[rn1]Нужно уточнить номера в библиографическом отделе библиотеки [rn2]Этот номер я сама дам позднее
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|