Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия на анализаторы в системе дополнительного образования
Введение анализатор речь школьник образование Наше время - время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать… Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь… Речевая культура - это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение хорошо, эффективно общаться, учитывая, с кем, кому, с какой целью, что, где ты говоришь или пишешь. (10, 3) К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - усваивает легко и скоро, в два - три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово». Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т.д. (1, 3). А также, освоится в этом мире, познакомится в игровой форме с элементарным счетом и геометрическими понятиями через занятия в кружках дополнительного образования. Очень важно развивать внутреннюю речь, внутренние монологи, работать над увеличением словарного запаса, так как написание сочинений сегодня сводится к скачиванию отрывков текста из интернета. Речь и общение сегодняшнего подростка сводится к корявым диалогам в социальных сетях. Миллион понятий, бывших у нашего поколения на слуху, выпадают из общения, а значит и из мышления. Скудость воображения потрясает…. Поэтому всеми возможными способами и методами нам предстоит как можно раньше начать воздействовать на формирование понятий, логико-математического мышления, причинно-следственных связей и воображения.
Цель данной работы: Изучить влияние дополнительного образования на развитие связной речи младшего школьника через систему воздействия на анализаторы. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме. . Создание комплекса дополнительного образования для развития связной речи младшего школьника, воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы. . Обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности уровня развития связной речи и логико-математического мышления младшего школьника через его индивидуальные достижения в системе дополнительного образования на базе общеобразовательной школы. В исследовании были использованы следующие методы: Беседа; Наблюдение за деятельностью детей во время занятий; Анализ результатов и достижений по индивидуальным карточкам.
Развитие речевой деятельности младшего школьника Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе
Обращение учителя к классу, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - всё это выражено в речи. Самым существенным изменением в речевом развитии ребёнка - школьника является знакомство его со словом, с речью как с объектом познания. С раннего детства речь была средством общения ребёнка с окружающими. В школе дети изучают речь как специальный предмет - русский язык. В объяснительной записке к программе общеобразовательных школ отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку: «Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах». Исследования (Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов, Д.Н. Богоявленский, Д.Б. Эльконин) показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма - очень сложный процесс. Для овладения этим процессом необходимо: 1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях - фонемах); 2) уметь соотнести слышимый звук речи с определённым знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно этот знак на бумаге; ) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука; ) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс; ) слово должно быть понятно, то есть получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребёнку предмета, действия, признака. Следовательно, освоение грамоты - трудная работа для школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искажённо, затрудняется понимание их смысла.
Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определённую мысль. Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, то есть достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетание и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, то есть в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмыслённость чтения начинает проявляться во всё более тонкой интонационной его выразительности. (5, 296) Огромную роль в развитии речи младшего школьника играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией. Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно - двигательный, то есть поэлементное воссоздание. Ребёнку необходимо научиться различать произношение и написание: слышится «сарока», а надо писать «сорока». Чтобы правильно написать слово (или предложение), очень важно предварительно проговорить слово по слогам и звукам в их последовательности и связях. Проговаривание отдельных звуков, слогов и слов многие исследователи считают рече - звуко - двигательной опорой для написания соответствующих слов и придают ему большое значение в развитии речи ребёнка. Здесь неоценима роль логоритмики. Конечно, написание буквенного, как и числового, знака требует освоения координированных, очень точных и тонких движений пальцев. Такой навык вырабатывается особенно быстро у тех детей, рука которых подготавливается к письму специальными занятиями: прописи, а также пальчиковая гимнастика, уроки бисероплетения. Особое значение для развития речи имеет переход учащихся к литературному чтению. Дети знакомятся с книгой как с литературным, художественным произведением. К этому они подготавливаются и на уроках внеклассного чтения или занятиях по сценарному мастерству когда, слушая художественный рассказ, знакомятся с богатством и красотой родного языка с его художественными формами, оборотами. (5, 298)
Основные, принципиальные положения, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе: 1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления Речь тесно связана с сознанием в целом, но особенно прочная интимная связь существует между речью и логическим мышлением. Не случайно его называют речевым. Это единство мышления и речи делает многие логические упражнения одинаково полезными для развития, как речи, так и мышления. 2.Взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение); типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними:
Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Наряду с общеупотребительной лексикой, школьники используют слова для точного определения специальных понятий или предметов какой-нибудь области науки - это и есть учебно-терминологическая лексика. Благодаря ей, расширяются словарь детей и процессы обмена информацией. На протяжении всего обучения в школе тематический материал может повторяться, но с увеличением возраста учащихся он усложняется, уточняется, вносятся новые признаки и свойства. Поэтому важно найти способы внедрения этих понятий на раннем этапе обучения в школе и желательно в игровой форме и в непринужденной атмосфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|