Развитие связной речи младшего школьника через систему анализаторов в практике дополнительного образования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Время проведения эксперимента: 2011-2012, 2012-2013учебные года. Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58 (начальное звено). Цель эксперимента: через внедрение комплексного дополнительного образования, влияющего на развитие анализаторов ребёнка, обогатить и расширить кругозор, речь и понятийный аппарат учащихся младшего школьного возраста, устранить пробелы в поэтапном развитии речи. Участники эксперимента: 1.Руководитель: Левицкая Татьяна Фёдоровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель- логопед, общий стаж работы 27 лет. .Участники: Мурашова Наталия Юрьевна - педагог дополнительного образования (кружковая работа), общий стаж работы 8 лет. Трубачева Марина Владимировна - учитель математики и информатики, общий стаж работы 14 лет. Экспериментальная группа: Для проведения данного эксперимента была взята группа ребят 1 «б» класса (10 человек). Критерии оценки: Результаты деятельности ребят прослеживались с 1 по 2 класс по полугодиям по следующим показателям: А) Теория. Владение специальной терминологией (обогащение учебно-терминологической лексики); Б) Практические умения и навыки (Прим.: выразительное чтение); В) Общеучебные умения и навыки (Прим.: сочинение); Г) Предметные достижения (различные выступления, проекты) Таблица 1. Структура дополнительного образования
Из таблицы мы видим, что каждый кружок, имея свою программу развития, и подчинены единой цели: совершенствование своего родного языка, обогащение словаря ребенка различными терминами, развитие мышления, воображения, памяти и внимания. Программы кружков дополнительного образования были составлены таким образом, что дополняли друг друга, то есть составляли систему развития всех анализаторов ребёнка: . На кружке «Бисероплетение» (начиная с 1 класса) ребята тренировали мелкую моторику и овладевали навыками элементарного счета. В качестве эксперимента формировали учебно-терминологический словарь и визуально проецировали будущее изучение таблицы умножения. Пример: квадратный Губка Боб - мультипликационный герой. При плетении Спанч Боба дети должны были отслеживать закономерность: в каждом ряду (а их всего десять) должно быть всегда по 10 бисеринок. На задание: «Набери на проволоку 23 бисеринки и соедини параллельным (или дуговым) плетением» - ребенок говорит: «Это десять, десять и три». Или «Набери 15 бисеринок: 7 зеленых и 8 белых в шахматном порядке…» А когда дети уставали сидеть неподвижно, им предлагалась динамическая пауза: дыхательная, артикуляционная и голосовая гимнастика по программе театрального кружка или логоритмика. . На танцевальном кружке (начиная с 1 класса) дети двигались под счет и учились на слух и визуально ориентироваться в окружающем пространстве под музыку. В качестве эксперимента: внедрение геометрических понятий, используя описание рисунка танца (проект «Белые кораблики»). Пример. На просьбы педагога: «встаем в две шеренги параллельно друг другу», «встаньте в шахматный порядок», «двигаемся по кругу, потом становимся в диагональ…», ребенок учится не только сам двигаться или стоять (т.е. владеть своим телом), как того требует рисунок танца, но и отслеживать боковым зрением движения других детей. А это в свою очередь тренирует внимание и ориентацию в окружающем пространстве.
. Театральный кружок (занятия начинаются со 2 класса) - это кладезь всевозможных направлений для самовыражения разновозрастных детей с разным уровнем подготовки и различных талантов. Это и развитие воображения, и освобождение мышц от зажимов (т.к. разминка обязательна и здесь) на занятиях первого года обучения, и логоритмика легко вписалась в мои занятия по «словесному действию». Дети заучивали стихи и делали разбор произведения. На занятиях по «сценарному мастерству» в игровой форме учились подбирать синонимы и антонимы, фразеологические обороты, писали сочинения на заданную и свободную тему. Поделки ребят из кружка «Бисероплетение» служили предметом для описания, анализа, наблюдения (форма, цвет, размер, материал, количество деталей), а также в творческих заданиях (к примеру: напиши историю этой вещицы). При помощи старших ребят, которые придумывали сценарии праздников, дети работали с сюжетом произведения, рисовали декорации, создавали реквизит (проект «Белые кораблики»), делали подборку музыки и слайдов с использованием ИКТ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: Результаты индивидуального роста деятельности ребят прослеживались на протяжении полутора лет по следующим показателям:
Показатели заносились в индивидуальную карту ребенка, на основании которых делались аналитические выводы и строились графики роста качества знаний учащихся. Данные приведены в таблице:
Таблица 2. Кружок «Бисероплетение» Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания
Стоит сказать, что учителя отмечают успешность тех детей, которые посещают кружок бисероплетения. Ведь развитие мелкой моторики способствует улучшению почерка ребенка и педагогу значительно легче становится разбирать первые «каракули» первоклассников, а значит: есть, за что похвалить ребенка и поставить его другим в пример. А положительные результаты лучше всего стимулируют адаптацию первоклассника к школе. Замечено, что и навыки элементарного счета приобретают скоростной режим. Дети, научившись работать с мелкими бисеринками, считать их и набирать на проволоку, легче и быстрее обращаются с простыми и двузначными числами: делят, складывают, отнимают… Через год после обучения детьми были разработаны и реализованы собственные проекты: картины «Бухта русалок», «Африка», «Острова мечты». В танцевальном кружке рассматривалась деятельность ребенка по таким показателям:
Таблица 3. Танцевальный коллектив «Лия» Теория Практика ОУУиН Достижения Печания
В театральном кружке обращалось внимание на развитие письменной связной речи, способности к выразительному художественному чтению, словесному действию и сценарному мастерству.
И хоть занятия в театральном кружке начинаются со второго класса, результаты, приведенные ниже, показывают, что уже через 4 месяца разница между способностью детей к связной письменной речью очевидна.
Таблица 4. Театральный кружок Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания
Для примера приведём два сочинения на одну и ту же тему: «История одной вещицы». Одно было написано на занятиях по сценарному мастерству, а другое, в виде эксперимента, на уроке русского языка, проведённом в конце первого полугодия во 2 классе. Письменные работы - это вид деятельности, который вызывал у ребят панический страх, так как нужно было оформить свои мысли правильным литературным стилем. Поэтому важно преподносить это в виде творческого задания или интересной игры. Детям были выданы различные небольшие бытовые мелочи и предложено написать рассказ о том, как эти предметы попали к нам в школу. Сочинение учащейся 2 «а» класса С. Вероники: Скрепочка. Жила-была скрепочка. Она родилась на фабрике по изготовлению скрепочек и долго путешествовала со своими подружками в тесной коробочке, пока не попала в школу номер 58. Когда скрепочка высыпалась из своей коробки, то увидела, что оказалась на огромном столе, в каком-то большом и важном кабинете. И ей пришлось много работать. Она скрепляла важные документы и очень гордилась собой. Но была у скрепочки своя заветная мечта. Ей всегда хотелось заниматься творчеством и кого-нибудь вдохновлять. Или висеть высоко на новогодней елке вместе с флажками и гирляндами. А может быть участвовать в создании какого-нибудь сувенира или поделки, ведь чего только ни делают дети на уроках труда! (64 слова). Сочинение учащейся 2 «а» класса П.Олеси: Рыбка. Жила-была рыбка. Она была из бисера, потому что ее сплели на занятиях по бисероплетению. Рыбку звали Полосатик. Ведь у нее были желтые и красные полосочки на боках. И еще у рыбки были два плавничка внизу и один сверху. Это была очень красивая рыбка. Она могла бы быть брелочком на телефоне или поделкой для мамы на 8 марта. Но сегодня она попала в наш класс и нас попросили написать про нее сочинение. -(33 слова) Эти сочинения детям предложили написать, начиная со слов «Жила-была…» или «Жил-был…». Нужно было описать предмет и пофантазировать на тему: «Как сюда попали эти предметы». Цель данного эксперимента: проанализировать письменную связную речь детей, словарный запас и их способность к внутреннему монологу. Сразу видна разница между этими двумя сочинениями - описаниями. Первое сочинение отличается своей ярко выраженной эмоциональностью, большим объёмом - 64 слово, при норме во втором классе 40-50 слов, сложными, по своей структуре, предложениями. Ребёнок не боится находить сопоставления, оживлять неживую природу. Очень много подобрано прилагательных, фразеологических оборотов. Этого ребёнка научили слушать, наблюдать, анализировать, высказывать свою точку зрения, сопереживать, а главное, его научили не бояться своей речи - источника общения. Второе сочинение отличается своей простотой, ограниченностью выразительных средств, небольшим объёмом - 33 слова, при норме во втором классе 40-50 слов, в рамках программного обучения. Предложения, как правило, небольшие, нераспространённые, очень мало фразеологических оборотов, прилагательных, эмоционально не окрашены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|