Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка
Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы - сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом человека из внешней среды. В процессе развития ребёнка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движения и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Письменная речь начинается с анализа того звукового комплекса, который составляет произносимое слово. Этот звуковой комплекс дробится на составные части, причём из плавно следующих друг за другом звуков выделяются составляющие слово единицы - фонемы. Выделенные фонемы должны быть расположены в известной последовательности и перешифрованны в соответствующие оптические структуры - графемы, которые обладают своими зрительно - пространственными особенностями и уже на последнем этапе должны быть перешифрованны в систему двигательных актов. Таким образом, для успешного усвоения навыка письма необходим достаточный уровень развития у ребёнка фонематического слуха, зрительного восприятия, мотивационной сферы личности, мнестических процессов и анатомо - физиологическая зрелость структур головного мозга. Нельзя переоценить значение зрительного восприятия в процессе письма. Его основой является первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. Зрительная информация сначала проецируется на сетчатку глаза, затем по зрительному нерву передаётся в первичные зрительные центры (наружные коленчатые тела). Зрительный путь заканчивается в коре затылочной доли, где располагаются центральные ядра зрительного анализатора.
Второй блок выполняет основную функцию приёма, переработки и хранения информации. Этот репродуктивный эфферентный блок расположен в наружных отделах коры головного мозга и включает в свой состав «аппараты» зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей, то есть задних отделов коры головного мозга. Указанные отделы принимают раздражения, поступающие от периферических рецепторов и анализируют огромное число составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных систем. Основу анализаторских систем образуют первичные (ядерные), или проекционные зоны коры, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо слуховую модельность или функцию. Первичные, или проекционные, отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности не принимают участие. Однако они окружены «аппаратами» вторичных или гностических зон коры, которые отличаются меньшей модальной специфичностью, так как выполняют более сложные функции, позволяющие комбинировать поступающие возбуждения в различные функциональные узоры, осуществляя тем самым первичную синтетическую функцию. Первичные проекционные зоны слуховой коры располагаются во внутренних и наружных отделах височных поперечных извилин, вторичные - во внешних отделах височной области (поля 21 и 22 по Бродману). Первичные кинестетические проекционные зоны находятся в постцентральных отделах, в непосредственной близости с центральной бороздой (поля3,1 и 2 по Бродману). Они отличаются четкой соматической проекцией отдельных частей тела (в верхних отделах этой зоны предоставлены ощущения от нижних конечностей, в средних - верхних конечностей, в нижних - ощущения от лица, губ, языка, гортани и отчасти внутренних органов). Над первичными зонами общечувствительной (теменной) коры надстраиваются её вторичные зоны (поля,7 и 40 по Бродману). При их раздражении возникают комплексные формы кожной и кинестетической чувствительности. (3, 8)
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». (Б. Прейер) Чувственное восприятие позволяет школьнику увидеть богатство явлений окружающего мира. Обозначенные словом, качества предметов становятся значимыми. Приобретая значение ориентиров, они вызывают особое внимание ребёнка: он начинает их замечать в окружающих вещах, учится наблюдать. Накапливаемые чувственные образы и соответствующий литературный словарь детей заметно влияют и на их творческую деятельность: их рисунки, лепка, сочинения, выступления и проекты обогащаются красочными образами. Здесь ощущение уже сливается с восприятием вещей, которые сохраняются в сознании детей в виде ярких и осмысленных представлений. На развитие чувствительности детей существенно влияют и занятия в театральном кружке, неразрывно связанные с систематическими наблюдениями окружающего, с анализом и обобщением наблюдаемых явлений. Чтение художественных книг, научно-популярных статей, занятия в кружках, разучивание стихов и рассматривание картин способствуют развитию чувствительности школьников. Специальное исследование Л.А.Щураковской показало, что младший школьник осваивает предусмотренные программой движения на уроках физкультуры и труда значительно лучше и легче, если они обозначены словом, а не воспроизводятся лишь подражательно. Итак, одновременно с общим умственным развитием ребёнка совершенствуется и деятельность его анализаторного аппарата. Развитый «аппарат ощущений» даёт возможность старшим детям познавать бесконечное множество свойств предметов, явлений природы и продуктов человеческого труда. Развитый анализаторный аппарат способствует тому, что дети становятся чувствительными к гармоническим и дисгармоническим сочетаниям цветов, запахов, звуков, движений. Растёт и уровень эстетических переживаний детей, обогащающий чувства, повышается их общая культура.
Ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка. Развитие ощущений выражается в следующем: 1. Обостряется абсолютная и различительная чувствительность. 2. Образуются всё более сложные межанализаторные связи. . Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и контроль за ними. . Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь придаёт этим знаниям обобщённый характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребёнка в окружающей среде. (5, 152-154)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|