Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре чувства самовосприятия




Макс Люшер

Четырехцветный человек,
или путь к внутреннему равновесию

© Люшер М. Четырехцветный человек. М., 1994.

Четырехцветный человек

Вы, по всей видимости, хотите сначала узнать, кто такой четырехцветный человек.

Как Вы знаете, из 4 цветов — желтого, красного, голубого и зеленого — можно образовать полный цветовой круг. Этот круг является воплощением целостности и гармонии.

Как Вы знаете, или по крайней мере догадываетесь, восприятие каждого цвета связано с возникновением определенного чувства. Вы ощущаете, что красный цвет вызывает в Вас иное ощущение, чем темно-голубой.

Красный цвет действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе.

Напротив, темно-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая накидка богоматери) и самоограничения.

Зеленый, цвета ели, даже если он скорее голубоватый или темный, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности.

Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости, широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения.

Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, таким образом, опираясь на четыре собственных ощущения. Этими четырьмя чувствами являются:

— самоуважение (зеленый),
— уверенность в своих силах (красный),
— удовлетворенность (синий),
— внутренняя свобода (желтый).

Это человек, который гармонично проявляет себя во всех четырех областях, т.е. в своей целостности. И уж в любом случае это человек, который чувствует себя счастливым, который все воспринимает значительно более интенсивно, и который находит жизнь необычайно интересной.

Не бойтесь того, что я хочу навязать Вам новую мораль, мою мораль Люшера! Морализирование и суеверие чужды четырехцветному человеку. Мы наслаждаемся каждым мгновением, открываем суть вещей в мире, наблюдаем их взаимосвязи и упорядочиваем их. Когда мы можем воспринимать мир, мы чувствуем себя хорошо.

Я не кабинетный ученый. Друзья, возлюбленная, все изнеженное, зыбь на воде и лыжня на снегу мне дороже, чем все те иллюзии, которые связаны с двумя глупостями: престижем и значительностью.

Действительно живая жизнь проходит во взаимодействии, в обществе, диалогично, в столкновении матери и ребенка, начальника и подчиненного, даже человека и стоящей перед ним задачи, творцом и его произведением.

Четырехцветный человек хочет взять у жизни столько знаний, радости и удовольствия, сколько он может дать. «Быть счастливым» — это цель, к которой стремится четырехцветный человек. В этом состоит смысл его неповторимой жизни. Чтобы быть счастливым, он стремится развить свой духовный мир; тем самым он обостряет свое чувственное восприятие, получает наслаждение от тысячи источников, понимает себя, своих друзей и недругов.

Обычные предубеждения и предрассудки, которые нам навязывают государство, религия и наука, не находят у него питательной среды, т.к. он сам стремится докопаться до истины. Он прежде всего по отношению к себе, а затем по отношению к окружающему миру безоглядный почемучка. Он выпытывает до конца, пока все, что его волнует, не находит своего места там, где оно должно быть в действительности. Он только тогда чувствует себя хорошо, когда освобождается, насколько возможно, от проблем, мучающих его изнутри или снаружи.

Правда, Вы знаете еще очень мало о четырехцветном человеке. Но первое знакомство определяет Ваши симпатии или Ваше равнодушие, если не неприятие. Если Вам не подходит четырехцветный человек, закройте книгу на этой странице и подарите ее кому-нибудь, кого Вы не переносите.

Если же у Вас появилось желание познакомиться с четырехцветным человеком поближе и извлечь при этом для себя больше понимания, интенсивного переживания, радости, удовольствия, то Вы должны четко осознавать: Вы не только проведете со мной за чтением многие часы, а именно в очень тесных взаимоотношениях, но и вступите на увлекательный путь самообразований.

Вы станете, в то время как Вы будете рассуждать со мной, другим человеком. Вы будете лучше понимать людей и, тем самым, добьетесь больших успехов в личной, профессиональной и общественной сфере. Вы внутренне станете свободней, будете менее зависеть от внешних влияний. Вы сами изменитесь и изменится мир вокруг Вас. Внутренняя свобода, которой Вы достигнете, способность как требовать, так и прощать, сделает Вас независимее. Поэтому вполне вероятно, что Вы по-новому будете вести себя с окружающими Вас людьми или расстанетесь с людьми, которых Вы еще сегодня переносите.

Если Вы решились читать дальше, то Вы устанавливаете со мной духовную близость. Это будут близкие отношения, т.к. я выскажу Вам не какое-нибудь мнение, которое Вы по желанию можете оценить применительно к себе, а можете оставить без внимания, а скажу Вам то, что я думаю лично о Вас. Если мы с Вами впоследствии, например, будем рассматривать, кто такие куклы-марионетки, и все, что мы определили, случайно будет подходить к Вам, то в таком случае само собой разумеется, что я и Вас буду относить к марионеткам.

Конечно, я Вам желаю, чтобы наш диалог способствовал тому, чтобы ни в одной из ситуаций Вы не чувствовали себя беспомощными, а скорее чувствовали себя как тот Ганс, которому прямо в рот летели жареные голуби и который мог смеяться от души.

Хорошо, Вы читаете дальше. В таком случае мне хотелось бы, чтобы в дальнейшем мы говорили друг другу «ты», ибо нам предстоит еще много того, что предполагает искреннее взаимное доверие. И кроме того: ты мне нравишься, потому что ты читаешь дальше и потому что ты не кажешься самодовольной мимозой, скучной занудой, зазнайкой или легковерной марионеткой. Но в конце концов ты купил книгу не для того, чтобы я говорил тебе «ты», а потому, что захотел узнать все о четырехцветном человеке. Поэтому я и хочу перейти к делу.

Ты, по всей видимости, хочешь знать, почему я называю его «цветной человек». Тебе больше понятны, наверное, такие образы как «денежный мешок», «обжора», «рвач». Конечно же ты захочешь узнать, почему это четырех-, а не двух или семнадцатицветный человек.

Четырехмерность

То, что это 4 цвета, имеет ту же причину, что и тот факт, что имеется 4 стороны света и 4 времени года. Четырехмерность обусловлена нашим мышлением. Существует 4 мыслительные категории, которые мы прикладываем к тому, что пытаемся понять. Если мы что-то хотим оценить, то мы делим то, что первично являлось единым целым, поначалу на 2 противоречия: например, понятие человека на мужчину и женщину.

Оценка возникает, таким образом, вследствие разграничения двух противоречий.

Каждая оценка будет еще более полной, если после первого противопоставления последует второе. Два на два дает четыре.

Так возникают четыре «элемента» или четыре мыслительные категории, или четыре типа. Вот несколько примеров, для ясности я добавлю соответствующие цвета:

четыре элемента: огонь соотносится с красным цветом,
  вода соотносится с голубым цветом,
  воздух соотносится с желтым цветом,
  земля соотносится с зеленым цветом;
четыре темперамента: холерик соотносится с красным цветом,
  флегматик соотносится с голубым цветом,
  сангвиник соотносится с желтым цветом,
  меланхолик соотносится с зеленым цветом.

Так же следует понимать и четыре типа, которые определили К.-Г.Юнг, Эрих Фромм, Кереньи, Франкль, Ф.Риман и многие другие. Даже З.Фрейд имеет в виду те же категории:

фаллический (соответствует красному),
оральный (соответствует голубому),
анальный (соответствует зеленому).

И, конечно, он также пришел бы к четырехмерности, если бы не допустил фрейдистскую ошибку и не забыл бы такую важную область эротики, как визуальная эротика, которая соотносится с желтым цветом. Так как, таким образом, четырехмерность заложена в природе человеческого сознания, я говорю о четырех цветах (красках). (...) То, что является важным для понимания четырехцветного человека в данный момент, я постараюсь обобщить еще раз кратко на следующей таблице.

 

Цвет Ощущения Поведение Самовосприятие
красный вызывает возбуждение и активность т.е самоуверенность (уверенность в собственных силах)
голубой вызывает успокоенность и расслабленность т.е. удовлетворение (интеграция)
зеленый вызывает твердость и устойчивость т.е. самоуважение (идентичность)
желтый вызывает предприимчивость и изменчивость т.е. свобода (самовыражение)

 

К четырем цветам я добавлю соотносящиеся с ними ощущения и реакции поведения. Наибольшее значение я однако придаю четырем чувствам самовосприятия, которые бессознательно вызываются этими четырьмя цветами. Важно то, что ты ощущаешь, что выражает цвет, и чувствуешь, что соотносящееся с ним самовосприятие совпадает с тем же самым настроением, т.е. что красный как активность соотносится с чувством силы и уверенности в себе, или темно-голубой как покой и удовлетворенность совпадает с чувством самоограничения. Четыре чувства самовосприятия (чувства собственного достоинства) являются четырьмя ключами, с помощью которых ты можешь открыть себе рай на земле. Это четыре направления света твоего внутреннего мира. Это четыре нормальных самоощущения, которыми ты, ради твоего внутреннего равновесия, любой ценой и в любой жизненной ситуации должен, как поводьями, управлять твердой рукой. Только так ты можешь остаться в седле и выразить самого себя, чего я желаю тебе, также как и себе, от всего сердца. Искусство четырехцветного человека состоит в виртуозном использовании этих четырех способностей, т.е. четырех чувств самовосприятия.

Четыре чувства собственного достоинства представляются тебе, пока что, как голые абстракции или совсем непонятны, но я хотел бы тебе объяснить, как их следует понимать.

Четыре чувства самовосприятия

Зеленый: самоуважение.

Ты можешь считать себя совершенно исключительной птицей, например, орлом или мудрой совой среди бизнесменов, политиков или ученых, павой среди прекрасных женщин, жар-птицей среди художников и актеров. Или самой крупной овцой в стаде, или мастером какой-либо гильдии.

Это чувство самооценки называется высокомерием. Каждую чрезмерную самооценку мы будем называть в дальнейшем самопереоцениванием.

Что ты считаешь противоположностью к самопереоцениванию? И не говори просто: чувство собственной неполноценности. Оно бывает нескольких видов.

Если кто-либо, как трясущийся новичок, в смущении опускает глаза долу в тот момент, когда появляется неожиданный успех, то он страдает неуверенностью в себе.

Четырехцветный человек разумен, он не переоценивает себя и не страдает от недостатка уверенности в себе. Разве что не скромные желания, которые я загадываю в новогоднюю ночь? Ты прав. Только потому, что я понимаю взаимообусловленность явлений, мое самовосприятие не изменяется. Но я и не исходил из того, что ты появился на свет как готовый четырехцветный человек.

Нормальное чувство самооценивания, самоуважения является конечным продуктом твоего стремления к естественности и правдивости по отношению к самому себе. Если ты ведешь себя так, как требуют этого от тебя твои убеждения, то ты чувствуешь, что ты правдив и естественен, что ты — это ты сам. Ты чувствуешь свою идентичность, как предпочитают выражать это сегодня.

Четырехцветный человек стремится вести себя в соответствии со своими убеждениями и действовать так, как требуют его «разум и сердце». «Поступай по совести и никого не бойся», — гласит известный девиз, выражающий нерушимое самоуважение четырехцветного человека. Он благородный человек и чувствует себя господином своего внутреннего мира. Его постоянное стремление к поискам правды и соответствию ей, т.е. к верности своим идеалам, придает четырехцветному человеку чувство естественности, чувство собственной значимости, своей идентичности.

«Положение обязывает». Знаменитый «категорический» императив Иммануила Канта подразумевает то же самое. Как философ, он мог себе позволить сформулировать это положение так, что оно является этической основой всех поступков: поступай в соответствии с такими принципами, которые могут иметь одновременно значение как общие нормы поведения.

Кто живет по таким принципам, кто руководствуется подобными убеждениями, кто принимает решения и поступает таким образом, тот обладает истинным благородством. Кто чувствует себя обязанным быть естественным, кто осуществляет свою идентичность и довольствуется самоуважением, того мы в последующем будем называть «благородным человеком».

Желтый: свобода.

Другое чувство самовосприятия воплощает «Ганс в счастье». Ты, наверное, помнишь: Ганс за свою верную службу получил от хозяина кусок золота. Так как ему золото показалось слишком тяжелым, он обменял его на коня — и был очень счастлив. Так как конь его сбросил, он обменял его на корову — и был очень счастлив. Так как корова при дойке толкнула его ногой, он ее обменял на свинью — и был очень счастлив. Свинью на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень, который он, к счастью, уронил в колодец, когда хотел напиться. С легким сердцем, свободный от всякой ноши, он пришел домой. Ганс в счастье является воплощением человека, который чувствует себя свободным и независимым, который может расстаться с любым добром и среди всех возможностей выбирает ту, которая ему кажется лучшей и делает его, поэтому, счастливым.

То, что Ганс всегда теряет во внешних материальных ценностях, должно ясно продемонстрировать, что только тот может чувствовать себя свободным и независимым, кто не держится за какую-либо собственность. Для Ганса главное не материальное благополучие, а личное. Он использует из всех возможностей ту, которая наиболее приемлема в его ситуации и приносит наибольшее удовлетворение.

Во внутренней свободе, в независимости, в способности воспользоваться имеющимися возможностями, завязать контакты, улучшить отношения, переживать все прекрасное — в этом осуществляется свобода и самовыражение четырехцветного человека.

Также и в этом случае нормальным проявлениям свободы самовыражения противостоят как ненормальное преувеличение, так и недооценка. Вследствие преувеличения независимость превращается в самообольщение, замыкание в себе, безответственность. («Это меня не касается.») Такие люди охотно манипулируют ложной объективностью, чтобы избежать ответственности. Их излюбленная манера говорить — безличность.

Также ненормальную противоположность воплощают собой сверхответственные. Они страдают под давлением излишней скрупулезности. Они осыпают себя воображаемыми обвинениями и пребывают в постоянном напряженном самоедстве. Они думают и говорят: «Я обязательно должен...».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...