Особенности человека: его внутреннее равновесие
Даже если ты его никогда не называл словами, ты все же постоянно ставишь перед собой этот вопрос: «А кто я, собственно, есть?» Ты знаешь, что кроме тебя на земле еще много живых существ — бегающих, плавающих, летающих. Себя ты рассматриваешь как нечто особенное. Ты горд тем, что ты человек, а не какое-нибудь там живое существо. А в чем состоит особенность человека? Биологи усматривают особенность человека в прямой походке. Признаю, что это позволяет нам сэкономить на второй паре обуви. Но является ли это причиной того, почему человек уникален? Человек — единственное существо, которое умеет разговаривать, утверждают далее биологи, хотя и знают, что не только птицы пересвистываются, но даже и киты глубоко в море ведут друг с другом переговоры. Человек обладает особо развитыми руками и особо развитым мозгом, приводят в качестве аргумента третьи. Собака на это совершенно спокойно может возразить: «А у меня особо развит нюх.» У жирафа, как ты знаешь, особо длинная шея, у сокола — острый глаз, а у газели — особенно быстрые прыжки. И еще ты знаешь из уроков теологии, что человек — это особенное существо. Так как религия учит тебя не знаниям, а вере, то ты веришь, что человек по каким-то определенным причинам является особо особенным. Ты слышал, что эти особо особенные попадают в ад, но особо хорошие особенные навеки празднуют в раю. Так что же — наряду со всеми его физическими недостатками — особенного в человеке по сравнению с другими млекопитающими? И там, где естествознание затрудняется доказательно определить решающую неповторимость человека по сравнению с животными, христианская религия решает эту проблему с дерзкой элегантностью: Неповторимость человека по сравнению со всеми иными живыми существами состоит в том, что он, как единственное одухотворенное существо, в потустороннем мире попадает или в ад, или на небеса.
Именно это составляет в действительности особенность человека по отношению к другим существам: он живет или в аду, или на небесах. Однако это не потусторонний, а будничный ад его конфликтной самооценки, в которой живет этот человек, если он не добивается, как четырехцветный человек, благодаря каждодневному самовыражению, внутреннего равновесия и не чувствует себя на земле как в раю. В том, что ты в своей настоящей жизни можешь выбирать между небом и адом, в этом состоит особенность человека! Звери воспринимают окружающую среду, по-видимому, более дифференцировано и более деятельно, чем человек. В противоположность этому человек определяет и оценивает свое Я, свою позицию по отношению к своим собратьям бесспорно более дифференцировано и деятельно, чем зверь. В беспрерывной, положительной или отрицательной, самооценке, в жизненном тонусе, который создается самоощущениями, в этом состоит особенность человека, его ад и его рай. Подобным самоощущениям и самооценкам, которые происходят из внутренних убеждений, звери, по всей видимости, не подлежат. Поэтому они и не попадают в рай или в ад чувств самовосприятия, которых человеку не избежать, потому что он живет с ними. Мы, четырехцветные люди, оставляем рай на небесах «ангелам и синицам», но в нашем земном раю мы хотим утвердиться и дышать полной грудью. Ты, как четырехцветный человек, знаешь свои четыре стороны света, по которым тебе предстоит пройти, чтобы осуществить себя. Ты стремишься действовать по королевскому принципу «положение обязывает», идти, как Робинзон, новыми путями, смеясь, как Диоген, отказываться и сохранить, как Ганс в счастье, свою независимость. Действительно на небесах ты себя сможешь почувствовать только тогда, когда эти четыре господина будут находиться не только в наилучшем расположении духа и будут совершенно здоровы, но и когда они одновременно с этим будут хорошо ладить друг с другом, т.е. находиться друг с другом в гармоническом равновесии.
Особенность четырехцветного человека состоит, таким образом, в том, что он чувствует себя на небесах своего самовыражения, когда находит внутреннее равновесие четырех чувств собственного достоинства. Большинство из нас знает, где найти свою зубную щетку, портмоне, бутылку или любовные утехи. Где же они найдут внутреннее равновесие, этим вопросом большинство и не задается. Так как ты можешь быть без внутренней уравновешенности только одно- или двухцветным человеком и тем самым упустишь шанс быть истинно счастливым, то спросишь себя: «Как мне найти внутреннее равновесие?» Существуют два распространенных оправдания отсутствующему равновесию, жизни в аду. Некоторые полагают, человек — это продукт наследственности. Другие полагают, человек — это продукт воспитания и влияния окружающей среды, социальных и экономических условий, в которых он живет. В зависимости от пристрастий то наследственность, то социальные условия рассматриваются в качестве определяющей величины для человека. Конечно, и то, и другое играют определенную роль, но определяющим является нечто третье. Я придаю большое значение тому, чтобы показать тебе с достаточной ясностью, что есть это третье. Я знаю из статистических исследований с помощью цветового теста, что по меньшей мере 65% взрослых людей смогли бы в наших условиях коренным образом улучшить свою жизнь, если бы осознали важное значение этого третьего компонента. Между тем, мне известно, что я тебе, строго говоря, ничего не могу навязать из того, что бы ты не знал уже давно из собственного опыта. Я могу, таким образом, тебя только побудить, чтобы ты ясно осознал твой собственный опыт и правильно его оценил. Так как образ может сказать больше, чем тысяча слов, я хотел бы пояснить тебе это третье на примере следующего образа: Можешь ли ты вспомнить то время, когда учился кататься на велосипеде? Для начала надо было иметь велосипед. Это техническое транспортное средство сравним с телом и биологической наследственностью. И среди семейства велосипедов есть легкие гоночные машины, а есть и тяжеловесные сооружения. И среди них встречаются легкие и элегантные экземпляры, а есть и ржавые, кособокие. И велосипеды могут иметь заводские дефекты, что соответствует плохой или болезненной наследственности. Уличное движение мы сравним с социальной и экономической ситуацией, в которой ты вынужден жить. Есть гладкие дороги, а есть с неровным покрытием; такие, на которых тебя подстерегают; такие, которые круто и постоянно берут вверх, и другие, которые так обрывисты, что сгорят твои тормоза и ты можешь сломать себе шею.
Самое важное, однако, — это ты, велосипедист. Тебе показали, что ты должен крутить педали, чтобы ехать на велосипеде. Это мы сравним с ежедневной активностью. Кто не крутит педали, кто не проявляет активность, разобьет нос. Кто стремительно и внезапно хочет начать гонку так называемым кавалерским стартом, рискует прокрутить заднее колесо и закончить свою карьеру на животе. Тебе также показали, как ты можешь править прямо и как поворачиваешь. Управление велосипедом мы сравним с желанием сознательно преследовать определенную цель. Все это может показать тебе каждый, чтобы ты повторил. Но ты знаешь, что и наилучший велосипед (наследственность), и наилучшие дорожные условия (социальные условия), и управление (целеустремления), и то, как бы ни крутил педали (активность), не помогут тебе проехать и метра, если ты не исполнишь предварительного условия, которому тебя не обучит ни один мастер. А именно, тебя никто не научит тому, как удержать себя в равновесии. Это ты должен открыть сам по собственной воле. Конечно, учитель может бежать рядом с тобой и удерживать тебя за седло в равновесии. Но это единственная помощь, которую он может тебе оказать до того момента, пока тебя не осенит: «Я еду! Я могу!» Внезапно ты чувствуешь, что ты находишься в состоянии равновесия и что ты можешь удерживать его. Теперь ты пытаешься сохранить это чувство и вновь его обрести в том случае, если ты вышел из своего равновесия.
Мой дорогой четырехцветный человек, знаешь ли ты, что я тебе хочу сказать этим примером? Свое равновесие ты должен был найти еще будучи маленьким ребенком, когда учился ходить. И ты должен вновь находить его каждый раз, когда ты учишься новым телодвижениям, будет ли это катание на лыжах, балетный танец или ведение смычка виолончели. Как и в управлении своим телом, ты и в душе должен стремиться к тому, чтобы сохранять свое равновесие в часы наивысшего счастья или в час смерти. Это и есть это третье, внутреннее равновесие, в чем воплощается особенность человека, человеческое. Если ты прочно сидишь в седле и в любое время и в любых ситуациях сохраняешь равновесие, то ты имеешь все предпосылки для полнокровного четырехцветного человека. Как известно, господь бог закончил свое шестидневное творение человеком. Таким образом, мы субботние, а не воскресные дети. Один расплачивается за это собственным хребтом, другой еле волочит ноги. Наше тело, как известно, не самое лучшее транспортное средство. Обладаешь ли ты силой и здоровьем Геркулеса или красотой Адониса, или, наоборот, бульдога, все это дело счастливого или несчастливого случая. Ты должен смириться с этим. Хотя это и твой велосипед. Твое тело предоставлено в твое распоряжение со всей его дряхлостью. Ты очень хорошо знаешь, что твое тело не более чем та часть твоего окружения, которая находится к тебе ближе всего. Только те женщины и мужчины, красота которых превосходит их ум, полагают подчас, что они сами представляют собой привлекательный каркас. Для нас, однако, тело остается предметом внешнего мира. Тем, который доставляет нам наибольшее чувственное удовольствие и самую сильную боль. Но не только от каркаса зависит дело, также и дорожные условия, т.е. условия окружающей среды, формируют наш внешний мир. Только в зависимости от того, в какую колыбель положил тебя аист — с соломенным или денежным мешком — протекает по меньшей мере первая треть твоей жизни. В мажоре или в миноре. Родился ты мальчиком или девочкой, старшим или младшим из братьев или сестер, это может оказаться решающим обстоятельством в том, будешь ли ты в жизни матросом или капитаном, проплывешь ты по жизни как по бурному морю или как в штиль. Если ты должен пожертвовать лучшие годы бессмысленной войне, или если нетерпимость возобладает у анархистов или фашистов, у черных или красных, у христиан или антихристов, то ты должен быть счастлив, если найдешь и тогда свою дорогу. Мой дорогой четырехцветный человек, ты, может быть, несколько раз и улыбнулся, но ты знаешь, сколь серьезно я отношусь к сравнению с велосипедом. Я хочу признаться тебе, что испытал настоящий страх, что мое объяснение будет недостаточно наглядным. Ибо, если пример с равновесием не убедил тебя до конца, если ты не готов сказать: «Ясно, любой ценой я должен остаться в седле, даже если рак свиснет», — то я начинаю чувствовать себя как когда-то в школе, когда слышал: «Люшер, на этот раз, к сожалению снова “неудовлетворительно”».
Однако то, как идут дела, радует меня, и мы с тобой приступим к следующему твердому орешку, к определению нормальности. Нормальный человек Каждый человек должен постоянно преодолевать сопротивление двух реальностей: его окружающей среды и его внутреннего мира. Ровно в центре этого внутреннего мира пытается некто определенный, который говорит себе Я, поддержать равновесие и остаться в седле. Тебе, однако, не надо ходить далеко, везде вокруг себя ты можешь обнаружить Я, которые ежеминутно выпадают из седла, которые даже впадают в депрессию и постоянно взлетают вверх как на трамплине. Но с той же уверенностью как и с регулярностью они летят снова кувырком вниз и снова, разбежавшись, пытаются прыгнуть выше самих себя. Рядом с прыгунами, людьми-трамплинами, которые себя подогревают, имеются другие, которые позволяют себя гонять как теннисные мячи из угла в угол и партнеру по браку, и любимым людям, и работодатчику, и заклятому врагу. Но ты как будущий четырехцветный человек не просто повторяешь Я — «я полагаю» или «я бы желал», — а ты есть и ощущаешь себя как Я. Как Я в седле и равновесии. Ты активен и держишь штурвал в своих руках. Из прочной Я-позиция, во все стороны, ты излучаешь активность. В зависимости от величины твоей силы, способностей и энергии больше или меньше радиус вокруг центра Я. И чем лучше, тем разумнее, обдуманнее и осмотрительнее ты распоряжаешься своей силой, способностями и активностью, тем более ровным будет круг вокруг твоего Я-центра. Таким образом функционирует наш внутренний мир. Он, как известно, окружен постоянной второй реальностью, внешним миром. Поэтому я и изображаю внешний мир в качестве внешнего круга. Глобус вращается не по кругу, он сужается, как яйцо. Во внешнем мире всегда что-нибудь происходит. Правильно круглого внешнего мира, «святого мира», никогда не было. «Святым» может быть только твой собственный внутренний мир, до тех пор пока ты удерживаешь твое Я в равновесии. Во внешнем мире всегда существуют наросты, вмятины и столкновения. В данном случае мы видим наросты и впадины: А здесь произошло столкновение: Но у тебя, как четырехцветного человека, Я осталось в равновесии и твой внутренний мир отличается наилучшей округлостью. На обычном языке это означает: даже в том случае, если ты не получил отказа, ты не испытываешь сразу разочарования. Так как внутри ты сохраняешь чувство равновесия, тебе не приходит на ум оставлять впадины в твоем внутреннем мире из-за какой-либо впадины во внешнем мире или из-за какой-либо неудачи. Иными словами, никто другой не может нанести здесь тебе удар. Здесь ты сам себе делаешь впадины и выступы. Знакомо ли тебе сочувствие к самому себе? Замечал ли ты, с каким удовольствием дети во время плача используют любой незначительный повод для того, чтобы внутренне порадоваться какой-либо внешней впадине? Для четырехцветного человека отказ — это еще не личный отвод. Или образно выражаясь: скверная ситуация — это еще не «введение в заблуждение». Ты можешь быть внебрачным, одноглазым сиротой и поэтому еще долгое время будешь чувствовать себя обделенным и покинутым богом и всем миром, отвергнутым и «введенным в заблуждение». Если дела идут плохо, то четырехцветный человек чувствует себя как Биас, который прокомментировал потерю всего своего богатства знаменитыми словами: все свое ношу с собой. Это нормальное человеческое свойство: быть суверенным и скромным, уверенным в себе и независимым и поэтому постоянно в седле. В капризном внешнем мире возможны не только банкротство и впадины. Он может также украсить и одарить тебя славой и почестями, если ты согласишься быть вьючным ослом. Если у тебя присутствуют все чувства и ты способен восхищаться или, по крайней мере, ты прилежен, то успех не обойдет тебя. Успех как нарыв. Он буйно разрастается. Круг твоего внешнего мира не остается круглым. Кривые твоего успеха выдают твое прилежание. Ты станешь «прирожденным» дельцом, карьеристом, специалистом, светским львом, девушкой, окруженной множеством поклонников, или основной твоей деятельностью станет материнство, ты станешь квалифицированной домашней хозяйкой или сочувствующей тетей, которой все изливают свою душу. Имеешь ли ты успех и будешь ли ты лакеем и жертвой своих успехов? Любуешься ли ты своими успехами и полируешь ли ты свой образ до блеска, подобно своим ботинкам? Идешь ли ты впереди вожака своего стада или ты неуклюже ступаешь за одной из овец в своем стаде след в след? В этом случае ты впадаешь в зависимость от этого общества с его ролями и становишься рабом твоего престижного города, даже если ты станешь президентом из президентов или звездой всех звезд. В то время как внешний мир может определять выпуклости и вмятины внешнего круга, внутренний круг — Я четырехцветного человека — остается в равновесии, в кругообразной гармонии. Его внутренний мир неуязвим для выпуклостей и впадин. Ты думаешь, я хочу предложить тебе глоток молока? Точнее, я хочу тебя спросить: «У тебя создалось впечатление, будто я хочу повлиять на тебя таким образом, чтобы из тебя получилось то, что маленький Макс представляет себе как идеального Морица?». Отнюдь нет. Ты не должен становиться ни Максом, ни Морицем, ты должен стать тем, кем ты в действительности являешься: самим собой. Этого я хочу, и ты, конечно, тоже. Для меня речь идет ни о чем другом, как о твоем самовыражении. Я хочу выразиться еще более провоцирующе: о твоем нормальном состоянии. Поскольку ты не дождевой червь, а человек, нормальным ты можешь быть только в том случае, если ты постоянно развиваешься и выражаешь себя. Твое нормальное состояние требует, чтобы ты все время следил за внутренней реальностью, за твоим внутренним миром, чтобы он оставался в кругообразной гармонии. Только в этом случае, только в постоянном самовыражении ты в норме. И в этом случае ты — четырехцветный человек, который живет в четырехмерном измерении всей совокупности своих возможностей. Еще раз повторяю, у нормального четырехцветного человека внутренний круг круглый независимо от того, каким бы извилистым ни был в это время круг внешнего мира. Инфантильный человек Однако, то, что нормально происходит, в общем, чаще всего. Неудача, неверный шаг по отношению к другим воспринимается как личная неудовлетворенность, отклонение как отказ, как позор, как доказательство собственной неполноценности. И наоборот, незначительное превосходство; случайно знаешь то, чего не знают другие; обладать последним криком моды; чрезвычайно громким выхлопом у машины; особенно однако коммерческими успехами или визитной карточкой, на которой рядом с именем полно титулов, все эти внешние, переоцененные в своем значении успехи делают большинство людей гордыми и, возможно, «счастливыми». Создается впечатление, как будто внешние события являются определяющими для состояния внутреннего мира и для самооценки человека. Для маленького ребенка до 3-х лет, пока его Я еще не сформировалось в качестве внутреннего мира и прежде чем он научился думать и говорить от первого лица, это естественно. Но после наступления половой зрелости, проведение параллелей между внешней и внутренней формой представляет собой наивную неразборчивость между внешней и внутренней реальностями, инфантильную слабость Я, которая противоречит норме. Именно этот, часто встречающийся инфантильный способ мышления и переживания считается сегодня дилетантами и специалистами «нормальным». Это, мой дорогой четырехцветный человек, оказывает свое влияние на нашу культуру. Догадываешься ли ты о последствиях? Верующие в бога люди, каким был Хиоб, могут воспринять внутренний мир в полной гармонии, доверяясь разуму и надежной справедливости бога, даже если их внешний мир изнурен в результате потрясений от потерь и болезней. Их слабое и неразумное Я цепляется за разум бога для того, чтобы в несчастье, в момент, когда чувства застилают разум, не спутать внешнюю и внутреннюю реальности. Что происходит однако, когда господь батюшка спроваживается своими современными детьми на пенсию? А если они будут послушны новой вере, вере в технику, в материалистический социализм? А если внешняя реальность будет провозглашена единственно благословенной? Кто отразит стремительное смешение внешней, очевидной, физической реальности и внутренней психически-духовной? Ты можешь заявить, что господь мертв, но внутренняя реальность остается постоянно живой и действенной. И не потому, что плохи успехи техники или потребления товаров, а потому, что внешняя реальность превратилась усилиями торгашей, заинтересованных в массовом потреблении, в позолоченный символ счастья, поэтому внутренняя реальность, истинный идеал, настоящее живое счастье переживает крушение. С настоящим идеалом, настоящим счастьем, которое может быть только твоим очень личным внутренним равновесием и твоим самовоплощением, нельзя устроить сделку. Ты не находишь, что я достаточно ругался? Было бы неплохо! Но я буду доволен, если ты причины твоего самовосприятия не будешь искать во внешнем мире, если хотя бы тебя мне удастся свернуть с дороги «Титаника». Ибо только в этом случае ты можешь держать курс на нормальность, ты являешься капитаном своего корабля, плывущего под 4 флагами — красным, зеленым, желтым и голубым. Невротичный человек Кроме нормального человека, у которого внутренний круг гармонично правилен, и инфантильного человека, внутренний круг которого приспосабливается к внешнему, имеется еще невротичный человек. Невротичный человек воспринимал в детстве окружающий мир, как правило, искривленным. Так как ребенком он был наивен, то круг своего внутреннего мира он копировал с теми же искривлениями. Так как все свое детство он верил, что может успешно утвердиться с помощью определенной, но искривленной тактики, его внутренний круг застыл в этой искривленности. В застывшей и анормальной самооценке заключается невротическое заболевание. Внешний мир может быть у невротичного человека вполне в порядке, нередко так и случается. У него крепкая крыша над головой и хороший стол, но карлики и великаны внутри него, его самооценка, ожесточенно борются друг с другом. В то время как нормальный человек сохраняет свой круглый внутренний мир, взрослый невротик наоборот, живет постоянно в изуродованном внутреннем круге. Невротики, у которых искривленный внутренний мир, но тугой денежный мешок, составляют постоянную клиентуру психиатров, т.к. тема: «Я такой, потому что таким было мое окружение» — неисчерпаема. Я плохо чувствую себя в обществе невротиков и с инфантильными людьми часто скучаю. Как четырехцветный человек, ты отнесешься с пониманием и к тем, и к другим, но как нормальный человек ты должен жить среди нормальных. Ты можешь быть богатым, удачливым, влиятельным, сообразительным, душевным заурядным человеком, но нормальным ты являешься только в том случае, если речь идет о выражении твоего и только тебе свойственного внутреннего идеала и внутреннего образца. Так как понятие «идеал» используется сегодня для характеристики любой колбасной лавки, любого желания, любой потребности, от идеального бюста до идеального консервного ножа, то я предпочитаю для характеристики внутреннего идеала, который является не желанием, а бескомпромиссным требованием (совестью), пользоваться понятиями «норма» и «нормальность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|