Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и управление оборотным капиталом (производственными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и др.).




 

Оборотные средства классифицируется по месту и роли в процессе воспроизводства, принципам организации, по источникам образования. По месту и роли в процессе воспроизводства оборотные средства подразделяется на средства, находящиеся в сфере производства (оборотные производственные средства) и средства, находящиеся в сфере обращения (средства обращения).

Оборотные производственные средства: Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы) - материальные ценности, поступающие на предприятие, но не сразу вступающие в производственный процесс.

Незавершенное производство – это производственные запасы поступившие в цеха предприятия, но не прошедшие все стадии производственного процесса.

Расходы будущих периодов – затраты на освоение новой продукции, проектные, опытные и другие виды работ, рассчитанные на длительное время.

Средства обращения:

Готовая продукция – продукция, находящаяся на складе и полностью готовая к отгрузке покупателю.

Отгруженная продукция – продукция, находящаяся в пути к потребителю, но еще не оплаченная им.

Денежные средства – деньги, поступившие на расчетный счет предприятия от покупателей за отгруженную продукцию (монеты, банкноты, депозиты в банках, векселя, чеки и др.).

Средства в расчетах – это денежные средства, не поступившие не расчетный счет предприятия – производителя в установленные договором сроки (дебиторская задолженность). По принципам организации оборотные средства делятся на

нормируемые и не нормируемые.

Нормирование – процесс определения потребности в оборотных средствах (разработка норм по отдельным видам материальных ценностей, запасам, затратам, определения нормативов).

Норма оборотных средств – относительная величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному,сохраняющему непрерывность процесса производства, объему наличия оборотных средств, устанавливаемая в днях.

Норматив оборотных средств – минимально необходимая сумма оборотных средств, обеспечивающая хозяйственную деятельность предприятия.

Существуют три метода нормирования оборотных средств (прямого

счета, аналитический, коэффициентный): 1. Метод прямого счёта – в стоимостном выражении определяются необходимые размеры запаса по основным видам товарно-материальных ценностей. Затем они складываются, и вычисляется норматив по подгруппе

оборотных фондов. Исходными данными для расчёта являются дневная потребность в данном виде сырья и количество дней запаса в зависимости от специфики труда. Произведение двух показателей даёт норматив запаса в стоимостном выражении.

2. Аналитический метод – используются фактические данные бухгалтерского учёта оборотных средств на конкретную дату. Исключаются излишние и ненужные запасы, вносятся поправки на изменение условий производства и динамику цен. Результат этих расчётов считается нормативом оборотных средств. Недостатком аналитического метода является его ориентация на сложившиеся условия производства. Этот метод может быть

использован по отдельным элементам оборотных средств, удельный вес которых незначителен.

3. Коэффициентный метод – рассчитываются оптимальные соотношения удельного веса основных элементов оборотных средств, сложившиеся за рассматриваемый период, и наилучший показатель оборачиваемости оборотных средств. Оптимальный размер оборотных средств определяется, исходя из осторожной, ограничительной или умеренной стратегии: - осторожная стратегия (предполагает высокий уровень оборотных

средств по всем элементам); - ограничительная стратегия (предполагает сведение величины оборотных средств до минимума); - умеренная стратегия (среднее между осторожной и ограничительной стратегией). По источникам образования оборотный капитал как оборотные средства делится на собственный и приравненный к нему, а также заемный (кредиты банков, средства покупателей, прочие источники).

Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства) постоянно находится в распоряжении предприятия и формируетсяза счет собственных ресурсов (прибыль и др.) или приравненных к нимустойчивых пассивов в виде средств, авансированных на оплату труда, новременно свободных и т.п.

Заемный оборонный капитал (заемные оборотные средства) представлены кредитами банков, кредиторской задолженностью и др.пассивами.На платежеспособных предприятиях основная часть оборотных средствнаходится в сфере производства, обеспечивая бесперебойность производства.Эффективность оборотных средств оценивают: 1. Временем оборачиваемости (дни) и коэффициентом оборачиваемости

(количество оборотов). 2. Выпуском продукции на рубль вложенных средств (коэффициент загрузки - отношение объема выпуска товарной продукции за данный период к объему оборотных средств на конец периода). 3. Рентабельностью. 4.Сохранностью собственных оборотных средств (коэффициент сохранности – отношение объема собственных средств на конец отчетного периода к объему их на начало этого периода). Показатели оборачиваемости оборотных средств являются самыми полными и обобщающими. Но по вопросу их исчисления у экономистов нет единого мнения. Уменьшение длительности одного оборота, а следовательно увеличение коэффициента оборачиваемости, свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Величина оборачиваемости в днях – один из показателей ликвидности, так как он выражает скорость, с которой запасы могут быть обращены в наличность. С эффективностью использования финансовых активов связано получение прибыли хозяйствующим субъектом, относительное изменение которой характеризуется величиной производственного левериджа. Производственный леверидж (lever – рычаг, leverage – действие рычага, отношение плеч рычага) – управление величиной относительного

изменения прибыли (ОИП) за счет соотношения переменных (ЗП) и

постоянных (ПЗ) затрат на производство продукции.

ОИП = ОВ Х(В - ЗП) / ПР), (3.1)

где ОВ – относительное изменение выручки,

В – выручка, ЗП – переменные затраты (пропорциональные объему производства: расходы на закупку сырья и материалов, заработная плата основных производственных рабочих, потребление технологического тепла и электроэнергии),

ПР – прибыль. ПЗ (амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, административные расходы и др.) не зависят от объема производства. При одной и той же сумме издержек (затрат), как следует из формулы, сила воздействия производственного рычага тем больше, чем меньше переменные затраты (чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек). В случае, если есть перспектива увеличить выручку от реализации (продукция пользуется спросом), то увеличивая при постоянной уровне издержек долю постоянных затрат за счет сокращения доли переменных затрат, можно

получить больший прирост прибыли. Если же продукция не пользуется спросом, то будет противоположный результат (больший прирост потерь).

 

65. Управление собственным капиталом. Финансовая деятельность предприятия характеризуется размещением и использованием хозяйственных средств и источников их формирования - собственного и заемного капитала.

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов.

В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

- Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

- Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.

Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов

- Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

- Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

- Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

- Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

 

 

66. Управление заемнымным капиталом. Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

- Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. - Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.

- Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа.;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

- Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

- Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

- Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

- Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

- Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит;

в) условия выплаты суммы процента;

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные с получением кредита.

- Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

- Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

67. Производственный и финансовый леверидж. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж», это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа: финансовый, производственный (операционный), производственно-финансовый.

Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов. Сложившийся в компании уровень финансового левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа

Леверидж (от англ. leverage - действие рычага):

· Соотношение вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, привилегированные акции) и вложений в ценные бумаги с нефиксированным доходом (обыкновенные акции).

· Производственный (операционный) леверидж. Соотношение постоянных и переменных расходов компании и влияние этого отношения на прибыль до вычета процентов и налогов (операционную прибыль). Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. И даже небольшое изменение объемов производства может привести к существенному изменению операционной прибыли. Эффект производственного рычага = маржинальный доход / прибыль

· Финансовый леверидж. Соотношение заемного капитала и собственного капитала компании. И влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Компания с высокой долей заемного капитала называется финансово зависимой компанией. Компания финансирующая свою деятельность за счет только собственного капитала называется финансово независимой компанией.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...