Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура дисциплины.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Кафедра истории и теории культуры

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

Рабочая программа для направления подготовки

033000 Культурология

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Москва 2011

 


История мировой культуры в новейшее время

 

Рабочая программа

 

Составители:

доцент Е.Э Лямина, ст. преп. А.В. Стогова

кафедра истории и теории культуры

 

 

Программа утверждена за заседании

кафедры истории и теории культуры

протокол №8 от 20.04.2011 г.

 


1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.Аннотация программы:

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000 «Культурология».

2. Пояснительная записка:

Предмет изучения – мировая культура как совокупность исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик.

Цели и задачи курса:

Основная цель дисциплины «История мировой культуры в Новейшее время » состоит в том, чтобыв целостном виде представить историю мировой культуры от Первой мировой войны до первых лет нового тысячелетия, определить содержание ее качественных трансформаций в процессе модернизации общественных структур, познакомить со спецификой ее национального существования; рассмотреть динамичное многообразие культурных форм и особенности их взаимодействия.

Задачи дисциплины – на основе историко-типологического подхода содействовать формированию у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически-обусловленных способов смыслополагания и коммуникации, множества изменчивых, открытых систем коллективных представлений, символов, поведенческих практик; продемонстрировать студентам трансформации мировой культуры в Новейшее время; содействовать освоению понятийно-терминологического аппарата, которым оперирует современная культурология, и исследовательских подходов к разработке отдельных проблем истории мировой культуры.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «История мировой культуры в Новейшее время» является базовой, входит в цикл профессиональных дисциплин (Б.3) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология». Она призвана сформировать у студентов систему знаний о сжатом во времени, но чрезвычайно интенсивном, глубинном и разветвленном процессе трансформации мировой культуры в ходе XX века, познакомить их с характерными для этого столетия культурными механизмами, научить распознавать их конкретные проявления в исторических и иных источниках, а также способствовать усвоению и оттачиванию теоретических установок, которые формируются в процессе освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировой культуры: древность, Средние века, Возрождение», «История мировой культуры в Новое время», «Теория культуры», «Философия культуры», «Социология культуры», «Социальная и культурная антропология», «История религий», «История искусств», «История литературы», «История повседневности»). Дисциплина «История мировой культуры в Новейшее время» необходима для формирования целостного и разностороннего представления о важнейших тенденциях развития мировой культуры, а также об истории их изучения и современных подходах к нему.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

● владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

1. умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2:);

● осознание социальной значимости своей (будущей) профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

 

· использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-11);

 

В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

– своеобразие культуры Новейшего времени;

важнейшие направления развития культуры регионов мира в указанный период;

– основные подходы к изучению истории культуры этого периода.

Уметь:

классифицировать типы источников по истории культуры и применять к ним соответствующие методы анализа;

– опознавать структурные особенности культуры Новейшего времени,

– ориентироваться в современных моделях развития культуры данного периода;

– применять полученные навыки в осуществлении художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере.

Владеть:

– навыками обобщения данных, полученных в результате аналитической работы с источниками;

– методиками индивидуального и коллективного представления результатов аналитической работы.

 

 

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Лабораторные занятия Самостоятельная работа
1. Предмет истории мировой культуры в Новейшее время. Обзор современных подходов к изучению культуры данного периода. Макрокультурные процессы на рубеже Нового и Новейшего времени. 4-й         Чтение литературы Активность на занятиях
2. Культура «межвоенного» периода (1918-1939). 4-й         Чтение литературы, подготовка к семинарам и деловой игре Работа на семинарах, письменная аудиторная работа
3. Вторая мировая война; ее воздействие на самосознание западной культуры. 4-й         Чтение литературы, подготовка к семинарам Работа на семинарах, письменная аудиторная работа  
4. Трансформации мировой культуры во второй половине XX в. Культура на рубеже тысячелетий. 4-й         Чтение литературы, подготовка к семинарам и коллоквиуму; подготовка и сдача экзамена Работа на семинарах и коллоквиуме, письменная аудиторная работа. Итоговая письменная работа  
                ИТОГО: 108 часов  

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Предмет истории мировой культуры в Новейшее время. Обзор современных подходов к изучению культуры данного периода. Макрокультурные процессы на рубеже Нового и Новейшего времени.
2. Культура «межвоенного» периода (1918-1939).
2.1 Феномен мирового экономического кризиса. Взаимоотношения идеологии, политики, интеллектуальной и художественной культуры в западном обществе; переосмысление либеральных и консервативных ценностей.
2.2 Научно-техническая и технологическая революция первой половины ХХ в.и ее социально-культурные следствия. Общественное восприятие открытий в естественнонаучной сфере, их воздействие на социальные науки, гуманитарное знание, художественную культуру. Переосмысление рационалистического идеала научности.
3. Вторая мировая война; ее воздействие на самосознание западной культуры.
4. Трансформации мировой культуры во второй половине XX в. Культура на рубеже тысячелетий.
4.1. Послевоенный мир: развитие ноосферного и глобального сознания; феномен в информационной революции. Изменения в общенаучной парадигме в 50-70-е гг. ХХ в. Влияние философии и социологии науки на интеллектуальную культуру.
4.2. Качественные перемены в мировой экономике и социальной жизни в послевоенные годы. Формирование нового многорасового, поликультурного пространства в странах Запада. Стирание границ высокой и массовой культуры; развитие медиа-культуры. Постмодернистское состояние новоевропейской культуры в последней трети XX века; критика постмодернизма в современном социальном и гуманитарном знании.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...