Пояснительная записка.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Семинарские занятия тематически и проблемно соотнесены с лекционным курсом. Их цель – дополнить, конкретизировать знания, полученные студентами в рамках лекционного курса, и дать возможность их практического применения. На семинарских занятиях студенты анализируют текстовые источники по истории мировой культуры Новейшего времени, знакомятся с посвященными им научными исследованиями. Задача семинаров – помочь студентам овладеть навыками анализа культурологических источников широкого спектра (эстетические трактаты, визуальные источники, художественная литература) с учетом их жанровых особенностей. Студенты учатся использовать различные исследовательские стратегии (выявление различных контекстов при анализе одного источника; рассмотрение разных аспектов одного явления или проблемы на основе анализа различных источников). По завершении курса студенты должны уметь правильно классифицировать источники и определять возможные и наиболее продуктивные методы их анализа.
Курс семинарских занятий направлен на формирование следующих компетенций: ● владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); ● умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) · использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); · владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик;
● способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1); ● способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
.Тематические разделы с указанием количества предусмотренных часов: ТЕМА 1: МОДЕРНИЗМ (2 часа)
Вопросы: 1. Реформирование жанра романа в модернизме. 2. Модернизм как выражение специфических качеств, характерных для культуры ХХ в.
Источники: 1. Вулф В. На маяк // Вулф В. Избранное. - М., 1989. - С.169-317. 2. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1989. – С. 5-45.
Литература: 1. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. - М., 1966. 2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1995.
ТЕМА 2: «БЕССМЫСЛЕННОСТЬ» В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. (4 часа)
Вопросы: 1. Первая мировая война и кризис системы ценностей. Литература «потерянного поколения». 2. Модернистская эстетика разрушения смыслов: дада.
Источники Обязательные: 1. Ремарк Э. М. Возвращение (любое издание). Например: Ремарк Э.М. Собрание сочинений в 5 тт. – М., 2009 – Т. 3. – С. 499-701. 2. Тзара Т. Манифест Дада 1918 г. (текст рассылается вложенным файлом). 3. Кафка Ф. Замок. М., 2005 (или любое другое) http://lib.ru/KAFKA/zamok.txt 4. Фицджеральд Ф.С. По эту сторону рая. – М., 2007. (или любое другое)
Литература Обязательная: 1. Слотердайк П. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы // Слотердайк П. Критика цинического разума. – Екатеринбург, 2001. – С. 433-446. http://ec-dejavu/d/Dada.html 2. Андреев Л.Г. Эстетика абсурдного мира // Вопросы литературы. М., 1959. №2. 3. Гумбрехт Х. У. В 1926: на острие времени. М., 2005.
Дополнительная: 1. Горбунов А.Н. Романы Скотта Фицджеральда. М., 1979 (Отрывок «Воспитание личности Эймори Блейна» см. на сайте: www.fitsgerald.ru/critics-rus/gorb1.html 2. Кондратьев В. Перечитывая Ремарка // Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. Возвращение. М., 1988. 3. Кубанев Н.А. Творчество Ф.С. Фицджеральда в контексте литературы «потерянного поколения»: www.fitsgerald.ru/critics-rus/kubanev-kontekstpoter.html
ТЕМА 3: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (4 часа)
Вопросы: 1. Человек и его положение в мире в философии экзистенциализма. 2. Категория «абсурда» в философии экзистенциализма.
Источники Обязательные: 1. Сартр Ж.-П. Тошнота. - М., 1997. - 257 с. 2. Камю А. Посторонний. Калигула (любое издание). 3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 23-100. 4. Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. - М., 2000. - 442 с.
Литература Обязательная: 1. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла: очерки трагического гуманизма во Франции. – М., 1979. 2. Кестлер А., Камю А., Блок-Мишель Ж. Размышления о смертной казни. М., 2003.
Дополнительная: 1. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 304 с.
ТЕМА 4: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (2 часа) Задание: самим определить различные возможные контексты для обсуждения проблемы телесности. Источники Обязательные: 1. Рифеншталь Л. Олимпия (1938). См. вложенные файлы. 2. Гессе Г. Курортник // Гессе Г. Собрание сочинений в 4 тт. – М., 1994. Т. 2. С.88-189. (или любое другое) 3. Вулф В. Миссис Дэллоуэй // Вулф В. Избранное. – М., 1989. – С.25-168. 4. Фотографии Первой мировой войны
Дополнительные: 1. Нацистские плакаты. См. вложенные файлы.
Литература 1. Вайнштейн О. Мужчина моей мечты: этюды по истории мужского тела // Иностранная литература. – 2003. – №6. 2. Фетисова Н.Ю. «Дуб» и «плющ»: старые стереотипы в новом контексте. Гендерное поведение людей во Франции 20-30-х гг. XX в. // Диалог со временем. – 2008 – Вып. 22. – С. 118-145. 3. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. – М., 2003.
Дополнительная: 1. Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. №3. 2. О’Махоуни М. Спорт в СССР: физическая культура – визуальная культура. М., 2010.
ТЕМА 5: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В САМОСОЗНАНИИ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ (2 часа)
Вопросы: 1. Вторая мировая война как колоссальный театр военных действий. 2. Вторая мировая война как крушение европейских представлений о гуманизме. 3. Приоритетные аспекты освещения Второй мировой войны в европейской культуре и их динамика.
Источники Обязательные: 1. Блок М. Странное поражение. Свидетельство, записанное в 1940 году. М.: Росспэн, 1999. 288 с. 2. Франк Анна. Убежище. Дневник в письмах. М., 2010. 3. Черчилль У. Вторая мировая война. М., 1991. Т. VI («Триумф и трагедия»). 4. Д.Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская»).
Дополнительные: 1. Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 2003. 2. Гудериан Г. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне. 1939—1945. М., 2005.
Литература Обязательная: 1. Деррида Ж., Хабермас Ю. Наше обновление после войны: второе рождение Европы // Отечественные записки. 2003. №6. 1. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М., 1998. 2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994 (гл. XIII).
ТЕМА 6: ЛАГЕРЬ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ КАК АНТИ-ФЕНОМЕН XX ВЕКА (2 часа)
Вопросы 1. Концентрационные лагеря: прагматика, цели, условия. 2. Идейные основы концентрационных лагерей: нацистский и советский варианты. 3. Образ лагеря в индивидуальной и культурной памяти. 4. Холокост (Шоа) как центральная катастрофа XX в.
Источники Обязательные 1. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг: Опыт художественного исследования // Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 тт. Т. 4-6. М., 2010. 2. Либстер М. В горниле ужаса: Рассказ человека, прошедшего через фашистский террор. М., 2007. 3. Леви П. Человек ли это? М., 2001. 4. Шаламов В. Колымские рассказы (любое издание). 5. Подборка фотографий концлагеря Аушвиц-Биркенау: http://www.wise-travel.ru/europe/poland/otzyv-3140.html 6. Виртуальный музей Гулага на сайте историко-правозащитного общества «Мемориал» - http://www.memo.ru/
Дополнительные: 1. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М., 2009. 2. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Литература Обязательная 1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). СПб., 2001.
2. Тоталитаризм: что это такое? (Исследования зарубежных политологов). В 2 тт. М., 1993. 3. Росси Ж. Справочник по Гулагу. М., 1991. 4. Брюкнер П. Тирания покаяния: Эссе о самобичевании Запада // Отечественные записки. 2008. №5.
Дополнительная 1. Лифтон Б. Дж. Король детей: Жизнь и смерть Януша Корчака. М., 2004. 2. Гаккель С. Мать Мария (любое издание).
ТЕМА 7: ГОРОДСКОЕ И ВНЕГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. (4 часа)
Вопросы: 1. Качественные перемены в мировой экономике в послевоенные годы; феномен «экономического чуда» в странах Запада, Японии и др. Возвышение среднего класса. 2. Феномен городского шопинга и городского досуга. 3. Культура повседневности: атрибуты «жизни в кредит», «пригородной мечты», «отпуска на курорте». 4. Различные изводы эскапизма как форма противостояния обществу потребления.
Источники Обязательные: 1. Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи (любое издание). 2. Бегбедер Ф. 99 франков (любое издание).
Дополнительные: 1. Кизи К. Над кукушкиным гнездом (любое издание).
Литература Обязательная: 1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. – 269 с. 2. Рокамора А. Женщина в толпе: Прохожая, мода и городское пространство // Теория моды. Вып. 6. Зима 2007-2008. С. 215-232. 3. Грей Ф. История курортов: архитектура, общество, природа. М., 2009. 424 с. 4. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.
Дополнительная: 1. Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб., 2008 (глава «Шопинг». С.361—380). 2. Борисенко А. Сэлинджер начинает и выигрывает // Иностранная литература. 2009. №7.
ТЕМА 8: «ИКОНЫ СТИЛЯ» (4 часа)
Вопросы: 1. Трансформация социальных элит и идеалов светского общения во второй половине XX в. 2. Новый идеал светского человека как человека популярного в контексте политических, экономических (урбанизм, технический прогресс, массовое производство и т.п.) и гендерных трансформаций. 3. Типажи «большого света» XX в. (femme fatale, женщина-вамп, кинодива, плейбой, секс-символ и др.), их атрибуты и каноны репрезентации. 4. Гламур и глянцевые журналы: message и историко-культурный смысл. 5. Уникальность vs стандарт – направляющие современной моды и ее философии
Источники Обязательные: 1. Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. М., 2005. 2. Дитрих М. Азбука моей жизни. М., 1997. 3. Штернберг Й. фон. Голубой ангел (фильм). 4. Официальные сайты журналов Vogue, New Yorker.
Дополнительные: 1. Моран П. Аллюр Коко Шанель. СПб., 2010.
Литература Обязательная: 1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. 2. Энтуисл Дж. Мода и плоть: одежда как воплощенная телесная практика // Теория моды. Зима (№6) 2007-2008. С. 96-131.
3. Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. 2005. №4. 4. Вайнштейн О. Семиотика Шанель №5 // Ароматы и запахи в культуре. Т. 2. М., 2003. С. 352-366.
Дополнительная: 1. Свендсен Л. Философия моды. М., 2007. 2. Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. М., 2005. 3. Якин А. Исламская Барби: политика гендера и перформативности // Теория моды. Осень (№17) 2010. С. 101-118. 4. Фонт Л. Поступь Шанель: Модельер как литературный персонаж // Теория моды. Вып. 5. Осень 2007. С. 206-222.
ТЕМА 9: 1968 ГОД (4 часа)
Вопросы: 1. Истоки событий 1968 г. 2. В чем, на ваш взгляд, культурный смысла бунта 1968 г.? 3. Был ли 1968 г. переломным?
Источники: 1. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. - 368 с. 2. Фотографии и плакаты весенних событий во Франции и в Праге. 3. Кундера М. Невыносимая легкость бытия (любое издание).
Литература Обязательная: 1. Тематический выпуск журнала «Неприкосновенный запас» - №4 (60). 2008. 2. Подборка материалов «1968 год во Франции» http://scepsis.ru/tags/id_175.html 2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. - М., 1994.
Дополнительная: 1. Дойл К. Месяц революции: Франция 1968. Уроки всеобщей забастовки. СПб., 1993. 104 с.
ТЕМА 10: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ (2 часа)
Вопросы: 1. Исторический экскурс: женское движение в XIX – первой половине XX в. 2. «Домохозяйки» vs «бизнес-леди»: противоборство социальных клише. 3. Исторические, политические и социальные обстоятельства возникновения т.н. «второй» и «третьей» волн феминизма. 4. Принцип «гендерной нейтральности» в языковой, политической, религиозной и иных сферах.
Источники Обязательные: 1. Милль Д. С. О подчинении женщины. М., 1994. 2. Феминизм в общественной мысли и литературе: Антология. М., 2006.
Дополнительные: 1. Бовуар С. де. Второй пол. М.: Прогресс; СПб: Алетейя, 1997.
Литература Обязательная: 1. Пол - гендер - культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. 2. Миллет К. Сексуальная политика // Вопросы философии. М., 1994. № 9. 3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. - 304 с. 4. Жеребкина И. «Прочти мое желание…»: Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.
Дополнительная: 1. Чедди Дж. М. Чернокожая модель в эпоху борьбы за гражданские права // Теория моды. Осень (№13) 2009. С. 145-169. 1. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243 с.2. Женское движение в контексте российской истории. М., 1999.
ТЕМА 11: НЕЛИНЕЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА (2 часа)
Вопросы: 1. Автор vs читатель. 2. Автор vs традиция. 3. Форма vs содержание. 4. Новая информационная среда и бытование литературы.
Источники Обязательные: 1. Корнель Петер. Пути к раю: Комментарии к потерянной рукописи. – М.: Азбука, 1999. 2. Павич М. Хазарский словарь (любое издание).
Дополнительные: 1. Перек Ж. Жизнь: способ употребления. – М., 2009. 2. Павич М. Начало и конец романа.
Литература Обязательная: 1. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., 1998. – 160 с. 2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391.
Дополнительная: 1. Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2000. 2. Барт Р. Camera lucida: комментарии к фотографии. - М., 1997. С. 3-90.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|