Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов
1. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре начала ХХ в. 2. Роль революционного романтизма и левого радикализма в социальной культуре стран Запада 1920-30-х гг. 3. Образы социума и будущего в культуре авангарда. 4. Влияние неомарксизма на интеллектуальную культуру Запада в середине ХХ в. 5. Влияние феминистской критики на социальные практики. 6. Неолиберализм и неоконсерватизм в западной политической культуре второй половины ХХ в.: сопоставительный анализ концепций 7. Молодежные субкультуры в 1950-70-е гг.: анализ социально-культурных практик 8. Язык и формы современной поп-культуры. 9. Репрезентации разных социальных групп в медиа-культуре в последней трети ХХ в. 10. Становление культуры информационного общества: анализ концепции и подходов к изучению. Примерные вопросы для итоговой аттестации: 1. Характеристика базовых понятий, применяемых для изучения культуры Новейшего времени. 2. Влияние Мировой войны 1914 – 1918 годов на общественные представления и ценности в западном мире. 3. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре; специфика его проявления в культуре повседневности, в социальной и политической культуре. 4. Роль революционного романтизма и левого радикализма в социальной культуре стран Запада 20-30-х гг. 5. Воздействие идеологий фашизма и нацизма на массовое сознание и массовую культуру. 6. Тенденция к дегуманизации высокой культуры. 7. Формы массовой культуры в демократических и тоталитарных обществах. 8. Критика позитивизма и эволюционизма в социально-гуманитарном знании. Формирование новых теорий, концепций, подходов к изучению человека, общества и культуры.
9. Характерные черты модернистской культурной парадигмы в первой половине XX века. 10.Основные направления в модернизме. Поиск новых художественных форм и способов символизации в художественной культуре Франции, Великобритании, США, Германии, Италии. 11.Формы представления реализма в изобразительном искусстве, литературе, театре, кинематографе. 12.Вторая мировая война и ее воздействие на культурное самосознание западного общества. 13.Теории «модернизации», «индустриального» и «постиндустриального общества», «всеобщего благоденствия» и их влияние на культуру. 14.Сдвиги в социальной культуре в середине XX века. Битничество, культурный эскапизм и другие формы протестных движений. 15.Социально-культурная активность молодежи, женщин, этнических групп в обществе, в социальных науках, гуманитарном знании, художественной культуре. 16.Формирование многорасового, поликультурного общества в странах Запада в условиях деколонизации. 17.Движения и идеология «новых левых» и их воздействие на культуру. 18.Феминистская критика, становление «женских» и гендерных исследований. 19.Феномен поп-культуры. 20.Постмодернистское состояние новоевропейской культуры в последней трети XX века: признаки, содержание, способы репрезентации 21.Постструктурализм: основные концепции и понятийный аппарат. 22. Деконструктивизм в гуманитарном знании и художественной культуре. 23.Формирование постмодернистских концепций в гуманитарном знании, в сфере литературы и художественной культуры. 24.Информационное общество, культурные формы и практики: специфика взаимодействия. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Дисциплина обеспечивается учебной, учебно-методической, научной, специализированной литературой: А) ИСТОЧНИКИ: - основные: Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. Спб. 1997 – 728 с.
Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. М., 1994. – 391 с. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. – 192 с. Барт Р. Мифологии. М., 1996. – 312 с. Барт Р. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989. – 616 с. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. – 512 с. Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997. – 224 с. Бауман З. Текучая современность. М., СПб., 2008. – 238 с. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. – 956 с. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. – 227 с. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. – 224 с. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. – 257 с. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. – 289 с. Борхес Х. Письмена Бога. М., 1992. – 510 с. Валери П. Об искусстве. М., 1976. – 622 с. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994. – 704 с. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2002. – 128 с. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегии обмана. М., 2002. – 192 с. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. – 367 с. Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000. – 184 c. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. М., 2007. - 672 с.. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. – 511 с. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост. Г.К. Косиков. М., 1987. - 312 с. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Избранное. Т I. Философия культуры. М., 1996. - С. 445-475 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. 1990. - 415с. -(Мыслители 20 века). Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. ХХ век. Антология., М., 1995. - С. 163-213. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. - 608 с. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004. - 328 с. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. -300 с. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998. - 159 с. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М., 2005. - 496 с. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.-Жуковский, 2003. - 464 с. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - 704 с (Лики культуры). Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. - 368 с. Называть вещи своими именами. программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / сост. Л.Г. Андреев. М., 1986. - 638 с.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - 587 с. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006. - 640 с. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. - 366 с. Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - 256 с. Сумерки богов: Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. М., 1990 - 398 с. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. - 731 с. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. - 784 с. (Серия Philоsophy) Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. - 1064 c. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002. - 528 с. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: 1991. — 405 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 368 с. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Под ред. Г.К. Косикова. М., 2000. - 536 с. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб. 1994. - 384 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 2006. - 544 с. - дополнительные: Бодрийяр Ж. Америка. Спб. 2000 Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970 Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001 Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005 Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург. 1999. Рашкофф Д. Медиа вирус! М., 2003 Рикер П. Время и рассказ. Т.1-2. М., СПб., 2000 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Имя розы. М., 1989 Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., М., 2005
Б) ЛИТЕРАТУРА: - основная: Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1995. - 528 с. Бриггс Э., Клэвин П. История Европы: В 3-х кн. Книга 3.Европа Нового и Новейшего времени: с 1789 года и до наших дней. М., 2006. - 600 с. Гумбрехт Х. У. В 1926: На острие времени. М., 2005. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997. - 208 с. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. - 256 с.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. - 236 с. Жижек С. О насилии. М., 2010. – 184 с. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. - 255 с. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.- 255 с. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. - 240 с. Литературная история США / Под редакцией Р..Спиллера, У.Торпа, Т.Н.Джонсона, Г.С.Кэнби. М., В 3-х тт. М., 1977-1979. - 607+527+647 с. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000. - 347 с. Массовая культура: Современные западные исследования / Под ред. В.В. Зверевой. М., 2005. - 340 с. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. М., 1997. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. - 849 с. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре / Под ред. С.Н. Зенкина. М., 2005. - 528 с. Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. - 184 с. Тавризян Г. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989. - 310 с. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. - 445 с. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. - 400 с. Хобсбаум Э. Век Революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с. Хобсбаум Э. Век капитала. 1848 - 1875. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с. - дополнительная: Андреев Л. Сюрреализм. М., 1982 Бурстин Д. Американцы. В 3-х тт. Т 1. Колониальный опыт. М., 1993; Т 2. Национальный опыт. М., 1993 Долгов К. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. культура. М., 1991 Зверев А. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М., 1989 Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999 Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992 Маркова Л. Наука, история и историография XIX-XX вв. М., 1987 Очерки по истории зарубежной музыки XX века. М., 1983 Пол - гендер - культура. Немецкие и русские исследования. Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999.
В) СПРАВОЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДАНИЯ: Зыбайлов П., Шапинский В. Постмодернизм. Учебное пособие. М., 1993. - 280 с. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие / Отв.ред. Т.Ф. Кузнецова. М., 1995. - 208 с. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007. - 1393 с.+ 1183 с. (Серия Summa culturologiae) Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Спб., 1998. Т.1. - 445 с.; Т.2. - 446 с. Культурология: история мировой культуры. Учебное пособие / Под. ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003. - 607 с. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. - 384 с.
Г) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Преподавание и подготовка студентов предполагает использование стандартного программного обеспечения для персонального компьютера, браузеров для поиска информации в глобальной сети Интернет, поиска информации в базах данных по предмету дисциплины.
Д) БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА: 1. Авторская база данных картографических источников по программе курса на носителе информации (CD-диск) Рекомендуется использование электронных библиотек (ФЭБ, РВБ, Gallica и др.), а также баз данных JSTOR, EBSCO и др. специализированных информационно-справочных систем по предмету данной дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска). ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|