Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов




1. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре начала ХХ в.

2. Роль революционного романтизма и левого радикализма в социальной культуре стран Запада 1920-30-х гг.

3. Образы социума и будущего в культуре авангарда.

4. Влияние неомарксизма на интеллектуальную культуру Запада в середине ХХ в.

5. Влияние феминистской критики на социальные практики.

6. Неолиберализм и неоконсерватизм в западной политической культуре второй половины ХХ в.: сопоставительный анализ концепций

7. Молодежные субкультуры в 1950-70-е гг.: анализ социально-культурных практик

8. Язык и формы современной поп-культуры.

9. Репрезентации разных социальных групп в медиа-культуре в последней трети ХХ в.

10. Становление культуры информационного общества: анализ концепции и подходов к изучению.

Примерные вопросы для итоговой аттестации:

1. Характеристика базовых понятий, применяемых для изучения культуры Новейшего времени.

2. Влияние Мировой войны 1914 – 1918 годов на общественные представления и ценности в западном мире.

3. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре; специфика его проявления в культуре повседневности, в социальной и политической культуре.

4. Роль революционного романтизма и левого радикализма в социальной культуре стран Запада 20-30-х гг.

5. Воздействие идеологий фашизма и нацизма на массовое сознание и массовую культуру.

6. Тенденция к дегуманизации высокой культуры.

7. Формы массовой культуры в демократических и тоталитарных обществах.

8. Критика позитивизма и эволюционизма в социально-гуманитарном знании. Формирование новых теорий, концепций, подходов к изучению человека, общества и культуры.

9. Характерные черты модернистской культурной парадигмы в первой половине XX века.

10.Основные направления в модернизме. Поиск новых художественных форм и способов символизации в художественной культуре Франции, Великобритании, США, Германии, Италии.

11.Формы представления реализма в изобразительном искусстве, литературе, театре, кинематографе.

12.Вторая мировая война и ее воздействие на культурное самосознание западного общества.

13.Теории «модернизации», «индустриального» и «постиндустриального общества», «всеобщего благоденствия» и их влияние на культуру.

14.Сдвиги в социальной культуре в середине XX века. Битничество, культурный эскапизм и другие формы протестных движений.

15.Социально-культурная активность молодежи, женщин, этнических групп в обществе, в социальных науках, гуманитарном знании, художественной культуре.

16.Формирование многорасового, поликультурного общества в странах Запада в условиях деколонизации.

17.Движения и идеология «новых левых» и их воздействие на культуру.

18.Феминистская критика, становление «женских» и гендерных исследований.

19.Феномен поп-культуры.

20.Постмодернистское состояние новоевропейской культуры в последней трети XX века: признаки, содержание, способы репрезентации

21.Постструктурализм: основные концепции и понятийный аппарат.

22. Деконструктивизм в гуманитарном знании и художественной культуре.

23.Формирование постмодернистских концепций в гуманитарном знании, в сфере литературы и художественной культуры.

24.Информационное общество, культурные формы и практики: специфика взаимодействия.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Дисциплина обеспечивается учебной, учебно-методической, научной, специализированной литературой:

А) ИСТОЧНИКИ:

- основные:

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. Спб. 1997 – 728 с.

Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. М., 1994. – 391 с.

Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. – 192 с.

Барт Р. Мифологии. М., 1996. – 312 с.

Барт Р. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989. – 616 с.

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. – 512 с.

Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997. – 224 с.

Бауман З. Текучая современность. М., СПб., 2008. – 238 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. – 956 с.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. – 227 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. – 224 с.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. – 257 с.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. – 289 с.

Борхес Х. Письмена Бога. М., 1992. – 510 с.

Валери П. Об искусстве. М., 1976. – 622 с.

Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994. – 704 с.

Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2002. – 128 с.

Вирилио П. Информационная бомба. Стратегии обмана. М., 2002. – 192 с.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. – 367 с.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000. – 184 c.

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. М., 2007. - 672 с..

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. – 511 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост. Г.К. Косиков. М., 1987. - 312 с.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Избранное. Т I. Философия культуры. М., 1996. - С. 445-475

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. 1990. - 415с. -(Мыслители 20 века).

Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. ХХ век. Антология., М., 1995. - С. 163-213.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. - 608 с.

Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004. - 328 с.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. -300 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998. - 159 с.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М., 2005. - 496 с.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.-Жуковский, 2003. - 464 с.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - 704 с (Лики культуры).

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. - 368 с.

Называть вещи своими именами. программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / сост. Л.Г. Андреев. М., 1986. - 638 с.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - 587 с.

Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006. - 640 с.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. - 366 с.

Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - 256 с.

Сумерки богов: Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. М., 1990 - 398 с.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. - 731 с.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. - 784 с. (Серия Philоsophy)

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. - 1064 c.

Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002. - 528 с.

Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: 1991. — 405 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 368 с.

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Под ред. Г.К. Косикова. М., 2000. - 536 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб. 1994. - 384 с.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 2006. - 544 с.

- дополнительные:

Бодрийяр Ж. Америка. Спб. 2000

Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001

Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005

Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург. 1999.

Рашкофф Д. Медиа вирус! М., 2003

Рикер П. Время и рассказ. Т.1-2. М., СПб., 2000

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992

Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Имя розы. М., 1989

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., М., 2005

 

Б) ЛИТЕРАТУРА:

- основная:

Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1995. - 528 с.

Бриггс Э., Клэвин П. История Европы: В 3-х кн. Книга 3.Европа Нового и Новейшего времени: с 1789 года и до наших дней. М., 2006. - 600 с.

Гумбрехт Х. У. В 1926: На острие времени. М., 2005.

Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997. - 208 с.

Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. - 256 с.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. - 236 с.

Жижек С. О насилии. М., 2010. – 184 с.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. - 255 с.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.- 255 с.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. - 240 с.

Литературная история США / Под редакцией Р..Спиллера, У.Торпа, Т.Н.Джонсона, Г.С.Кэнби. М., В 3-х тт. М., 1977-1979. - 607+527+647 с.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000. - 347 с.

Массовая культура: Современные западные исследования / Под ред. В.В. Зверевой. М., 2005. - 340 с.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. М., 1997. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. - 849 с.

Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре / Под ред. С.Н. Зенкина. М., 2005. - 528 с.

Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. - 184 с.

Тавризян Г. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989. - 310 с.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. - 445 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. - 400 с.

Хобсбаум Э. Век Революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с.

Хобсбаум Э. Век капитала. 1848 - 1875. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с.

Хобсбаум Э. Век Империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. - 480 с.

- дополнительная:

Андреев Л. Сюрреализм. М., 1982

Бурстин Д. Американцы. В 3-х тт. Т 1. Колониальный опыт. М., 1993; Т 2. Национальный опыт. М., 1993

Долгов К. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. культура. М., 1991

Зверев А. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М., 1989

Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999

Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992

Маркова Л. Наука, история и историография XIX-XX вв. М., 1987

Очерки по истории зарубежной музыки XX века. М., 1983

Пол - гендер - культура. Немецкие и русские исследования. Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999.

 

В) СПРАВОЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДАНИЯ:

Зыбайлов П., Шапинский В. Постмодернизм. Учебное пособие. М., 1993. - 280 с.

Культура: теории и проблемы. Учебное пособие / Отв.ред. Т.Ф. Кузнецова. М., 1995. - 208 с.

Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007. - 1393 с.+ 1183 с. (Серия Summa culturologiae)

Культурология. ХХ век. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Спб., 1998. Т.1. - 445 с.; Т.2. - 446 с.

Культурология: история мировой культуры. Учебное пособие / Под. ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003. - 607 с.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. - 384 с.

 

Г) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Преподавание и подготовка студентов предполагает использование стандартного программного обеспечения для персонального компьютера, браузеров для поиска информации в глобальной сети Интернет, поиска информации в базах данных по предмету дисциплины.

Д) БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА:

1. Авторская база данных картографических источников по программе курса на носителе информации (CD-диск)

Рекомендуется использование электронных библиотек (ФЭБ, РВБ, Gallica и др.), а также баз данных JSTOR, EBSCO и др. специализированных информационно-справочных систем по предмету данной дисциплины.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...