Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочники и учебные пособия.




ЧАСТЬ 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................. 6

Введение. Общие сведения об организации самостоятельной работы. 7

МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ

1.0.0.0. ГЛАВА 1. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. 14

1.1.0.0. Программа самостоятельной работы по изучению философии первого модуля. 22

1.2.0.0. Библиография к программе самостоятельной работы первого модуля. 23

1.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы по изучению философии первого модуля и информационные источники к ним................... 25

1.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема поиска оснований бытия и сознания в древней и средневековой философии. 27

1.4.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним 27

1.4.2.0. Глоссарий....................................................................... 28

1.4.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним.................... 33

1.4.4.0.Тесты для рубежного контроля и самоконтроля............ 41

1.5.0.0. ЗАДАНИЕ 2. Проблема человека и его отношение к богу, обществу и государству в древней и средневековой философии.............................................. 43

1.5.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним 43

1.5.2.0. Глоссарий........................................................................ 45

1.5.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним.................... 49

1.5.4.0. Тесты для рубежного....................................................... 59

1.6.0.0. ЗАДАНИЕ 3. Проблемы познания человека и бытия в древней и средневековой философии. 61

1.6.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационный источники к ним. 61

1.6.2.0.Глоссарий......................................................................... 62

1.6.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................... 68

1.6.4.0.Тесты рубежного контроля и самоконтроля..................... 77

1.7.0.0. ЗАДАНИЕ 4. Методологическая проблематика в древней и средневековой философии 79

1.7.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним. 79

1.7.2.0. Глоссарий........................................................................ 80

1.7.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................... 85

1.7.4.0. Тесты для рубежного контроля и самоконтроля.............. 98

1.8.0.0. Зондирующие задания заключительного контроля освоения программы первого модуля 100

1.9.0.0. Примерные варианты выбора заданий второго модуля и тем контрольных работ №1 для заочников....................................................................................... 107

МОДУЛЬ ВТОРОЙ

2.0.0.0. ГЛАВА II. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 108

2.1.0.0. Программа самостоятельной работы второго модуля.. 111

2.2.0.0. Библиография к программе самостоятельной работы второго модуля. 113

2.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы и информационные источники к ним................................................................................. 117

2.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема бытия и сознания в новоевропейской философии. 119

2.4.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним. 119

2.4.2.0. Глоссарий...................................................................... 120

2.4.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................. 131

2.4.4.0. Тесты для рубежного контроля и самоконтроля............ 145

2.5.0.0. ЗАДАНИЕ 2. Гуманизм и проблемы личности в новоевропейской философии. 147

2.5.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним. 147

2.5.2.0. Глоссарий...................................................................... 150

2.5.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................. 157

2.5.4.0. Тесты для рубежного контроля и самоконтроля............ 176

2.6.0.0. ЗАДАНИЕ 3. Свобода как проблема новоевропейской философии 179

2.6.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним 179

2.6.2.0. Глоссарий...................................................................... 180

2.6.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................. 189

2.6.4.0. Тесты для рубежного контроля и самоконтроля............ 204

2.7.0.0. ЗАДАНИЕ 4. Проблемы познания и деятельности в новоевропейской философии. 207

2.7.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним. 207

2.7.2.0. Глоссарий...................................................................... 208

2.7.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................. 216

2.7.4.0. Тесты для рубежного контроля...................................... 237

2.8.0.0. ЗАДАНИЕ 5. Учения о методах познания и деятельности в новоевропейской философии. 239

2.8.1.0. Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним. 239

2.8.2.0. Глоссарий...................................................................... 240

2.8.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним................. 253

2.8.4.0. Тесты для рубежного контроля...................................... 273

2.9.0.0. Зондирующие задачи заключительного контроля освоения программы второго модуля. 275

2.10.0.0. Примерные варианты выбора индивидуального задания третьего модуля. 281

2.11.0.0. Примерная тематика семестровых творческих заданий. 282

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Комплексная модернизация философского образования в высшей школе страны охватывает содержание, методы и организационные формы обучения. Качественное обновление преподавания философии связано не только с чтением нового по содержанию теоретического курса лекций, но и с разработкой такой методики организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает максимальную эффективность изучения программного материала, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие обобщает длительный практический опыт преподавания философии на основе авторской программы, поиск наиболее приемлемых и оптимальных для вуза организационных форм обучения, опыт работы обществоведческих кафедр страны.

При подготовке пособия к изданию, автор руководствовался следующими соображениями. Модернизация философского образования даст положительные результаты только на более широкой информационной базе по сравнению с предшествующей. Такой базой, на наш взгляд, является весь мировой историко-философский процесс, во всем его многообразии и органической целостности содержания. Включение в предмет философии как учебной дисциплины всего содержания мировой философской культуры при использовании современных информационных технологий, дает возможность формирования развитого мировоззрения у студентов с самыми взыскательными запросами.

На такой содержательной основе открываются более широкие возможности демократизации философского образования, обеспечения свободы мировоззренческой ориентации студента, совмещения гарантий прав и свобод личности студента со строгой требовательностью к уровню знаний.

В свою очередь, это предопределяет необходимость разработки методов объективной оценки качества обучения, самооценки уровня знаний, простого и эффективного контроля учебного процесса.

Автор стремился максимально реализовать эти требования, ясно понимая степень несоответствия им издаваемого руководства, и с благодарностью примет конструктивные замечания по его улучшению и совершенствованию, как со стороны преподавателей, так и студентов.


Введение. Общие сведения об организации самостоятельной работы.

 

В программу изучения курса философии входит: авторский курс лекций: “Специфика философского знания и принципы построения классических философских теорий”; спецкурс: “Главные проблемы и методы современной отечественной и зарубежной философии”; работа на семинарах по индивидуальным модульным программам; подготовка сравнительных рефератов для участия в научных студенческих конференциях; решение тестовых и зондирующих задач; практическое участие в подготовке учебно-методических материалов по философии.

Для удобства использования современных организационных форм, методов обучения, контроля и оценки его качества применяется модульный принцип построения учебного предмета. В нашем случае модуль - это относительно самостоятельная в историческом времени дидактическая единица содержания философского знания, имеющая общую с другими проблематику, но отличающаяся по специфике ее постановки, методологии и уровню разработки.

При посеместровой сетке часов 2:1 и 2:1 содержание, изучаемого на практических занятиях философского знания, делится на четыре усложняющихся от одного к другому модуля. К каждому из них разработана программа самостоятельной работы и комплекс учебно-методических материалов: тематика индивидуальных заданий и информационные источники для их выполнения; развернутые тематические планы семинаров; модульные стандарты базовых понятий; тесты рубежного контроля освоения материала темы; модульные зондирующие задания заключительного контроля; план - графики выполнения индивидуальных программ самостоятельной работы; примерные варианты выбора индивидуального задания следующего модуля; тематика семестровых творческих заданий.

Тему индивидуального задания программы первого модуля студент выбирает свободно. К каждому тематическому семинару готовит устный доклад или письменный его конспект, в которых раскрывается содержание, соответствующих теме семинара, аспектов индивидуального задания. При выступлении или конспективном изложении следует придерживаться лаконичности, выделять наиболее существенные моменты. Для выработки навыков такого изложения вводятся ограничения по времени: для выступления- до 10 минут, а для письменного изложения- до 3-х страниц машинописного текста.

Проверка усвоения лекционного материала и содержания модульных стандартов базовых понятий проводится в форме фронтального письменного или компьютерного тестирования в конце каждого семинара.

После успешного завершения программы модуля студенты выполняют в письменном виде зондирующее задание заключительного контроля и сдают на проверку преподавателю вместе с конспектом индивидуального задания.

Контроль и оценка качества обучения рейтинговые. Максимальный рейтинг на семестр составляет 100 баллов

Распределение баллов по формам контроля за видами самостоятельной работы студентов осуществляется в план-графике самостоятельной работы студентов по изучению философии, который составляется на каждый семестр и является документом, регулирующим отношения кафедры философии, ведущего преподавателя и выпускающей кафедры в части учебно-методической работы (см. таблицу №1).

Для получения автоматического зачета необходимо набрать более 60% от максимального семестрового рейтинга. При рейтинге менее 60% зачет может быть получен только после собеседования по материалу пройденного курса.

Во втором семестре методика организации самостоятельной работы аналогична первому. Выполнив программу, предусмотренную план-графиком второго семестра (см. таблицу №2), при соответствующем рейтинге, студент получает право на получение оценки автоматически, без сдачи экзамена или сдачу его в форме устного экзамена по всему теоретическому курсу, если рейтинг ниже 75% от максимального, т. е. 100 баллов.

Переход к пятибалльной системе осуществляется по шкале перерасчета: рейтинг менее 60%-неудовлетворительно; 60%-74%- удовлетворительно и допуск к устному экзамену; 75%-84%-хорошо, с согласия студента; 85%-100%-отлично.

План-график самостоятельной работы предусматривает возможность повышения студентом своего рейтинга выполнением дополнительного творческого задания. Его тематика согласуется с преподавателем, а практическая реализация осуществляется в форме докладов на ежегодных студенческих конференциях, участия в конкурсах студенческих работ, публикаций в сборниках научных трудов. Годовой максимальный рейтинг творческого задания - 15 баллов на семестр.

Для заочной формы обучения вводится дополнительная форма контроля освоения учебной программы каждого семестра- сравнительный реферат. На установочной сессии первого семестра студент-заочник выбирает из программ первого и второго модулей по индивидуальному заданию и после их выполнения пишет сравнительный реферат. В нем должен быть представлен сравнительный анализ философских взглядов соответствующих персоналий или школ с обязательным выделением моментов их единства и различий в постановке и методологии решения философских проблем. Тема реферата согласуется с ведущим преподавателем. Объем не должен превышать 10 стр. машинописного текста. Срок представления - за две недели до начала очередной установочной сессии. Допуск к зачету или экзамену возможен лишь при положительной оценке семестрового контрольного реферата.

Сравнительный реферат должен включать: план; введение с информацией о деятельности философа или школы; основную часть с позитивным изложением основной философской проблематики и методологии ее решения в рамках индивидуальной темы; выводы сравнения и библиографию проработанных информационных источников по теме реферата.

Учебная программа по философии заочной формы обучения аналогична дневной.

Процесс обучения включает самостоятельное изучение предмета под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в форме тестов, состоящих из десяти вопросов по каждому разделу учебной программы.

По окончании изучения всех разделов программы, студент выполняет один из вариантов зондирующих заданий заключительного контроля.

Рейтинговая оценка знаний в баллах определяется план-графиком самостоятельной работы [см. табл.1,2].

Шифр электронного варианта: 1.0.0.0.,где 1.- номер модуля;1.0.-номер раздела;1.0.0. - номер параграфа; 1.0.0.0. - номер пункта.


План-график самостоятельной работы студентов.

Таблица № 1

1 семестр

Специальность

Группы

Дисциплина философия

Преподаватель кафедры философии

Всего часов по ГОС 165 лекций 36

лабораторных 0

практических 18

самостоятельной работы 36

Итоговая аттестация зачёт

№ п/п Вид самостоятельной работы и контроля   Недели Кол-во часов баллов
1 полусеместр 2 полусеместр
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
  Лекции (подготовка, конспектирование и т.д.); текущий контроль. часы                    
баллы                    
  Практические занятия, семинары, тесты, доклады, конспекты индивидуальных заданий. Рубежный контроль. № семинара                    
часы                    
баллы тесты                                      
докл.                  
консп.                  
  Зондирующие контрольные работы. Заключительный контроль. № К.Р.       К.Р.1         К.Р.2  
часы                    
баллы                    
  Творческое задание (НИР, рефераты, дополнительные РГР и т.д.) часы                    
баллы                    
  Зачет. часы                    
баллы                    
Итог за неделю часы                    
Итог за неделю баллы                    
Всего за текущую и предыдущие недели часы                    
Всего за текущую и предыдущие недели баллы                    

Заведующий кафедрой _______________________________

Ведущий преподаватель _______________________________

Согласовано:

Заведующий выпускающей кафедры _______________________________


План-график самостоятельной работы студентов.

Таблица № 2

2 семестр

Специальность

Группы

Дисциплина философия

Преподаватель кафедры философии

Всего часов по ГОС 165 лекций 36

лабораторных 0

практических 18

самостоятельной работы 36

Итоговая аттестация экзамен

№ п/п Вид самостоятельной работы и контроля   Недели Кол-во часов баллов
1 полусеместр 2 полусеместр
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
  Лекции (подготовка, конспектирование и т.д.); текущий контроль. часы                    
баллы                    
  Практические занятия, семинары, тесты, доклады, конспекты индивидуальных заданий. Рубежный контроль. № семинара                    
часы                  
баллы тесты                                      
докл.                  
консп.                  
  Зондирующие контрольные работы. Заключительный контроль. № К.Р.         К.Р.1       К.Р.2  
часы                  
баллы                    
  Творческое задание (НИР, рефераты, дополнительные РГР и т.д.) часы                    
баллы                    
  Экзамен. часы                    
баллы                    
Итог за неделю часы                    
Итог за неделю баллы                    
Всего за текущую и предыдущие недели часы                    
Всего за текущую и предыдущие недели баллы                    
                       

Заведующий кафедрой _______________________________

Ведущий преподаватель _______________________________

Согласовано:

Заведующий выпускающей кафедры _______________________________


Таблица № 3

Дата Ведомость текущей успеваемости  
Группа: Текущий контроль посещение лекций Рубежный контроль Закл. контр. ТЗ Итого баллов ЭГО %  
1 модуль 2 модуль  
Ф.И.О. 1 полусеместр, недели 2 полусеместр, недели тесты, № доклады, № тесты, № доклады, № 1 модуль 2 модуль  
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                                           

 


 

Номера информационных источников к индивидуальным заданиям соответствуют номеру информационных источников библиографии соответствующего модуля.

 

МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ

 

1.0.0.0. ГЛАВА 1. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Древние философы считали, что люди начали философствовать, чтобы избежать незнания, а влечение к знаниям и их источнику, чувственным впечатлениям - природная способность человека. К наиболее ярким и привлекательным чувственным впечатлениям относили удивление, восторг, изумление, восхищение и беспокойство. Способность к таким эмоциональным переживаниям они считали первым признаком освобождения человека от вожделения- практического, потребительского отношения к природе, вещам и явлениям его окружающих, как выход человека за пределы своего единичного существования в мир всеобщего.

Запечатлеть, сохранить и передать эти эмоциональные молнии, освещавшие темный иррациональный мир человеческого существа помогал язык, донесший до нас живую душу, культуру людей из глубины веков. Кроме литературных текстов, как достоверных источников, по которым можно установить появление первых философских произведений в культуре того или иного народа, мы до настоящего времени не имеем других, поэтому их анализ является первым шагом к пониманию процесса возникновения философии.

Наиболее древней формой системного выражения зарождающейся человеческой духовности, видения явлений природы и общества была мифология. Специфика мифологического восприятия мира состоит в том, что здесь человек творит в своем воображении (пока еще только с помощью чувств, интуиции и опыта) субъективный, фантастический мир, который не столько объясняет, сколько выступает посредником и активным участником отношения человека с реальным миром. При этом,между этими мирами больше тождества, чем различия.

Формами языкового выражения мифосознания были магия, культовые обряды и коллективные церемонии. Слово играло в большей степени сакральную функцию маскировки, сокрытия смысла, а не его прояснения и обнаружения.

Мифологические образы, как чувственные представления природных стихий или исторических событий, тесно связаны с художественным творчеством. В них присутствуют воображение и фантазия, хотя функциональная их роль различна. В мифе образ явления или события и сами явления или события отождествляются, тогда как в сказке или поэзии такое совпадение не обязательно. Миф - итог коллективного творчества. Субъективная фантазия отдельного лица в мифотворчестве незначительна. В художественном творчестве простор для индивидуального вымысла и свободы воображения не ограничен. Мифологическое мышление даже не предполагает рационального осмысления своего содержания, поскольку это ведет к подрыву веры в реальность мифологического образа. Если это происходит, то миф становится средством выражения не собственно мифологических, а религиозных, философских, политических, нравственных или художественно-эстетических идей.

В философских произведениях, входящих в программу первого модуля, мифологические образы нередко служат средством выражения философских идей. Таковы тексты наиболее древних памятников индийской культуры - Вед и Упанишад, китайской - Ицзин (Книги перемен), восточной - “Энума Элиш” и “Эпоса о Гильгамеше”, греческой - “Илиады” и “Одиссеи” Гомера и “Теогонии” Гесиода, текст Библии - священной книги христиан и т.д. В трудах Гераклита и Платона, Пифагора и Парменида мы постоянно встречаем мифологические образы, с помощью которых они выражают содержание философских идей, поскольку соответствующих философских понятий еще не было.

Второе обстоятельство, на которое следует обратить внимание, - очевидная связь философии и литературы. Философские произведения дошли до нас в виде письменных источников. Они написаны в форме самых различных литературных жанров: поэм, эпических гимнов, максим, диалогов, проповедей, наставлений, лекций, трактатов, комментариев, афоризмов и т.д.

Мыслители, создавшие философские произведения, пользовались уже до них существующими письменными и устными литературными формами. Вместе с этим, они искали формы, адекватные философскому содержанию. Безвестные авторы ведических гимнов, античные философы Парменид, Эмпедокл, Лукреций, авторы Корана используют поэтическую форму для выражения философских идей. При сопоставлении их с чисто литературными произведениями, написанными в поэтической форме, философские поэмы обнаруживают непримиримый конфликт формы и содержания.

Суть его в том, что поэзия обращается к чувственной, эмоциональной стороне души, а философия к уму и абстрактному мышлению. Поэзия раскрепощает эмоциональность, а философия рассматривается как средство ее возвышения, просветления и воспитания Образно - символическая форма поэзии менее всего подходит для выражения содержания философской мысли От нее требуется последовательность, ясность внутренней связи идей, всеобщность смысла рассматриваемых частых ситуаций.

Наряду с поэтической формой, в наиболее древних философских источниках используется жанр афоризма. Своими корнями он восходит к пословицам и поговоркам. Афористичны произведения Лао-Цзы и Конфуция, Фалеса, Гераклита и Демокрита. Афоризм - своеобразная противоположность поэме. Поэтическая форма слишком широка. Она делает философскую мысль расплывчатой, многословной, скорее красивой, чем правдивой. Афористическая форма, наоборот, слишком узка. Она подходит для выражения вполне ограниченного морального или поэтического опыта и, не случайно, использовалась софистами, политиками, военноначальниками, риторами.

Философская мысль, втиснутая в форму афоризма, становится слишком сжатой, неспособной выразить сложную всеобщность понятия. Вследствие этого она вынуждена прибегать к поиску образно - символических средств в устной народной речи, наполненной пословицами, поговорками, загадками. С их помощью передавалась абстрагированная из множества конкретных случаев мысль, народная мудрость. Здесь ясность и четкость философской мысли подменяется многосмысленными и многозначными образами, обращенными не только к разуму, но и чувственным впечатлениям, воображению. Такая мысль не разъясняет, не рассказывает содержания слова, а подобно религиозно - жреческому стилю общения с публикой, просто указывает, намекает, предоставляя возможность внимающим домыслить все остальное. Исходя из современного уровня развития философского знания, такой способ выражения философской мысли воспринимается не столько как ограниченность, сколько как достоинство.

Во времена Сократа и его последователей этот стиль подвергается совершенно определенной негативной критике. Чтобы показать поверхностность и даже бедность содержания искусства и литературы, которые были в то время важнейшим средством духовного воспитания, Сократ предложил переводить речи поэтов, театральных трагиков, политических ораторов и их учителей софистов в простую, повседневную прозаическую речь, в форму живого непринужденного диалога, разговора. С их содержания срывалась маска магического очарования ритмом, гармонией, многообразием эмоциональных оттенков.

Созерцание разоблаченного содержания вызывало у свидетелей состояние близкое к шоку, настолько ничтожным и даже смешным оно представало перед изумленными участниками такого диалога.

Для Сократа подобное разоблачение не было самоцелью. Оно сеяло в душе самоуверенного собеседника зерно здорового и плодотворного сомнения, побуждало его стать на тернистый путь собственного поиска ответов на вопросы жизни - ее смысла, цели, содержания, предназначения и т.д.

Если Сократ придал философии более подходящую литературную форму разговорного жанра, то его ученик Платон своими диалогами придает ей первую специфически письменную форму. При этом, для разрешения конфликта между литературной формой и рациональным содержанием он применяет оригинальный прием - вводит в литературный текст персонаж философа Сократа. Он не излагает своей философии, но учит философствованию, искусству диалектики, рождающих новое знание.

В произведениях Платона происходит эволюция формы диалога. После открытия собственной школы - Академии, диалоги приобретают форму спокойной и неспешной беседы философов. Ее целью ставят прояснение сути спора и поиск истинного пути его разрешения.

Диалог используется для школьного экзамена, преследующего цель сопоставления знаний ученика с преподаваемыми учителями знаниями, или для дидактики, в которой учителю отводится роль и спрашивающего и излагающего. Собеседнику или ученику остается слушать и просить разъяснений.

Переход от стиля оспаривания к стилю доверчивого внимания логике доводов и рассуждений преподавателя ознаменовал появление нового философского жанра в форме наставления, поучения. Это стало свидетельством достаточной зрелости философского знания, пригодного не только для содержательных бесед, но и для преподавания в школе.

Одной из главных причин возникновения философии была общественная потребность обоснования науки в качестве особой самостоятельной формы знания и деятельности. Аристотелю принадлежит приоритет в постановке этой проблемы. Он же предложил и первый вариант ее решения.

Основой любого знания, с его точки зрения, является опыт, как единство двух, данных от природы человеку качеств: влечения к чувственным переживаниям и памяти. Первой специализированной формой деятельности, выделившейся из древнего ремесленного производства, стало искусство. Это - опыт, приведенный в систему знанием сходных свойств предметов и практических ситуаций оперирования с ними.

Из различных видов искусств, понятых не в современном значении, а в древнем, как форм ремесленного производства, возникают различные науки. Геометрия - из искусства межевания земельных участков; арифметика - из искусства взвешивания, счета, измерения; медицина - из искусства врачевания; эристика - из искусства улаживания споров и т.д.

Таким образом, у искусства и науки общий источник - опытное знание, но по содержанию они не могут быть полностью сведены к нему

Принц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...