Исторические исследования и обзоры
49. Асмус В.Ф. Платон.- М.,1975. 50. Боргош Ю. Фома Аквинский.- М., 1975. 51. Виппер Р.Ю. Рим и ранее христианство.- М., 1954. 52. Кессиди А.Х. Гераклит.- М.,1982. 53. Кессиди А.Х. Сократ.- М.,1976. 54. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М.,1993. 55. Сагадеев А.В. Ибн- Рушд /Аверроэс/.- М.,1979. 56. Сагадеев А.В. Ибн- Сина /Авиценна/.- М., 1980. 57. Султанов Ш. Плотин.- М., 1996. 58. Чанышев А.Н. Аристотель.- М.,1981.
1.3.0.0. Примерная тематика индивидуальных заданий самостоятельной работы по изучению философии первого модуля и информационные источники к ним.
1.Индийская философия: а. Ведический период /ХХ-VII вв. до н.э./, [31,33,34,36,39,40,48]; б. Эпический период /VII-II вв. до н.э./, [31,33,34,39,40,48]; в. Ранний буддизм /VII-VI вв. до н.э./, [31,32,40,48]; г. Классический период /III-XI вв./ [31,32,33,36,39,40,48]. 2. Китайская философия: а. Лао-Цзы /вторая половина VI- первая половина V вв. до н.э./ [11,31,33,35,40]; б. Конфуций / 551-479 до н. э) [14,31,35,39,40]; в. Моцзы /480-400 до н.э./, [31,33,35,39,40]; г. Чжуси / 1130-1200/ [31,33,35,39,40]; 3. Античная философия: а. Милетская школа / Фалес, Анаксимен, Анаксимандр- VI в. до н.э./,[31,33,36,39,40,41,44,47]; б. Гераклит / 544-475 до н.э./, [31,33,36,41,44,45,47,52]; в. Пифагорейская школа / Пифагор, Алкемеон, Филолай - VI- IV вв. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47]; г. Элейская школа / Ксенофан, Парменид, Зенон- V в. до н.э./, [31,33,36,40,41,44,45,47]; д. Софисты / Протагор, Горгий, Гипий- V-IV вв. до н.э./ [31,33,36,40,41,44,45,47]; е. Сократ / 470/ 469- 399 до н.э./, [31,33,36,39,40,41,44,45,47,53]; ж. Демокрит /460-370 до н.э./, [16,31,33,36,39,40,41,44,45,47]; з. Платон / 428-348 до н.э./, [23,24,25,26,31,33,36,39,40,41,44,45,47,49,54]; и. Аристотель /384-322 до н.э./, [3,4,5,6,7,31,33,36,39,40,41,44,45,47,54,58]; к. Эпикур / 341-270 до н.э./, [16,17,31,33,36,39,40,41,44,47]; 5. Философия древнего Рима: а. Сенека /4 г. до н.э.-65г./, [12,29,31,33,36,38,39,40,44,45,47,51]; б. Секст Эмпирик / конец 2- начало 3 вв./, [12,28,33,39,40,47];
в. Марк Аврелий / 121-180 гг./, [12,31,33,38,39,44,45]; г. Плотин / 205-270 гг./, [27,31,33,36,39,40,44,45,57] 6 Раннехристианская философия: а. Библия, как священная книга христианства; [8,9,10,44,46;51]; б. Августин Аврелий.(354- 430 гг.); [2,31,40,44,45,46;47]. 7. Мусульманская философия средних веков: а.Религиозно-философские идеи Корана, [15,33,36,39); б. Ибн- Сина / Авиценна/, /980-1037 гг./, [13,31,33,36,39,46;56]; в. Ибн- Рушд / Аверроэс/, /1126-1198 гг./, [31,33,36,39,46;55]; 8. Европейская средневековая философия: а. Пьер Абеляр / 1079-1142 гг./, [1,31,33,36,39,40,44,45;46] б. Фома Аквинский (1225- 1274 гг.), [30,31,33,36,39,40;46]. в. Николай Кузанский (1401-1464 гг.) [ 4,18,19,20,21,22,31,33,36,39,43,45,47] 1.4.0.0. ЗАДАНИЕ 1. Проблема поиска оснований бытия и сознания в древней и средневековой философии.
1. Первые представления об основаниях бытия и сознания в теогонических, космогонических и теологических построениях. 2. Становление философских понятий о душе, материи, движении, пространстве, времени, космосе, природе, боге.
1.4.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним
1. Специфика постановки проблемы бытия и сознания в древнеиндийской философии. [31, с. 8-14, 75-88, 116-126; 34, с. 15-17; 48, с. 8-16] 2. Учение о дао в философии древнего Китая. [31, с. 181-190; 35, с. 6-35; 11, с. 34] 3. Натурфилософские взгляды милетской школы. [31, с. 267-275; 44, с. 28-35; 41,с.10-12] 4. Гераклит о противоречивой природе бытия. [31, с. 275-280; 44, с. 35-44; 41,с.14-24] 5. Учение пифагорейцев о числах. [31, с. 280-290; 44, с. 44-50; 41,с.91-94] 6. Учение элейцев о единстве и множественности бытия. [31, с. 290-299; 44, с. 51-53; 41,с.24-35] 7. Концепция атомизма в античной философии. [31, с. 321-370; 44, с. 71-78; 41,с.94-124] 8. Учение Платона об эйдосах, как основе бытия и созна - ния. / 31, с. 370-407; 44, с. 112-132;41,с.131-142;162-166] 9. Космологические представления Платона. [24; 44, с. 116-120; 41,с.162-165/ 10 Учение Аристотеля о бытии. / 4; 31, с. 408-428; 44, с. 134-152; 41,с.200-212] 11. Представления Аристотеля о душе. [5; 31, с. 452-458; 44, с. 152-156; 41,с.268-275] 12 Космологические взгляды Эпикура.
[31, с. 346-360; 44, с. 160-167; 41,315-331] 13. Философские идеи стоиков об основаниях бытия и соз - нания. [31, с. 475-519, 44, с. 172-177,41,с.359-368]
14. Идеи неоплатонизма о божественной природе бытия. (31, с. 536-554; 41,с.379-398;44,с.196-215;46,с.26 -29]. 15. Библейское учение о бытии. [8; 44, с. 215-246;46, с.38 -59] 16. Мусульманская средневековая философия об основа- ниях бытия и сознания. [13;31,с.730-744,с.751-765;46, с.150 -218; 56] 17. Философское обоснование теологической модели бытия Фомой Аквинским. [31, с. 862-877; 44, с. 341-355;46, с.260 -279; 50] 18. Концепция природы в философии Николая Кузанского. [ 19; 43, с. 19-38]
1.4.2.0. Глоссарий
Акциденция (Лат. accidens - случайность) - понятие, введенное Аристотелем для обозначения несущественных, временных, преходящих свойств бытия. Оно используется в античной и средневековой философии для различия устойчивых, существенных, закономерных свойств.
Апейрон (Греч. apeiron - безграничное) - понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все многообразие бытия возникает из апейрона благодаря рождению противоположностей и их борьбы. В пифагореизме это бесформенное, безграничное начало, неразрывно существующее со своей противоположностью - пределом. По сравнению с древнегреческими философскими теориями, отождествлявшими материю с каким-либо конкретным веществом (водой, воздухом, землей, огнем и так далее) как началом и основой бытия, это был важный шаг к философскому пониманию материи.
Атомистика (Греч. atomos - неделимая частица) - учение о дискретном строении материи, согласно которому атомы являются последними, предельно малыми частицами материи, несотворимыми и неуничтожимыми, различающимися по весу, скорости движения, бесконечными по числу, способными к соединению друг с другом, благодаря чему возникает все качественное многообразие мира. Первые идеи атомистики появляются в древнеиндийской и древнекитайской философии и получают глубокое развитие в древнегреческой философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Атрибут (Лат. attribuo - наделяю, придаю) - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни множиться. Аристотель использует это понятие для отделения случайных свойств предметов - акциденций. В истории философии к атрибутивным свойствам относили протяженность, движение, мышление и другие.
Бог - понятие, обозначающие сверхестественное существо, обладающие набором особых качеств, несвойственных человеку: бессмертием, всемогуществом, обладанием истиной, воплощением идеала красоты и нравственного совершенства и являющегося объектом религиозного почитания и веры. Объектом философского анализа понятие бога становится после возникновения основных монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), для которых бог есть Бог Библии. Появилась область знания, специализирующая на философском обосновании и доказательстве истинности фундаментальных догм этих религий - теология, в которой бог предстает как перводвигатель или форма всех форм (Аристотель), как разумный устроитель Мира (Платон, стоики), как творящее, совершенное начало (Августин Аврелий).
Бытие - в древнеиндийской философии это понятие обозначает атрибут духовного первоначала мира - то, что реализуется, наполняется, оформляется в процессе акта творения. В древнекитайской философии оно обозначает сущность всех вещей, понимаемую как их жизненный путь, протекающий в пространстве и времени; бытие (дао) есть единство материальной субстанции (вещества) и естественного его пути изменения. В древнегреческой философии - понятие обозначает: материальную вещь или ее часть; существенный для нее принцип; совокупность частей вещи в свете этого принципа; форму вещи, актуально ее организующуя.В средневековой философии аристотелевское понятие бытия делится на истинное и неистинное. Истинное бытие есть бытие творящее - Бог, а неистинное - сотворенный мир.
Веды - понятие, обозначающее собрание священных книг древней Индии, в которых воплощена «высшая мудрость, знание». Главными среди них являются: Ригвенда, Атхарваведа, Самаведа и Яржурведа, относящиеся к 12 - 7 в.в. до н.э.; Брахманы - в которых излагаются ведийские обряды; Араньяки («Лесные книги») - толкующие мистический смысл этих обрядов и объясняющие ведийскую символику; Упанишады - в которых дается философское обоснование бога, человека и природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|