Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геоцентрическая система мира




- космологическое учение, введенное в древнегреческую философию Платоном и Аристотелем, согласно которому Земля неподвижна и является центром мира, вокруг нее вращается Солнце, Луна, планеты и звезды. Является противоположностью гелиоцентрической системы, по которой Земля - рядовая планета, вращающаяся вокруг Солнца. Высказывания в пользу гелиоцентрической системы мира мы находим у Демокрита, Аристарха Самосского, Николая Кузанского. Научно-теоретическое обоснование этой системы дано Н. Коперником, Г. Галилеем, И. Кеплером и И.Ньютоном.

 

Гилозоизм

(Греч. hyle u zoe - вещество и жизнь)

- учение об универсальной одушевленности материи, признающее за ней свойство, родственное духовности: чувственность и мышление. Идеи гилозоизма встречаются практически у всех античных философов ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), стоиков, Аристотеля. В эпоху Возрождения эти идеи развивал Д. Бруно. Они использовались как альтернатива учению о существовании божественной нематериальной духовной субстанции и как методологический прием, обеспечивающий монизм философских учений.

 

Дао

- категория, введенная в философию древнего Китая Лао-Цзы для обозначения пути, дороги природы, понятых как закономерность. Одновременно она имела значение жизненного пути человека во всем многообразии естественного проявления. В гносеологическом значении «дао» означает также логику, аргумент, идеальное начало, в религиозном - божественный путь.

 

Движение

- понятие, характеризующее состояние бытия как непрерывный поток возникновения, уничтожения, изменения и взаимопревращения. В философии первого модуля движение рассматривается в качестве главного, наиболее существенного, неотъемлемого свойства бытия, а изучение движения его в многообразных видах главной задачей процесса познания. Аристотель сделал первую классификацию видов движения. Он делит их на шесть основных видов: возникновение, уничтожение, качественные превращения, увеличение, уменьшение и изменение положения в пространстве и времени. В качестве источника движения признается либо внутренний (борьба противоположностей - Гераклит), либо внешний (перводвигатель – Аристотель, бог – Платон, стоики).

 

Дух

(Лат. spiritus - дуновение, дыхание)

- в античной философии термин обозначает условие и результат высших форм деятельности разума. В ряде случаев отождествляется с терминами «нус», «логос», «пневма». Везде дух предстает как внеличностный ум, активно действующий, самодовлеющий и божественный. В средневековой философии понятие духа обозначает нематериальное, активное, божественное, объективное, но и обязательно личностное и абсолютное бытие со своим определенным именем, индивидуальной судьбой в космосе, персональной священной историей. Это надмировое начало, не возникающее на Земле, существует раньше природы, космоса и творит их из ничего; судьба мира непо­вторима, а основная функция его - животворящая (Иоан Златоуст, Ав­густин Аврелий /Блаженный/, Фома Аквинский).

 

Душа

(Лат. аnima)

- понятие, обозначающее особое, божественное, нематериальное, одухотворяющее и познающее начало. В античной философии в развитом виде концепция души представлена в философии Аристотеля. Душа неотделима от материи (тела), местопребывание души - сердце, сообщающее тепло крови и жизнь организму, она представляет сущность, форму естественного тела, его причину, и, тем не менее, есть реальная частица космоса. В средневековой философии принимается неоплатоническое понятие души. Согласно ему мир представляет собой истекающие из единого бога ступени совершенства: мировой ум (бог) - мировая душа - индивидуальная душа - материя. Душа познает бога путем слияния с ним, а само слияние возможно через ее очищение, достигаемое знанием "слова Божия" - Евангелия. Индивидуальная душа есть образ Бога в человеке.

 

Логос

(Греч. logos - слово, мысль, закон, разум)

- одно из основных понятий древнегреческой философии, обозначающее всеобщий закон, порядок и гармонию бытия. Для Гераклита Логос есть закон, порядок, который вечен, всеобщ и необходим. Платон и Аристотель понимают Логос как закон бытия и логический принцип. В неоплатонизме и христианстве это творческая божественная сила - посредница между Богом с одной стороны и сотворенным миром и человеком с другой (для Филона - Архангел, для ранних христиан - Христос).

 

Hуc

(Греч. nous - ум)

- термин, обозначающий активное начало, упорядочивающее хаос. В мифологии таким началом являлись боги как обладатели истинного знания. В античной философии эти боги превращаются в те или иные закономерности космоса, отождествляются с умом как той частью души, которая способна усматривать в бытии скрытый от чувств порядок, закон, гармонию в самых разных областях. У Фалеса, Ксенофана, Пифагора нус - есть бог, у Платона - мировой порядок и гармония, у Аристотеля - форма всех форм, перводвигатель, актуально мыслящая вечность, у неоплатоников - сверхчувственное бытие, осмысливание мира, как оформленного бытия; священное начало, как цель внутреннего духовного развития человека.

 

Пустота

(Лат. vacuum)

- понятие, обозначающее чистую протяженность как противоположность телесным, вещественным образованиям. Атомы и пустота - две основополагающие реальности бытия, признаваемые в атомистике древнекитайских и древнегреческих философов. Пустота также объективна, как и атомы, ее наличие делает возможным любое изменение, движение. Концепция пустоты наиболее подробно разрабатывалась в философии Лаоцзы, Демокрита, Эпикура, Отождествляя пустоту с пространством, античные атомисты считали его абсолютным, всегда и везде одинаковым и неподвижным.

 

1.4.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним.

 

1.4.3.1. В чем состоит специфика мифологической, религиозной, философской и научной систематизаций знания и опыта?

 

Основное преимущество систематизированного знания перед разрозненным, хаотичным в удобстве и эффективности его применения и использования. В случае если ясен принцип систематизации разнообразных знаний, мы имеем возможность составить себе представление и об объекте в целом, и об его отдельных сторонах, частях, фрагментах. Если же не ясен смысл целого, то не до конца будет понятен и смысл составляющих его составных частей, как бы подробно, детально мы их не изучали.

Для закрепления, хранения и успешного использования знаний, опыта, практических отношений люди вырабатывают методы их упорядочивания, систематизации. Они и становятся базовым основанием формирования различных типов мировоззрений.

В основе наиболее древних, мифологических типов систематизации знания лежит принцип родства, порождения, согласно которому все проявляющееся на свет имеет родителей и проходит универсальный жизненный цикл: рождение - детство - юность - зрелость - старость - смерть - возрождение. Такой тип мировоззрения назывался теогонией, поскольку понимание жизнетворящих первопричин связывалось с существованием мифологических богов.

Вторым, более поздним и развитым типом мировоззрения является религиозное мировоззрение. Оно строится на основе принципа господства, покровительства единого персонифицированного начала - Бога, воплощающего абсолютное порождающее, управляющее и покровительствующее начало в мире. Учение о Боге, построенное на текстах священных книг, трактуемых как свидетельство Бога о самом себе, как откровение, слово, составляет содержательную основу монотеистического религиозного мировоззрения.

В основании философского мировоззрения лежит принцип разумного отношения человека к миру. Опираясь на опыт, знания, культуру предшествующих поколений людей, философия вырабатывает базовые, универсальные понятия, принципы, установки, опираясь на которые человек осуществляет познавательную и практическую деятельность во всех областях своей жизни. С их помощью выстраивается такая система отношений человека к миру, обществу, другим людям, в которой он занимает активную, критическую позицию, свободно принимая решения и ответственность за их последствия. Философия выводит человека из частичного, незначительного угнетенного, зависимого бытия, помогает подняться к сознательному, универсальному и свободному творчеству своей жизни.

В основе систематизации научного знания кроме частных принципов, таких как аксиоматика, сведение сложного к простому и т.д., лежат и общие принципы - усложнения, взаимодействия, взаимопревращения. Они применяются на различных этапах исторического развития науки в зависимости от степени освоения человеком сущностных характеристик отдельных областей изучаемого мира, составлявших объект изучения различных наук. Достоинством научного мировоззрения является его объективность, логическая строгость, целостность и доказательность положений и выводов. Однако, абстрагирование от субъективного, индивидуального, единичного, имеющего для человека исключительное значение в жизни, превращает достоинства этого метода в ограниченность, абсолютизация которой ведет к опасным последствиям, сциентизму.

 

1.4.3.2. Почему представителей Милетской философской школы называют родоначальниками и философии, и науки?

 

Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) первыми предложили новый, отличный от религиозно - мифологического, способ объяснения событий и явлений действительности. Суть его состоит в сведении многообразия опытных эмпирических знаний, полученных на основе точного измерения, счета, взвешивания, к единым общим для них основаниям, принципам, причинам, открытии этих оснований в самих процессах, не прибегая к ссылкам на существование сверхъестественных сил и мнимых сущностей. Этот способ до сих пор остается основным и для науки, и для философии, поэтому их называют родоначальниками философии и науки.

 

1.4.3.3. В чем проявляются преимущества философии Гераклита при объяснении основных вопросов бытия и систематизации знаний о нем по сравнению с другими школами античной философии?

 

В философии Гераклита огонь, как основание бытия, соединяет в себе достоинства всеобщего, сущностного, универсального основания, движущей силы, энергии и эмпирической, образно - чувственной реальности. На этой основе многообразие мира можно объяснить не только как процесс количественных изменений, но и как единство взаимопревращающихся сил, сторон, противоположностей.

 

1.4.3.4. В работе «Физика и философия» В. Гейзенберг отметил: «Если заменить термин «огонь» термином «энергия», то почти в точности высказывания \............\ можно считать высказываниями современной науки. Фактически энергия - это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и все вещи вообще. Одновременно энергия является движущей силой. Энергия входит в движение, в теплоту, в свет, в электричество. Энергия есть субстанция, общее её количество не меняется, элементарные частицы создаются из этой субстанции. Энергию можно считать причиной всех изменений в мире». Какого философа античности имел в виду В. Гейзенберг?

 

В приведенной цитате В. Гейзенберг называет Гераклита в качестве античного предшественника философских оснований современной науки.

 

1.4.3.5. В античной философии сложились два основных подхода в объяснении бытия: демокритовская атомистика и пифагорейско - платоновский подход. Какой из них в большей степени соответствует современным научным представлениям о строении бытия?

 

В философии Демокрита и его последователей мир представляется состоящим из дискретных частиц вещества - атомов. Это вечные, неразложимые единицы материи, взаимодействующие между собой, но не переходящие и не взаимопревращающиеся друг в друга. Многообразие мира объясняется усложнением строения.

Принцип усложнения вплоть до начала XX века был основным научно - философским способом объяснения строения бытия, на его основе сформулированы законы динамики, молекулярно - кинетическая теория теплоты, периодическая система химических элементов и др.

Пифагорейцы и платоники объясняли единство многообразия мира не только взаимодействием и усложнением, но и взаимопревращением, взаимопереходом, возвращением многообразия мира к своему единому, идеальному основанию. В начале XX века именно такой подход к объяснению строения бытия был востребован наукой. Понятие поля, обладающего свойством непрерывности, позволяло удовлетворительно объяснять новые свойства элементарных частиц не усложнением, а взаимопревращением. Итогом стало создание теории относительности, как парадигмы концепции атомизма. Таким образом, принцип взаимопревращения, предложенный еще пифагорейцами и платониками, с большей степенью достоверности объясняет реальную картину бытия с точки зрения современных научных представлений, чем демокритовский принцип усложнения.

 

1.4.3.6. Какую роль в развитии науки сыграли идеи Элейской школы о непротиворечивой природе движения, пространства и времени?

 

Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) поставили проблему понимания, определения содержания бытия и его основных атрибутов - движения, пространства и времени, которая до настоящего времени является предметом размышлении и философов, и естествоиспытателей. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах, все остальное - небытие. Значит, мыслить - то же, что быть. Главным доказательством существования бытия, считает Парменид, является сама возможность его осмысления логикой мысли, разумом. Он есть главная сила человека и надежда на познание истины. В этом заключено содержание основного принципа науки и философии - принципа совпадения, тождества мышления и бытия. Отсюда начинается развитие и науки, и практически всех основных направлений в философии. Элеаты предложили признать бытие и его основные атрибуты - движение, пространство и время непротиворечивыми путем исключения самой возможности существования небытия. Этим исключалась постановка вопроса о рождении и гибели бытия, его дискретности, изменении и развитии.

 

1.4.3.7. В чем древние и средневековые философы усматривали качественные различия между духовным и телесным, идеальным и вещественным, чувственным и рациональным, физическим и психическим?

 

Осознание этих различий, их глубины и природы шло параллельно с процессом выделения человека из мира, понимания особого, исключительного положения, благодаря наличию духовного начала. В древней, в том числе и античной философии духовное и телесное, чувственное и разумное, физическое и психическое не противопоставляются. Здесь акцент делают скорее на единство, чем на их различие. У Гераклита сознание есть особая разновидность единой мировой субстанции - огня, а у Демокрита - атомов.

Аристотель определяет материю, как идею в потенции. Прекрасному в делах и сознании человека, по его представлениям, предшествует прекрасное и цель в природе.

В философии Платона идея вещи, соединяясь с материалом, рождает реальную вещь, которая одновременно и материальна и идеальна. Различия качественного уровня группируются вокруг понятия "нус" - ум - одного из главных в античной философии. Это перводвигатель, форма форм, упорядоченный космос, чистое, самодовлеющее начало с божественной, невещественной природой.

В философии Платона эти идеи получили дальнейшее развитие в его учении об "эйдосах" /См.1.8/. Здесь человек, как и весь мир, являются результатом божественного творения и состоят из двух неравноправных начал - души и тела. Душа /психея/ - источник жизни человека, ее место пребывание - сердце, она бессмертна, это частичка Мировой Души. Со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое, давая жизнь новому человеку. Тело /физис/ - вместилище, вещественная оболочка души, смертно, вторично, пассивно, это питательная почва для вечного семени жизни - психеи - души. Эти параллели сохраняются в неоплатонизме, в философии стоиков и христианском вероучении.

 

1.4.3.8. Почему именно духовные процессы и явления стали объектом особого почитания, а затем и обожествления у большинства народов мира?

 

Осознание природы, содержания и значения духовных процессов в истории человеческой культуры неотделимо от создания и закрепления социально значимых норм, правил, принципов, ценностей, регулирующих человеческие отношения, упорядочивающих жизненно важные процессы в исторически складывающихся общностях людей - родах, племенах, семьях, народностях и государствах. От них зависел мир, благополучие, эффективность сотрудничества, порядок в этих общностях. Способом сохранения и закрепления этих механизмов регуляции были практические формы, в виде обычаев, церемоний, ритуалов, традиций, духовно - практические, в виде магических и культовых обрядов и духовные, в виде мифов, политеистических, а позднее, монотеистических религий.

 

1.4.3.9. "В философии Платона, - отмечал Гегель, - реальность духа, поскольку он противоположен природе, предстала в ее высшей правде, предстала в организации некоторого государства". В чем преимущество такого понимания духовного, по сравнению с представлением о духовном, как особой организации индивидуальной человеческой души, психики отдельного лица?

 

Платон под государством понимает не только политико - правовую организацию, а всю совокупность правил, законов, регламентирующих жизнь человека в ее бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и интеллектуальных проявлениях. Этот особый идеальный мир духовной культуры города - государства, полиса, народа, как устойчивый и внутри себя организованный мир законов, правил, норм, ценностей, предшествует и противостоит психической деятельности отдельного человека, индивидуальной душе и диктует ему способ поведения в частных ситуациях.

Только усвоив культуру государства, индивидуальная душа человека просыпается для самостоятельной жизни человека - гражданина. Именно внутри нее возникает и протекает духовная жизнь отдельного лица.

В постановке проблемы отношения этого объективного духовного, идеального мира к духовному миру отдельного человека Гегель видит главную заслугу и преимущество философии Платона по сравнению с его предшественниками, например, Демокритом, называвшим идеей геометрические очертания тела, вещественно отпечатывающиеся в теле глаза человека.

 

1.4.3.10. Почему Платон и его последователи считали «идею» выше и совершенней в качестве основания бытия по сравнению с «материей»?

 

В философии Платона идея (эйдос) является смыслом существования вещей, их предназначением. Она содержит в себе сущностные определения вещи, которые лежат в основе целостности, единства всех возможных различий, присущих данному классу предметов и называется соответствующим идее термином, словом. Идея обладает собственным бытием, не рождается, не умирает, постигается только разумом, невещественна, абсолютно пластична, она - причина проявления вещи, её закон.

Вещь есть следствие, результат соединения идеи с материалом. Вследствие объединения идеального с материальным она становится внутренне противоречивой.

Существуют идеи в особом, независимом от человека мире - Гиперурании.

Мир идей не обладает физическими свойствами, это образ истинного, прекрасного, благородного и вечного бытия, являющегося причиной и законом рождения мира реального, в том числе и человека.

Наряду с миром идей существует материя (хора), как бесформенный материал, косное, неподвижное, грубое, противоположное по всем определениям идеальному.

Платоновский бог Демиург соединяет эти покоящиеся первоначала, приводит в движение посредством особой энергии - Души мира. В результате порождается реальный мир в форме живого существа, имеющего душу и тело, состоящее из четырех начал - земли, воды, воздуха и огня.

Реальный мир несовершенен, некрасив, конечен, изменчив по причине своей материальности. Материя искажает, портит, огрубляет истинную идеальную природу вещей, превращает реальное бытие в кажущееся, неподлинное, искаженное.

 

1.4.3.11. Какая область явлений реальной действительности охватывается платоновским понятием "идеальное" и, какую роль оно сыграло в последующем развитии философии и науки?

 

Платон первым в истории философии поставил проблему идеального. Он открыл в общественной жизни круг явлений, существование которых обусловлено не особенностями индивидуальной психики людей, а факторами и причинами, стоящими над ней и от нее независимой: нравственные принципы и правовые законы, математические истины и грамматические правила речи, законы гармонии и эстетические идеалы, религиозные ценности и мировоззренческие установки. Идеи Платона - это универсальные эталоны, критерии меры, по которым определяется уровень развития и ценность индивидуальной души и человеческих отношений. Гражданин должен их усвоить, как закон жизни, чтобы быть достойным среди равных.

Выделив эту область, не существующую в животном мире, в особую категорию «идеальное», Платон поставил перед философами нелегкий вопрос о природе этого идеального мира, его содержании, законах развития. Этот вопрос составил, вплоть до наших дней, одну из самых сложных проблем философии и науки.

 

1.4.3.12. Какое отношение имеет средневековая теология и философия к созданию современной естественнонаучной концепции природы?

 

В древнегреческой мифологии образ природы изображался в виде бога Пана - получеловека - полузверя, подчеркивая факт наличия очеловеченной, освоенной и дикой, неосвоенной природы. В его ведении находились леса, горы, пастбища, охотничьи и сельскохозяйственные угодия и его считали своим покровителем охотники, пастухи, жители глухих сельских поселений.

Аристотель придает этому понятию другое значение, называя природой такое состояние объекта, которое является завершением и осуществлением его конечной цели, где нашли выражение, проявились все заложенные в нем возможности совершенствования, развития.

В средние века концепция природы развивается в ходе дискуссии теологов и философов по проблеме отношения Бога к сотворенному им миру. Средневековые последователи философии Аристотеля считали мир конечным в пространстве и времени, придерживались птолемеевской геоцентрической концепции его строения, отстаивали идею абсолютной неизменности мироздания. Их противники Николай Кузанский, Н. Коперник, а затем Д. Бруно и Г. Галилей обосновывают принципиально новую картину мира. Мир, как и его творец Бог, бесконечны по содержанию, неисчерпаемы по благодати, неограниченны по могуществу сил и возможностей. Каждая конечная вещь является зеркалом бесконечного бытия.

Человек, как микрокосм, обладает способностью неограниченного развития, благодаря совершенствованию разума, приобретению знаний о мире. В них он черпает свои возрастающие силы и созидательные возможности. Вселенная едина, поскольку в любой ее точке действуют одни и те же силы и господствуют одни естественные законы. Они и есть то общее, которое составляет предмет науки. Открытие этих законов является главной ее задачей.

Такое понимание мира и его природы на многие столетия определили дальнейшее развитие естествознания, философии и европейской культуры в целом.

 

1.4.4.0.Тесты для рубежного контроля и самоконтроля

 

1. В основе теогонической модели мировоззрения лежит принцип:

а) господства, покровительства бога над человеком;

б) родства, порождения животворным началом многообразия явлений;

в) принцип усложнения, перехода от простого к сложному;

г) разумного отношения человека к миру.

 

2. Основоположником даосизма является:

а) Чжуси;

б) Конфуций;

в) Лаоцзы;

г) Моцзы.

3. Родоначальниками античной философии были представители:

а) школы софистов;

б) милетской школы;

в) элейской школы;

г) школы пифагорейцев.

 

4. Кому из представителей античной философии принадлежит приоритет понимания сущности бытия как единства и борьбы противоположностей?

а) Пармениду;

б) Протагору;

в) Гераклиту;

г) Сократу.

 

5. Понятие «бытие» впервые ввел в философию:

а) Аристотель;

б) Парменид;

в) Конфуций;

г) Сенека.

 

6. Идею в качестве основания бытия принимает:

а) Платон;

б) Эпикур;

в) Фалес;

г) Анаксимен.

 

7. В основе бытия по мнению Демокрита лежат:

а) огонь;

б) воздух;

в) земля;

г) атомы.

 

8. Какая из перечисленных религий является самой молодой?

а) буддизм;

б) иудаизм;

в) ислам;

г) христианство.

9. Кто из перечисленных философов придерживался геоцентрической концепции строения мира?

а) Эпикур;

б) Аристотель;

в) Н. Коперник;

г) Анаксимандр.

 

10. По мнению Фомы Аквинского подлинным бытием обладает:

а) материя;

б) бог;

в) государство;

г) мир.

 

 

1.5.0.0. ЗАДАНИЕ 2. Проблема человека и его отношение к богу, обществу и государству в древней и средневековой философии.

 

1. Содержание, исходные принципы и установки концепций человека. Смысл жизни.

2. Представления о совершенном обществе и идеальном государстве. Бог и церковь в их отношении к человеку.

 

1.5.1.0.Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним

 

1. Древнеиндийская философия о человеке, обществе и государстве:

а) концепция человека и общества в философии чарвака; ведического периода. [31, с. 14-20; с. 88-93; 34, с. 191-192; с. 220-222; с. 257-259; 48, с. 5-20]

б) человек, общество и государство в философии раннего буддизма. [31, с. 116-129; с. 130-133; 48, с. 153-160]

в) философия классического периода об отношении человека к богу и государству. [31, с. 133-172; 48, с. 174-212]

2. Древнекитайская философия об отношении человека к богу, обществу и государству:

а) даосизм и его концепция человека. [31, с. 120-190; 11. с. 9-32; 40, с. 5-19]

б) конфуцианство об отношении человека к обществу, государству и богу. [31, с. 190-196; 14, с. 117-125; 35, с. 11-21; 40, с. 20-28]

3. Ионийская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) о человеке, и его жизненных установках. [31, с. 22-32; 41, с. 20-24; 44, с. 28-44, 52]

4. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) о жизненных принципах человека и его отношениях с обществом. [31, с. 315-318; 44, с. 78-80; 41, с. 30-32]

5. Сократ о человеке и его предназначении. [41, с. 48-55; 44, с. 80-85; 53]

6. Концепция человека в философии Платона. [31, с. 370-407; 41, с. 45-49; 44, с. 112-130]

7. Человек в идеальном государстве Платона. [31, с. 370-400; 26; 25; 44, с. 112-130; 49]

8. Учение Аристотеля о человеке и его душе. [5; 7; 31, с. 452-465; 44, с. 134-145; 58]

9. Аристотель о государстве. [7, с. 97-108; 31, с. 465-475; 44, с. 134-136; 58]

10. Эпикур о смысле жизни. [12, с. 402-405; 17; 31, с. 346-360; 44, с. 160-167; 41]

11. Сенека о человеке и его жизненном предназначении. [23; 38; 44, с. 172-175; 41

12. Марк Аврелий о смысле жизни. [38; 44, с. 187-196; 31, с. 519-525; 41]

13. Христианское учение о смысле жизни человека. [8; 9; 10; 44, с. 215-246;46, с.59 – 71; 51]

14. Учение о Боге и человеке в философии Августина Аврелия. [31, с. 581-606; 44, с. 283-300; 46,с.64 - 71]

15. Неоплатонизм (Плотин, Прокл) о человеке и Боге. [31, с. 536-581; 44, с. 196-215; 27, с. 3-18;46,с.54 -64; 57]

16. Мусульманское учение о человеке и Боге. [15; 36; 46,с.150 -166]

17. Ибн-Сина (Авиценна) о человеке, обществе и государстве. [31, с. 730-744; 13, с. 3-18;46,с.193 – 199; 56]

18. Проблема человека в философии Ибн-Рушда (Аверроэса). [31, с. 751-765;46,с.220 -222; 55; 56]

19. Человек, государство и церковь в философии Фомы Аквинского. [31, с. 823-862; 30, с. 1-15; 44, с. 341-351;46,с.279 -289; 50]

20. Пьер Абеляр о человеке и его предназначении. [31, с. 809-812; 1; 44, с. 327-340;46,с.130 - 133]

21. Николай Кузанский о человеке и его сущности. [19; 22; 43, с. 11-26; 40]

 

1.5.2.0. Глоссарий

 

Антропоморфизм

- форма миропредставления, связанная с наделением предметов природы и воображаемых явлений общественной жизни обликом и свойствами человека. Ее существование связано с отсутствием абстрактно-понятийной формы видения мира или недостаточным уровнем ее развития. Почти все народы представляли и изображали богов в человеческом образе. В греческой скульптуре и живописи периода античности богини и боги представлялись прекрасными женщинами и мужчинами. В христианской иконографии Бог-отец – почтенный старец, Бог-сын – или прекрасный младенец, или благообразный мужчина средних лет. Богородица – молодая, прекрасная женщина-мать.

Элементами антропоморфизма проникнуто народное творчество, мифы, легенды, былины, сказки. В них все персонажи говорят и действуют как люди.

Философы первого модуля в антропоморфизме видели черты отживающих форм духовного освоения мира: тотемизма, язычества, зооморфизма и активно выступали против них.

 

Аскетизм

(Греч. аskeo - упражняюсь)

- понятие, обозначающее особый способ поведения и образ жизни, заключающийся в максимальном воздержании от земных благ, соблазнов, сведения индивидуальных потребностей к минимуму, замещения их трудом, послушанием и молитвами с целью достижения морального и религиозного идеала. В Древней Греции аскетизм отождествлялся с упражнением в добродетели, в философии Древней Индии с избавлением от страдания, в философии раннего христианства с монашеским образом жизни, состоящем в уединении, послушании, постах, молитвах и бескорыстном труде.

 

Атараксия

(Греч. ataraxia - невозмутимость)

- состояние душевного покоя, невозмутимости, достигаемое, по мнению древнегреческих философов, путем преодоления страха, освобождения от тревог благодаря познанию мира, смысла бытия.

 

Гедонизм

(Греч. hedone - наслаждение)

- этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению - главным движущим началом человеческой природы. Родоначальником этого учения считается античный философ Аристипп. Эпикур развивает это учение и обосновывает концепцию разумного гедонизма, согласно которой человек должен знать меру наслаждений, освобождаясь от страха перед богами и смертью, в результате его жизнь наполняется разумными чувственными и духовными удовольствиями. В христианской средневековой философии гедонизм осуждается как грех, противопоставляя ему блаженство, достигаемое путем аскетического отречения от земных удовольствий.

 

Зло и добро

- категории античной и средневековой философии, в которых дается отрицательная или положительная оценка поступков, действий, мотивов деятельности людей и богов. Первые философские понятия о добре и зле сложились в Древнем Китае и Индии: добро есть отсутствие страдания, осуществление человеком его природных склонностей.

В древнегреческой философии эти категории всегда рассматриваются как стороны единого противоречия. Демокрит видит их единство в том, что источник добра и зла один, как и средство их достижения. Сократ считает зло случайностью, следствием невежества людей, путающих добро со злом. Знание - главное оружие против зла. Платон относит добро к миру идей, а зло ко всему чувственному, изменчивому, материальному. В средневековой философии высшее добро воплощено в идее Бога, зло не входит в эту идею, оно исходит из человека с его свободой волей, греховностью, происками Дьявола, как воплощения сил тьмы и зла.

 

Катарсис

(Греч. кatharsis - очищение)

- понятие, обозначающее в древнегреческой культуре (религии, искусстве, нравственности, медицине) особый способ духовного и физического облагораживания человека, связанный с очищением страстей под влиянием созерцания прекрасного, сострадания герою, религиозного покаяния, облегчения после острых чувственных переживаний или впечатлений.

 

Природа человека

- понятие, характеризующее человека в его высшем, завершающем состоянии и конечной цели. Философы древности (Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель) выделяют в природе человека основные сущностные качества – интеллект и мораль, а конечную цель – добродетель и счастье.

В средневековой философии эти качества и цели истолковываются как заданность. Бог создает человека по своему образу и подобию, но божественная природа человека может быть реализована при условии следования человека примеру жизни, смерти и посмертному воскрешению Христа. Конечная цель жизни земной – обретение вечной жизни на небе.

 

Свобода

- понятие, характеризующее одну из универсальных сторон человеческого бытия. Она определяет способность человека контролировать условия своего бытия, управлять природными и социальными силами, сохранять возможность выбора путей и способов достижения целей и удовлетворения личных потребностей. Для древней философии характерно выделение в человеческом бытии двух областей: объективной, независимой от воли и желаний, установленный богами миропорядок, и субъективной, которая находится во власти человека, зависит от его воли, желаний, действий. Первую необходимо принимать как судьбу, смиренно и покорно исполнять ее требования, правила, законы. Вторая – целиком находится во власти человека, поэтому усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы развить разум и волю, научиться управлять собственными страстями и желаниями, быть справедливым, добродетельным и благоразумным.

Для средневековой философии характерно понимание свободы как свободы воли, способности нравственного самоопределения по отношению к добру и злу. Эта способность появляется в человеке с актом божественного творения и налагает на него бремя ответственности за выбор пути, средств и методов обретения счастья. Высшим его проявлением является жизнь во Христе и во имя Христа.

 

Смысл жизни

- идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие и его смысл приобретают соответствующую эмоциональную и социальную наполненность и тональность.

Уже в древней философии вопрос о смысле жизни был одним из главных. Ответ на него был своеобразным жизненным ориентиром. Практически все философы этого периода рекомендовали самые различные способы воспитания собственной души путем разумного и нравственного поведения. Сделать свою жизнь более разумной, более совершенной и более полной – в этом ее подлинный смысл.

Средневековая философия сосредоточила акцент не на смысле индивидуального бытия человека, а на смысле жизни человека в мире. Прожить жизнь праведно – с позиции христианской морали означает посвятить свою жизнь другому человеку, людям, Богу. Любовь к Богу и другим людям – высшая духовная ипостась человека, смысл жизни, путь спасения и обретения счастья.

 

Счастье

- понятие морального сознания, отражающее способ жизнепонимания и мироощущения, состоящие в приобретении внутренней свободы духа, его независимости от привязанностей к внешнему миру и его благам.

Древние философы видят в обретении счастья цель человеческой жизни. Длительное и гармоническое удовольствие, как чувственная тональность счастья, достигается благодаря самосознанию личности и обретения на его основе меры, призванной гармонизировать индивидуальные и общественные потребности. Эта мера и есть подлинная добродетель и обладание ею – подлинное счастье.

 

Человек

- центральное понятие философии, в котором выражены сущностные харак

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...