Нормативные акты и судебная практика
Ко всей теме
1. Конституция Российской Федерации. Ст. 48, 72, 76. 2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., с изм., внесенными Федеральными законами от 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа и 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня и 29 декабря 2006 г., 26 июня, 2 и 18 октября 2007 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 27. Ст. 2717; 2006. № 27. Ст. 2881; 2007. № 1 (ч. I). Ст. 21; № 27. Ст. 3213; № 41. Ст. 4845; № 43. Ст. 5084 - ст. 1-4, 7, 8, 12, 15, 16, 19, 24-26 и 29-31. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / отв. ред. М.К. Треушников. — М.: Юриспруденция, 2002. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / под ред. Аргунова В.Н. — М.: Спарк, 1996. Репин B.C. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. — М.: НОРМА, 2000. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий 3. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса. Утв. приказом Министра юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179. С изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РФ от 1 августа 2005 г. и 18 августа 2008 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 28; 2005. № 34; 2008. № 35. 4. Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. Утв. приказом Министра юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132. С изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РФ от 1 августа 2005 г. и 18 августа 2008 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 18-19; 2005. № 34; 2008. № 35.
5. Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. Утв. приказом Министра юстиции от 21 июня 2000 г. № 178. С изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РФ от 30 августа 2005 г., 28 февраля 2006 г. и 18 августа 2008 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 28; 2005. № 36; 2006. № 12; 2008. № 35. 6. Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности. Утв. приказом Министра юстиции от 16 июля 2007 г. № 149 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 35. 7. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Утв. приказом Министра юстиции от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97. С изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РФ от 1 августа 2005 г. и 18 августа 2008 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 7; 2005. № 34; 2008. № 35. 8. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 27 декабря 2007 г. и приказом Федеральной регистрационной службы от 21 марта 2008 г. № 53 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 18.
Права и обязанности нотариуса 9. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с послед, изм. и доп. (ст. 163 «Нотариально удостоверенные сделки») // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 10. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ, с изменениями, внесенными федеральными законами от 25 июля 2002 г., 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г. № 147-ФЗ и № 153-ФЗ, от 12 апреля, 19 и 24 июля 2007 г. и от 28 ноября 2007 г. // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3224; 2002. № 30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4296; 2004. № 31. Ст. 3224; 2005. № 47. Ст. 4828; 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3446 и 3452; 2007. № 16. Ст. 1831; № 31. Ст. 3993 и 4011; № 49. Ст. 6036 -ст. 7.1 (при наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он обязаны уведомить об этом уполномоченный орган).
11. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, с послед, изм. и доп. (регулирование труда государственных нотариусов, наемных работников государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.З. 12. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 116-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пригулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса РФ (отнесение частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям, имея условное значение для налогового законодательства, само по себе не создает неопределенность относительно субъектов налогообложения, не затрагивает конституционные права и свободы заявительницы — нотариуса, занимающегося частной практикой) // СЗ РФ. 2002. № 29. Ст. 3007.
Ответственность нотариуса 13. КоАП РФ — ст. 15.6 («Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). 14. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, с послед, изм. и доп. (ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами») // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 15. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. № 565-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоненко Ольги Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части пятой статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой; это положение касается осуществления нотариальной деятельности и не затрагивает права и обязанности нотариусов, вытекающие из других правоотношений, в частности трудовых, в которых состоят нотариусы, работающие по трудовому договору в государственных нотариальных конторах, и не состоят нотариусы, занимающиеся частной практикой; относясь к числу самозанятых граждан и осуществляя свободно избранную ими деятельность (в отличие от нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах), они вправе в этом качестве иметь контору, открывать в банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени (статья 8 Основ); т.о., нотариус, занимающийся частной практикой, по сравнению с нотариусом, работающим по трудовому договору в государственных нотариальных конторах, обладает более широким кругом прав, обусловленных его правовым статусом, что предполагает и большую ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на него обязанностей и совершение правонарушений; реализуя конституционное право на выбор рода деятельности и профессии, каждый гражданин вправе избрать в том числе форму правового опосредования трудовой деятельности, т.е., в частности, заключить трудовой договор либо приобрести статус индивидуального предпринимателя или нотариуса, занимающегося частной практикой).
16. Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 448п96 по делу Пешко (частный нотариус не может быть субъектом должностного преступления) // ВВС РФ. 1997. № 4. С. 13.
Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой 17. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, с послед, изм. и доп. (глава 48 «Страхование») // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Должности стажера и помощника нотариуса. Порядок замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой
18. Положение о порядке наделения полномочиями лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой. Утв. Начальником Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве и Президентом Московской городской нотариальной палаты 18 ноября 2003 г.
Финансовое обеспечение деятельности нотариусов 19. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ, спослед. изм. идоп. (ст.ст. 3, 8,11,19, 24, 80, 82, 83)//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 20. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (глава 253 «Государственная пошлина», ст. 149 — налог на добавленную стоимость; ст. 207—210, 213, 216—233 — налог на доходы физических лиц; ст. 234—245 — единый социальный налог (взнос) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. 21. О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам НС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357® // Налогообложение. 2004. № 4. 22. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г.» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов (занимающиеся частной практикой нотариусы наряду с индивидуальными предпринимателями и адвокатами являются самозанятыми плательщиками, уплачивающими в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей; нотариусы, занимающиеся частной практикой, как и государственные нотариусы, выполняют возложенные на них государством публичные функции, включая большой объем бесплатных нотариальных действий; для государственного и частного нотариата установлены в основном единые государственные пошлины; с учетом этих обстоятельств предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов, что оно по сути становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части законно заработанного; уплачиваемый частнопрактикующими нотариусами тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28% от суммы заработка (дохода) как чрезмерно высокий не соответствует Конституции РФ; налоговый закон обратной силы не имеет) // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242. 23. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2,4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 г.» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов (деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью; она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов; публично-правовые задачи обязывают занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан; деятельность занимающихся частной практикой нотариусов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли; тарифы страховых взносов (20,6% — в Пенсионный фонд РФ) чрезмерны, однако нотариусы должны платить по ним до их изменения законодателем; после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей) // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 353.
24. Стоимость средств, приобретённых нотариусом и необходимых ему для осуществления деятельности (например, компьютер, сейф), при налогообложении полностью включается в состав расходов нотариуса (Извлечение из определения Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 4 августа 2004 г.) // ВВС РФ. 2005. № 2. С. 23-24.
Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата 25. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате (обязательность членства в нотариальной палате частнопрактикующих нотариусов; соответствие Конституции РФ организационно-контролъных полномочий нотариальных палат; необходимость законодательного урегулирования механизма взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2491. 26. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. по делу № 34-Г99-3 «Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным» (оставлено без изменения решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй (альтернативной) нотариальной палаты на территории области, т.к. ст. 2, 12, 24, 34 Основ законодательства РФ о нотариате допускают создание в каждом субъекте РФ только одной нотариальной палаты) // ВВС РФ. 1999. № 10. С. 2. 27. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2001 г. «Отказ суда в принятии заявления Нотариальной палаты в защиту интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, не основан на законе» // ВВС РФ. 2002. № 7. С. 3.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата 28. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ», с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 23 декабря 2005 г., 16 марта, 2 мая и 21 сентября 2006 г, 20 марта и 7 мая 2007 г., 4 марта и 14 июля 2008 г. // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108; 2005. № 52 (ч. III). Ст. 5690; 2006. № 12. Ст. 1284; № 19. Ст. 2070; 2007. № 13. Ст. 1530; № 20. Ст. 2390; 2008. № 10 (ч. II). Ст. 909; № 29 (ч. I). Ст. 3473. 29. Положение об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу. Утв. приказом Министра юстиции РФ от 27 октября 2006 г. № 321, с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РФ от 6 сентября 2007 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 45; 2007. № 40. 30. Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Утв. приказом Министра юстиции РФ от 2 декабря 2003 г. № 306, с изменениями, внесенными приказами Министра юстиции РФ от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г., 14 июня и 10 сентября 2007 г., 27 августа 2008 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 3; 2005. № 35; 2006. № 13; 2007. № 27; РГ. 2008. 5 сент.
Совершение нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений 31. О местном самоуправлении в Российской Федерации. Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1, с послед, изм. и доп. (п. 10 ст. 54 «Полномочия поселковой, сельской администрации в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010. 32. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, с послед, изм. и доп. (ст. 2 «Местное самоуправление} // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. 33. Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2002 г. «О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Оренбургской области «О совершении должностными лицами местного самоуправления Оренбургской области отдельных нотариальных действий» // Бюллетень нотариальной практики. 2003. № 3. С. 39—41. 34. Право на совершение нотариальных действий может быть предоставлено должностным лицам местного самоуправления только федеральным законом (Извлечение из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2003 г.) // ВВС РФ. 2004. № 2. С. 8-9. 35. Вопрос 19: «Вправе ли должностные лица органов местного самоуправления совершать нотариальные действия в населенных пунктах, где отсутствует нотариус?» Ответ на вопрос — «не вправе» // ВВС РФ. 2004. № 7. С. 29-30.
Совершение нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации 36. Консульский Устав СССР от 25 июня 1976 г. (Раздел III «Нотариальные действия, консульская легализация, консульские сборы} // Ведомости ВС СССР. 1976. № 27. Ст. 404. 37. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с послед, изм. и доп. (п. 3 ст. 185 «Доверенность») // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 38. Гражданский кодекс РФ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, с послед, изм. и доп. (ст. 1127 «Завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным завещаниям») // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552. Нотариальная этика. Профессиональные кодексы нотариусов 39. Профессиональный кодекс нотариусов г. Москвы. Утв. собранием членов Московской городской нотариальной палаты 30 сентября 2000 г. (в ред. от 17 марта 2001 г.). 40. Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой. Утв. решением общего собрания членов Московской областной нотариальной палаты // СПС «Консультант-Плюс». Регион. 41. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Принят собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18 апреля 2001 г. — М.: Фед. нотар. палата, 2003. — 79 с. // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 35—38 // Нотариальный вестник. 2001. № 7. С. 60—65 // Бюллетень нотариальной практики. 2004. № 2. С. 2—6.
Рекомендуемая литература 1. Вергасова Р.И. Нотариат в России. — М.: Юристь, 2005. 2. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. — М., 2005. 3. Грудицына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. — М.: Деловой двор, 2008. 4. Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы. — М.: Волтерс Клувер, 2007. 5. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. — М.: ПРИОР, 2001. 6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. — М.: Норма, 2004. 7. Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право РФ. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. 8. Черемных И.Г. Теоретические основы становления независимого нотариата России. — М.: Буквоед, 2006. Список нормативных актов и литературы подготовлен при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|