Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению курса




При изучении данной дисциплины студент не может ограничиться только чтением учебника или учебного пособия. Необходимым условием усвоения этого курса является обращение к изучению непосредственно тех нормативных актов, в которых определены задачи, полномочия изучаемых органов и т.д. Перечень необходимых для изучения нормативных актов приводится в настоящем сборнике, а по отдельным темам и вопросам могут быть дополнительно указаны преподавателем в ходе лекционных курсов и семинарских занятий.

При обращении к учебной литературе студент может столкнуться с неоднозначным пониманием термина «правоохранительные органы», которое по-разному трактуется в различных учебниках. В учебнике МГЮА принята максимально узкая трактовка этих органов — как только тех, которые осуществляют борьбу с преступностью, охрану законности и правопорядка и наделены соответствующими полномочиями (прокуратура, ОВД, ФСБ и др.). Суд, согласно этой трактовке, к правоохранительным органам не относится, поскольку выполняет совсем другую функцию — осуществление правосудия и занимает в системе всех государственных органов особое положение.

Эта особая роль суда подчеркивается и в Конституции РФ, где указываются раздельно судебные и правоохранительные органы (ст. 78 ч. 1 п. «л» Конституции РФ).

В связи с этим название курса — «Правоохранительные органы» в значительной мере условно.

Задачи, организацию и структуру суда и иных органов и организаций целесообразно изучать по указанной схеме:

— понятие данного органа (организации), его функции, полномочия, взаимоотношения с другими органами (организациями);

— принципы его организации и деятельности (если они закреплены в законе);

— организационное строение органа, его подразделения; применительно к судам изучаются также звенья судебной системы и судебные инстанции;

— статус судей, работников прокуратуры, иных органов и организаций.

В предмет данной учебной дисциплины входит изучение понятия судебной власти, правосудия, форм судопроизводства. При разграничении данных понятий нужно исходить из того, что судебная власть является самостоятельной властью, взаимодействующей с органами законодательной и исполнительной власти. Формы реализации судебной власти: конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

При изучении принципов правосудия нужно иметь в виду, что все они по своей направленности, служат целям:

— обеспечения прав и свобод человека и гражданина (равенство всех перед законом и судом, право на судебную защиту и др.);

— надлежащей реализации деятельности суда (гласность, язык, судопроизводства и др.);

— определяющим статус судей (независимость судей и др.).

В данном курсе подробно изучается судебная система РФ. Судебная система Российской Федерации состоит из трех ветвей (подсистем) — суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

При изучении данной темы студент должен хорошо усвоить понятие звеньев и инстанций судебной системы судов общей юрисдикции. Обычно система судов (а также и правоохранительных органов) соответствует государственному устройству России и состоит из трех звеньев (уровней): низовое звено — районное, среднее — субъект РФ (республика, край, область и др.) и высшее — федеральный уровень (в некоторых органах низовое, районное звено может отсутствовать). Иную систему имеют арбитражные суды, которая построена не в соответствии с административно-территориальным делением РФ.

В системе общих судов важно различать «звенья судебной системы» и «судебные инстанции». При этом нужно иметь в виду, что понятие инстанций в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах имеет некоторые различия.

Что же касается иных органов и организаций, изучаемых в курсе, то они выполняют иные функции, а некоторые из них не наделены властными полномочиями (например, нотариат, адвокатура).

При изучении данного курса студент должен получить знания о понятии предварительного расследования и его видах — предварительном следствии и дознании. Более подробно этот вопрос будет изучаться по курсу «Уголовно-процессуальное право». Дознание является одной из форм (разновидностью) предварительного расследования, то есть процессуальной деятельностью, и в основном осуществляется по тем же правилам, что и предварительное следствие, но с некоторыми особенностями.

Ораны дознания, помимо дознания, осуществляют и другие функции — производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскную деятельность (ОРД), о которых студент тоже должен получить представление и не смешивать ОРД с процессуальной деятельностью — дознанием или следствием.

При изучении темы «Адвокатура РФ» необходимо усвоить и не допускать смешения органов адвокатуры (адвокатские палаты) и форм адвокатских образований — коллегия адвокатов, адвокатское бюро и др., понимать содержание адвокатской деятельности и ее значение.

Надо изучить статус судей, прокуроров, следователей, дознавателей, а также адвокатов, т.е. предъявляемые к ним требования, полномочия, права и обязанности, порядок наделения полномочиями, гарантии независимости и др. Наиболее подробно регламентирован в законе и изучается этот вопрос применительно к судьям, которые имеют особый статус, призванный максимально гарантировать их независимость и обеспечить выполнение их важнейшей государственной функции.

Определенное место отведено в курсе также пониманию значимости деятельности судебного департамента при Верховном Суде РФ, отвечающего за финансовое обеспечение судов.

Следует усвоить функции и полномочия Министерства Юстиции РФ, имеющие важное значение для укрепления законности и правопорядка, охраны прав граждан.

Для обеспечения прав граждан, охраны их интересов действует нотариат.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов дневной и вечерней форм обучения Института правоведения и Института прокуратуры

 

Тема 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (2 часа)

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие и основные признаки.

2. Суд как государственный орган, осуществляющий судебную власть.

3. Правосудие — важнейшее полномочие судебной власти. Понятие и признаки правосудия. Другие полномочия судебной власти.

4. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. В чем заключается основное содержание и значение концепции разделения властей? Какими актами эта концепция признана в качестве руководящей для организации российского государства?

2. Дайте определение власти, государственной власти, судебной власти, правосудия и судопроизводства. Изобразите при помощи кругов Эйлера соотношение понятий:

1) «власть» (круг А), «государственная власть» (круг Б) и «судебная власть» (круг С);

2) «правосудие» (круг А) и «судопроизводство» (круг Б).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...