Методические указания по изучению курса
При изучении данной дисциплины студент не может ограничиться только чтением учебника или учебного пособия. Необходимым условием усвоения этого курса является обращение к изучению непосредственно тех нормативных актов, в которых определены задачи, полномочия изучаемых органов и т.д. Перечень необходимых для изучения нормативных актов приводится в настоящем сборнике, а по отдельным темам и вопросам могут быть дополнительно указаны преподавателем в ходе лекционных курсов и семинарских занятий. При обращении к учебной литературе студент может столкнуться с неоднозначным пониманием термина «правоохранительные органы», которое по-разному трактуется в различных учебниках. В учебнике МГЮА принята максимально узкая трактовка этих органов — как только тех, которые осуществляют борьбу с преступностью, охрану законности и правопорядка и наделены соответствующими полномочиями (прокуратура, ОВД, ФСБ и др.). Суд, согласно этой трактовке, к правоохранительным органам не относится, поскольку выполняет совсем другую функцию — осуществление правосудия и занимает в системе всех государственных органов особое положение. Эта особая роль суда подчеркивается и в Конституции РФ, где указываются раздельно судебные и правоохранительные органы (ст. 78 ч. 1 п. «л» Конституции РФ). В связи с этим название курса — «Правоохранительные органы» в значительной мере условно. Задачи, организацию и структуру суда и иных органов и организаций целесообразно изучать по указанной схеме: — понятие данного органа (организации), его функции, полномочия, взаимоотношения с другими органами (организациями); — принципы его организации и деятельности (если они закреплены в законе);
— организационное строение органа, его подразделения; применительно к судам изучаются также звенья судебной системы и судебные инстанции; — статус судей, работников прокуратуры, иных органов и организаций. В предмет данной учебной дисциплины входит изучение понятия судебной власти, правосудия, форм судопроизводства. При разграничении данных понятий нужно исходить из того, что судебная власть является самостоятельной властью, взаимодействующей с органами законодательной и исполнительной власти. Формы реализации судебной власти: конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство. При изучении принципов правосудия нужно иметь в виду, что все они по своей направленности, служат целям: — обеспечения прав и свобод человека и гражданина (равенство всех перед законом и судом, право на судебную защиту и др.); — надлежащей реализации деятельности суда (гласность, язык, судопроизводства и др.); — определяющим статус судей (независимость судей и др.). В данном курсе подробно изучается судебная система РФ. Судебная система Российской Федерации состоит из трех ветвей (подсистем) — суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ. При изучении данной темы студент должен хорошо усвоить понятие звеньев и инстанций судебной системы судов общей юрисдикции. Обычно система судов (а также и правоохранительных органов) соответствует государственному устройству России и состоит из трех звеньев (уровней): низовое звено — районное, среднее — субъект РФ (республика, край, область и др.) и высшее — федеральный уровень (в некоторых органах низовое, районное звено может отсутствовать). Иную систему имеют арбитражные суды, которая построена не в соответствии с административно-территориальным делением РФ. В системе общих судов важно различать «звенья судебной системы» и «судебные инстанции». При этом нужно иметь в виду, что понятие инстанций в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах имеет некоторые различия.
Что же касается иных органов и организаций, изучаемых в курсе, то они выполняют иные функции, а некоторые из них не наделены властными полномочиями (например, нотариат, адвокатура). При изучении данного курса студент должен получить знания о понятии предварительного расследования и его видах — предварительном следствии и дознании. Более подробно этот вопрос будет изучаться по курсу «Уголовно-процессуальное право». Дознание является одной из форм (разновидностью) предварительного расследования, то есть процессуальной деятельностью, и в основном осуществляется по тем же правилам, что и предварительное следствие, но с некоторыми особенностями. Ораны дознания, помимо дознания, осуществляют и другие функции — производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскную деятельность (ОРД), о которых студент тоже должен получить представление и не смешивать ОРД с процессуальной деятельностью — дознанием или следствием. При изучении темы «Адвокатура РФ» необходимо усвоить и не допускать смешения органов адвокатуры (адвокатские палаты) и форм адвокатских образований — коллегия адвокатов, адвокатское бюро и др., понимать содержание адвокатской деятельности и ее значение. Надо изучить статус судей, прокуроров, следователей, дознавателей, а также адвокатов, т.е. предъявляемые к ним требования, полномочия, права и обязанности, порядок наделения полномочиями, гарантии независимости и др. Наиболее подробно регламентирован в законе и изучается этот вопрос применительно к судьям, которые имеют особый статус, призванный максимально гарантировать их независимость и обеспечить выполнение их важнейшей государственной функции. Определенное место отведено в курсе также пониманию значимости деятельности судебного департамента при Верховном Суде РФ, отвечающего за финансовое обеспечение судов. Следует усвоить функции и полномочия Министерства Юстиции РФ, имеющие важное значение для укрепления законности и правопорядка, охраны прав граждан. Для обеспечения прав граждан, охраны их интересов действует нотариат.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ для студентов дневной и вечерней форм обучения Института правоведения и Института прокуратуры
Тема 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (2 часа) 1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие и основные признаки. 2. Суд как государственный орган, осуществляющий судебную власть. 3. Правосудие — важнейшее полномочие судебной власти. Понятие и признаки правосудия. Другие полномочия судебной власти. 4. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию: 1. В чем заключается основное содержание и значение концепции разделения властей? Какими актами эта концепция признана в качестве руководящей для организации российского государства? 2. Дайте определение власти, государственной власти, судебной власти, правосудия и судопроизводства. Изобразите при помощи кругов Эйлера соотношение понятий: 1) «власть» (круг А), «государственная власть» (круг Б) и «судебная власть» (круг С); 2) «правосудие» (круг А) и «судопроизводство» (круг Б).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|