Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантии защиты прав коммунальных корпораций на европейском уровне

В законодательстве и на практике отработаны определенные гарантии судебной защиты прав общин и их объединений на общеевропейском уровне. Права коммунальных корпораций защищаются в первую очередь Федерацией в целом.

Выступление общины как стороны в рамках абзаца 2 статьи 230 Договора об образовании Европейского Сообщества, т.е. в качестве так называемого "полностью привилегированного" заявителя (vollprivilegierte Klager)70, исходя из буквального понимания названных положений Договора и из практики Европейского Суда, не допускается71. В то же время немецкие территориальные корпорации в соответствии с толкованием Европейского Суда могут выступать от собственного имени в качестве "третьих лиц на стороне заявителя" (Streithelfer, Nebenin-tervenienten)72. Это происходит в том случае, если в споре непосредственно затрагиваются их интересы. В то же время, выступая в процессе от собственного имени на стороне заявителя, территориальные корпорации должны представлять позицию государства-члена. Кроме того, государство-член может уполномочить территориальную корпорацию в случае необходимости представлять жалобу в Европейском Суде от имени государства-члена73.

Наконец, коммунальные корпорации могут непосредственно обращаться в Европейский Суд в качестве так называемых "непривилеги-рованных" заявителей в рамках абзаца 4 статьи 230. В соответствии со сложившейся практикой Европейского Суда они рассматриваются как юридические лица, обладающие правом подачи жалобы74. Их "непривилегированный" статус обусловлен тем, что они могут обжаловать лишь те действия и акты органов ЕС, которые их непосредственно и индивидуально затрагивают. Если иметь в виду специфику права ЕС, то подобные ситуации достаточно редко встречаются на практике.

Рассматривая уже упомянутую выше жалобу пяти люксембургских общин "против Комиссии", Европейский Суд обратил внимание на недопустимость выступления общин как субъектов, не имеющих привилегированной правовой позиции, с жалобой о признании Решения Комиссии недействительным, поскольку Решение было адресовано люксембургскому Правительству. Соответственно, общины не были затронуты непосредственно и индивидуально75.

Заключение

Проблема передачи полномочий межгосударственным объединениям становится все более актуальной и для России. Статья 79 Конституции Российской Федерации закрепляет право Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Как отмечается в комментариях к данной статье российской Конституции, речь идет о "добровольном отказе государства от некоторых суверенных прав и передаче их согласно договору органам межгосударственного объединения"76.

Имея в виду тенденцию усиления международной интеграции и все возрастающего влияния международно-правовых норм на внутреннее российское право, федеральный законодатель по европейскому образцу предусмотрел возможность участия иностранных граждан в муниципальных выборах, если это предусмотрено международным договором. В статье 4 абзаце 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ)77 указывается: "В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации". В настоящее время в качестве такого международного договора может быть назван лишь Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июля 1997 года № 89-ФЗ78.

Не менее актуальным представляется вопрос о национальной адаптации ратифицированной в апреле 1998 года Европейской хартии местного самоуправления79.

В то же время в российской литературе до сих пор отсутствует всесторонний юридический анализ конституционных положений о передаче суверенных прав межгосударственным объединениям в контексте принципа федеративного устройства государства и обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Это касается также вопроса согласования признанных норм международного права с нормами национального права. Полагаем, что предпринятый в настоящей статье анализ опыта Германии позволяет яснее увидеть те проблемы, которые предстоит решить России на пути международной и европейской интеграции.

Сокращения

BVerfG - Bundesverfassungsgericht - Федеральный конституционный суд;

BVerwG - Bundesverwaltungsgericht - Федеральный административный суд;

BVerfGE - Sammlung der Entscheidungen vom Bundesverfassungsgericht - Собрание решений Федерального конституционного суда;

BVerwGE - Sammlung der Entscheidungen vom Bundesverwaltungsgericht - Собрание решений Федерального административного суда;

BGVBl. - Bundesgesetz- und Verordnungsblatt -

Федеральный бюллетень законов и постановлений.

Список литературы
1. Настоящая статья является частью научного исследования по теме "Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства (сравнительный анализ на примере Германии и России)", проведенного автором в 1999/2000 учебном году при поддержке научно-исследовательского Фонда Парламента Берлина (Studien-stiftung des Abgeordnetenhauses von Berlin). Автор выражает глубокую признательность Фонду за создание всех необходимых условий для проведения научного исследования, а также благодарит профессоров Гумбольдского университета Берлина Гельмута Вольмана и Александра Бланкенагеля за научное консультирование.
Vertrag ueber die Gruendung der Europaeischen Gemeinschaft fuer Kohle und Stahl vom 18.04.1951. Pariser Vertrag, Montanvertrag, Schumanplan, EGKS, Montanunion (BGBl. 1952 II, S.447); Vertrag zur Gruendung der Europaeischen Wirtschaftsgemeinschaft vom 25. 03.1957. Roemischer Vertrag, EWG, Gemeinsamer Markt (BGBl. II, S.766); Vertrag zur Gruendung der Europaeischen Atomgemeinschaft vom 25.03.1957. Roemischer Vertrag, EURATOM, EAG (BGBl.II, S.1014).
2. Vertrag ueber die Gruendung der Europaeischen Gemeinschaft fuer Kohle und Stahl vom 18.04.1951. Pariser Vertrag, Montanvertrag, Schumanplan, EGKS, Montanunion (BGBl. 1952 II, S.447); Vertrag zur Gruendung der Europaeischen Wirtschaftsgemeinschaft vom 25. 03.1957. Roemischer Vertrag, EWG, Gemeinsamer Markt (BGBl. II, S.766); Vertrag zur Gruendung der Europaeischen Atomgemeinschaft vom 25.03.1957. Roemischer Vertrag, EURATOM, EAG (BGBl.II, S.1014).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...