Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка.




Содержание.

Содержание. 2

Введение. 3

Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку. 5

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка. 6

Приложение 1. 27

Приложение 2. 31

Приложение 3. 38

Используемая литература. 39

 


Введение.

В свете стремительного изменения и развития социально-экономической

ситуации в России компетентностный подход к образованию при обретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин). Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, коммуникативная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других. Модернизация образования отныне направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.

Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на современные образовательные технологии, такие как обучение в сотрудничестве, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» и метод проектов, что обусловило выбор темы для данного проекта «Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку»

Цель проекта: формирование и совершенствование умений и навыков использования английского языка в повседневной жизни.

Гипотеза исследования: применение современных образовательных технологий способствует реализации компетентностного подхода на уроках английского языка. Исходя из цели исследования и сформулированной выше гипотезы были определены следующие задачи:

§ Проанализировать практический опыт по использованию современных образовательных технологий в педагогической деятельности;

§ Применять современных образовательных технологии на уроках АЯ;

§ Стимулировать учащихся к поиску и извлечению информации с помощью ИКТ;

§ Способствовать овладению иноязычной речью в процессе работы.

Актуальность заключается во введении компетентностного подхода в практику преподавания английского языка.


Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку

Известно, что задачей национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» является модернизация системы образования на всех этапах. Основная цель современной системы образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. В основу инновационной стратегии обучения и воспитания, разработанной в школе, лежит формирование компетентностной среды, как фактора развития основных компетенций учащихся. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день.

Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой установки делаются утверждения:
• компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
• компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
• компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
• компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);
Такой подход акцентирует внимание больше на ученике, чем на учителе.
Большую роль в реализации компетентностного подхода играет использование современных образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка.

В настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. Наша гимназия внедряет компетентностный подход и широко используются современные образовательные технологии. Сегодня многие учителя нашей гимназии в той или иной мере, в том или ином виде используют данные технологии в образовательном процессе. К одной из наиболее часто используемых современных образовательных технологий относится информационно-коммуникационная технология.
Особенностями организации образовательного процесса школьников с использованием ИКТ являются:
• больший акцент на самостоятельную работу школьников;
• обязательная компьютерная компетентность учащихся;
• мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.
В XXI веке компьютеры в целом и сеть «Интернет», в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. Для того, чтобы считаться грамотными людьми, ученикам нужно учиться использовать компьютеры для исследовательской работы, развития навыков письменной речи и формирования коммуникативной компетенции. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку на уроках позволяет достигать две цели:
- совершенствовать навыки владения языком
- повышать уровень компьютерной компетентности, необходимой для жизни и работы в современном обществе.
Интерактивный метод также способствует формированию коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь).

Информационные технологии открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. В гимназии это особенно влияет на учащихся, которые принимают участие в проектных работах по английскому языку. Интернет - позволяет окунуться целиком в английский язык, использовать аутентичную информацию из англоязычных стран позволяет нам (и учителям, и детям) участвовать в международных сетевых проектах.

Вот некоторые используемые направления ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

Использование обучающих программ, записанных на СD

Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение английского языка отводится всего 3 часа в неделю, мы используем этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Ресурсы, которые используются в работе:

http://www.bbc.co.uk/ - домашняя страница ВВС., http://www.its-online.com/(www.its-myworld.com/) - для поиска друзей по переписке

*Варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).

* Мультимедийные материалы, представленные Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.

*On –line версии произведений известных английских и американских писателей.

*Словари, справочники on-line

· On-line версии британского телевизионного канала BBC (http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english/на этом сайте находятся обучающие аудио и видео сюжеты. Эти материалы используются для развития навыков аудирования и чтения).

Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.

На каждом уроке организуется информационную пятиминутку “Hot News”, на которой дети представляют информацию о текущих событиях в мире, предварительно познакомив одноклассников с новой лексикой. (для информационных пятиминуток используются материалы Интернет)

Иногда (при наличии технической возможности) учащимся предлагается выйти в Интернет в нашем гимназическом медиацентре, где выполняются различные задания.

Например, «Поиск друга по переписке» (7-8 класс).

Цель задания: развитие навыков поискового чтения, чтения с полным пониманием и письма.

1 этап Учащиеся обсуждают информацию, которую они могли бы предоставить о себе на сайт знакомства с целью найти друзей по переписке. Повторяется лексика по теме внешность и увлечения.

2 этап Учащиеся должны выйти на сайт http://its-online.com определитесь с выбором друга по переписке, с учётом их интересов и предпочтений. Они должны прочитать письма и заполните таблицу о двух или трех наиболее заинтересовавших их людях.

Name      
Age      
eyes      
Hair      
Built      
Can      
Like      
Dislike      
Want      

3 этап Учащиеся делятся в группах результатами своей работы. Рассказывают о том кого они выбрали своим другом по переписке и почему. В качестве домашнего задания они пишут ответ своему потенциальному другу или подруге по переписке и на следующем уроке отправляют его этому человеку. Если время позволяет, учащиеся могут написать и отправить свои ответы сразу на первом уроке.

«Dream holiday destination» (10 класс)

Цель задания: развитие навыков поискового чтения с целью извлечения конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развитие навыков аудирования, письма и говорения.

1 этап Учащиеся должны послушать рассказ учителя о стране и занести в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, деньгах, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Рассказ учителя сопровождается показом презентации на экране. Дети отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи.

2 этап Учащиеся делятся по группам. Они должны посетить сайт http://www. lonelyplanet. com/ и найти информацию о стране/месте куда они бы хотели поехать. Информацию они должны занести в таблицу.

3 этап Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде проекта выполненного при помощи Power Point.

Возможны два варианта организации работы учащихся. В первом случае работа полностью осуществляется в рамках одного урока. Во втором случае подготовительная работа осуществляется в конце одного урока, с ресурсами Интернет учащиеся работают дома в рамках выполнения домашнего задания, работа, предполагаемая на третьем этапе, проходит на следующем уроке.


В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений. Обучение иностранным языкам, как и обучение в целом, прежде всего, призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в обществе, понимать динамику его развития.

Формируемые у учащихся компетентности составляют информационный, исследовательский и языковой аспекты проектной деятельности и способствуют развитию ключевых компетентностей, которые определяют качество современного образования.

Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник

Учащиеся, воспринимая язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия, знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познавая особенности функционирования языка в новой для них культуре и формируя страноведческую компетенцию.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставляют без внимания ни одну сторону школьного дела. С помощью новых методов обучения и воспитания осуществляется новые принципы личностно-ориентированного образования, которые формируют не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, который формирует различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.

Актуальность данной разработки обусловлена несколькими факторами, одна из которых - реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализация национальной инициативы «Наша новая школа»

Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

· занятия ориентированы на практические действия учащихся, и затрагивают их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

· осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках заданной темы;

· в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;

· осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта;

· повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за
конкретную работу в рамках проекта;

· работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников).

Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т. д.) учащиеся выбирают сами.

Проблема формирования компетентностей учащихся решается при поддержке учителей-предметников школы, а также родителей. Для этого мы используем следующие ресурсы: Интернет, медиатеку, музей школы и района. Защита проектов осуществляется и в урочное, и во внеурочное время, и на конкурсах.

Используются различные варианты проектов и путей их реализации.

Например, программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследуются ещё и практические цели – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции. Учащимся предлагается различная тематика для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: «Город, в котором я живу и его проблемы», «Как сделать мой город Уфа привлекательным для туристов», «1 000 000 для моей школы. Мои идеи и предложения по использованию этой суммы денег».(Приложение 1)

Какие же типы проектов получили наибольшее распространение в практике преподавания иностранного языка:

· Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы: “В какой школе я бы хотел учиться”, “Полезные правила”, “Мой любимый магазин”, “История моей семьи”, “Мы и наша душа”, “Знаменитые люди”, “ Школьная форма”.

· Коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: “Домашняя медицина”, “Молодёжная субкультура”, “Королевская семья”, “Хотели бы вы посетить Великобританию?”, “Охрана окружающей среды”, “Директора нашей школы”, “Праздники Великобритании”

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...