Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платность природопользования и ее формы.




Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования представляет собой систему мер, обеспечивающих повышение экономической заинтересованности и ответственности субъектов хозяйствования в выполнении экологических требований, а также формирование и распределение финансовых потоков с целью наиболее эффективного использования средств, предназначенных для решения экологических задач.

На сегодняшний день сложилась структура экономического механизма, включающая в себя следующие элементы:

а) обязательные платежи за загрязнение окружающей природной среды;

б) платежи за природные ресурсы;

в) система государственных экологических фондов;

г) экологическое страхование;

д) комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.

В ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды" плата за природные ресурсы подразделяется на два основных вида – плату за пользование природными ресурсами и плату за воспроизводство и охрану окружающей природной среды (этого больше нет).

Первый из названных видов платежей представляет собой ни что иное как ренту – через нее реализуется право собственника на получение определенной части прибыли, полученной хозяйствующими субъектами в ходе эксплуатации природного объекта, за предоставление этого объекта в пользование. Плата за пользование природными ресурсами может взиматься в виде налогов (например, земельный налог), арендной платы и в иных формах, предусмотренных законодательством. Предельные величины этих платежей, а также порядок установления размеров и взимания устанавливаются Российской Федерацией, а дифференцированные ставки – субъектами Федерации. В отдельных случаях размеры этих платежей определяются в ходе проведения конкурсов или аукционов. Полученные суммы поступают в бюджеты различных уровней. Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. Система платежей за пользование конкретными природными ресурсами:

Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков по ставкам, определенным в Законе, и направляется в местные бюджеты с последующим распределением в бюджет субъектов РФ и федеральный бюджет. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.

В соответствии с Лесным кодексом РФ система платежей за лесные ресурсы складывается из арендной платы и лесных податей. Арендная плата взимается при долгосрочном (на срок от 1 до 49 лет) пользовании лесным фондом на основании договоров аренды участков лесного фонда, а лесные подати при краткосрочном пользовании (на срок до 1 года). Ставки лесных податей утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. При этом они должны учитывать минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Правительством РФ. В соответствии с ФЗ "О животном мире" система платежей за за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. При пользовании недрами с недропользователей взимаются: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы. Платежи за пользование недрами взимаются за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, за их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме регулярных взносов и определяются как доля от договорной (сметной) стоимости указанных работ. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых. Взимаются они в форме разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Окончательные размеры платежей за пользование недрами определяются в ходе конкурса или аукциона. Акцизы взимаются в настоящее время в соответствии с ФЗ "Об акцизах" за нефть, газ и газовый конденсат и поступают в федеральный бюджет. Платежи при пользовании недрами регулируются в разд. V За­кона о недрах. При пользовании недрами уплачиваются следую­щие платежи:

• разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

• регулярные платежи за пользование недрами;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• сбор за участие в конкурсе (аукционе);

• сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

Взимание платежей за пользование водными объектами регулируется Водным кодексом РФ и ФЗ "О платежах за пользование водными объектами". Указанный Федеральный закон предусматривает лишь один вид платежа – плату за пользование водными объектами. Размеры ставок платежей зависят от цели водопользования, бассейнов рек, озер, морей, экономического района, категории плательщиков, состояния водных объектов и местных условий водообеспечения населения.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредно­го воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономичес­ких стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, де­ятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, неза­интересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное за­грязнение, могут усовершенствовать технологию производства, по­строить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Нако­нец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения при­родной среды может достигаться предприятиями за счет повыше­ния требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Некоторые общие требования относительно платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду определяются в Законе об охране окружающей среды (ст. 16). К видам негативного воздей­ствия на окружающую среду, за которые взимается плата, отно­сятся:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

· сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты на водосборные площади;

· загрязнение недр, почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. Этот вопрос был более правильно решен в предшествующем законодательстве — Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который предусматривал два вида платежей за:

• выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и другие виды загрязнения в пределах установленных лими­тов;

• выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

При этом под лимитами понимаются установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы вы­бросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и разме­щения отходов производства. В соответствии с существовавшей концепцией платы за за­грязнение базовые нормативы платы устанавливались по каждо­му ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей при­родной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливались коэффициенты к базовым норма­тивам платы, учитывающие экологические факторы — природ­но-климатические особенности территорий, значимость природ­ных и социально-культурных объектов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...