Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Система законодательства о фирменных наименованиях




 

В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с фирменными наименованиями, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями места происхождения товаров, осуществляется нормами, содержащимися в ряде законов РФ, актах подзаконного характера, а также международных договорах, в которых участвует Российская Федерация.

Специальный закон, посвященный фирменным наименованиям, принятие которого предусмотрено п.4 ст.54 ГК РФ, в России пока отсутствует. В ГК РФ имеется около десятка статей, в той или иной степени затрагивающих вопрос о фирменных наименованиях. Центральное место среди них занимает ст.54 ГК РФ, содержащая ряд нормативных предписаний принципиального характера. Прежде всего, в ней указывается, что все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование. Эта норма позволяет судить о субъектах права на фирму, коковыми являются коммерческие юридические лица, а также констатировать, что право на пользование фирмой одновременно выступает и как обязанность коммерческой организации.

Далее, в ст.54 ГК РФ говорится о том, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Данное положение имеет также двойное смысловое значение: во-первых, право на фирму признается исключительным (т.е. монопольным) субъективным гражданским правом его обладателя и, во-вторых, фирменное наименование подлежит специальной государственной регистрации, которая осуществляется в установленном порядке.

Следующее правило ст.54 ГК РФ развивает предыдущее положение об исключительном характере права на фирму, поскольку предоставляет фирмовладельцу возможность требовать от любого незаконного пользователя фирменным наименованием прекращения его дальнейшего использования, а также возмещения причиненных таким использованием убытков.

Наконец, ст.54 ГК РФ указывает на то, что порядок регистрации и использования фирменного наименования определяется специальным законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Как видим, ст.54 ГК РФ решает целый ряд вопросов, определяющих принципиальные моменты правового режима фирменных наименований. Вместе с тем нетрудно заметить, что в ней ничего не говорится о самом понятии и структуре фирменного наименования, а также условиях включения в него отдельных обозначений, когда это затрагивает интересы третьих лиц, не раскрывается содержание права на фирму, не указывается на основания и порядок прекращения данного права и т.д. Надо полагать, что эти и другие вопросы будут решены в специальном законе и иных правовых актах, которые будут приняты в развитие положений, закрепленных ГК РФ.

Анализ других статей ГК РФ, в которых упоминается о фирменных наименованиях, позволяет подразделить содержащиеся в них нормы на две относительно самостоятельные группы. Одну из них, наибольшую по объему, образуют нормы, содержащие требования к фирменным наименованиям отдельных видов коммерческих организаций. Так, например, в п.3 ст.69 ГК РФ указывается на то, что фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество". Аналогичный характер имеют нормы, которые закреплены п.4 ст.82, п.2 ст.87, п.2 ст.95, п.2 ст.96, п.2 ст.107, п.3 ст.113, п.3 ст.115 ГК РФ и посвящены фирменным наименованиям товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т.д. Поскольку правовое положение некоторых коммерческих организаций, в частности акционерных обществ, будет определяться, наряду с кодексом, специальными законами, последние, очевидно, будут также включать нормы об их фирменных наименованиях.

Во второй группе норм ГК РФ о праве на фирменное наименование упоминается в связи с его принадлежностью к числу исключительных прав. Так, согласно ст.138 ГК РФ, раскрывающей понятие интеллектуальной собственности, фирменное наименование выступает в качестве составной части последней со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии со ст.132 ГК РФ право на фирменное наименование входит, наряду с другими средствами индивидуализации предприятия, в состав предприятия как единого имущественного комплекса. Можно предполагать, что указанные выше положения найдут соответствующее развитие во второй части ГК РФ в разделе, посвященном исключительным правам.

Наряду с ГК РФ отдельные нормативные правила о фирменных наименованиях содержатся в ряде других законодательных актов. Так, Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" рассматривает использование чужого фирменного наименования в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, которая запрещена законом (ст.10). Закон РСФСР "О защите прав потребителей"* обязывает все торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслуживания иметь вывеску с указанием фирменного наименования, если оно имеется (ст.7). Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" не допускает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам (п.2 ст.7) и т.д.

---------------

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 15. Ст.766.

Что же касается ст.149 Основ гражданского законодательства 1991 г., то, не будучи формально отмененной, она с принятием ГК РФ фактически утратила свое значение, поскольку все содержащиеся в ней нормативные предписания вобрала в себя ст.54 ГК РФ.

Весьма дискуссионным является вопрос о том, сохранило ли свою юридическую силу Положение о фирме, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Данное Положение невелико по объему и состоит всего из 14 статей. Не подлежит сомнению тот факт, что ряд из них полностью или частично утратил силу в связи с тем, что эти статьи вошли либо в прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Однако для вывода о том, что Положение о фирме вообще прекратило свое действие*, как представляется, нет оснований. В условиях отсутствия специального закона о фирменных наименованиях и неурегулированности целого ряда вопросов в ГК РФ было бы нелепо отбрасывать в сторону нормативный акт, содержащий многие важные правовые предписания, вполне пригодные для практического применения в современных условиях. Таковыми являются, в частности, нормы, раскрывающие хотя бы в общем виде структуру и содержание фирмы, указывающие более детально, чем ГК РФ, на права фирмовладельцев, определяющие условия их передачи другим лицам и т.д.

---------------

* Патентное законодательство и практика: 100 вопросов - 100 ответов // Интеллектуальная собственность. 1993. N 5-6. С.59 и др.

 

Нельзя сбрасывать со счетов и еще два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, в официальном порядке Положение о фирме никем не отменено, что весьма затрудняет бесспорное определение момента утраты им силы. Во-вторых, хотя вновь принятое законодательство и устанавливает необходимость специальной регистрации фирменного наименования как условие приобретения исключительного права на него, система такой регистрации до сих пор отсутствует и неизвестно, когда она будет реально введена. Поэтому до настоящего времени право на фирму возникает в явочном порядке, что именно и предусматривается Положением о фирме 1927 г. Переход к регистрационной системе неизбежно породит множество вопросов относительно того, за кем должны закрепляться права на дальнейшее пользование фирменными наименованиями, которые уже давно параллельно применяются в хозяйственной практике разными предпринимателями. Решать эти вопросы можно будет лишь опираясь на нормы, закрепленные Положением о фирме 1927 г.

Таким образом, по нашему мнению, Положения о фирме 1927 г. продолжает оставаться (конечно, в соответствующей части) действующим правовым актом и необходим цивилизованный, продуманный переход от него к будущему закону о фирменных наименованиях.

 

III. О ФИРМЕННОМ НАИМЕНОВАНИИ

ПО НОВОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ с 1 января 2008 г. была введена в полном объеме часть четвертая Гражданского кодекса РФ. В данном законе получили свое завершение и приобрели некоторую стройность нормы гражданского законодательства, регулирующие право на фирменное наименование. Как показывает практика, споры относительно прав на фирменное наименование в условиях России носят довольно острый характер, да и доктрина не успела определиться однозначно по многим вопросам применения норм о фирменном наименовании.

Это было связано с тем, что нормы Гражданского кодекса РФ не в полной мере давали возможность определить, с какого времени возникает право на фирменное наименование у коммерческой организации, возможен ли переход прав на фирменное наименование к третьему лицу, установить способы защиты правообладателя от возможных нарушений его прав и т.д. Положение осложнялось еще и тем, что формально, наряду с нормами Гражданского кодекса РФ (1994 г.), действовало Положение о фирме, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. <1>. По новому закону следует иметь в виду, что, как и ранее, фирменное наименование может иметь только юридическое лицо - коммерческая организация.

--------------------------------

<1> С 1 января 2008 г. признана не действующей на территории Российской Федерации ст. 3 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Какие же особенности предусмотрены частью четвертой Гражданского кодекса РФ в регулировании права на фирменное наименование, в отличие от ранее действовавшего до 1 января 2008 г. законодательства в данной сфере правового регулирования? Прежде всего, поставлена точка в таком вопросе, как момент возникновения права на фирменное наименование. В доктрине существовали два взгляда. По одному из них (большинство), право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридических лиц. По другому мнению, с момента специальной регистрации фирменного наименования.

Согласно ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, с учетом данной нормы будет верным, что момент возникновения права на фирменное наименование коммерческой организации совпадает с моментом возникновения юридического лица, т.е. с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом какие-либо иные данные, чем государственный реестр юридических лиц, для подтверждения права на фирменное наименование законом не предусмотрены.

Закон упорядочил требования, предъявляемые к фирменному наименованию. Так, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Исходя из названных норм, следует сделать вывод о том, что отныне организационно-правовая форма юридического лица должна быть указана только на русском языке, что, конечно, будет способствовать укреплению доверия к этому юридическому лицу со стороны участников гражданского оборота.

Следующая новелла заключается в том, что, согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ, в фирменное наименование не могут включаться:

полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

полные или сокращенные наименования общественных объединений;

обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Таким образом, коммерческим организациям, имеющим в своем наименовании названные слова и наименования, следует не позднее 1 января 2008 г. исключить их из фирменного наименования организации.

Из этого правила сделано несколько исключений: согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ, полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Какими же правами наделен обладатель фирменного наименования? Прежде всего, это исключительные права, предусмотренные п. 1 ст. 1474 ГК РФ. Нормы данной статьи предусматривают, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Между тем вызывают сомнение отдельные вопросы, касающиеся пределов распоряжений исключительными правами правообладателя (коммерческой организации), поскольку нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ указывают: "Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается". Данная статья вступает в противоречие с нормой п. 1 ст. 1027 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ), поскольку нормы этой статьи позволяют фактически передать право пользования всеми исключительными правами.

Так, по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) возможна передача в пользование исключительного права на фирменное наименование. Запрет на предоставление другому лицу права использования фирменного наименования, предусмотренного п. 2 ст. 1474 ГК РФ, на взгляд авторов, является очевидным недостатком закона. Почему? Потому что п. 2 ст. 1474 ГК РФ искусственно сужает обладателя прав на фирменное наименование на получение дополнительных доходов, расширение сферы реализации работ, услуг и работ, т.е. вряд ли соответствуют потребностям современного предпринимательского оборота.

Что же предлагается авторами в целях устранения названных коллизий норм Гражданского кодекса РФ? Это можно устранить двумя путями:

исключить из нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ правило о запрете предоставления другому лицу права использования фирменного наименования;

использовать нормы, предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым "правообладатель по своему усмотрению вправе разрешать или запрещать другим лицам использование результатов интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации".

Исходя из этого, можно рекомендовать следующее. Договор между обладателем прав на фирменное наименование и лицом, который хочет использовать фирменное наименование, следует назвать договором на разрешение использования фирменного наименования. Это не будет противоречить нормам Гражданского кодекса РФ, поскольку, согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Такой договор на разрешение использования фирменного наименования не будет являться договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), или договором об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ), или лицензионным договором (ст. 1235 ГК РФ), а будет относиться к договорам, не поименованным в законе.

Данный договор может являться только возмездным, так как лицо, которое хочет пользоваться чужим фирменным наименованием, желает при этом увеличить свои доходы (прибыль) за счет этого, в противном случае теряется всякий смысл использование чужого фирменного наименования. В отличие от договора концессии и других прав на использования результатов интеллектуальной деятельности, это освобождает стороны по договору от обременений, связанных с регистрацией договора. Здесь может возникнуть вопрос: как будет защищен обладатель права на фирменное наименование?

Как нам представляется, в случае нарушения правообладатель может воспользоваться правилами п. п. 3 и 4 ст. 1474 ГК РФ, согласно которым не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила п. 3 ст. 1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки. Таким образом, в случае нарушения условий договора на разрешение пользования фирменным наименованием правообладатель всегда может прекратить использование фирменного наименования другим лицом.

Следующий вопрос, который представляет определенный интерес: кто является автором фирменного наименования - физическое лицо или коммерческая организация? Если руководствоваться общими нормами части четвертой Гражданского кодекса РФ, то на основании п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата любой интеллектуальной деятельности могут являться только граждане, т.е. физические лица. Это правильно, поскольку юридическое лицо не обладает интеллектом, необходимым для достижения конкретного результата интеллектуальной деятельности. Только человек своим умом создает определенные произведения, изобретения и т.д. Из этого следует вывод: коммерческая организация не является автором фирменного наименования. Следовательно, таковыми могут быть физические лица - как учредитель коммерческой организации, так и лицо или лица, привлеченные для создания фирменного наименования организации.

В связи с этим наш вывод представляется верным: после ликвидации и прекращения деятельности коммерческой организацией в связи с присоединением, слиянием, выделением, разделением (когда прежнее фирменное наименование не будет использовано правопреемником юридического лица - коммерческой организацией) автором фирменного наименования остается конкретное физическое лицо (п. 1 ст. 1228 ГК РФ) или несколько физических лиц (соавторы) (п. 4 ст. 1228 ГК РФ).

Следовательно, автор фирменного наименования может использовать свой результат и в последующем в пределах срока действия исключительных прав (ст. ст. 1230, 1231 ГК РФ). В целях исключения возможных споров в отношении авторства на фирменное наименование, на наш взгляд, следует указать в уставе коммерческой организации автора (авторов) фирменного наименования.

Несмотря на отдельные недостатки в законе, правовой институт о средствах индивидуализации юридических лиц, одним из которых является фирменное наименование, способен устранить многие проблемы, имеющиеся в гражданском обороте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...