Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита права на фирменное наименование




 

 

Под защитой права на фирменное наименование понимаются предусмотренные законом меры, с помощью которых фирмообладатель может обеспечить восстановление своих нарушенных прав, пресечь их нарушение и применить к нарушителю иные санкции. Указанные меры содержатся в различных актах действующего законодательства, в частности в ГК РФ, Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Положении о фирме 1927 г. и др. Анализ имеющихся норм позволяет выделить характерные для рассматриваемой сферы формы, средства и способы защиты нарушенных прав.

Формой защиты субъективного гражданского права на фирменное наименование обычно называют совокупность организационных мероприятий, обеспечивающих применение предусмотренных законом способов защиты. В юридической науке принято различать юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты субъективных прав.

Понятием "юрисдикционная форма защиты" охватывается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Ее суть выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенного права на фирменное наименование. По общему правилу, защита права на фирму осуществляется в судебном порядке. В соответствии с нормами действующего процессуального законодательства споры, связанные с нарушением права на фирму, относятся к компетенции арбитражных судов. По соглашению сторон их спор может быть передан на разрешение третейского суда.

В качестве средства судебной защиты права на фирму выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о прекращении нарушения права и восстановлении сферы потерпевшего, с другой стороны. Судебный или, как его еще называют, исковой порядок защиты права на фирму применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Специальным порядком защиты права на фирму, реализуемым в рамках юрисдикционной формы, следует признать его защиту в административном порядке. В рассматриваемой области предусмотрены достаточно широкие возможности для его применения. Так, в соответствии со ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" фирмообладатель, считающий, что его исключительное право на фирму нарушено, вправе обратиться в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) с просьбой о принятии мер по защите его нарушенного права.

Средством защиты в данном случае является не иск, а заявление, которое подается в письменном виде с приложением документов, свидетельствующих о нарушении права на фирму.

Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), установив факт нарушения, выдает нарушителю предписание о его прекращении, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. Указанное предписание является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания выдавший его орган вправе обратит ься в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф, который взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании. К соответствующей административной ответственности в виде штрафа может быть привлечен и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания.

Наряду с обращением за защитой нарушенного права на фирму в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), административный порядок защиты применяется и в других случаях. Так, фирмовладелец, обнаруживший, что его фирма и ее часть незаконно использованы в товарном знаке, реализует свое право на защиту путем подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ. Кроме того, обладатель права на фирму имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в вышестоящий орган ответчика, если таковой у последнего имеется. Средством защиты в данном случае является жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентирован административным законодательством.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.11 ГК РФ, решение, принятое в административном порядке, может быть в настоящее время обжаловано в суд.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия самих потерпевших по защите нарушенных или оспариваемых прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от  самоуправства,  запрещенного действующим законодательством. В рассматриваемой области возможности применения неюрисдикционных средств защиты весьма узки. В качестве примера можно указать на возможность потерпевшего сделать публичное заявление о том, что конкретное юридическое лицо, пользующееся тождественным или сходным фирменным наименованием, не имеет к нему никакого отношения.

Под способами защиты права на фирму, реализуемыми, как правило, в юрисдикционной форме, понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенного (оспариваемого) права на фирму и воздействие на правонарушителя. Среди всего спектра материально-правовых способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, в сфере защиты права на фирму могут быть применены требования о: а) признании права на фирму; б) восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения; в) признании недействительным акта государственного органа, в частности по регистрации товарного знака, в котором незаконно использовано фирменное наименование или его часть; г) возмещении причиненных убытков. Выбор конкретного способа защиты из числа возможных предоставляется самому потерпевшему, однако обычно он предопределен характером совершенного правонарушения.

Основным нарушением права на фирму является использование третьими лицами фирмы, тождественной или сходной до степени смешения с фирмой того юридического лица, которое обладает на нее исключительным правом. При этом речь в большинстве случаев идет о неправомерном использовании специального условного наименования юридического лица, т.е. той части фирменного наименования, которая и предназначена для отличия одних предприятий от других. Ранее уже неоднократно отмечалось, что при разрешении подобных споров недопустим чисто формальный и механический подход. Не желая повторяться, отметим лишь, что решающим критерием, которым должен руководствоваться суд, рассматривающий спор о нарушении права на фирму, является наличие или отсутствие реальной опасности смешения предпринимателей, выступающих в обороте под тождественными или сходными фирменными наименованиями. Фирмовладелец, считающий, что его исключительное право нарушено, должен, во-первых, доказать, что именно он является обладателем права на данную фирму, и, во-вторых, сослаться на конкретные факты, свидетельствующие об ущемлении его законных интересов ответчиком.

Способом защиты в данном случае будет требование о признании права на фирменное наименование, которое сочетается с требованием о прекращении дальнейшего использования фирмы ответчиком. В отдельных случаях требование о признании права на фирму может быть заявлено в качестве самостоятельного притязания. Такого рода споры нередко возникают на почве реорганизации юридических лиц путем их разделения или выделения. Поскольку некоторые рекомендации по их разрешению выше уже приводились, на этом вопросе нет нужды еще раз останавливаться. Добавим лишь к сказанному, что вполне допустимым может быть и такое решение суда, которым в праве на пользование прежним фирменным наименованием может быть одновременно отказано и истцу, и ответчику, если ни один из них не докажет, что имеет преимущественное право на сохранение спорного фирменного наименования.

Помимо рассмотренного нарушения, право на фирму может быть нарушено путем использования названия предприятия в товарном знаке, зарегистрированном на имя другого лица. Согласно п.2 ст.7 Закон РФ о товарных знаках не допускается регистрация в качестве товарных знаков известных на территории РФ фирменных наименований (или  их части), принадлежащих другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. Указание закона на "однородность товара" свидетельствует о том, что в принципе использование в товарном знаке чужой фирмы или ее части не исключено, Все дело опять-таки сводится к тому, ведет ли это к смешению товаропроизводителей в глазах потребителей и участников оборота. Если предмет деятельности фирмовладельца и владельца товарного знака совершенно не совпадает и они не соприкасаются на рынке, то использование в товарном знаке элементов чужой фирмы нарушением не является. Напротив, маркировка товарным знаком, близким к фирменному наименованию юридического лица, выпускающего аналогичную продукцию, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, запрещенной действующим законодательством.

Способом защиты права на фирму в данном случае является требование фирмовладельца о признании недействительной регистрации товарного знака. В соответствии со ст.28 Закона РФ о товарных знаках фирмовладелец вправе в течение пяти лет с даты публикации сведений о товарном знаке в официальном бюллетене подать в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ возражение против регистрации товарного знака. Указанное возражение должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты, в свою очередь, может быть обжаловано в Высшую патентную палату в течение шести месяцев с даты его принятия. Указание закона на то, что решение Высшей патентной палаты является окончательным, в настоящее время противоречит ст.11 ГК РФ, в соответствии с которой любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд*. Поэтому принятое ею решение может быть оспорено в суде.

---------------

* Данный пример еще раз подтверждает ошибочность принятого в свое время решения о создании в РФ Высшей патентной палаты вместо Патентного Суда РФ, на недопустимость чего неоднократно указывали специалисты.

 

Нарушением права на фирму должно, безусловно, считаться и искажение третьими лицами истинного фирменного наименования юридического лица. Такие действия,  как неправильное обозначение организационно-правовой формы предприятия, нарушение избранного учредителями и закрепленными ими в фирменном наименовании порядка указания их имен, когда это требуется по закону, искажение специального названия предприятия и т.п., способны нанести значительный вред деловой репутации юридического лица и потому также запрещены законом. Способом защиты является требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму. Это может быть достигнуто путем внесения нарушителем соответствующих исправлений в документы, справочники, рекламные материалы и т.п., путем публикации за счет нарушителя извещения об имевшем место нарушении и сообщение публике точного фирменного наименования юридического лица и т.п.

Если в результате любого из рассмотренных выше нарушений права на фирменное наименование его обладателю причинены убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме. Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Приведенное понятие убытков в теоретическом плане в полной мере приложимо к тем возможным потерям, которые может понести фирмообладатель. В качестве реального ущерба могут, в частности, выступать затраты юридического лица, связанные с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким же или сходным наименованием; расходы на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участникам оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему и т.п.

Как упущенная выгода могут рассматриваться потери фирмовладельца, связанные со снижением его доходов вследствие неправомерных действий ответчика по использованию фирмы для собственного обозначения, применения ее в товарном знаке или ее искажению. Указанный вид убытков в рассматриваемой сфере встречается наиболее часто, хотя пока устоявшейся судебной практики на это счет в РФ не сложилось. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. В известной степени эту задачу облегчает ч.2 п.2 ст. ГК РФ, гласящая, что "если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгодны в размере не меньшем, чем такие доходы". Иными словами, в соответствии с указанной нормой обладателю нарушенного права на фирму предоставляется возможность приравнять свою упущенную выгоду к тем доходам, которые извлечены незаконным пользователем фирменного наименования за весь период правонарушения. Вполне очевидно, что доказать размер доходов правонарушителя значительно легче, чем собственные потери в виде недополученных доходов. Если, однако, этот способ расчета упущенной выгоды в конкретной ситуации неприменим либо полученные нарушителем доходы не идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего, последний должен доказать их размер, что в принципе является хотя и трудной, но разрешимой задачей.

 

Заключение

 

До принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) нормы, регулирующие права на фирменное наименование, содержались в одной статье ГК РФ, а также Положении о фирме 1927 года в части, не противоречащей ГК РФ.

Теперь же фирменному наименованию посвящен целый раздел, а его содержание касается как учреждаемых, так и уже существующих организаций.

Четвертая часть ГК РФ впервые определила фирменное наименование как самостоятельное средство индивидуализации коммерческой организации, что одновременно исключает его принадлежность физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Отныне фирменное наименование становится неотчуждаемым.

Действовавшая до 1 января 2008 года статья 54 ГК РФ устанавливала, что владелец фирменного наименования обладает исключительным правом его использования, если должным образом проведена регистрация. Однако законодатель не уточнил, о какой именно регистрации идет речь: регистрации организации или фирменного наименования. В четвертой части ГК РФ данный вопрос разрешается следующим образом: исключительное право на фирменное наименование возникает в момент регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Как и ранее, фирменное наименование должно состоять из названия и указания на организационно-правовую форму. Изменения связаны с тем, что наименование не может содержать только указание на род деятельности организации, то есть такие наименования как ООО «Строительная компания», ООО «Туристическое бюро» не допускаются. Сокращенные фирменные наименования и наименования на иностранных языках, а также на языках народов России защищаются исключительным правом только в том случае, если они зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Фирменные наименования уже зарегистрированных юридических лиц, не соответствующие требованиям четвертой части ГК РФ, должны быть приведены в соответствие с ними при первом же с 1 января 2008 года изменении учредительных документов.

Если юридические лица имеют одинаковое наименование, то в соответствии с введенным административным порядком поменять его обязана та организация, которая зарегистрирована позднее, вне зависимости от того, как долго данная организация существует. При этом сравнению подлежат наименования всех зарегистрированных на территории России юридических лиц. Возможно также, что налоговые органы будут отказывать во внесении записей в ЕГРЮЛ, пока наименование организации не будет приведено в соответствие с требованиями четвертой части ГК РФ.

Юридическое лицо, обладатель исключительного права на фирменное наименование, может запретить использовать последнее другому юридическому лицу только при выполнении следующих условий:

1) его фирменное наименование включено в ЕГРЮЛ ранее, чем у другого лица,

2) эти юридические лица осуществляют аналогичные виды деятельности.

Однако при установлении преимущественного права на фирменное наименование остается открытым вопрос: как определить дату начала деятельности организации в определенной сфере деятельности, в особенности, если организация под одним наименованием осуществляет несколько видов деятельности одновременно?

 

Случай, когда одна организация имеет преимущество по дате регистрации фирменного наименования, а другая – по дате регистрации товарного знака с аналогичным названием, законом также не урегулирован.

Если не появится официальных разъяснений, то на данные вопросы поможет дать ответ только судебная практика.

Четвертая часть ГК РФ вводит новое понятие – коммерческое обозначение. Прежде оно упоминалось в договорах коммерческой концессии, однако четкого определения коммерческого обозначения, которое устанавливало бы его правовой режим, не было, в связи с чем не представлялось возможным воспользоваться исключительным правом на него.

Согласно пункту 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, понятие «коммерческое обозначение» шире понятия «фирменное наименование», так как оно распространяется как на коммерческие организации, так и на некоммерческие, а также на индивидуальных предпринимателей. Однако четкого разграничения данных понятий, а также сформулированного определения коммерческого обозначения как средства индивидуализации в законе по-прежнему не содержится.

Основным отличием фирменного наименования от коммерческого обозначения является то, что последнее не подлежит обязательному включению в ЕГРЮЛ. Оно является средством индивидуализации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Это означает, что коммерческим обозначением нельзя распоряжаться в отрыве от предприятия.

Правообладатель может использовать одно коммерческое обозначение для нескольких принадлежащих ему предприятий, однако одно предприятие не может использовать более одного коммерческого обозначения.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает, если:

1) его употребление известно на определенной территории,

2) оно обладает достаточными различительными признаками.

Для применения на практике данные критерии недостаточно конкретны, как и в случае прекращения права на коммерческое обозначение, которое имеет место, если правообладатель не использовал его непрерывно в течение года. Каким образом можно подтвердить непрерывное использование, в законе не указано. Однако можно предположить, что это можно сделать путем предъявления документов, бланков, рекламы, в которых оно содержится. Таким образом, право на коммерческое обозначение возникает при достижении определенной степени известности, а прекращается с утратой этой известности.

Владелец коммерческого обозначения имеет исключительное право на его использование. Запрещается использовать коммерческое обозначение, сходное до степени смешения с обозначением, право на использование которого возникло ранее. Трудность в применении данного положения заключается в том, что определить момент возникновения права на использование обозначения не представляется возможным, так как коммерческое обозначение не подлежит обязательной регистрации.

Исключительное право на коммерческое обозначение правообладатель может передать третьим лицам. Переход производится в составе предприятия, так как обозначение неотделимо от него, и может быть осуществлен следующим образом:

1) продажа, наследование, аренда;

1) договор коммерческой концессии, по которому правообладатель предоставляет право пользования своим коммерческим обозначением другому лицу.

До принятия четвертой части ГК РФ участники концессии должны были зарегистрировать договор в компетентном государственном органе. Если договор не регистрировался, то это не вело ни к его недействительности, ни к другим серьезным последствиям. На незарегистрированный договор нельзя было ссылаться перед третьими лицами. С вступлением в силу четвертой части ГК РФ отсутствие регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте ведет к его ничтожности. Любые изменения, которые вносятся в такой договор, также требуют государственной регистрации.

По договору коммерческой концессии не передается право на использование фирменного наименования.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что принятие четвертой части Гражданского кодекса явилось важным этапом по усилению охраны интеллектуальной собственности. Однако о завершенности и целостности данного раздела законодательства говорить еще рано. Многие положения требуют конкретизации и дополнения, в особенности с целью разграничения понятий «фирменное наименование», «коммерческое обозначение» и «товарный знак», а также устранения пробелов в части, посвященной коммерческому обозначению.

 

                                                                                         

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...