Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок: его сущность, функции, структура





Рынок представляет собой систему экономических отношений, связей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и товарных услуг по ценам, формирующимся на основе соотношения спроса и предложения, конкуренции между участниками рыночных отношений.

Рынок является сферой взаимодействия продавцов и покупателей, возникновения между ними соглашений, контрактов, осуществления рыночных сделок (обмена, договоров по условиям рыночных взаимодействий и прочее). На рынках участвуют все экономические субъекты хозяйства: домашние хозяйства, фирмы, государство. При этом большую роль играют на рынках посредники, которые одновременно могут быть и покупателями и продавцами.

Рынок представляет собой сферу, механизм взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на товар) и продавцов (формирующих предложение товаров). Система рынков формируется как единство всех образующих экономику рынков и действующие между ранками связи. Объектами рынка являются товары, товарные услуги, ресурсы, ценные бумаги, деньги, валюта, государственные и муниципальные льготы, трансферты.

Участникам рынка нужна информация о предложении товаров и спросе на них. Рынок передает информацию, в основном, в форме цен. Обеспечивают функционирование рыночной экономики спрос и предложение, которые определяются величиной поступления товаров и услуг на рынок, величиной доходов покупателей, развитостью их потребностей. Спрос является стимулом не только расширения предложения, но и производства.

Рынок выполняет в обществе ряд функций:
- Координация потребностей потребителей и возможностей производителей через установление соотношения спроса и предложения по ассортименту товаров и товарных услуг, их количеству, представленному на конкретных рынках.

- Возможность выбора покупателем необходимых товаров и услуг, а продавцом – наиболее привлекательных для него рынков. Это обеспечивается свободой передвижения потоков товаров, капиталов, рабочей силы по территории страны и между странами.

- Обеспечение снижения затрат на производство, обмен, потребление товаров и услуг, поскольку такая минимизация позволяет продавцам варьировать цены на рынке, устанавливая их в границах между рыночными ценами и ценами производителя. Покупатели же получают возможность оптимизировать собственные ожидания и затраты на приобретение и потребление товаров и услуг.

- Использование институтов банкротства, разорения, самоликвидации фирм для экономического оздоровления хозяйственной ситуации в стране. Это связано с тем, что фирмы, производящие некачественную, несовременную, чрезмерно дорогую продукцию и оказывающие такие же услуги не могут участвовать в рыночной конкуренции на равных с другими фирмами.

Функции рынка существуют в виде посреднической, ценообразующей, информационной, регулирующей и санирующей. Все эти функции выполняются субъектами рынка в ходе сделок купли-продажи. Рынок является способом связи экономически обособленных продавцов и покупателей. Цены информируют участников рынка об изменениях в спросе, предложении товаров и услуг, об изменениях в издержках производства, реализации и потребления товаров, использует механизмы конкуренции, банкротства. Но многие задачи, особенно социальные, определения перспектив развития, структурной перестройки экономики, самостоятельно рынок не может решить. Эти процессы осуществляются только при посредстве действий государства, общественных организаций.

Структура рынка многообразна. Прежде всего, рынки делятся на рынки товаров и рынки услуг. Существуют виды рынков, определяемые отраслями, где производятся товары и услуги. Например, рынки продовольственных товаров, рынки промышленных товаров, рынки ресурсов и прочее. Делятся рынки на рынки рабочей силы (труда), рынки капитала, рынки земли, рынки информации. Существуют специальные рынки научно-технических разработок, технологий, инноваций. Есть рынки ценных бумаг, денег, валютные рынки.

Многообразие структуры рынков предопределяет их сложное взаимодействие, поскольку один и тот же покупатель может обращаться на самые разные рынки, удовлетворяя свои собственные потребности. Например, одному и тому же покупателю нужны сырье, земля, кредит, товары личного потребления и прочее. Осуществляется взаимодействие продавцов различных рынков, когда покупатели предъявляют спрос на продукцию различных производителей, на разных рынках.

Делятся рынки в зависимости от той территории, где они функционируют. Это рынки – внутрирегиональные, местные, межрегиональные, национальные, международные. Каждый из таких рынков имеет свои особенности, правовые ограничения функционирования. Виды рынков определяются тем, как развита на них конкуренция, какая конкуренция на том или ином рынке господствует. В зависимости от этого признака выделяются рынки монопольный, олигопольный, рынок свободной конкуренции.

Есть еще множество классификаций рынков. В частности, выделяются рынки оптовые и розничные, рынки, функционирующие как теневые (или черные, подпольные). Специально выделяются рынки результатов функционирования интеллектуального труда, рынки интеллектуальных продуктов. Есть деление рынков внутри каждой отрасли.

Для понимания структуры рынков важно знание проблемы учета и сегментирования их. Сегментом рынка является часть рынка, группа потребителей, группа товаров, которые образуют единую систему продажи, единую систему спроса на такие товары. Например, осуществляется сегментация рынков товаров, потребляемым определенными группами населения (по полу, возрасту, уровню доходов и другим признакам). Так, в системе, рынков обуви есть специализированные рынки модной обуви, рынки детской, мужской, женской обуви.

Важно понять, что работа на конкретном рынке требует специальных знаний, действий. Сегментируются рынки в зависимости от доходов населения: выделяются рынки, ориентированные на покупателей с низким, средним, высоким, очень высоким уровнями доходов. Учитывается при сегментации рынков стиль жизни групп населения, например богемный, элитарный, молодежный, спортивный.

 

22. Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.

Важнейшей функцией конкуренции на рынке является подсчет ею общественно необходимых затрат на производство каждого отдельного вида товара. Все колебания цен на рынке (вверх-вниз) происходят вокруг равновесной цены, которая устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Закон стоимости – это экономический закон, согласно которому все товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. В соответствии с данным законом при равенстве спроса и предложения цена определяется стоимостью товара.

Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.

Основные черты совершенной конкуренции:

1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;

2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;

3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли; К основным входным барьерам относят:

· исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);

· требуются большие капиталы для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);

· производство данного товара защищено патентом;

· закрыт доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;

· реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу);

4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;

5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.

К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:

· чистая монополия – единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;

· олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступление в отрасль.

· монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Модели рыночных структур

2. Методы конкурентной борьбы ↑

Выделяют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.

К ценовым методам конкурентной борьбы относятся:

· применение монопольно высоких и монопольно низких цен;

· ценовая дискриминация, т.е. установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей (ценовую дискриминацию может осуществлять только монополист);

· демпинг — продажа товара по ценам ниже рыночных, а иногда- и ниже издержек на производство товара.

Методы неценовой конкуренции подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продуктов нового ассортимента и качества при сохранении цены (в США 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы и т.д.).

Конкуренция по условиям продаж – это использование многочисленных средств для привлечения покупателей. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.

В конкурентной борьбе используются также и силовые методы: лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы. Применяются и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

3. Сущность монополии ↑

Свободной конкуренции присуща объективная тенденция перерастания в монополию. В условиях высокой конкуренции производства и капитала, достигнутой в конце 19 – начале 20 века, капитализм свободной конкуренции перерос в монополистический капитализм. Основной причиной монополизации экономики явились концентрация и централизация производства и капитала.

Концентрация производства – это увеличение размеров производства за счет капитализации прибыли (превращение части прибыли в дополнительные средства производства).

Централизация капитала – это увеличение размера капитала за счет объединения нескольких ранее самостоятельных капиталов (создание акционерных компаний).

Концентрация производства обусловлена следующим:

· новые технологии, явившиеся результатом НТП, требовали значительных вложений капиталов (судостроение, металлургия, строительство железных дорог и т.д.);

· развитием кредита, позволившим дополнить собственный капитал займами (развитая банковская система);

· стремительным распространением акционерной формы капитала, обеспечившим ускорение централизации многих небольших индивидуальных капиталов в руках учредителей корпораций.

Крупные фирмы, выделяясь в ходе конкурентной борьбы из множества мелких и средних, предпочитали идти на сговор (создание монополистического союза), чем продолжать изнурительную конкурентную борьбу, которая приносила экономические потери и грозила банкротством. Монополистический союз позволял упрочить позиции на рынке и извлекать монопольную прибыль за счет дележа источников сырья и рынков сбыта, установления квот производства и продаж, согласования цен на ресурсы и готовую продукцию и т.д.

Характерные атрибуты монополии:

· сосредоточение в своих руках значительной доли производства определенного вида продукции;

· доминирование на рынке ее сбыта;

· контроль над источниками ресурсов;

· возможность диктовать цену на ресурсы и готовую продукцию;

· присвоение монопольной прибыли в результате воздействия на ценообразование.

Выделяют горизонтальную и вертикальную монополии. Горизонтальные монополии формировались путем объединения фирм одной и той же отрасли. Вертикальные монополии объединяют предприятия смежных отраслей, а также отраслей, не связанных между собой технологически. Процесс проникновения капитала в отрасли, не связанные технологически с основным производством, называется диверсификацией капитала. В результате диверсификации капитала монополии укрепляют свою финансовую устойчивость. В настоящее время практически все крупнейшие монополии многоотраслевые.

4. Виды монополистических объединений ↑

Выделяют следующие виды монополий:

1. Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары.

2. Синдикат – входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятельность, соединяют рыночную деятельность путем создания единой конторы по сбыту их продукции.

3. Трест –объединяется не только снабженческо-сбытовая деятельность, но также финансы и весь производственный процесс входящих в его состав предприятий. Предприятия, входящие в состав треста, утрачивают свою юридическую самостоятельность, т.е. фактически превращаются в филиалы треста.

4. Концерн – представляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (материнской) контрольных пакетов акций других компаний, приобретающих статус дочерних предприятий материнской компании. Концерны функционируют на базе финансового господства материнской компании над дочерними фирмами.

Концерн является сейчас наиболее распространенной формой монополии в силу ряда его преимуществ:

· более всего вписывается в требования антимонопольного законодательства;

· позволяет владельцам головной фирмы контролировать гораздо большее число компаний, т.к. для этого достаточно обладать контрольным пакетом акций, а не быть их полным собственником;

· менее рисковая форма монополии, т.к. владельцы головной компании отвечают за убытки дочерних фирм только в пределах контрольного пакета акций, а не по всему капиталу. Многоотраслевой характер концернов повышает финансовую устойчивость материнской фирмы, т.к. конъюнктура редко оказывается плохой сразу во всех отраслях и в равной мере.

· наиболее приспособлен к различного рода реорганизациям (поглощениям, слияниям, разъединениям и др.).\

 

 

23Особенностью биржевой торговли является то, что она ведется не самими продавцами или покупателями, а их представителями -биржевыми посредниками, которых в России делят на брокеров и дилеров. Формирование биржевых посредников в России идет достаточно быстрыми темпами, но совсем не так, как это происходило в развитых странах. Для них характерным было то, что вначале сформировался круг посредников, которые затем создавали биржу. В России же инициаторы биржевой торговли создавали биржу, а затем для организации торговли на ней подбирали посредников. Поэтому биржа вынуждена первоначально сформировать посреднические структуры, а затем вырабатывать для них определенные требования, заставляя посредников вести работу с клиентами и биржевую торговлю, основываясь на единых нормативных требованиях. Это объясняет то, что требования к биржевым посредникам на товарных, фондовых и валютных биржах могут отличаться.

Вместе с тем, на какой бы бирже ни работал брокер, им считают профессионального посредника, который в ходе биржевых торгов представляет клиента (продавца или покупателя) и совершает сделки от имени клиента и за счет клиента, от имени клиента, но за свой счет, от своего имени, но в интересах клиента и за счет клиента. За биржевое посредничество клиент платит брокеру комиссионное вознаграждение.

Для успешной работы на бирже брокер должен:

  • хорошо разбираться в том биржевом товаре, который является объектом торговли;
  • знать правила торговли той биржи, на которой он работает;
  • уметь вести биржевой торг;
  • найти правильный подход к клиентам, которых представляет на бирже;
  • определить доход от тех сделок, которые заключаются по его инициативе на бирже.

Брокер является профессиональным участником биржевой торговли, он действует на организованных рынках и наиболее подготовлен к тому, чтобы оказать помощь клиенту, который бы хотел продать или купить товар на бирже. Отношения между брокером и клиентом возникают по инициативе клиента, но брокер не должен пассивно ждать, когда кто-то из пользовавшихся его услугами захочет снова обратиться к нему или порекомендует этого брокера своим знакомым, собирающимся заключать сделки на бирже. Основным каналом, с помощью которого брокерские фирмы могут привлечь клиентов к сотрудничеству, являются рекламные объявления.

Во всем мире подобная информация имеет множество разных форм. Для нее тем не менее считаются наилучшими печатные объявления - в изданиях, адресованных деловым людям, или в финансовых колонках известных газет. При этом в рекламном объявлении брокерской фирмы может содержаться информация, описывающая направления работы и деловую политику фирмы, размеры ее операций и способствующая тем самым привлечению клиентов, заинтересованных в соответствующем виде сделок.

Биржи и регулирующие органы предъявляют свои требования к брокерам. Наиболее отработанными требованиями являются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг.

Так, для физических или юридических лиц, занимающихся брокерской деятельностью, устанавливаются следующие виды требований:

  • финансовые;
  • профессиональные и квалификационные к руководителям и специалистам;
  • организационно-технические;
  • специальные.

Размер собственного капитала должен соответствовать требованиям на момент получения лицензии, а также в течение всего срока осуществления соответствующего вида деятельности.

Руководители и специалисты, в обязанности которых входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением брокерской деятельности, должны удовлетворять квалифицированным требованиям, установленным Федеральной комиссией.

Юридическое лицо, осуществляющее брокерскую деятельность, должно иметь в своем штате от 1 до 3 специалистов, имеющих квалификационные аттестаты, а также сотрудника (контролера), в исключительную компетенцию которого входит осуществление контроля за соответствием брокерской деятельности требованиям законодательства о ценных бумагах.

Деятельность брокера на рынке ценных бумаг возможна только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия выдается на основании заявления коммерческой организации, намеренной осуществлять брокерскую деятельность. Оно должно содержать всю информацию в соответствии с установленными требованиями.

Помимо заявления представляются документы, установленные комиссией по рынку ценных бумаг.

Федеральная комиссия или лицензирующий орган не позднее 30 дней со дня получения перечисленных документов должна выдать лицензию или отказать в ее выдаче с изложением причин такого отказа.

Лицензия выдается на срок, зафиксированный в заявлении, но не более чем на срок, установленный положением о лицензировании. Порядок продления лицензии устанавливается Федеральной комиссией.

Данные о лице, получившем лицензию, вносятся лицензирующим органом в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется самим органом: Эти данные должны быть немедленно переданы п Федеральную комиссию для внесения в реестр лицензий на осуществление профессиональной брокерской и дилерской деятельности.

Брокер и дилер обязаны ежеквартально с момента получения лицензии в срок не позднее 45 дней со дня окончания квартала представлять отчетность, включающую информацию об итогах своей финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал, объеме и количестве заключенных им сделок и иную информацию по форме, установленной Федеральной комиссией.

Брокерские фирмы, работающие на бирже, проходят соответствующую аккредитацию, т.е. биржа устанавливает соответствие фирмы тем требованиям, которые к ней предъявляются. На некоторых биржах, кроме аккредитации самой фирмы, требуется аккредитация брокеров, которые будут ее представлять в ходе биржевых торгов. Брокерская фирма, прошедшая аккредитацию, вносится в реестр биржи и получает номер (код, шифр), под которым будет действовать при заключении сделок. На отдельных биржах цифровой код брокерской фирмы заменяют или дополняют буквенным, тогда он содержит строго определенное количество букв (от 4 до 6).

Прибегая к услугам брокерской фирмы, клиенты имеют следующие преимущества:

  • во-первых, значительно увеличивается объем торговых операций без роста собственных затрат на эти цели;
  • во-вторых, появляется возможность располагать услугами высококвалифицированного торгового персонала;
  • в-третьих, затраты на услуги, связанные с проведением торговых операций с участием брокерской фирмы, исчисляются в размере определенного процента от их объема.

Еще большее значение приобрели брокерские фирмы на фондовом рынке, где без профессионального посредника невозможно провести ни одной операции. Используя услуги фондового брокера, клиенты покупают акции по справедливой цене, т.е. цене, отвечающей сегодняшнему дню, не прибегая к услугам случайных лиц.

На первом этапе деятельность брокерской фирмы финансируется открывшим ее юридическим или физическим липом, а в дальнейшем - за счет получаемых доходов от посреднической деятельности (которые образуются из комиссионных сборов от сумм совершаемых сделок) и платы за различные маркетинговые услуги, оказываемые клиентам.

Штат брокерской фирмы и оплата занятых в ней лиц определяется ее владельцем или руководителем в зависимости от уровня доходности фирмы.

Оплата за брокерские услуги обычно устанавливается по соглашению между фирмой и клиентом в размере определенного процента в зависимости от сумм сделки (например, чем больше сумма сделки, тем меньше процент отчислений).

Крупные фирмы предполагают отменить комиссионные отчисления и получать свои доходы от предоставления различных услуг: пользования связью, консультирования и т.д.

Действуя по поручению клиента, брокерская фирма заключает сделку от его имени. Как правило, брокерская фирма не участвует в расчетах между контрагентами в сделках, и на ее расчетный счет поступают лишь комиссионные. Однако возможен вариант покупки брокерской фирмой товара с последующей перепродажей. В этом случае она проводит дилерские операции, а ее доход состоит из разницы между ценой покупки и продажи.

Брокерские фирмы и брокеры, работающие на бирже, совершают сделки в соответствии с Правилами биржевой торговли; приобретают или получают информацию о всех видах продуктов и услуг, предлагаемых для реализации на бирже; пользуются в установленном порядке услугами персонала биржи, включая использование торговых залов и иных биржевых помещений, средств связи и другой организационной (в том числе вычислительной) техники; участвуют в работе арбитражной комиссии биржи

 

 

24. Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Издержки (себестоимость) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию[4,c.234].

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Её реальное определение на предприятии необходимо для:

- маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

- определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

- ценообразования;

- правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...