По теме: « Методы научного исследования и их классификация»
(семинар) 1. Методы научного исследования, их виды и классификации. Понятия «теоретические» и «эмпирические» методы. 2. Эмпирические и теоретические компоненты в социально-гуманитарном исследовании. 3. Теоретические методы в научном исследовании. Методы-операции и методы-действия. 4. Эмпирические методы в научном исследовании. Методы-операции и методы действия. 5. «Жизнь» как базовая категория социально-гуманитарного исследования. Концепции Ф. Ницше, В. Дильтея, Э. Гуссерля. 6. Категории «времени» и «пространства» в социально-гуманитарном познании. Понятие «хронотоп» в концепции М.М. Бахтина. Ключевые термины и понятия: метод-действие,метод-операция, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, диалектика (как метод), законы диалектики, научные теории (как метод), доказательство, метод анализа систем знаний, дедуктивный (аксиоматический) метод, индуктивно-дедуктивный метод, научное наблюдение, процедуры наблюдения, интерсубъективность, измерение, факторы точности измерения, элементы измерения, опрос, беседа, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок, метод «мозгового штурма», «блиц-опрос», метод Делфи, эвристическое прогнозирование, тестирование, отслеживание, обследование, мониторинг, метод изучения и обобщения опыта, опытная работа, эксперимент, ретроспекция, прогнозирование, экспериментальный фактор, независимая переменная, зависимая переменная, мысленный эксперимент, математический эксперимент, имитационный эксперимент. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Обозначьте наиболее распространенную классификацию методов научного исследования.
2. Какие основания (критерии) кладут исследователи 3. Каким образом определяются методы-действия и методы-операции? 4. Какие конкретно методы относятся к группе теоретических методов-операций? 5. Охарактеризуйте значимость анализа и синтеза в научно-исследовательской деятельности и обозначьте характер их взаимосвязи. 6. Какие характеристики объекта выявляются с помощью сравнения? Каким образом сравнение связано с анализом? 7. Каким образом проявляется действие абстрагирования как метода? В чем заключается одна из его основных функций? 8. Обозначьте процесс, противоположный абстрагированию. 9. Какие векторы исследования в отношении сочетания абстрагирования и конкретизации в процессе познания выделяет диалектика? В чем проявляется сущность диалектики теоретического мышления? 10. При помощи какого метода осуществляется выделение и фиксация относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений? 11. Какой метод позволяет отображать результаты мышления в точных понятиях или утверждениях? 12. Какой метод основан на мысленном конструировании представлений об объекте, прообраз которого существует в реальном мире? 13. Как называется мыслительная операция, в ходе которой знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели) переносится на другой, менее изученный или недостаточно доступный для изучения? 14. В чем заключается сущность модельного эксперимента? Что представляет собой мысленный эксперимент? 15. Можно ли воображение, мечту отнести к теоретическим методам-операциям? Почему? 16. Что по Г. Гегелю является основой диалектики как метода научного познания? Укажите стратегическую платформу познания в диалектике. 17. Укажите составные части доказательства как теоретического метода-действия и представьте их возможную типологию.
18. Сформулируйте основные требования (правила), предъявляемые к доказательствам (до пяти положений/единиц ответа). 19. Какие методы относятся к группе эмпирических методов-операций? 20. Укажите процедуры (этапы), из которых складывается научное наблюдение (до пяти положений/единиц ответа). 21. Какие виды наблюдаемых ситуаций вы можете обозначить (до пяти положений/единиц ответа)? Укажите недостатки наблюдения как метода познания. 22. Обозначьте элементы примерной структуры измерения (до пяти положений/единиц ответа). 23. Укажите объективные и субъективные факторы, от которых зависит точность измерения как метода (до пяти положений/единиц ответа). 24. Охарактеризуйте опрос, как эмпирический метод, применяемый только в общественных и гуманитарных науках. 25. В чем заключается сущность метода экспертных оценок? 26. На какие три класса подразделяются эмпирические методы-действия (по А.М. и Д.А. Новиковым)? 27. Охарактеризуйте метод отслеживания и обозначьте его частные проявления. Укажите недостатки метода отслеживания и его разновидностей. 28. Охарактеризуйте опытную работу и эксперимент и укажите различия между ними. Каковы их функциональные роли по отношению к изучаемому объекту? 29. Прокомментируйте понятия «экспериментальный фактор», «независимая переменная», «зависимая переменная». К какому методу они имеют отношение? 30. Приведите возможные основания, по которым производится классификация экспериментов как методов научного исследования (до пяти положений/единиц ответа). 31. Какие виды экспериментов принято различать в зависимости от характера стратегии экспериментального исследования? 32. В чем заключается специфика и значимость мысленного эксперимента? 33. Прокомментируйте выражение П.В. Копнина: «Научное исследование только тогда действительно является экспериментальным, когда заключение делается не из умозрительных рассуждений, а из чувственного, практического наблюдения явлений. Поэтому то, что иногда называют теоретическим или мысленным экспериментом, фактически не является экспериментом. Мыслительный эксперимент – это обычное теоретическое рассуждение, принимающее внешнюю форму эксперимента».
34. Прокомментируйте содержание математического и имитационного экспериментов. 35. Раскройте научный смысл ретроспекции и прогнозирования как методов исследования и приведите конкретные примеры изучения объекта с их помощью. 36. Какой смысл вкладывают в понятие «жизнь» социально-гуманитарные науки? В каком направлении сегодня разрабатывается это понятие? 37. Какие вопросы в отношении жизни поставил в своей работе «Воля к власти» Ф. Ницше? 38. Какой смысл вложил в понятие «жизнь» В. Дильтей? Какие новые категории, необходимые для методологии наук о духе, он стремился разрабатывать? 39. Прокомментируйте понятие «жизненный мир» Э. Гуссерля. Каким образом его идеи повлияли на развитие феноменологической социологии? 40. Каким образом категории «время» и «пространство» трактуются в социально-гуманитарном знании?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 по теме: «Фаза проектирования в научном исследовании и ее содержание» (семинар) 1. Научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности и его основные фазы, стадии и этапы. 2. Концептуальная стадия в фазе проектирования (выявление противоречий, постановка проблемы, определение цели, выбор критериев оценки достоверности результатов). 3. Стадия моделирования (построение гипотезы научного исследования) в фазе проектирования. Условия состоятельности гипотезы. 4. Стадии конструирования и технологической подготовки исследования в фазе проектирования. 5. Коммуникативная природа в социально-гуманитарном познании. Модель «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса. 6. Аксиологическая основа социально-гуманитарного познания. «Самостоятельное царство» ценностей в концепции Г. Риккерта.
Ключевые термины и понятия: фундаментальные исследования, прикладные исследования, противоречие, стратификация проблемы, исследовательский подход, содержательный подход, формальный подход, интерпретация (как методологический подход), логический подход, исторический подход, логико-исторический подход, историко-логический подход, качественный подход, количественный подход, феноменологический подход, сущностный подход, единичный подход, общий (обобщенный) подход, предметность, полнота, непротиворечивость, интерпретируемость (как принцип-критерий), проверяемость, достоверность, описательная гипотеза, объяснительная гипотеза, условия состоятельности гипотезы, индивидуальное планирование исследования, коллективное планирование исследования, ресурсные возможности исследования, программа исследования, экспериментальная учебно-программная документация, коммуникационная энтропия.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие фазы включает научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности? 2. Укажите стадии фазы проектирования и прокомментируйте их. 3. На какие этапы подразделяется концептуальная стадия в исследовании? Прокомментируйте отдельно этап выявления противоречия. 4. Обозначьте этапы стадии моделирования (построения гипотезы). Прокомментируйте необходимость уточнения (конкретизации) гипотезы. 5. Каковы основные этапы стадии конструирования исследования? Прокомментируйте значимость декомпозиции (определение задач исследования). 6. Охарактеризуйте основные типы исследований исходя из критерия их отношения к теории или практике. 7. Что принято называть в науке противоречием? В каких смыслах, значениях может употребляться это понятие? 8. Что принято понимать под научной проблемой? Что означает в гносеологическом смысле понятие «проблема»? 9. Какие этапы принято выделять в процессе постановки проблемы? 10. Что включает в себя этап обоснования проблемы? Какова роль противоположных суждений в этом процессе? 11. В чем заключается смысл стратификации проблемы? Какова цель этой научной процедуры? 12. Представьте определение объекта и предмета исследования. Каким образом они соотносятся друг с другом и отличаются друг от друга по своей структуре? 13. Каким образом тема исследования соотносится с предметом и объектом исследования? 14. Раскройте смысл содержательного и формального подходов. Прокомментируйте их взаимосвязанность и взаимообусловленность. 15. Раскройте смысл логического и исторического подходов. Прокомментируйте их взаимосвязанность и взаимообусловленность. 16. В чем заключается отличие логико-исторического подхода от историко-логического? 17. Охарактеризуйте качественный и количественный подходы в исследовании. С чего начинается оценка количественных характеристик предметов, явлений? 18. Представьте характеристику феноменологического и сущностного подходов в исследовании и приведите примеры их использования.
19. В чем заключается сущность использования единичного и общего (обобщенного) подходов в исследовании? 20. Какие требования в науке предъявляются к формулированию цели? 21. Укажите и прокомментируйте основные критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования (до шести положений/единиц ответа). 22. Укажите и прокомментируйте основные критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования (до четырех положений/единиц ответа). 23. Представьте определение научной гипотезы. В каких формах она может проявлять себя? 24. Каковы условия состоятельности гипотезы (до четырех положений/единиц ответа)? 25. Что представляет собой задача исследования? Представьте основные возможные варианты формулирования задач. 26. Представьте примерный перечень условий исследовательской деятельности. 27. Прокомментируйте роль индивидуального и коллективного планирования в исследовании. 28. В чем заключается особенность коммуникативной природы социально-гуманитарного знания (по Н. Луману)? 29. Каким образом можно прокомментировать ситуацию коммуникационной энтропии (хаоса)? Какие условия могут ее спровоцировать? 30. Укажите основные элементы структуры коммуникации (до четырех положений/единиц ответа; по Т.В. Шелепановой). 31. В чем заключается суть проблемы коммуникативной рациональности по Ю. Хабермасу? Какой смысл вкладывается в понятие «коммуникативный разум»? 32. Каково определение понятия «ценность»? Какой смысл вкладывается в это понятие сегодня? 33. Какой вклад в разработку теории ценностей внес И. Кант? 34. Какую роль в развитие теории ценностей внес своим учением 35. В чем заключается сущность учения о ценностях Г. Риккерта? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 по теме: «Технологическая и рефлексивная фазы научного исследования и их содержание» (семинар) 1. Анализ и систематизация литературных данных как важнейший компонент теоретического этапа в стадии проведения исследования технологической фазы. 2. Основные этапы технологической фазы (опытно-экспериментальная работа, оформление результатов исследования и др.). 3. Понятия «оценка» и «рефлексия». Отношения первого, второго и третьего порядка в процессе рефлексии. 4. Рефлексивная фаза научного исследования. Формы письменного и устного научного обобщения результатов научного исследования. 5. Метод научного объяснения в социально-гуманитарном исследовании, его основные модели и типы (каузальная, телеологическая модель и др.). 6. Развитие герменевтики как науки и искусства истолкования текста. Концепция Х.Г. Гадамера. Ключевые термины и понятия: библиография, научная школа, терминология, тезаурус, понятийный аппарат, основание классификации, родовые понятия, видовые понятия, теория науки, научная теория, апробация исследования, публикация исследования, реферат, научная статья, научный отчет, научный доклад, методическое пособие, брошюра, книга, монография, тезисы докладов, семинар, научная конференция, научный съезд, научный конгресс, симпозиум, авторские школы, тематические чтения, оценка, рефлексия, элементарная рефлексия, научная рефлексия, философская рефлексия, рефлексия первого рода (авторефлексия), рефлексия второго рода, нулевой ранг рефлексии (отношения первого порядка), рефлексия первого ранга (отношения второго порядка), рефлексия второго ранга (отношения третьего порядка), индекс цитируемости, каузальная модель объяснения, телеологическая модель объяснения, относительный телеологизм, абсолютный телеологизм, герменевтика. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Укажите возможные виды публикаций, отражающие этапы исследования, этапы развития научного знания. 2. Обозначьте основные требования, предъявляемые к классификациям, используемым при построении логической структуры исследования. Могут ли одни и те же объекты быть классифицированы по различным основаниям? 3. Может ли модифицироваться система классификаций за счет удаления части существующих оснований классификации или добавления новых? 4. В чем заключается различие понятий «теория науки» и «научная теория»? 5. Из каких этапов состоит процесс построения логической структуры теории (концепции)? 6. В каких значениях может употребляться слово концепция? 7. Что является результатом произведения обобщений первого порядка, обобщений второго порядка и т.д.? Каков научный смысл этих операций? 8. Каким образом взаимосвязаны между собой индукция и дедукция в ходе построения логической структуры теории? На котором из этих этапов формулировка концепции развивается, раскрываясь в совокупности принципов, факторов, условий, моделей, механизмов и т.д.? 9. Представьте определение структурных элементов теории и приведите конкретные примеры. 10. Охарактеризуйте необходимость и роль апробации результатов исследования в научной деятельности. 11. Прокомментируйте этап оформления результатов исследования и укажите основные формы литературной продукции, в которых они находят оформление. 12. Представьте основные формы организации устного научного общения и прокомментируйте их. 13. Какой научный смысл вкладывается в понятие «оценка»? 14. Что означает понятие «рефлексия», и в каком научном смысле оно может употребляться? 15. Укажите и охарактеризуйте основные виды рефлексии, обозначаемые в науке. 16. Прокомментируйте понятия «рефлексия первого рода» и «рефлексия второго рода». В чем проявляется сложность процесса рефлексии? 17. Прокомментируйте понятия «нулевой ранг рефлексии», «рефлексия первого ранга» и «рефлексия второго ранга». 18. На какие еще фазы исследования, помимо рефлексивной, могут распространяться процессы рефлексии? 19. Что определяет востребованность публикаций в научном мире? Прокомментируйте понятие «индекс цитируемости». 20. Представьте и прокомментируйте понятие «научная рефлексия». Что становится ее результатом? 21. Какой метод является основным методом научной рефлексии? 22. Какие научные школы (традиции, направления) выделяет по вопросу о природе научного объяснения Г.Х. Фон Вригт (два положения/единицы ответа)? 23. Укажите основные идеи каузального объяснения, разработанные 24. Каким двум главным требованиям должна отвечать концепция каузального объяснения? В каком значении употребляется понятие «объяснение» в данном случае? 25. Какова логическая структура каузальной модели, какие основные уровни в ней можно выделить? 26. В каком контексте понятие «объяснение» употребляется в телеологической модели? 27. Прокомментируйте содержание понятий «относительный телеологизм» и «абсолютный телеологизм». 28. Охарактеризуйте телеологическую модель объяснения, предложенную Г.Х. Вригтом. Укажите основные элементы его схемы (три положения /единицы ответа). 29. Почему телеологические модели не могут с высокой точностью объяснить историческое прошлое? 30. Охарактеризуйте герменевтику в методологическом отношении и обозначьте круг решаемых ею проблем. 31. Каким образом определял герменевтику Ф. Шлейрмахер? В чем заключается сущность его концепции «герменевтического круга»? 32. Охарактеризуйте концепцию герменевтики В. Дильтея. Каким образом в его герменевтике представлено понимание? 33. В каком направлении герменевтику разрабатывал М. Хайдеггер? Укажите два вида понимания, обозначаемые М. Хайдеггером. 34. Прокомментируйте основы герменевтической концепции
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|