Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных вопросов к экзамену




 

1. Методология как учение об организации научной деятельности. Специфика социально-гуманитарного исследования.

2. Предмет и объект социально-гуманитарного исследования. Философия и ее роль в системе социально-гуманитарных наук.

3. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и ее социокультурная обусловленность. «Комплексное человекознание».

4. Исторические этапы развития социально-гуманитарных наук: классический, неклассический, постнеклассический.

5. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Натурализм и антинатурализм.

6. Особенности субъект-объектных отношений в социально-гуманитарном познании. Понятие «индивидуального субъекта».

7. Общее и особенное в естественных и гуманитарных науках: современные трактовки проблемы. Задачи синтеза наук.

8. Проблема истинности в социально-гуманитарном познании. Отечественные и зарубежные концепции истины.

9. «Жизнь» как базовая категория социально-гуманитарного исследования. Концепции Ф. Ницше, В. Дильтея, Э. Гуссерля.

10. Категории «время» и «пространство» в социально-гуманитарном познании. Понятие «хронотоп» в концепции М.М. Бахтина.

11. Коммуникативная природа в социально-гуманитарном познании. Модель «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса.

12. Аксиологическая основа социально-гуманитарного познания. «Самостоятельное царство» ценностей в концепции Г. Риккерта.

13. Метод научного объяснения в социально-гуманитарном исследовании, его основные модели и типы (каузальная, телеологическая модель и др.).

14. Развитие герменевтики как науки и искусства истолкования текста. Концепция Х.Г. Гадамера.

15. Понимание и интерпретация в социально-гуманитарном исследовании. Проблема текста в гуманитарных науках в трудах М.Н. Бахтина.

16. Вера, сомнение и знание в структуре социально-гуманитарного исследованиия. Проблема соотношения веры и истины.

17. Проблема историко-философского и социокультурного осмысления природы и сущности человека. Человек как проект.

18. Проблема смысла и ценности жизни в историко-философском и социокультурном аспекте.

19. Человек как самая сложная система окружающего пространства: соотношение природных и социокультурных качеств.

20. Основные типы организации деятельности и их характеристика. Проектно-технологический тип организационной культуры.

21. Аспекты содержания понятия «наука». Общие закономерности развития и свойства науки как результата.

22. Структура научного знания и ее характеристика. Критерии и классификации научного знания.

23. Формы организации научного знания (факт, положение, понятие, категория и др.). Общее понятие о семиотике.

24. Эстетическая деятельность и ее предметно-духовный характер. Эстетические компоненты научной деятельности.

25. Этические основания методологии. Внутренние и внешние аспекты научной этики.

26. Особенности индивидуальной научной деятельности. Саморегуляция как информационный процесс.

27.  Особенности коллективной научной деятельности. Управление как важнейший структурный компонент коллективной деятельности.

28. Основные принципы познания современной науки: принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности.

29. Средства научного исследования (средства познания): материальные, математические, логические, языковые.

30. Методы научного исследования, их виды и классификации. Понятия «теоретические» и «эмпирические» методы.

31. Теоретические методы (методы-операции) и основания их определения (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др.).

32. Теоретические методы (методы-действия) в научном исследовании: диалектика, научные теории, доказательство и др.

33. Эмпирические методы (методы-операции): изучение научных и документальных материалов, измерение, опрос, метод экспертных оценок и др.

34. Методы отслеживания объекта в структуре эмпирических методов-действий и их частные проявления (обследование, мониторинг и др.).

35. Преобразующие объект методы и методы изучения объекта во времени в структуре эмпирических методов-действий (опытная работа, эксперимент, ретроспекция и др.).

36. Эмпирические и теоретические компоненты в социально-гуманитарном исследовании: многообразие инструментария.

37. Научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности и его основные фазы, стадии и этапы.

38. Процесс выявления противоречия как важнейший этап концептуальной стадии фазы проектирования.

39. Постановка (формулирование) проблемы как важнейший этап концептуальной стадии фазы проектирования.

40. Этап определения цели исследования как важнейший этап концептуальной стадии фазы проектирования.

41. Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования в концептуальной стадии фазы проектирования.

42. Стадия моделирования (построение гипотезы научного исследования) в фазе проектирования. Условия состоятельности гипотезы.

43. Стадии конструирования и технологической подготовки исследования в фазе проектирования.

44. Анализ и систематизация литературных данных как важнейший компонент теоретического этапа в стадии проведения исследования технологической фазы.

45. Построение логической структуры теоретического исследования. Основные требования к построению классификаций.

46. Построение логической структуры теории (концепции). Этап индукции и дедуктивный процесс.

47. Эмпирический этап в стадии проведения исследования технологической фазы. Проведение опытно-экспериментальной работы.

48. Стадия оформления результатов исследования в технологической фазе научной деятельности. Формы литературной продукции.

49. Понятия «оценка» и «рефлексия». Отношения первого, второго и третьего порядка в процессе рефлексии.

50. Рефлексивная фаза научного исследования. Формы письменного и устного научного обобщения результатов научного исследования.

51. Коллективная научная деятельность и задачи руководителя в процессе ее организации. Проблема соавторства.

52. Составление планов научной деятельности в исследовательском коллективе. Правила ведения научных дискуссий.

53. Моделирование как метод научного исследования и его функции. Требования, предъявляемые к моделям.

54. Качественные методы научного моделирования систем (метод «сценариев», графический метод, метод структуризации).

55. Научное прогнозирование. Методы экстраполяции, экспертных оценок и логического моделирования.

56. Методы математической статистики в социально-гуманитарном знании. Условия рационального применения статистического метода.

57. Измерение и моделирование общественных явлений. Подходы к моделированию общественных явлений и процессов в ходе исторического развития.

58. Переоценка роли науки в современном поликультурном обществе. Нарастание противоречий в научной сфере.

59. Основные траектории общественного развития на современном этапе: взаимное сближение науки и практики.

60. Проблема формирования новой парадигмы в социально-гуманитарном познании: характерные условия, черты и особенности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...