Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По теме: «Методы моделирования, прогнозирования и математической статистики»




(семинар-диспут)

1. Моделирование как метод научного исследования и его функции. Качественные методы научного моделирования систем.

2. Методы математической статистики. Условия рационального применения статистического метода.

3. Научное прогнозирование. Методы экстраполяции, экспертных оценок и логического моделирования.

4. Измерение и моделирование общественных явлений. Подходы к моделированию общественных явлений и процессов в ходе исторического развития.

5. Проблема историко-философского и социокультурного осмысления природы и сущности человека. Человек как проект.

6. Проблема смысла и ценности жизни в историко-философском и социокультурном аспекте.

 

Ключевые термины и понятия: качественный анализ, модель, моделирование, предметное моделирование, физическое моделирование, абстрактная модель, функции моделирования, ингерентность модели, адекватность модели, устойчивость модели, методы моделирования, метод «сценариев», графический метод, метод структуризации, компьютерное моделирование, математическое моделирование, аналитическое моделирование, имитационное моделирование, оптимизация, оптимальность, «ошибки моделирования», контент-анализ, количественный анализ, математические методы, статистика, метод статистического анализа, условия рационального применения статистического метода, описательная статистика, выборочная статистика, корреляционный метод, регрессивный метод, прогнозирование, методы экстраполяции, методы экспертных оценок, логическое моделирование, поисковый прогноз, нормативный прогноз, самоосуществляющийся прогноз, самоаннулирующийся прогноз, активный прогноз, пассивный прогноз.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Насколько широко применяется моделирование как метод научного исследования?

2. Что понимается под «моделью»? В каких значениях может употребляться это понятие? Насколько существующие определения «модели» согласовываются друг с другом?

3. Представьте определение абстрактных (идеальных) и предметных (реальных, вещественных) моделей. По каким основаниям производится подобное разделение моделей?

4. В чем заключается сущность предметного моделирования и физического моделирования?

5. При помощи каких средств могут формироваться (создаваться, строиться) абстрактные модели?

6. Укажите и прокомментируйте основные функции моделирования в научном исследовании.

7. Какие требования принято предъявлять к моделям с точки зрения их взаимосвязи с субъектом, средой и моделируемым объектом (до трех положений/единиц ответа)?

8. Какие методы относятся собственно к методам моделирования? На какие классы их принято подразделять?

9. В чем заключается сущность метода «сценариев»? Укажите роли (задачи) специалистов при подготовке сценария (до четырех положений/единиц ответа).

10. Охарактеризуйте графический метод и метод структуризации. Почему метод структуризации именуют иногда системно-структурным?

11. Охарактеризуйте на уровне понятий процессы компьютерного, математического, аналитического и имитационного моделирования. Какую роль играет творческая интуиция в ходе создания модели?

12. В чем заключается сущность оптимизации в моделировании? Какие ошибки можно допустить в процессе моделирования?

13. Какую роль в социально-гуманитарном исследовании играют количественные методы?

14. Каким образом соотносят понятия «качество» и «количество» по отношению к общественным процессам?

15. Насколько количественный анализ общественных отношений зависит от качественного?

16. Какой метод выступал первоначальной формой количественного анализа в исторических исследованиях? С чем была связана его разработка и применение?

17. Охарактеризуйте рост влияния статистического метода, применяемого в исследовании общественных процессов? Кто из российских дореволюционных исследователей активно использовал его?

18. Каким образом различные исследователи, в частности В.И. Ленин, оценивали значимость статистического метода?

19. В работах В.И. Ленина четко сформулировано требование социальной типологии как одно из условий применения статистического метода: «…статистика должна давать не произвольные столбцы цифр, а цифровое освещение тех различных социальных типов изучаемого явления, которые наметились и намечаются жизнью». Прокомментируйте данное выражение.

20. Прокомментируйте следующее выражение, приводимое в работе Н.И. Смоленского: «Есть маленькая ложь, есть большая ложь, а есть статистика». Приведите конкретные примеры использования количественных методов для доказательства заведомо несостоятельных положений.

21. Обозначьте общие условия рационального применения статистического метода (до трех положений/единиц ответа).

22. Охарактеризуйте методы описательной и выборочной статистики. Приводит ли выборочный статистический анализ к обнаружению тенденции развития?

23. В каких случаях целесообразно использование корреляционного метода?

24. В каких ситуациях необходимо применение вычисления коэффициента регрессии (регрессивного метода), который показывает степень изменения результата того или иного процесса развития от изменения воздействующего на него фактора?

25. Охарактеризуйте метод контент-анализа. В каких случаях он применяется?

26. Какие в научно-исследовательской среде существуют подходы к моделированию общественных процессов (по И.Д. Ковальченко)?

27. Какую роль в прогнозировании играют методы экстраполяции и экспертных оценок?

28. На чем основан метод логического моделирования?

29. В чем заключается сущность поискового и нормативного прогноза?

30. Охарактеризуйте понятия «самоосуществляющийся» и «самоаннулирующийся» прогнозы.

31. В связи с чем принято выделять активный и пассивный прогнозы?

32. Каким образом понималась природа человека в древнегреческой философии – в трудах Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля?

33. Прокомментируйте размышления Екклесиаста о человеке: «…Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? … Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что он трудится под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже ночью сердце его не знает покоя. … Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом. … Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?».

34. Как трактовалась проблема человека в христианстве?

35. Какие принципиально новые акценты в трактовке сущностной природы человека появились в эпоху Возрождения? Прокомментируйте учение Дж. Пико дела Мирандолы.

36. Как разрабатывалась проблема природы человека в эпоху Нового времени?

37. Укажите признаки, характеризующие природу человека, которые выдвинули новоевропейские философы (до шести положений/единиц ответа; по Т.А. Новолодской и В.Н. Садовникову).

38. Прокомментируйте разработку проблемы человека немецкой классической философией – И. Кантом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом,
К. Марксом.

39. Охарактеризуйте значимость общественной среды в развитии человека.

40. Прокомментируйте особенности взаимоотношений человека с обществом. В чем заключается их противоречивый характер?

41. Каким образом происходило осмысление природы человека и проблем его бытия в ХХ в. в философии экзистенциализма? Прокомментируйте учение Ж. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера и др.

42. Какой смысл вкладывается в понятие «жизнь», в том числе в философии?

43. Каким образом трактовалась жизнь в трудах Ф. Ницше?

44. Прокомментируйте размышления Ф. Ницше: «Человечество всегда повторяло одну и ту же ошибку: из средства к жизни оно сделало масштаб для жизни; вместо того, чтобы обрести мерило в высшем подъеме самой жизни, в проблеме роста и истощения – оно средство к вполне определенной жизни использовало в целях исключения всех иных форм жизни, – одним словом, – для критики и отбора жизни».

45. В каких значениях в литературе употребляется понятие «смысл жизни» (до семи положений/единиц ответа; по Т.А. Новолодской и
В.Н. Садовникову)
?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...