Оружие — колюще-рубящая шпага. Манера поединка соответствует «Школе сценического боя». Музыка написана в четырехдольном размере. Экспозиция сцены: после серенады Мефистофеля оскорбленный Валентин выбегает из дома Маргариты с обнаженной шпагой. Он поет вызов: «Кому из вас обязан я бесчестьем, кому отмстить обязан я?»
Далее поется знаменитое трио вызова перед дуэлью, которое заканчивается словами Мефистофеля: «Вы колите смелей, а о защите вашей я позабочусь!» После этих слов противники, выбрав место, начинают поединок. Валентин — справа по диагонали, Фауст — в глубине сцены, Мефистофель — почти на середине сцены и несколько в глубине ее. Он как будто центр, вокруг которого передвигаются противники.
Такты
1.
Валентин медленно приближается к Фаусту со шпагой, приготовленной для укола.
Фауст почти неподвижен. Он выжидает, его шпага также обнажена.
2.
I половина, укол в бедро.
II половина, пятая защита.
Вторая защита.
Удар по голове кругом слева.
3.
I половина, укол в бедро.
II половина, двойной шаг вперед.
Вторая защита, отход назад.
Перемещается, обходя Валентина.
4.
I половина, удар по голове.
II половина, повторно удар по голове
Пятая защита и отступает.
Шестая защита.
5.
I половина, защита и шаг назад.
II половина, пауза в позе готовности.
Укол в бедро.
Обходит Валентина.
6.
I половина, выжидает, поворачиваясь за Фаустом.
Медленно приближается к Валентину.
7.
I половина, укол в бедро.
II половина, с угрозой приближается к Фаусту.
Вторая защита, скачок назад.
Медленно отходит, но приближается с обнаженной шпагой Мефистофель.
8.
I половина, удар по голове.
II половина, пауза
Пятая защита, Мефистофель также подставляет свою шпагу в пятую защиту
9.
I половина, получает укол.
II половина, падает.
Закалывает Валентина.
Выдергивает шпагу.
.
Мефистофель заканчивает сцену, он поет: «Вот наш герой лежит и умирает, скорее в путь».
Методические указания. Артистов надо обучить технике передвижений в положении боевой стойки: шаг вперед, назад, двойной шаг вперед, скачок назад и технике приемов: укол в бедро, удар по голове, с кругом по голове слева, второй, пятой и шестой защитам. Повторная атака ударом по голове. Вначале надо изучить технику исполнения этих приемов, затем начать парные упражнения.
Надо учить фехтовальные фразы: 1, 2 и 3-й такты, затем 4, 5 и 6-й такты, в заключение — финал, то есть 7, 8 и 9-й такты. После разучивания соединить первые 6 тактов, тренировать до свободного исполнения, затем соединить 6 тактов с финалом. Важно, чтобы исполнитель роли Мефистофеля отлично знал музыку и фехтовальную композицию, своевременно подставил свою шпагу в пятую защиту.
Это даст возможность Фаусту «ранить» Валентина. Нанести удар по левому боку партнера (Валентин должен стоять правым боком к зрителям), затем резким движением выдернуть шпагу. Валентин падает после того, как шпага выдернута.
Вторая композиция этой же сцены выполнена для певцов, владеющих искусством сценического фехтования.
Валентин
Фауст
Такты
1. Противники располагаются на сцене так, чтобы Валентин оказался правым боком к зрителям. Несколько по диагонали и чуть в глубине сцены остановился Фауст, рядом с ним — Мефистофель.
2. Состоит из четырех фехтовальных темпов:
1-я чет. Двойной шаг вперед и укол в бедро.
Вторая защита.
2-я чет. Пятая защита.
Круг слева удар по голове.
3-я чет. Укол в бедро.
Вторая защита и отступает.
4-я чет. Повторно укол в бедро.
Первая защита и скачок назад.
3. Перемещение. Валентин пытается приблизиться к Фаусту, тот отходит назад, затем быстро идет вперед, но по дуге, и оказывается почти за спиной.
4. 1-я чет.
Двойной шаг вперед и удар по голове.
Пятая защита и отступает.
2-я чет.
Повторно то же.
Шестая защита и отступает.
3-я чет.
Повторно то же.
Пятая защита. Мефистофель обнажает шпагу.
4-я чет.
Вторая защита и шаг назад.
Укол в бедро.
5. Валентин, медленно передвигаясь, выбирает момент и место для атаки.
6.
1-я и
Выжидает противника.
Идет навстречу Валентину.
2-я чет.
3-я чет.
Пауза.
Пауза.
4-я чет.
(триоль) Укол в бедро. Вторая защита. Укол в бедро.
Вторая защита. Укол в бедро. Вторая защита.
7.
1-я чет.
Повторно круг влево по голове.
Пятая защита и скачок назад.
2-я чет.
Медленно идет к Фаусту.
Отступает.
3-я чет.
Медленно идет к Фаусту.
Отступает.
4-я чет.
Медленно идет к Фаусту.
Меняются местами.
8. 1-я чет.
Удар по правому боку.
Вторая защита, отступает.
2-я, 3-я,
С угрозой идет к Фаусту.
Прислоняется к стене дома,
4-я чет.
приближается Мефистофель.
9. 1-я чет.
Удар с кругом по голове.
Пятая защита, Мефистофель.
2-я чет.
Пауза.
Фауст колет в туловище Валентина.
3-я чет.
Пауза.
Фауст выдергивает шпагу.
4-я чет.
Падение № 1.
Фауст и Мефистофель отходят.
Сцена дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»
I акт
Характеристика дуэлянтов
Вальвер — блестящий дворянин, прекрасно владеющий шпагой по всем правилам классической школы.
Сирано — фехтовальщик-виртуоз, для него характерна свобода в обращении со шпагой, и техника владения ею такова, что Сирано может биться одновременно с несколькими противниками; он фехтует правой и левой рукой, фехтует в любом положении — стоя, сидя, на столе и т. д. Бьется непринужденно, пугая Вальвера, временами издеваясь над ним.
Чем техничнее будет сыграна роль Вальвера, тем выгоднее будет охарактеризован образ Сирано. Материал данной сцены подобран именно с этой точки зрения; по сути, качество фехтовальной техники актера, играющего роль Вальвера, решает успех сцены; материал боя у Сирано находится в прямой зависимости от техники Вальвера — вот почему на роль Вальвера необходимо подобрать умеющего хорошо фехтовать или хотя бы просто хорошо двигающегося актера.
Сирано
Вальвер
Скрещивают шпаги в шестом соединении.
Действия шпагой
Действия шпагой
1. Первая часть двойного шага назад.
1. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
2. Вторая часть двойного шага назад.
2. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
3. Первая часть двойного шага назад.
3. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
4. Вторая часть двойного шага назад.
4. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
5. На месте — четвертая защита.
5. С переводом укол в грудь.
6. Ответный укол прямо.
6. Защита четвертая уходом в стойку.
7. Защита четвертая, убирая правую ногу за левую (двойной шаг назад).
7. Ответная атака уколом прямо.
8. Защита третья. Убирая левую ногу назад.
8. Повторная атака переводом в правое плечо.
Читает балладу
Действия шпагой Сирано
Действия шпагой Вальвера
9. «Не приближайте»
Круговой захват в третьем соединении.
Стоит с вытянутой рукой на выпаде
10. «Смертный»
То же второй раз.
Тоже.
11. «Час»
Под шпагу Вальвера и контрбатман во вторую позицию.
На батман уходит в стойку.
12. «О, мой виконт»
Укол в грудь с кругом.
Скачок назад, третья защита.
13. «Вы слишком пылки»
Грозит шпагой.
Еще скачок назад.
14.
Убрав правую ногу назад, вторая защита.
Двойной шаг вперед, укол в бедро.
15.
Убрав левую ногу назад, первая защита.
Повторная, уколом в живот.
16. «Не надо»
Убрав правую ногу назад, третья защита.
Повторная, уколом в плечо.
17. «Торопиться»
Убрав левую ногу назад, четвертая защита.
Повторная, уколом в грудь.
18. «В Вас»
Скользящий толчок (фруассе) в третью защиту.
Шпага уходит влево, ногу подтягивает в стойку.
19. «Я попаду»
Направляя шпагу в лицо Вальвера, делает двойной шаг вперед.
Направляя шпагу на Сирано, вытягивает руку и двойной шаг назад.
20. «В конце»
Со скачком вперед батман и демисеркль.
Шпага отлетает вверх.
21. «Посылки»
После реплики укол в бедро с выпадом.
Вторая защита и два скачка назад.
22.
Двойной шаг вперед, укол в бедро.
Вторая защита.
23. «О, мой виконт»
Пауза.
Пауза.
24.
Повторная атака, показ укола в плечо, укол с выпадом в бедро.
Отступая, третья и вторая защита.
25.
Тоже.
Тоже.
26.
Тоже.
То же.
27.
Уходом в стойку вторая круговая, завязывание во вторую же и батман во второй позиции.
Ответ уколом в бедро, стоит на уколе от батмана, шпага отлетает влево, туда поворот головы.
28.
В момент, когда Вальвер повернул голову влево, пробегает справа от Вальвера за его спину, свою шпагу берет под левую руку, острием назад, поворачивает голову через левое плечо назад, мгновенно приставив шпагу к груди Вальвера.
Поворачивается направо следом за пробегающим Сирано, увидев шпагу, приставленную к своей груди, в замешательстве останавливается, услышав реплику Сирано.
29. «Назад, ни шагу»
Оставляя шпагу у груди Вальвера, поворачивается к нему грудью, отодвигая левую ногу назад.
Стоит неподвижно.
30. «И сам король бы Вас не спас»
Перехватив шпагу в левую руку, склоняется на двойном шаге назад в испанском поклоне.
Отступает немного назад.
31.
Круг, вторая защита левой рукой.
Нападает, укол в живот.
32.
То же.
Сдвоенным уколом в живот.
33.
Тоже.
Сдвоенным уколом в живот.
34.
Перехватывает шпагу в правую руку.
Меняет стойку назад, замах шпагой на укол в грудь.
35.
Круг, вторая защита правой рукой.
Укол в живот, выпадая правой ногой.
36.
Завязывает из второй в четвертую.
Уступает завязыванию, возвращаясь правой ногой в стойку.
37.
Батман в четвертой.
Ответ — батман в четвертой.
38.
Захват шпаги Вальвера в шестую.
После захвата с выпадом укол переводом в грудь.
39.
Шпагу вытягивает по направлению в бедро, уходя левой ногой вправо (отклоняя тело вправо).
Ранен в бедро.
40. «Как бык попали Вы на шпагу в Мадридском цирке на показ».
Отступает, пятясь назад.
41.
Уходит вправо и садится на скамью лицом к Вальверу.
Бежит к Сирано, шпага в правой руке, готов к нападению.
42.
Защита четвертая (сидя).
С ходу укол с выпадом в грудь. Защита четвертая.
43.
(Сидя) одной рукой ответ уколом в грудь.
Укол в грудь, остается на выпаде.
44.
Защита четвертая (сидя).
Сдвоенный укол переводом
45.
Защита третья (сидя).
в правое плечо. Стоит на уколе.
46. «Куда Вы»
Круговой захват в третьем соединении (сидя).
Тоже.
47. «Сударь»
Круговой захват (сидя).
Шпага отлетает влево.
48. «Без проказ»
Шпага уходит под шпагу. Вальвера и контрбатман во вторую.
На скачке назад третья защита.
49.
Укол с кругом в грудь, встает.
50. «Так шишка будет на затылке»
Еще скачок назад.
51.
Защита вторая, отступая правой ногой назад.
Двойной шаг вперед и укол в бедро.
52.
Защита первая, отступая, левой ногой.
Повторная уколом в живот.
53. «Предупреждаю»
Защита третья, отступая правой ногой.
Повторная уколом в правое плечо.
54. «Честно»
Защита четвертая, отступая левой ногой.
Повторная уколом в грудь.
55. «Вас»
Скользящий (фруассе в третью, показывает шпагой в лицо Вальвера).
Шпага отлетает влево.
56. «Я попаду»
Двойной шаг вперед, направляет шпагу на Вальвера.
Шпагу направляет в лицо
Сирано и делает двойной шаг назад.
57. «В конце»
Скачок вперед и батман в демисеркль.
Шпага поднимается вверх.
58. «Посылки»
После слова укол в бедро.
Вторая защита со скачком назад.
59. «Где Ваша бывшая
Приближается к Вальверу.
Ожидает нападения.
60. «Где твердость кисти»
Укол в бедро.
Вторая защита.
61. Свистит и реплика
«Где верный глаз»
Выпад левой ногой влево, третья защита.
Укол с кругом в грудь.
62.
Идя на сближение левой ногой, защита пятая (кор-а-кор).
Повторно удар по голове
кругом слева.
63. «Ха-ха-ха...»
Шпагой колет в пол 4-6 раз, делая вид, что хочет уколоть правую стопу Вальвера, гонит его, поворачивая (меняются местами).
Отдергивает ноги, отступает.
64.
Колет в голень с выпадом.
На скачке назад вторая защита, отступает назад.
65. «Ведь Вы белее, чем бумага, слинял румянец, взор погас»
Грозит шпагой.
Слушает.
66. «А жаль, на Вас такой атлас, а в нем придется делать дырки»
Кланяется.
Приближается.
67.
Защита вторая.
Нападает уколом в бедро.
68.
Защита первая, отступает.
Повторная уколом в живот.
69. «Итак»
Защита третья, отступает.
Повторная уколом в правое плечо.
70. «Предупреждаю»
Защита четвертая.
Повторная уколом в грудь.
71. «Вас»
Скользящий в третью (фру-ассе).
Шпага отлетает влево.
72. «Я попаду»
Направляет шпагу в лицо Вальверу и — двойной шаг вперед.
Направляет шпагу в лицо Си-
рано и — двойной шаг назад.
73. «В конце»
Скачок влево и батман в демисеркль.
Шпага поднимается вверх.
74. «Посылки»
После реплики укол в бедро.
Вторая, скачок назад.
Финал
Ожидает нападения.
75. «Посылка»
Шпага направлена на Вальвера, ноги сомкнуты.
Медленно подходит.
76. «Граф, молитесь»
Салют-поклон.
Подходит.
77.
Становится в стойку в шестой позиции.
Становится в стойку.
78.
Контрбатман в четвертую и укол в грудь с выпадом.
Четвертая защита.
79.
Защита четвертая.
Ответ в грудь.
80.
Ответ в грудь.
Защита четвертая.
81.
Защита демисеркль и замах на укол.
Укол в грудь.
82. «Раз»
Укол в верхнюю часть бедра.
Ранен. Отступает.
83. «Как жаль, что нет для Вас подстилки»
Перехватывает шпагу в левую руку.
Падает.
84. «Ведь я предупреждал же Вас, что попаду в конце посылки». (Испанский поклон.)