Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные фехтовальные термины и понятия




В основу данного словаря положена русская спортивная терминология, предложенная составителями учебника Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта[7]. Термины, присущие специфике сценического фехтования, предложены И. Э. Кохом.

 

Атака - Активное наступательное действие бойца с целью поразить противника уколом или ударом.

Атака вздвоенная (реприз) -То же, что повторная. Исполняется без движения вперед в том случае, когда противник не отвечает, но и не отступает.

Атака ответная (рипост) -Атака после взятой защиты.

Атака повторная -Атака, немедленно повторенная вслед за неудавшейся атакой, в том случае, когда противник не отвечает и отступает.

Атака простая -Атака, исполняемая в один темп. К ней относятся: прямой укол, перевод, перенос и простой удар.

Атака с подготовкой -Атака с действием на оружие, завязыванием или подходом.

Боевая линия -Прямая линия, проходящая через ступни впереди стоящих ног и каблуки сзади стоящих ног двух бойцов, стоящих один против другого в боевой стойке.

Боевая стойка -Наиболее целесообразное положение, применяемое бойцом для учебных действий или боя. Боевая стойка может видоизменяться в зависимости от различных условий и вида оружия.

Быстрота -см. Скорость.

Бытовые движения -Все перемещения, жесты и приемы с оружием, не имеющие отношения к технике и приемам боя: обезоруживания, ранения, все движения с оружием бытового и этикетного порядка, движения, применяемые в фина­лах фехтовальных сцен, движения с плащом и шляпой, связанные с действием оружия.

Возвращение из выпада -Движение вперед или назад в боевую стойку.

Выпад -Видоизмененное положение боевой стойки в виде широкого шага, применяемого при атаке со средней дис­танции.

Движения передвижения - Все действия ногами, употребляемые в сценическом фехтовании.

Действие на оружие -Приемы, имеющие целью сбить оружие противника с позиции, в которой оно находится: толчок, круговой толчок, скользящий толчок.

Дистанция -Определенное расстояние между противниками. Дистанции бывают: ближняя, средняя и дальняя; дистан­ция зависит от длины рычагов бойца и постановки сза­ди стоящей ноги.

Завязывание -Атака с действием на оружие.

Задача -Цель, поставленная в бою перед тем или иным действием.

Защита -Действие вооруженного бойца, имеющее целью отразить атаку противника оружием или избежать ее ухо­дом тела.

Защита движением -Отклонение вправо или влево, уклонение и уход назад и в стороны.

Защиты круговые -Оружие описывает полный круг перед отбивом.

Защиты простые -Исполняются в одно движение по кратчайшему пути из одной позиции в другую.

Защиты полукруговые -Оружие описывает острием полукруг, попадая при отбиве в другую позицию.

Историческое фехтование -Условное название сценического боя на разных видах холодного оружия, употреблявшегося в различные эпохи.

Клинок -Боевая часть любого холодного оружия. Кусок стали определенной длины и формы.

Лезвие -Отточенная сторона клинка.

Ножны -Деревянный или кожаный футляр для безопасного ношения холодного оружия. В ножнах помещается кли­нок оружия.

Обезоруживание -Приемы, пользуясь которыми можно выбить или выхватить оружие противника.

Обух -Сторона клинка, противоположная лезвию.

Острие -Выточенный конец клинка, служащий для уколов.

Отбив -Защита оружием.

Партнер -см. Противник.

Перевод -Укол с переносом своего клинка через острие оружия противника.

Пласировка -Движение, страхующее при падениях.

Позиция -Определенное положение руки и оружия по отношению к телу бойца. Позиция является или вызовом на боевое действие, или защитой.

Показ укола -Вытягивание вооруженной руки или рук. Действие, направляющее острие оружия в определенную часть тела. Показ укола предшествует выпаду. На близкой дистан­ции показ укола может быть действительным уколом.

Поклон -Приветственный жест, исполняемый без оружия.

Положение -Положение, из которого выполняется переход в боевую исходное стойку или бытовые движения с оружием, плащом, шляпой.

Положение «вольно» -Положение отдыха. В сценическом фехтовании ряд поз, удобных для произнесения реплик.

Положение «смирно» -Уставная стойка бойца.

Поражаемое пространство -В сценическом фехтовании — все участки тела противника.

Противник -В сценическом фехтовании — лицо, с которым изучаются и тренируются движения, исполняется этюд или фехтовальная сцена.

Ранение -Действие оружием, обозначающее условное попадание клинка в тело.

Реприз -см. Атака вздвоенная.

Рипост -см. Атака ответная.

Салют - Приветствие, исполняемое оружием.

Сбор -Ряд движений, заканчивающих действие с оружием после финала боя. Имеет задачу — дать условное эти­кетное вкладывание клинка в ножны.

Скорость (быстрота) -Время, необходимое на исполнение того или иного приема в фехтовании. Скорость может быть предельной, медленной, прогрессивно возрастающей и про­грессивно замедляющейся.

Соединение -Соприкосновение оружия двух партнеров. В сценическом фехтовании приняты следующие соединения: вто­рое, третье, четвертое и шестое (шпажное).

Стук ногой в пол -Двойной удар стопой об пол, выполняемый как сигнал окончания урока или боя. Один стук как прием подго­товки атаки. Может служить средством проверки пра­вильного положения боевой стойки.

Темп(счет) -Отрезок времени, необходимый для выполнения одного приема слитно в один счет. В отношении двух против­ников отрезок времени, необходимый для исполнения одного приема нападения и принятия защиты. Быс­трота темпа зависит от скорости обоих противников. Иногда употребляется как понятие быстроты вообще.

Точность -Сохранение определенного направления и амплитуды движения, необходимых для поражения намеченной цели или защиты от нападения противника.

Травма - Физическое повреждение, происшедшее вследствие неправильного или неосторожного применения ору­жия или действия самих бойцов.

Удар - Поражение противника или защитных приспособлений режущим толчком лезвия своего оружия.

Уклонение -Разновидность движения, при котором обе ноги или одна остаются на боевой линии.

Укол - Поражение противника или мишени острием своего оружия.

Фехтовальная линия -Условная линия движения острием оружия бойца, ограниченная оружием другого бойца. Необходимы для определения направлений движения оружия в наступлении и обороне. Различают: верхнюю наружную, верхнюю внутреннюю, нижнюю наружную и нижнюю внутреннюю линии.

Фехтовальная фраза -Комбинация приемов защиты и нападения на уроке или бою, неразрывно связанных друг с другом. Исполняется обязательно с противником.

Чувство оружия Осязательное и мышечно-суставное ощущение, получаемое в соединении от надавливания или перемеще­ния противником своего клинка, позволяющее бойцу воспринимать малейшее изменение в положении тела сопротивляющегося, тем самым предугадывая его на­мерения.

Эфес(рукоять) Приспособление, позволяющее удобно держать холодное оружие. Состоит из защитного приспособления — гарды, ручки и гайки-противовеса, соединяющей все части оружия.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961.

2. Беренгард Ю. С. Система Станиславского и современное учение о выс­шей нервной деятельности // Ежегодник МХАТ. 1953-1958. М, 1961.

3. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

4. Воронин Л. Г. О физиологических механизмах двигательных навыков // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Т. 2. 1961. Вып. 3.

5. Горчаков Н. М Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958.

6. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1959.

7. ЗахаваБ. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1964.

8. Иванов-Козельский А. Г. Опыт объективного изучения работы и взаимо­действия сигнальных систем головного мозга. М., 1963.

9. Кнебелъ М. О. Слово в творчестве актера. М., 1954.

10. Кнебелъ М.О.О действенном анализе пьесы и роли // Театр. 1957. № 1.

11. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. 1957. № 4.

12. Кох И. Э. Рукопашный бой в окопе. Свердловск, 1942.

13. Кох И. Э. Сценическое фехтование. Л., 1948.

14. Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., 1970.

15. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

16. ЛурияА. Г. Двигательный анализатор и проблемы корковой органи­зации движений // Вопросы психологии. 1957. № 2.

17. Морозова Г. В. Сценический бой. М., 1970.

18. Павлов И. П. Исследование высшей нервной деятельности. Киев,
1958.

19. Попов А, Д. О художественной целостности спектакля. М., 1957.

20. Прокофьев В. Н. В спорах о Станиславском. М., 1962.

21. Пуни А. М. Об активной роли представлений в процессе освоения двигательных навыков // Теория и практика физиологической культуры. 1947. № 9.

22. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

23.Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной армии.
Свердловск, 1942.

24. РудикА. И. Психология. М., 1953.

25. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1953.

26. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1952.

27. Симонов П. В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

28. Симонов П. В. Эмоции. М., 1969.

29. Стурова Е. И. Выразительность как отражение внутреннего содер­жания во внешней технике в предмете «Пластическое воспитание» // Про­блемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху соци­альных реформ: матер, науч.-метод. конф., 28-30 января 1997 г. СПб., 1997. С. 226-227.

30. Стурова Е. И. Эмиль Жак-Далькроз и его система воспитания куль­туры тела в современной театральной педагогике // Проблемы и перспекти­вы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: матер. науч.-метод. конф., 17-19 февраля 1998 г. СПб., 1998. С. 368-369.

31. Cmypoea E. И. Музыкально-вокальная основа движенческого тре­нинга в предметах пластического воспитания // Гуманитарное образование: традиции и новации: ежегод. межвуз. науч.-метод. конф., 16-17 февраля 2000 г. СПб., 2000. С. 188-189.

32. Стурова Е. И. Содержание и форма в пластическом тренинге актера. Приоритеты и качество обучения // Проблемы управления качеством об­разования в гуманитарном вузе: VIII Ежегод. Всерос. науч.-метод. конф., 23-24 октября 2003 г. СПб., 2003. С. 114.

33. Стурова Е. И. Импровизация в уроках пластического воспитания — переходный момент к самостоятельной работе в театре // Проблемы теат­ральной педагогики: матер, ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 16 апреля 2004 г. СПб., 2004. С. 21-27.

34. Товстоногов Г. А. Работа с актером // Театральная жизнь. 1962. № 13-15.

35. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. 2-е изд., доп. М., 1967.

36. Топорков В. О. О технике актера. М., 1959.

37. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

38. Кастль Э. Фехтование и фехтовальщики / пер. с англ. на фр. Альбер­та Фиерлана. Париж, 1888.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...