Подлость ревнивых властолюбцев потрясает его.
Тогда-то он поворачивает оружие против Москвы. Делает это круто, резко! Захватывается – не надолго – Новгород Великий. С августа 1610 по февраль 1611 гг. Корела мужественно держит оборону – её осаждает Яков Делагарди. Он берёт своё. Корела отпадает до 1710 г. Трагедия этого города: вот что стало первопричиной переселения и карел, и инкери в тверские земли. Они родственны генетически. Общая беда сблизила их ещё глубже. Тут было три переселенческих волны: 1581–1595 гг.: от завоевания Корелы Понтусом Делагарди, отцом Якова – до Тявзинского мира. Г.: после того, как шведы силой взяли город, обещанный им по условиям Выборгского договора. Г.: в результате Столбовского мира. Как раз эта волна захватила большое число ингерманландцев. Финн Александр Худилайнен родился в самом-самом сердце России. Деревня Злобино настолько близко расположена от города Калязин, что именно его мы возьмём в качестве точки отсчёта – отложим от него по прямой весьма показательные расстояния: КАЛЯЗИН – КАШИН: 19 км КАЛЯЗИН – ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ: 83 км КАЛЯЗИН – РЫБИНСК: 108 км КАЛЯЗИН – АЛЕКСАНДРОВ: 109 км КАЛЯЗИН – ТВЕРЬ: 124 км Со всех сторон Александра Петровича густо и плотно обступала первичная, исконная, доподлинная Россия. Её благодатными излучениями он напитался всклень. Но при этом сохранил этническую идентичность! Не утратил свои корни. В этом и ценность. У меня есть друзья и среди тверских карел, и среди тверских ингерманландцев.
Честно говоря, я не всегда различаю их – схождений больше, чем расхождений. Убеждён, что обе группы выполнили важнейшую историческую миссию – оторвавшись от основной зоны заселения, сохранили в условиях изоляции то, что подверглось размыванию и нивелировке на родине их предков. Никак не хочу обидеть ни наших карел, ни соседей-финнов, но со всей ответственностью скажу так: в тверских карелах больше карельского, чем в Карелии – в тверских финнах больше финского, чем в Финляндии. Это объективный закон изоляции. Прямой аналог тому в России дают старообрядцы. Противники никониан добрались аж до Боливии. Но полностью сохранили свою русскость. И при этом взяли всё лучшее от латино-американской культуры. Данный феномен всегда связан с би-лингвизмом. Я бы взял шире: с би-мышлением – умением совмещать разные модели мира. Это качество как нельзя лучше подходит для тех, кто призывается на руководящие должности в нынешней Ойкумене, раздираемой множеством противоречий. В биографии Александра Петровича есть момент, когда он пытался – это были приснопамятные девяностые – адаптироваться к жизни в современной Финляндии. Не получилось! В интервью финской газете «Helsingin sanomat» Александр Петрович признался: «Хоть я и стопроцентный финн, в Финляндии ко мне относились как к русскому». Думается, есть и другая причина отчуждения: в каком-то смысле – прошу не понимать меня буквально – Александр Петрович из XVII переместился в XX век. Тверская земля законсервировала ценности досюльного времени. Это лежит на глубине – снаружи не просматривается. Может, я идеализирую старину, но убеждён: люди тогда были ближе к Богу – время ещё не расшатало нравственные устои. Опять проведу параллель с противниками патриарха Никона.
Если бы Россию возглавил старообрядец типа П.П. Рябушинского, то от этого была бы существенная польза. В Карелии произошло нечто подобное. Умный человек поймёт мою несколько странную, но безошибочно верную аналогию. Сортавальское детство сделало меня фенноманом. При этом я ни на йоту не отступил от своей русофильности. В послевоенном Сердоболе обитала малая горстка финнов. Не аборигенов – ингерманландцев. Один из них – дядя Арно – остался в душе навегда. Он был мужем Елизаветы Фёдоровны Бультяковой, известного краеведа, подруги моей матери. Его финской фамилии я не помню. Это была бездетная пара. Они очень любили Юру. Дядя Арно сделал для меня «финки» – санки, ставшие в сознании ребёнка волшебным конём. Он передал мне два замечательных качества: 1/ в общении быть немногословным; Хранить верность слову. Первое я начинаю терять. Второе остаётся во мне незыблемым. Порядочность я унаследовал от родителей. Но и дядя Арно внёс тут весомую лепту. Я сейчас разболтался? Меня несёт не в ту степь? Нет, в ту! Сейчас открою секрет своей симпатии к Александру Петровичу. Когда я впервые увидел его фотографию, то обомлел: да это же копия – полная, точь-в-точь – дяди Арно! Свою детскую привязанность я перенёс на нового губернатора. Если кому-то это смешно – мне плевать. Это мой внутренний мир – его заповедные уголки, его святыни. Я не подхалим – не карьерист – не щелкопёр. Независимость и самодостаточность – мои принципы. Мне от Александра Петровича ровно ничего не надо. Помочь устроить Полимусейон сегодня очень трудно. Даже на федеральном уровне – при нынешнем состоянии страны – моя проблема вряд ли решается. Это задача будущего. Просто я рад, что Карелию возглавил добротный варяг – как сторонник норманнской теории, я данный термин употребляю в прямом смысле, без уничижительных коннотаций. Обожаю Старую Ладогу. Тут заморские гости начали строить Русь, не навязав ей ничего своего, скандинавского, но бережно раскрыв её потенциал.
Варяги – это приток свежего, витального. Варяги – это, если использовать понятие братьев Стругацких, истинные прогрессоры. Варяги – это социальное приложение теоремы Курта Гёделя: внутренние противоречия не могут быть разрешены без привлечения внешних ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|