Метафизика и субъективный идеализм Элейской школы. Апории Зенона.
На западе греческого мира, в городе Элея, располагавшемся на юге Италии, возникла философская школа, чьё учение по многим чертам было противоположно идеям ионийских философов. Представители Элейской школы с принципиально иных позиций подошли к решению вопросов об устройстве мироздания, нежели их ионийские коллеги. Основоположником элейской школы считается Ксенофан (6 в. до н.э.), ведший жизнь бродячего поэта, исполнявшего свои стихи под аккомпанемент кифары. Ксенофан подверг резкой критике антропоморфизм традиционной греческой религии; в его воззрениях одно из своих ярких выражений нашло противопоставление философии мифологическому мировоззрению. Боги, изображённые в поэмах Гомера и Гесиода, утверждал Ксенофан, выдуманы людьми в соответствии с их собственным телесным и духовным обликом и наделены человеческими достоинствами и недостатками. На самом деле боги такими быть не могут. Ксенофан обратил внимание, что боги эфиопов, как и сами эфиопы, темнокожи и имеют курчавые волосы, а боги фракийцев (жителей севера Балканского полуострова) белокожи и светловолосы, как и сами фракийцы. Соответственно, люди творят образы богов по своему облику и подобию, перенося на них свои черты. Если бы быки, кони и львы умели рисовать, они бы изобразили своих богов в свойственном себе облике.[17] Однако Ксенофан не являлся атеистом, он верил в существование единственного, совпадающего с космосом и природой Бога. Таким образом, Ксенофан первый представитель монотеизм а (единобожия) и пантеизм а (отождествления Бога с природой) в истории мировой философии. Обладающий, как и космос, сферической формой Бог Ксенофана весь мыслит и чувствует.
Учеником Ксенофана и главным теоретиком элейской школы был Парменид (6 – 5 вв. до н.э.). Парменид написал философскую поэму «О природе», от которой до нас дошли лишь фрагменты. Важнейшая заслуга Парменида заключалась в том, что он первый в истории философии поставил вопрос о бытии, и поэтому именно Парменид считается основателем онтологии как философской дисциплины. Ионийские мыслители рассуждали о стихиях, но не о бытии вообще. Выдвижение категории бытия стало гигантским шагом на пути к более абстрактному уровню философского рассмотрения мироздания. Перед Парменидом встал вопрос о существовании противоположности бытию – небытия. «Быть или вовсе не быть – вот в чём разрешенье вопроса», - писал Парменид.[18] По мнению Парменида, существует лишь бытие, а никакого небытия нет, поскольку то, чего нет, нельзя помыслить и выразить в языке. Но, если мы говорим о небытии, значит, оно есть. Однако, утверждая, что небытие существует, что оно есть, мы говорим о том, что оно бытийствует. Итак, даже при предположении о существовании небытия, мы приходим к выводу, что небытие оказывается бытием. Есть только бытие, а небытие не существует. Из отрицания существования небытия Парменид делает вывод об отсутствии движения как такового, понимаемого в качестве перехода от небытия к бытию. Если нет небытия, то такой переход делается невозможным. Никакого движения, изменения, развития не существует, а весь мир статичен и неизменен. Мироздание, по Пармениду, предстаёт в качестве гигантского неизменного шара бытия (космоса), в котором нет различия между его составными частями. Парменид отрицает не только возможность изменения. Отрицанию также подвергается наличие отдельных объектов в рамках мироздания. По мнению Парменида все бытие едино и представляет собой некую неразрывную цельность. Отрицая возможность движения, Парменид является основоположником противоположного диалектике философского метода – метафизики. Сразу же можно заметить радикальную противоположность диалектической картины мира у Гераклита и метафизической картины мира у Парменида. По Гераклиту, всё течёт и изменяется, а покоя не существует вообще; по Пармениду же, нет никакого изменения и развития, всё является неподвижным и статичным.
Однако Пармениду необходимо было объяснить, почему мы воспринимаем движение и верим, что объекты мироздания изменяются. Для этого Парменид проводит разделение на то, 1) каким мир предстаёт в чувственном познании (мир по мнению (докса)) и 2) каким мир открывается разуму (мир по истине (эпистеме)). Мир по мнению открывается чувствам человека, но это мир кажимости, иллюзии. В мире по мнению мы замечаем изменчивость, подвижность сущего и наличие множества отделённых друг от друга объектов. Однако мир по истине, открывающийся исключительно разуму, состоит из неподвижного цельного шарообразного бытия. Будучи первым рационалистом в истории философской мысли, Парменид призывал не доверять чувствам и обращаться к помощи исключительно разума при решении философских проблем. Итак, движение и множественность вещей, по Пармениду, являются лишь иллюзией наших чувств. В мире по истине, открывающемся благодаря разуму, нет никакого движения и множественности вещей. В утверждении представителей Элейской школы о том, что чувства создают свой особый образ реальности, не совпадающий с действительностью, можно увидеть определённые зачатки субъективного идеализма. Появление учения Элейской школы о неподвижности мироздания и отсутствии множественности объектов вызвало бурные дискуссии.[19] Ученик Парменида Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н.э.) разработал доказательства в пользу тезиса своего учителя об отсутствии движения. Эти доказательства получили названия «апории» (в буквальном переводе «затруднения»). Зенон хотел показать, что любая попытка помыслить движение и множественность объектов приведёт к недопустимому противоречию. Всего, как сообщается в античных источниках, Зенон придумал около 40 апорий, из которых до нас дошли 9. При ответе на экзаменационный вопрос вы должны уметь пересказать ход доказательств Зенона в апориях «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха»:
1. «Дихотомия». Это слово в переводе с древнегреческого означает «деление пополам». Суть этой апории в следующем: Если необходимо попасть по прямой из точки А в точку В, то сначала необходимо будет дойти до середины этого отрезка – точки С. Но, чтобы добраться до точки С, необходимо сначала дойти до середины отрезка АС – точки D (1/4 АВ). Чтобы дойти до точки D, необходимо добраться до середины отрезка AD – точки Е (1/8 АВ) и т.д. В итоге, движение даже не сможет начаться. Ведь, чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. 2. Летящая стрела. Стрела, которая нам представляется летящей, движущейся, на самом деле является неподвижной. В каждый момент своего кажущегося полёта стрела занимает определённое место в пространстве равное ей самой (оно не может быть больше или меньше размера стрелы). Стрела покоится в том пространстве, которое она занимает. Выходит, то, что воспринимается нами как полёт стрелы, есть не что иное как сумма состояний покоя. Однако как прибавление нулей не даст ничего, кроме нуля в итоге, так и прибавление состояний покоя не даст нам ничего, кроме этого покоя. Итак, никакого движения не существует, а полёт стрелы – не более чем иллюзия чувств. 3. Ахиллес и черепаха. Зенон стремится доказать, что быстрое тело на самом деле никогда не сможет догнать, а тем более перегнать медленное. Как известно, черепаха – одно из самых медленных животных, а Ахиллес – самый быстрый бегун в греческом войске. Однако Зенон полагал, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Дело в том, что, по Зенону, пространство делимо до бесконечности. Соответственно, между Ахиллесом и черепахой всегда будет пролегать бесконечное число отрезков, которые нужно преодолеть обязательно за конечное время. Но это невозможно, поэтому Ахиллес никогда в мире по истине не догонит черепаху.[20] А то, что мы видим, будто медленные тела обгоняются более быстрыми, это лишь мнение, это опять же иллюзия чувств.
Апории Зенона Элейского стали образцом вечных загадок, которые сопровождали человечество всю последующую историю мысли. Философы, логики и математики пытались так или иначе обнаружить выход из «затруднений», данных в апориях Зенона. За отточенное искусство аргументации и доказательства Аристотель назвал Зенона основоположником диалектики, понимаемой именно как искусство спора и аргументации. Хотя в современном значении этого термина Зенон является ярко выраженным представителем противоположного диалектике метафизического видения мироздания. Элейская школа философии внесла значительный вклад в углубление философской проблематики, усиление теоретичности и абстрактности философских размышлений. Именно представители Элейской школы стоят у истоков онтологии, метафизики и рационализма в философии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|