Реферат по дисциплине «Институциональная экономика»
На тему: « Функции государства. Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России. Значение институтов для социально-экономического развития России. Импорт институтов в российскую экономику»
Студент: Онюшкина Анна Олеговна
Группа: ЭЗС-1/в
Преподаватель: Шалаев Дмитрий Сергеевич
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства– это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;
2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;
4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России
В статье рассматривается становление институциональной среды венчурного предпринимательства в новейшей истории России. В частности, рассмотрены периоды становления венчурного предпринимательства, начиная с 1989 г. С позиций институционального подхода схематично представлена институциональная среда, формальные и неформальные институты, функционирующие в этой среде. Институты венчурного предпринимательства представляют совокупность формальных и неформальных правил, позволяющую субъектам венчурного предпринимательства организовывать и вести свою деятельность
Периоды становления венчурного предпринимательства в России В начале «перестройки» (середина 1980-х гг.) в стране впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта привлечения акционерного капитала в мелкие и средние частные компании. Большие надежды возлагались на иностранные инвестиции. Однако необходимые для этого экономические и политические условия полностью отсутствовали, а рынок свободного капитала до сих пор еще не сложился, поэтому и привлекать особенно нечего. Таково, во всяком случае, мнение большинства мелких и средних предпринимателей в России1. В становлении венчурного предпринимательства в России выделяют следующие периоды2. В 1988 г. определенные надежды в этом направлении возлагались на первые коммерческие банки. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Доля инновационных проектов в портфеле подобных «инвесторов» редко превышала 5%, что было вызвано вполне объективными экономическими причинами. Практика показала, что созданные инновационные банки нежизнеспособны, если не занимаются ради самосохранения традиционным для банков коммерческим кредитованием. Радикальная экономическая реформа (1992 г.) открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованных институтов фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20% в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным3. В 1997 г. создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов. Однако наметившийся процесс был остановлен финансовым кризисом (1998 г.), который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России, по меньшей мере, на несколько лет. Одним из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам фондового рынка среди широких слоев населения. Кризис больно ударил и по отрасли, существенно снизив доходность, поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Предстояло получать обратно предоставленное до кризиса в долларовом исчислении финансирование. Осенью 1998 г. многие фонды произвели переоценку стоимости своих вложений, в ряде случаев было списано 40–60% их стоимости. Консервативные инвесторы принимали в расчет худшие макроэкономические сценарии — снижение ВВП на 10–20% в годовом исчислении, введение контроля над ценами, гиперинфляцию, существенное усиление государственного вмешательства в экономику4. К весне 1999 г. значительная часть инвесторов продали свои российские проекты либо, прекратив новые инвестиции, искали возможности выхода из них (в особенности это относится к американским инвесторам). В частности, свернули свою деятельность в России Providence Capital, Junction Investors, CEENIS Property Fund/PBO New Europe Property Fund; Russian Venture Capital Fund of America. Деятельность продолжили около 50–60% инвестиционных фондов «первой волны», причем активно действующих из них осталось не более двадцати5. Покупателями являлись либо смежные отраслевые группы, либо более успешные и более укоренившиеся в России управляющие компании. Во многом именно этим и объясняется резко усилившийся после кризиса процесс консолидации, и с этого момента и следует начать отсчет этого процесса. Сменили управляющие компании фонды Lower Volga RVF, Defense Enterprise Fund, перешедшие под управление группы Russia Partners; Sector Capital Fund, перешедшего под управление BVCP. Двумя фондами ЕБРР управляют компании NORUM и Quadriga Capital, SEAF. В поисках интересных инвестиционных проектов часть фондов расширили географию своей деятельности, рассматривая кроме традиционных регионов возможные инвестиции и в другие области России. Одной из проблем венчурного предпринимательства являлось и является до сих пор недостаток качественных и доходных проектов, например, об этом заявляет Sputnik Technology Ventures: «Мы ограничены не объемом средств фонда, а скорее дефицитом качественных проектов»6. Таблица 1 Периоды становления венчурного предпринимательства в России
Периоды
Краткая характеристика этапа
Основные результаты
1989 г.
Создание при Госкомитете СССР по науке и технике инновационного фонда (Иннофонд)
Поддержка перспективных научно-технических идей, разработок прикладного характера, отдельных изобретений, в том числе с долей риска
1994 г. (январь)
По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и в соответствии с его программой стали создаваться венчурные фонды. В создании венчурного бизнеса в России принимали участие МГУ, Академия народного хозяйства
Было создано 11 Региональных фондов венчурного капитала (РФВК). На эти цели было выделено ЕБРР 312 млн долл. 10 из 11 руководителей РФВК — иностранцы. Признанными центрами российского венчурного бизнеса стали Москва, Петербург, Нижний Новгород
1997 г.
Действующими в России венчурными фондами образована Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ)
Поддержка, представление и защита профессиональных интересов организации венчурного бизнеса в России
1998 г. (до дефолта)
Развитие венчурного финансирования России
Помимо 40 действующих венчурных фондов 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей
1998 г. (после дефолта)
Приостановка развития венчурного бизнеса России
Резкое сокращение (в 2 раза) количества венчурных фондов России
2000 г.
Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 362 (образован Венчурный инновационный фонд (ВИФ) — некоммерческая организация)
В качестве имущественного взноса разрешено использовать до 100 млн руб. из средств российского фонда Технологического развития России, Минфина и МАП России. На начало 2000 г., по оценке РАВИ, в венчурных фондах было аккумулировано около 2,5–3 млрд евро, которые могут быть инвестированы в Россию, но все эти фонды зарегистрированы за рубежом
2002 г.
Стадия становления и развития венчурного бизнеса
Действовало около 36 компаний, которые управляли венчурным капиталом в 3,1 млрд долл. Преимущественно это фонды с участием американского и европейского капиталов, Особенностью деятельности этих компаний в России является то, что финансируются не венчурные, а обычные, но высокорентабельные проекты
2004 г.
Разработан проект «Концепции развития венчурной индустрии в России»
Предложения: — создание агентств по трансферту технологий (АТТ); — открытие 10 новых государственных технологических фондов; — изменения в налоговом законодательстве; — пропагандистская компания
2006 г.
Создание Российской венчурной компании (РВК), так называемого «фонда фондов», т.е. фонда, финансирующего весь спектр инноваций
Уставный капитал на 100% государственного «фонда фондов» в форме открытого акционерного общества составит в 2006 г. 5 млрд руб., а в 2007 г, — 10 млрд руб. Это позволит создать от 10 до 15 венчурных фондов объемом от 50 до 100 млн долл., в которых частным инвесторам будет предоставлено в управление до 51% активов под 3% годовых, а доля государства в лице РВК — 49%
Март 2008 г.
Развитие малого и среднего предпринимательства выделено в качестве направления деятельности
Ключевые проблемы развития малого предпринимательства: — кардинально облегчить ситуацию с доступом к недвижимости: сформировать перечни регионального и муниципального имущества для аренды малыми предприятиями; — решить проблемы так называемого «присоединения к сетям естественных монополистов: разработать стандартные договоры со стандартными условиями, сроками и платой; — расширить доступ малых и средних предприятий к заемному финансированию; — заменить отдельные виды контроля и разрешительных процедур на декларирование, страхование ответственности, предоставление финансовых гарантий
2009 г.
Усиление контроля государства в отношении РВК
РВК и госкорпорация «РОСНАНО» заявили о создании посевных фондов в рамках корпораций. РОСНАНО перечислила 66,4 млрд руб. в государственный бюджет. Достигнуто соглашение между ММВБ и РОСНАНО по созданию нового биржевого сектора — рынка инноваций и инвестиций. Президент РФ Д. Медведев определил пять направлений инновационного развития экономики: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космос, медицина и стратегические информационные технологии. Принят ФЗ от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности»
Нерешенной остается проблема выхода из компаний. Венчурные фонды, предоставив средства компании, проработав с ней несколько лет, увеличив стоимость компании, должны продать принадлежащий им пакет акций. «Стратегическим инвестором» выступают либо вставшие на ноги компании той же или смежных отраслей, диверсифицирующие свое географическое или отраслевое присутствие, либо, поскольку в России предприятия еще не накопили достаточного объема финансовых ресурсов, инвесторами чаще всего становятся стремящиеся выйти на российский рынок западные компании. Западные портфельные фонды, вкладывая средства в российские акции, расценивают свои вложения как высокорисковые, постоянно отслеживая ситуацию и меняя степень своего присутствия на российском рынке. Стратегический же западный инвестор может прийти в некотирующуюся компанию, лишь если у него есть серьезные планы присутствия на российском рынке, и он готов принять серьезные страновые риски. Еще большие трудности возникают в случаях с малыми предприятиями, ибо потенциальная прибыль компании в сочетании с высокими рисками не оправдывает затраты по выходу на российский рынок7. В этих условиях государство взяло инициативу по развитию венчурного предпринимательства в России. В 2000 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 362-р об учреждении венчурного инновационного фонда — некоммерческой организации, создаваемой для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Одной из целей деятельности этого фонда была названа поддержка формирующихся отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале. С 2000 г. в стране регулярно проводятся венчурные ярмарки, призванные содействовать привлечению инвестиций для перспективных проектов российских предпринимателей. Широкое распространение получили инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд технологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, которые способствуют развитию венчурного предпринимательства, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации венчурных инновационных проектов; ими также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды осуществляют экспертизу инновационных проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной инновационной деятельности должны сыграть, но пока не играют, различные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности8. В 2004 г. Минпромнауки разработало и приняло проект «Концепции развития венчурной индустрии в России», которая представляет собой, по сути, государственную систему стимулирования венчурных инвестиций. Согласно этой Концепции учреждено 10 региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием. Кроме того, государство взяло на себя значительную часть усилий по формированию необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, созданию благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики, обеспечению ликвидности рисковых капиталовложений, повышению престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса9. Кроме того, в рамках Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере осуществляется программа «СТАРТ» по предоставлению начинающим предпринимателям стартового финансирования. Она направлена на оказание помощи предпринимателям в создании малых наукоемких фирм. Программа предусматривала финансирование на конкурсной основе ежегодно 400 проектов. Участие государства в данном случае представляется вполне уместным, поскольку речь идет о самых ранних, наиболее рискованных этапах инновационной деятельности, которые часто игнорируются частными венчурными фондами даже в условиях зрелых рыночных отношений. В 2006 г. создана Российская венчурная компания (РВК), так называемого «фонда фондов», т.е. фонда финансирующего весь спектр инноваций. Уставный капитал на 100% государственного «фонда фондов» в форме открытого акционерного общества составил в 2006 г. 5 млрд руб., в 2007 г. — 10 млрд руб. Это позволило создать от 10 до 15 венчурных фондов объемом от 50 до 100 млн долл., в которых частным инвесторам предоставлено в управление до 51% активов под 3% годовых, а доля государства в лице РВК — 49%. В 2008 г. малое и среднее предпринимательство выделено в приоритетное направление развития. Ключевые проблемы развития малого предпринимательства: — кардинально облегчить ситуацию с доступом к недвижимости: сформировать перечни регионального и муниципального имущества для аренды малыми предприятиями; — решить проблемы так называемого «присоединения к сетям естественных монополистов: разработать стандартные договоры со стандартными условиями, сроками и платой; — расширить доступ малых и средних предприятий к заемному финансированию; — заменить отдельные виды контроля и разрешительных процедур на декларирование, страхование ответственности, предоставление финансовых гарантий. В 2009 г. РВК и госкорпорация «РОСНАНО» заявили о создании посевных фондов в рамках корпораций. Минэкономразвития РФ разработана и представлена концепция сети венчурных партнеров РВК и запущен механизм по их отбору. РОСНАНО перечислил 66,4 млрд руб. в государственный бюджет в рамках решения правительства о возврате части временно свободных средств. Достигнуто соглашение между ММВБ и РОСНАНО по созданию нового биржевого сектора — рынка инноваций и инвестиций Президент РФ Д. Медведев определил пять направлений инновационного развития экономики: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космос, медицина и стратегические информационные технологии Принят ФЗ от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности». Институциональная среда и институты венчурного предпринимательства С позиций институционального подхода институциональную среду формируют основные субъекты венчурного предпринимательства: инвесторы (в качестве источников капитала), венчурные организации и управляющие компании (в качестве посредников) и инновационные фирмы (в качестве получателей капитала) (рис. 1).
Институты, являясь проводником и носителем взаимного влияния друг на друга организационного и личностного уровней, представляют собой гибкую структуру правил и норм, имеющих различный механизм реализации в зависимости от направления движения мотивов, присущих двум другим уровням носителей инновационной деятельности. Можно сделать вывод, что институты, представляющие устоявшиеся правила поведения, взаимодействуют с проявлениями инновационного поведения индивидов и стратегий инновационного развития организаций. Институты субъектов венчурного предпринимательства можно подразделить на формальные и неформальные (рис. 2). Отличия нормативного и законодательного регулирования в разных странах определяют специфику структуры институтов субъектов венчурного предпринимательства, которая для каждой страны является уникальной.
Рис. 2. Структура институтов субъектов венчурного предпринимательства
Институты субъектов венчурного предпринимательства — это совокупность формальных и неформальных правил, позволяющая субъектам венчурного предпринимательства организовывать и вести свою деятельность. Формальные и неформальные институты играют взаимодополняющую роль. Инвестиции в неформальные институты особенно важны на самых ранних стадиях развития «стартаповых» фирм, когда они нуждаются в «посевном капитале» (seed finance) для разработки концепции продукта и опытного образца. В свою очередь, формальные институты более активны на стадии быстрого роста хозяйствующего субъекта, когда требуются средства на расширение производства и объемов продаж. Ученые ВНИИСИ10 выделяют три уровня носителей инновационной деятельности: во-первых, индивид; во-вторых, организации, объединяющие локальное множество индивидов; в-третьих, институты, функционирующие в масштабах всего общества. Причем на каждом из трех уровней инновационная деятельность принимает генетически специфичную для каждого носителя форму: личностную, организационную, институционализированную. При этом необходимо отметить, что организация и организационная деятельность испытывают влияние и оказывают обратное воздействие, как на первичный уровень (индивидов и их личностную деятельность), так и на последующий уровень (институты и институализируемую деятельность).
Значение институтов для социально-экономического развития России