Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О роли институтов развития в диверсификации экономики России




Для решения конкретных системных проблем экономического роста и реализации долгосрочных инвестиционных проектов в России создаются институты развития. Использование возможностей институтов развития для привлечения инвестиций в различные отрасли экономики и конкретные проекты особенно актуально в условиях финансового кризиса, когда частный бизнес теряет ликвидность, а регион лишается ранее существовавших бюджетных возможностей. Институты развития — это специализированные государственные или квазигосударственные организации, деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны [1]. Основными направлениями деятельности институтов развития являются: – развитие инфраструктуры; – развитие инноваций; – развитие малого и среднего бизнеса; – развитие несырьевого экспорта; – развитие аграрного сектора; – сокращение региональных диспропорций. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в стране будут развиваться как финансовые, так и не- финансовые институты развития. К финансовым институтам развития относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Среди нефинансовых институтов можно назвать особые экономические зоны (промышленно- производственные, технико-внедренческие, туристскорекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, субконтрактации, развития дизайна, энергосбережения [2]. В настоящее время в России сформированы почти все виды известных в мировой практике институтов развития (рис.). Некоторые из институтов (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», центры развития субконтрактации) работают уже более 5 лет, однако основная часть, 9 из 15 созданных институтов, в том числе крупнейшие — Инвестиционный фонд Российской Федерации, Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная копания», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – созданы в 2005–2007 гг. Деятельность государственных институтов развития направлена на финансовую поддержку инвестиционных проектов, имеющих значимые эффекты для социально-экономического развития страны. Различия между типами институтов

 

 

развития определяются сферами или целевыми отраслями их деятельности и набором используемых инструментов (табл.). В ближайшие 2 года через институты развития в экономику будет инвестировано порядка 2 трлн руб. Приоритетом финансовой поддержки станет инфраструктура, включая транспортную инфраструктуру, здания и сооружения, сети тепло-, водо-, электроснабжения, – на нее будет выделено порядка 55% совокупных средств (примерено 1167 млрд руб.). Остальные 45% будут вложены в развитие: – инновационных отраслей экономики – 18% (~382 млрд руб.); – социальной инфраструктуры (в основном жилищно-коммунального хозяйства) – 12% (~255 млрд руб.); – рыночной инфраструктуры (системы учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке и, таким образом, оказывающих нефинансовую поддержку бизнесу) – 7% (~149 млрд руб.); – отдельных отраслей промышленности (отраслей, не отмеченных как инновационные, но являющихся приоритетными – сельского хозяйства, судостроения, деревообрабатывающего производства и др.) – 8% (~170 млрд руб.) [3]. Для обеспечения роста валового внутренне- го продукта РФ в период до 2020 года за счет инновационного развития необходимо решить две задачи. Во-первых, развитие инфраструктуры (дорог, сетей связи, энергетики), поскольку ее отсутствие или неразвитость препятствует созданию новых и расширению существующих производств. Во-вторых, диверсификация экономики, развитие инновационного потенциала. Первая задача решается с помощью разных инструментов. Помимо инвестиций самих компаний, естественных монополий, это и федеральные, и региональные целевые программы, и новые институты развития – Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, особые экономические зоны. Инвестиционный фонд Российской Федерации осуществляет поддержку общегосударственных проектов стоимостью не менее 5 млрд рублей. Общий объем средств Инвестиционно- го фонда РФ, предусмотренных в бюджете на

 

 

период до 2010 года, составляет 453.7 млрд рублей, а с учетом предложений по дополни- тельной капитализации – 543.7 млрд рублей. Деятельность Инвестфонда направлена на: – создание и развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение; – создание и развитие элементов российской инновационной системы; – обеспечение реализации институциональных преобразований. Все это подразумевает появление новых рабочих мест, новых направлений, помощь строи- тельному и другим видам бизнеса. Предоставление государственной поддержки Инвестиционного фонда РФ осуществляется в формах: – софинансирования на договорных условиях; – направления средств в уставные капиталы юридических лиц; – предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств. К настоящему времени приняты решения о реализации за счет средств фонда 21 проекта, из них по 11 уже начато финансирование. Наибольшее число проектов реализуется в сфере транспорта. В целях расширения возможностей использования инвестиционного механизма планируется обеспечить создание региональных инвестиционных фондов для финансирования инфраструктурных проектов на условиях со финансирования за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. При этом будут расширены возможности для реализации сред- них и малых инвестиционных проектов, отличающихся от критериев, установленных для Инвестиционного фонда Российской Федерации (более 5 млрд руб. в настоящее время). Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) играет наиболее масштабную роль в системе российских институтов развития, являясь крупнейшим из них по капитализации (сопоставим только с Инвестиционным фон- дом), набору решаемых задач и применяемому инструментарию. Внешэкономбанк был наделен функциями Банка развития и преобразован в государственную корпорацию в 2007 г. В этом качестве ВЭБ действует «в целях повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации и стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности, направленной: 1) на развитие инфраструктуры; 2) на развитие инноваций; 3) на развитие особых экономических зон; 4) на защиту окружающей среды; 5) на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг; 6) на поддержку малого и среднего предпринимательства» [4]. Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным «Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также следующим критериям [5]: – срок окупаемости проекта – более 5 лет; – общая стоимость проекта – более 2 млрд рублей. Минимальный размер участия Внешэкономбанка устанавливается в размере 1 млрд рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд рублей. К 2012 г. совокупный объем инвестиций Внешэкономбанка составит 850 млрд руб. В соответствии со стандартной мировой практикой, национальный банк развития играет роль специализированного финансового института, предоставляющего долгосрочное финансирование для проектов, которые создают значительные позитивные внешние эффекты экономического и социального характера, но при этом не могут быть полностью профинансированы частным сектором. Следующим инструментом развития станут так называемые особые экономические зоны. Их создание в Российской Федерации направлено на развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. За счет бюджетных денег в ОЭЗ создается инфраструктура, позволяющая стимулировать крупные инвестиции и инновационные проекты. На территории особой экономической зоны действует особый режим предпринимательской деятельности в части предоставляемых их резидентам таможенных (внешнеторговых), налоговых, финансовых льгот, а также административных льгот (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда- выезда иностранных граждан и т.п.). В настоящее время на федеральном уровне существует 15 особых экономических зон. Созданы две промышленно-производственные зоны (Липецкая область и Республика Татарстан, г. Елабуга) и четыре технико-внедренческие зоны (г. Санкт-Петербург, Зеленоградский административный округ г. Москвы, г. Дубна Московской области и г. Томск Томской области). Принято решение о создании семи туристско- рекреационных зон (Калининградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Ал- тайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Иркутская область). Также существу- ют особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях. Кроме того, в ближайшее время планируется организация еще одного типа ОЭЗ – портовых экономических зон. На территории этих зон зарегистрировано 52 резидента, которые собираются реализовать проекты на сумму 9.5 млрд рублей, создать более 2000 новых рабочих мест. Для решения второй задачи – диверсификации экономики и развития инновационного потенциала – будут использоваться различные механизмы институтов развития: от венчурного инвестирования на «посевной» стадии до поддержки проектов зрелых компаний. В «Меморандуме о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» установлены следующие отраслевые приоритеты [5]: – авиастроение и ракетно-космический комплекс; – судостроение; – электронная промышленность; – атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; – транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; – металлургия (производство специальных сталей); – деревообрабатывающая промышленность; – оборонно-промышленный комплекс. Здесь будут применяться разные инструменты: кредитование, гарантии, взносы в уставный капитал. Венчурное инвестирование инвестиционных проектов будет осуществлять ОАО «Российская венчурная компания», на которую возложены две основные функции: отбор венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Средства венчурных фондов будут направляться на инвестиции в инновационные высокотехнологические компании, которые находятся на ранней стадии развития и чья деятельность соответствует, в том числе, следующим приоритетным направлениям инвестирования: – живые системы (биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование) и индустрия наносистем и материалов; – информационно-телекоммуникационные системы и рациональное природопользование; – транспортные, авиационные и космические системы, а также энергетика и энергосбережение. Следующим этапом развития венчурного инвестирования и деятельности ОАО «РВК» должно стать расширение форм поддержки ин- новаций. С одной стороны, это поддержка венчурных проектов на более ранних фазах, финансирование «стартапов». С другой стороны, это создание нескольких венчурных фондов «фазы роста», которые смогут инвестировать в компании, находящиеся на средних стадиях развития. Большую роль в развитии инновационного потенциала России, несомненно, будет играть созданная ГК «Российская корпорация нанотехнологий», инвестиционная деятельность кото- рой включает прямое финансирование и другую поддержку перспективных нанотехнологических проектов и компаний, находящихся на этапе коммерциализации или расширения бизнеса. ГК «Роснанотех» принимает заявки, инициирует взаимодействие с разработчиками перспективных нанотехнологий, на базе которых могут быть созданы конкурентоспособные компании. Денежные средства корпорации направляются на финансирование: – проектов по внедрению нанотехнологий или производству продукции в сфере наноиндустрии; – проектов по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам в сфере нанотехнологий; – проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств. Для осуществления финансирования проектов по внедрению нанотехнологий возможно использование следующих инструментов корпорации: – участие в уставном капитале юридических лиц, в венчурных и паевых инвестиционных фондах, инвестирующих средства в проекты в сфере нанотехнологий, в некоммерческих организациях, создаваемых в целях развития нано- технологий; – предоставление денежных средств в форме займов, приобретения облигаций и конвертируемых долговых обязательств, предоставление поручительств по кредитам и другим обязательствам, а также осуществление лизинговых операций. На конец 2008 года было утверждено к финансированию из средств Роснано 5 инвестиционных проектов. В 2009 году планируется, что к финансированию будет приниматься порядка 5 проектов в месяц [6]. Поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через комплексную систему институтов поддержки: бизнес- инкубаторы, региональные венчурные фонды, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций, промышленные парки и технопарки. Бизнес-инкубаторы – специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний. По состоянию на конец 2008 года в России функционировало 33 бизнес инкубатора. К 2010 году планируется создание на территории РФ не менее 500 аналогичных структур. Региональные венчурные фонды – создаются в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников: – средства региональных бюджетов – до 25%; – средства федерального бюджета – до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов); – средства частных инвесторов – не менее 50%. В настоящее время завершено формирование пяти региональных венчурных фондов – в Республике Татарстан, Красноярском и Пермском краях, Томской области и Москве. Гарантийные фонды формируются субъектами РФ с использованием субвенций федерального бюджета и создаются в целях расширения объема кредитования малых и сред- них компаний. Реализация гарантийно залоговых механизмов осуществляется за счет предоставления субъектам Российской Федерации субвенции из федерального бюджета для предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения. Самый крупный гарантийный фонд создается в городе Москве (более 2 млрд рублей), а также фонд поручительства в г. Санкт- Петербурге (100 млн рублей). Такие фонды созданы в Свердловской области, в Республике Удмуртия и в Воронежской области. В перспективе планируется создать межрегиональные гарантийные фонды. Фонды прямых инвестиций оказывают поддержку проектам, которые не могут быть профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда и Внешэкономбанка в силу их малого размера. Данные фонды работают с быстро растущими компаниями среднего бизнеса, насчитывающими до 250 работников, и финансируют их путем выкупа дополнительной эмиссии акций. Размер каждого фонда составит не менее 280 млн рублей. Управление фондами осуществляется управляющими компаниями, отобранными на конкурсе. Промышленные парки создают условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными парками, является предоставление в аренду или для выкупа земельных участков и помещений, а также обеспечение необходимой транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры.

В настоящее время ведутся работы по созданию промпарков в Московской, Самарской и Архангельской областях. Технопарки создаются в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной правительством Российской Федерации ]. Предусмотрено создание в период с 2006-го по 2010 год технопарков в сфере высоких технологий на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской, Кемеровской областей, Республики Мордовия, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. Согласно предварительным данным Минэкономразвития РФ в результате деятельности только четырех институтов развития, таких как Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, особые экономические зоны и Российская венчурная компания, будет создано свыше 193 тыс. рабочих мест, привлечено свыше 1 трлн рублей инвестиций, поступит свыше 500 млрд рублей дополнительных налогов. При этом реализация проектов под эгидой Инвестфонда и Внешэкономбанка обеспечивает привлечение на 1 рубль государственных инвестиций около 3 рублей частных вложений. Таким образом, в России необходимо сформировать действенную и эффективную систему национальных институтов развития, согласованная деятельность которых придаст импульс диверсификации российской экономики, преодолению ее сырьевой направленности и повышению уровня инновационности. Решение поставленных задач с помощью институтов развития обеспечит рост благосостояния населения как в направлении занятости в сферах и структурах экономики, так и роста заработной платы.

«Импортные» институты в российской экономике и праве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...