Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские учения о материи.




 

Материя считается основной формой бытия и одной из главных категорий философского освоения мира. Категория «материя» обозначает объективную реальность, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Это так называемое гносеологическое определение материи, поскольку оно подчёркивает, что материя даётся нам в процессе познавательной деятельности. В наиболее чёткой форме это определение содержится в работе В. И. Ленин а «Материализм и эмпириокритицизм», хотя очень близко к этому определению материи подходили некоторые французские материалисты 18 в. (Э. Кондильяк, П. Гольбах, Д. Дидро).

Данное определение материи явилось итогом длительного развития представлений о материи. Поскольку представление о материи тесно связаны с изучением науками окружающего мира, вместе с расширением знания о мироздании изменяется и представление о материи, а также формы философского материализма. Напомним основные этапы развития представлений о материи:

1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для так наз. стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит)

2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций)

3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.)

4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс)

5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. На современном уровне представлений о материи, во многом обусловленном революцией в естествознании рубежа 19 – 20 вв., сведение материи к телесности было преодолено. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия.

Попытайтесь из знакомого вам материала по истории философии в экзаменационном ответе проиллюстрировать каждый из этих этапов развития представления о материи именами мыслителей и их основными идеями. Категорию «материя» употребляют в философских размышлениях, как материалисты, так и идеалисты. Однако понимание материи, её статуса в системе бытия и характерных черт в двух главных направлениях философии существенно различается.

Для материалистических воззрений на материю характерно признание её первичной реальностью по отношению ко всему имеющемуся в мироздании. Материалисты утверждают, что материя является единственной существующей субстанцией. Напомним данное Б. Спинозой определение субстанции: субстанция – есть то, что существует само в себе и представляется само через себя. Действительно, с точки зрения материалистов, в мире нет ничего кроме материи и продуктов её развития. Духовное, идеальное лишь относительно (в гносеологическом аспекте) противостоит материальному и рассматривается материалистами в качестве продукта развития материи, как свойство высокоорганизованной формы материи (коры полушарий головного мозга).

Кроме того, материя рассматривается как субстрат (основа) всех реально существующих в мире предметов, свойств, связей и форм движения. Не случайно само слово «материя» этимологически происходит от одного корня со словом «мать»; “materia” - совокупность материнских, порождающих сил природы.[95] Все окружающие нас объекты обязаны своим существованием материи, порождены ею.

Материалисты признают, что материя в качестве первичной реальности несотворима и неуничтожима, вечна, бесконечна в пространстве и времени. Материи присуще саморазвитие от простых форм к сложным, системность и способность к самоорганизации Если до 18 в. почти все, даже склоняющиеся к материализму мыслители, считали материю пассивным началом,[96] не способным к самостоятельному движению и развитию и соответственно нуждающимся в «первотолчке» со стороны духовного, идеального начала, то благодаря деятельности французских просветителей-материалистов утвердилось воззрение об активности материи, свойственной ей изначально и неразрывно с ней связанной.

Идеалисты также часто используют понятие «материя», но в отличие от материалистов они всячески подчёркивают производность материи от духовного первоисточника любого бытия, её ущербность и несовершенство по отношению к нему. Так, согласно Платон у, материя (меон) – это несовершенное, вторичное бытие, вечно изменчивое (возникающее и исчезающее), которое существует лишь благодаря причастности неизменным идеям. Христианские и мусульманские теологи в соответствии с доктриной креационизма утверждали, что материальный мир – это сотворённый Богом как чистым духом тварный мир, каждый момент существования которого поддерживается Богом. Согласно системе объективного идеализма Гегеля, материя (природа) является необходимым этапом развития мирового духа, его инобытием, антитезисом. Самостоятельного существования материя и процессы в ней происходящие не имеют.

Субъективные идеалисты, утверждающие, что весь мир является результатом деятельности человеческого сознания, считают материю также одним из продуктов активности сознания. Ими всячески подчёркивается отсутствие объективных, не зависящих от сознания характеристик материи. Некоторые из субъективных идеалистов, например Д. Беркли, пришли к отрицанию существования материи, считая, что материя – пустое понятие, обозначающее мыслимую нами, но реально не существующую подпорку для ощущений. Такую позицию, полностью отрицающую правомерность употребления понятия «материя» принято называть имматериализм ом. По учению видного немецкого философа И. Г. Фихте (1762 – 1814) весь мир является результатом деятельности индивидуального сознания (Я). На первом этапе Я полагает само себя, а затем создаёт (в терминологии Фихте опять же «полагает») окружающий материальный мир (не-Я). Также можно причислить к кругу субъективно идеалистического понимания материи определение материи, данное английским позитивистом Д, С. Миллем, который утверждал, что «материя есть постоянная возможность ощущений».

Немецким философом, одним из теоретиков диалектического и исторического материализма Ф. Энгельс ом (работа «Диалектика природы») в конце 19 в. было разработано учение о 5 формах (уровнях) существования материи и соответствующих им формах движения. Согласно этому делению можно выделить следующие формы материи в порядке её усложнения:

1. Механическая,

2. Физическая

3. Химическая,

4. Биологическая (органическая)

5. Социальная.

Каждая последующая форма материи существует на основе предыдущих и является более сложной, более совершенной по сравнению с ними. Вы должны уметь самостоятельно привести примеры материальных явлений и процессов на каждом из этих уровней существования материи.

При рассмотрении уровней развития материи неизбежно встаёт проблема редукционизма. Она заключается в ответе на вопрос, можно ли высшие уровни развития материи редуцировать (свести) к низшим. Например, можно ли представить органическую (биологическую) реальность как сумму химических процессов. Большинство философов и учёных отрицательно отвечает на этот вопрос, считая, что каждый уровень развития материи обладает неповторимым своеобразием и не сводим к низшим уровням. Если мы допустим возможность редукции высших уровней материи к низшим, мы неизбежно придём к сведении всего многообразия материальных проявлений к механическому, низшему уровню бытия материи, то есть к уже преодолённому в естествознании и философии механицизму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...