Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика курсовых работ по геоэкологии




 

№ п/п Предлагаемые темы курсовых работ
Экологическое обоснование современных концепций глобального потепления климата; трансформация тундровых ландшафтов при потеплении климата.
Великие оледенения на Земле. Современные ледники: их функции и геоэкологическая оценка.
Эколого-геохимическая роль процессов глее - и подзолообразования в трансформации и миграции веществ в почвах тайги в связи с динамикой климата.
Геоэкологическая оценка устьевого взморья р. Северной Двины (Волги, Печоры…по выбору).
Геоэкологические особенности применения осадков сточных вод (ОСВ) в почвах и ландшафтах Подмосковья.
Экологическая оценка процессов загрязнения природных вод и технологии их очистка на станциях «Водоканала».
Основные этапы геоэкологического картографирования ландшафтов: обоснование фрагмента геоэкологической карты; значение для науки и практики.
Оценка геоэкологической ситуации в ландшафтах одного из административных районов Подмосковья; наиболее экологически неблагоприятные из них – Воскресенский, Шатурский, Ногинский, Озерский, Щелковский, Подольский…
Разработка полезных ископаемых и геоэкологические риски в ландшафтах РФ – добыча алмазов в Архангельской области; утилизация отходов животноводческих комплексов; строительство олимпийских объектов в г. Сочи; разработка руды на «Курской магнитной аномалии»; добыча торфа близ г. Шатуры.
Применение метода сорбционных лизиметров в эко-геохимических изысканиях при диагностике загрязнения водоохранных зон рек.
Технология подготовки сорбционных лизиметров и их установка в почвенном профиле при изучении водной миграции ксенобиотиков.
Геоэкологическая оценка цунами и ураганов в связи с динамикой и новым трендом климата Земли.
Методы геоэкологических изысканий: диагностика и применение при оценке экологических рисков в ландшафтах.
Сопряженная оценка неблагоприятных геодинамических процессов в береговой зоне морей (на примере Черноморского побережья города Сочи и близлежащих городов); роль коры выветривания, как сдерживающего фактора в развитии оползней, цунами, карста.
Геоэкологические функции Мирового океана; риски и охрана вод.
Эко-геохимическая оценка «кислотных» дождей в трансформации веществ почвенных барьеров миграции на примере зоны тайги.
Эко-геохимическая характеристика факторов и процессов деградации сорбционных барьеров миграции в ландшафтах таежной зоны РФ.
Геоэкологическая оценка и новизна понятий «химической» (почвенной), «биогенной» (экологической) и «техногенной» кислотности в таежном ландшафте.
Геоэкологические функции компонентов водорастворимых органических веществ с кислотными свойствами в ландшафтах таежной зоны: мобилизация, трансформация и миграция веществ.
Геоэкологическая оценка действующих карьеров, шахт и рудников.
Биосфера и ее геоэкологические функции; риски в биосфере.
Рациональное использование водных ресурсов. Утилизация вод. Управление водными ресурсами регионов. Загрязнение р. Волга.
Геоэкологические риски в аграрно-промышленном производстве.
Геоэкологические последствия деятельности промышленности.
Применение метода сорбционных лизиметров для оценки масштаба миграции водорастворимых токсикантов в почвах РФ.
Геоэкологическая оценка и экологические риски для биоты в районе залегания геохимических аномалий – Якутия, Урал, Карелия.
Геоэкологические особенности ландшафтов таежной зоны - полевых, луговых, садово-огородных, селитебных, пастбищных.
Геоэкологическая оценка болот Подмосковья: риски и их охрана.
Геоэкологические особенности некоторых техногенных ландшафтов Подмосковья (на примере Воскресенского или другого района).
Геоэкологические (ресурсные) функции литосферы Земли; землетрясения на суше и в океане.
Геоэкологический анализ каскадного геохимического ландшафта в таежной зоне при диагностике водной миграции экотоксикантов.
Геоэкологическая оценка бассейна и устья реки Волга.
Общая характеристика озер Севера Европейской части России.
Комплексная (эколого-геохимическая) оценка зон химического загрязнения почв и ландшафтов: параметры загрязнения и оценка мигрантов. Прогноз развития ситуации.
Применение метода хроматографии в геоэкологических исследованиях; оценка качества и экологической безопасности вод курортных зон побережий южных морей России.
Глобальные и локальные проблемы загрязнения атмосферы; снеговая съемка в селитебных ландшафтах.
Перспективы совершенствования регионального и локального мониторинга в ландшафтах: биосферные заповедники, парки.
Парниковый эффект и нарушение озонового слоя Земли.
Геоэкологическая оценка современного состояния болотных ландшафтов Шатурского района Подмосковья.
Факторы и процессы, определяющие загрязнение природных вод.
Комплексные барьеры миграции в ландшафтах: методы их изучения и практическое значение в геоэкологии.
Организация стационарных геоэкологических исследований: принципы, методы и анализ фактических данных.
Процессы глее – и подзолообразования как факторы трансформации и миграции веществ (в т.ч. токсикантов) в почвах подзолистого типа.
Оценка и геоэкологическая роль водохранилищ в ландшафтах.
Аридизация климата и опустынивание ландшафтов степей России.
Роль процессов засоления в трансформации черноземов лесостепи.
Значение социально-экологических факторов в развитии и трансформации ландшафтов Подмосковья.
Геоэкологические риски в ландшафтах, связанные с антропогенезом.
Геоэкологическая взаимосвязь геосфер Земли; мантия и магнитосфера.
Геоэкологическая оценка «чистых» и «занятых» паров в лесостепной зоне России; экологические риски при использовании «чистых» паров.

Структура курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Геоэкология» может иметь следующую направленность: написана в форме реферата (научного обзора по выбранной проблеме), иметь практический, опытно-экспериментальный и технологический характер.

Ниже приведена структура написания курсовой работы.

 

Таблица 2

Структура и содержание курсовой работы по дисциплине «Геоэкология»

 

№ п/п   Основные разделы курсовой рабо­ты Примерное количество страниц
Титульный лист.
Оглавление (включает разделы курсовой работы).
Введение (цель, задачи, научный руководитель…). 0,5
Теоретическая часть: теоретические и методологические основы рассматриваемой проблемы по геоэкологии.   2 - 3
Основная часть (это или анализ литературных источников, систематизация результатов конкретной лабораторной работы, технологические обобщения по очистке вод; рекультивации почв при использовании ОСВ и др.); делаются ссылки на источники литературы. Плагиат недопустим.    
  Объекты и методы геоэкологических исследований (приводятся схемы геоэкологических профилей; морфология почв; названия фаций; абсолютные отметки местности; эрозия; карст; оползни, суффозия и опустынивание); дается краткая оценка полевым и лабораторным методам изысканий.     4-5
  Геоэкологический анализ изучаемой проблемы на примере конкретного ландшафта географической зоны России; риски.   2 - 3
Практическая часть (она включает ряд подразделов):
6.1 - практическое значение и уровень новизны полученной геоэкологической информации.   1-2
6.2 - предложения (рекомендации) с обоснованием их оценки для экологической безопасности людей, биоты и рационального природопользования.  
Выводы (кратко и четко; итог выполненной работы).
Список использованной литературы (библиография) не менее 15 (2 стр.)
Приложения (включают картосхемы, геоэкопрофили…) по необходимости
  Общий объем курсовой работы 32 – 37

Примечание: в табл. 2 изложена типовая структура курсовой работы. Все ее разделы должны излагаться логически и последовательно.

 

Особенности курсовой работы по геоэкологии обусловлены не только своеобразием объекта изысканий, наличием и полнотой анализа литературных научных данных, глубиной знаний бакалавров, но и их умением и навыками самостоятельной, творческой работы. Вместе с тем, каждая курсовая работа должна быть построена по общей схеме на основе выше указанных методических указаний (и построений), отражающих современный уровень требований государственного стандарта при подготовке бакалавров. При этом учитываются требования, изложенные в учебных программах Европейских ВУЗов (например, Берлинского университета, факультет LGF – Landwirtschaftliche gartnerische fakultet). Эти сведения были изучены и использованы в данной работе при стажировке автора в Берлинском университете в 2008-2011 гг.

 

По своей структуре курсовая работа должна содержать следующие разделы в зависимости от ее направленности.

Для эколого-гуманитарного направления курсовая работа представляется в форме расширенного реферата.

Содержание работы:

Введение. В этом разделе кратко отмечается актуальность и значимость выбранной темы. Формулируются цель и задачи курсовой работы; отмечаются новизна и актуальность тематики, а также экологические риски.

Обзор литературы. Излагаются методологические аспекты изучаемого вопроса, отмечается уровень экспериментального обоснования проблемы и ее научно-практическое значение. Обращается внимание на практическое использование накопленной информации в экологии, гидрологии, геологии, геоэкологии, почвоведении, растениеводстве.

Заключение (или выводы). Содержатся выводы и рекомендации относительно возможности применения полученных сведений (и результатов) курсовой работы в практических целях.

Библиография.

Приложения. В виде карт, картосхем, графиков, описаний катен и геоэкологических профилей и другая информация.

Курсовая работа практического характера.

Включает разделы:

Введение. Отмечается актуальность и значимость выбранной темы. Формулируется цель и задачи курсовой работы.

Обзор литературы. Излагаются методические аспекты изучаемого вопроса, отмечается уровень экспериментального обоснования проблемы и ее научно-практическое значение. Обращается внимание на практическое использование накопленной информации в геоэкологии.

Теоретические основы изучаемой геоэкологической или эко-геохимической проблемы; рассматриваются геоэкологические риски в ландшафтах. Дается оценка рациональному природопользованию, утилизации сточных вод, работе очистных сооружений в селитебных ландшафтах, а также деятельности ряда промышленных объектов.

Практические разработки, рекомендации. Они должны быть представлены в виде расчетов, графиков, картосхем, таблиц. Это весьма сложный раздел, требующий известных навыков и умений. Целесообразно выполнить его совместно с научным руководителем работы.

Заключение. Содержатся выводы и геоэкологические рекомендации относительно возможности применения полученных сведений (и результатов) курсовой работы в практических целях.

Библиография,

Приложения. В виде карт, картосхем, графиков, описаний катен и экологических профилей и другая информация.

 

Курсовая работа опытно-экспериментального характера.

Введение. В этом разделе отмечается актуальность и значимость выбранной темы. Формулируется цель и задачи курсовой работы.

Обзор литературы. Излагаются методологические аспекты изучаемого вопроса, отмечается уровень экспериментального обоснования проблемы и ее научно-практическое значение. Обращается внимание на практическое использование накопленной информации в геоэкологии.

Объекты исследования. Отмечаются характер ландшафтов и типы почв (места отбора почвенных, растительных и иных проб, закладки сорбционных лизиметров). Дается краткая морфологическая характеристика почвенного профиля и почвообразующей породы (приводятся или собственные данные, или литературные сведения). Указывается топографическая и географическая привязка стационарной площадки. Отмечается абсолютная отметка местности над у.м. стационарной площадки. Обращается внимание на горные и почвообразующие породы, расположение производственных объектов и жилья вблизи водотоков и на приморских террасах, в зоне оползней и возможных камнепадов и схода горных ледников (турбазы, спортивные объекты).

Методы эколого-геохимических исследований. Приводится описание использованных методов полевых и лабораторных исследований, а также условий проведения эксперимента. Отмечается состояние речной сети, прудов и озер как местных базисов эрозии.

Основные этапы экспериментальной работы. Раскрываются особенности этапов выполненного геоэкологического эксперимента (лабораторного или полевого опыта, например, в зоне купания, где вблизи сбрасываются неочищенные бытовые и иные стоки), указываются результаты статистической обработки данных, проводится их анализ и интерпретация.

Практические разработки и рекомендации. Они должны быть представлены в виде расчетов, графиков, картосхем, таблиц. Сведения должны быть достоверные и отличаться новизной.

Заключение. Содержатся выводы и рекомендации относительно возможности применения полученных сведений (и результатов) курсовой работы в практических целях. Особенно это относится к анализу экологического состояния геосфер Земли – кор выветривания и недр.

Библиография.

Приложения. Даются в виде карт, картосхем, графиков, описаний катен и экологических профилей и другой громоздкой информации (морфологические описания почвенных профилей, фотографии ландшафтов, методики выполнения ряда эко-геохимических анализов). Все картосхемы должны аккуратно, правильно подписаны и пронумерованы.

Курсовая работа технологического характера.

Введение. В этом разделе отмечается актуальность и значимость выбранной темы. Формулируется цель и задачи курсовой работы. Например, «Оценка технологий рекультивации почвенного покрова».

Обзор литературы. Дается описание геоэкологической ситуации, на которую разрабатывается технологический процесс: опреснение или очистка сточных вод и газопылевых выбросов; рекультивация почв от ионов тяжелых металлов; рекультивация почв вокруг несанкционированной свалки; мониторинг морских вод курортных зон Черного моря; выполнение полевых опытов для диагностики масштаба водной миграции токсикантов в водоохранных зонах рек, добычи полезных ископаемых, заготовки древесины и торфа и др.

Практические разработки и рекомендации. Указывается описание спроектированной модели (оснастки), используемых приспособлений и устройств, например, новых типов лизиметров (или их усовершенствованных конструкций).

Заключение. Содержатся выводы и рекомендации относительно возможности применения полученных сведений (и результатов) курсовой работы в практических целях.

Библиография.

Приложения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.