Глава 10. Рекомендации при выполнении курсовой работы
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Следует помнить, что цель курса «Геоэкология» – не только освоение студентами методов геоэкологических исследований, но и познание многообразных природных (в частности, геоэкологических и биогеохимических) процессов, обусловливающих масштаб и формы миграции и трансформации веществ в ландшафтах, например, ионов тяжелых металлов, компонентов удобрений и мелиорантов, нефтепродуктов. Понимать геоэкологические процессы. 2. При изучении почвенно-геоэкологических процессов важно рационально применять системный подход: с одной стороны, эффективно совмещать методы лабораторных и полевых исследований, а с другой - исследовать различные уровни организации веществ в ландшафтах; достаточно полно изучать сам объект (парцеллы, фации, почвы, природные воды, растительные ассоциации, почвообразующие породы, коры выветривания): понимать его генетические особенности, сопряжение в ландшафте с близлежащими экосистемами, знать своеобразие динамики и эволюции; уметь прогнозировать развитие геоэкологической ситуации. При этом наиболее полная экологическая оценка состояния ландшафта опирается на информацию, полученную при эколого-геохимическом картировании. Анализ отдельных образцов почв, пространственно не закрепленных на ландшафтно-экологической карте, дает, как правило, только начальную - ориентировочную оценку экологической ситуации. 3. Полученные студентами теоретические знания при изучении курса «Геоэкология» следует закрепить, во-первых, путём решения специальных математических задач, имеющих почвенно-экологическую направленность, во-вторых, с помощью постановки простых лабораторных (в том числе и модельных) опытов, например, по очистке сточных вод, трансформации мелиорантов, компонентов ОСВ и, в-третьих, путем выполнения самостоятельной практической работы по оценке экологической ситуации одного из административных районов Подмосковья, Архангельской области, в частности, кризисного в экологическом отношении ландшафта. Указанная информация (после консультации с преподавателем) может войти в курсовую работу.
4. Для организации полноценного учебного процесса курса «Геоэкология» на кафедре необходимо иметь учебно-методическую литературу, химико-экологическую лабораторию, компьютерный класс и стационарные полевые площадки, заложенные в различных ландшафтах; студенты должны четко представлять лимитирующие экологические факторы для каждой биоклиматической зоны Российской Федерации; знать достоинства и ограничения современных технологий. 5. При подготовке курсовой работы новую информацию целесообразно добывать из обзорных и научных статей в журналах, научных обзорах (специальные реферативные журналы по почвоведению, геохимии, ландшафтоведению), трудах научных конференций и на электронных сайтах ВУЗов страны. Например, на сайте www. timaсad.ru Российского государственного университета-МСХА имени К.А. Тимирязева, страничка кафедры экологии (факультет почвоведения, агрохимии и экологии) размещаются научные статьи и разделы из учебных пособий и монографий (например, страничка проф. Яшина И.М.). 6. Студентов нужно научить не только мыслить самостоятельно, но и творчески; добиться понимания ими природных процессов (в том числе и в агроэкосистемах) с геоэкологических позиций. Именно эти процессы и обусловливают свойства почв. В этой связи регулировать следует не сами свойства, а процессы, формирующие те или иные свойства. В частности, «чистые пары» способствуют практически полному уничтожению диких видов травянистых растений. Однако это не означает эффективность данного агротехнического приема: экологический стресс оказывается настолько мощный на незащищенном растениями черноземе, что и дикие растения, которые некорректно именуют «сорняками», погибают. Дикие виды – это генофонд, их нужно изучать и охранять от истребления. Агрономический подход – неполный и нередко приводит к ошибочной оценке экологической ситуации. В этой связи современные системы земледелия, на наш взгляд, должны пройти эколого-геохимическую экспертизу, прежде чем будут внедряться в производство.
Покорение природы, как одна из парадигм, должна уступить место рациональному использованию природных ресурсов, их охране и внедрению практически безотходных технологий.
__________
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Геоэкология»
1. Блок «Полевые методы геоэкологии»
2. Особенности картографических материалов, используемых при картировании почвенного покрова и ландшафтов. 3. Основные принципы ландшафтного дешифрирования. 4. Методика построения ландшафтного профиля. 5. Методика построения гипсометрического и геоморфологического профилей. 6. Детальное и крупномасштабное геоэкологическое картирование. 7. Условные обозначения, используемые при подготовке легенды ландшафтной и геоэкологической карт. 8. Основные этапы почвенно-экологического картирования. Рекогносцировка. 9. Характеристика опорных, основных, картировочных, специальных и точек наблюдений при ландшафтной съемке. 10. Параметры оценки наземного растительного покрова в фациях и урочищах. Метод экологических шкал Раменского. 11. Напишите с помощью индексов генетические горизонты подзола иллювиально-железистого песчаного, развитого на двучленах. 12. Напишите с помощью индексов генетические горизонты дерново-подзолистой супесчаной почвы, развитой на двучленах. 13. Краткая эколого-геохимическая и геоэкологическая характеристика почвообразующих пород таежной зоны. 14. Ключевой и маршрутный методы изучения почвенного покрова и ландшафта при геоэкологической съемке. 15. Типы и методы оценки почвенно-геохимических барьеров таежной зоны при геоэкологическом картировании. 16. Методы оценки комплексных почвенно-геохимических барьеров: градиент барьера миграции, коэффициент мобилизации.
17. Метод расчета времени обновления конституционных форм гумуса в дерново-подзолистой почве (использовать сведения о методе сорбционных лизиметров, а также собственные данные для расчета соответствующих величин). 18. Метод расчета параметра «масштаб водной миграции ММ химического элемента». Привести пример расчета величины ММ для Сорг ВОВ подзола песчаного. 19. Стационарный метод исследования почв и ландшафтов (фаций). 20. Методы оценки растительных континуумов: метод ординации и метод градиентного анализа. 21. Характеристика «бесплощадных» геоэкологических методов исследования фаций и урочищ. 22. Методы полигонов, плансект, укосов и фитомеров. 23. Дистанционные методы зондирования почвенного покрова и ландшафтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|