Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. Рекомендации при выполнении курсовой работы




 

1. Следует помнить, что цель курса «Геоэкология» – не только освоение студентами методов геоэкологических исследований, но и познание многообразных природных (в частности, геоэкологических и биогеохимических) процессов, обусловливающих масштаб и формы миграции и трансформации веществ в ландшафтах, например, ионов тяжелых металлов, компонентов удобрений и мелиорантов, нефтепродуктов. Понимать геоэкологические процессы.

2. При изучении почвенно-геоэкологических процессов важно рационально применять системный подход: с одной стороны, эффективно совмещать методы лабораторных и полевых исследований, а с другой - исследовать различные уровни организации веществ в ландшафтах; достаточно полно изучать сам объект (парцеллы, фации, почвы, природные воды, растительные ассоциации, почвообразующие породы, коры выветривания): понимать его генетические особенности, сопряжение в ландшафте с близлежащими экосистемами, знать своеобразие динамики и эволюции; уметь прогнозировать развитие геоэкологической ситуации. При этом наиболее полная экологическая оценка состояния ландшафта опирается на информацию, полученную при эколого-геохимическом картировании. Анализ отдельных образцов почв, пространственно не закрепленных на ландшафтно-экологической карте, дает, как правило, только начальную - ориентировочную оценку экологической ситуации.

3. Полученные студентами теоретические знания при изучении курса «Геоэкология» следует закрепить, во-первых, путём решения специальных математических задач, имеющих почвенно-экологическую направленность, во-вторых, с помощью постановки простых лабораторных (в том числе и модельных) опытов, например, по очистке сточных вод, трансформации мелиорантов, компонентов ОСВ и, в-третьих, путем выполнения самостоятельной практической работы по оценке экологической ситуации одного из административных районов Подмосковья, Архангельской области, в частности, кризисного в экологическом отношении ландшафта. Указанная информация (после консультации с преподавателем) может войти в курсовую работу.

4. Для организации полноценного учебного процесса курса «Геоэкология» на кафедре необходимо иметь учебно-методическую литературу, химико-экологическую лабораторию, компьютерный класс и стационарные полевые площадки, заложенные в различных ландшафтах; студенты должны четко представлять лимитирующие экологические факторы для каждой биоклиматической зоны Российской Федерации; знать достоинства и ограничения современных технологий.

5. При подготовке курсовой работы новую информацию целесообразно добывать из обзорных и научных статей в журналах, научных обзорах (специальные реферативные журналы по почвоведению, геохимии, ландшафтоведению), трудах научных конференций и на электронных сайтах ВУЗов страны. Например, на сайте www. timaсad.ru Российского государственного университета-МСХА имени К.А. Тимирязева, страничка кафедры экологии (факультет почвоведения, агрохимии и экологии) размещаются научные статьи и разделы из учебных пособий и монографий (например, страничка проф. Яшина И.М.).

6. Студентов нужно научить не только мыслить самостоятельно, но и творчески; добиться понимания ими природных процессов (в том числе и в агроэкосистемах) с геоэкологических позиций. Именно эти процессы и обусловливают свойства почв. В этой связи регулировать следует не сами свойства, а процессы, формирующие те или иные свойства. В частности, «чистые пары» способствуют практически полному уничтожению диких видов травянистых растений. Однако это не означает эффективность данного агротехнического приема: экологический стресс оказывается настолько мощный на незащищенном растениями черноземе, что и дикие растения, которые некорректно именуют «сорняками», погибают. Дикие виды – это генофонд, их нужно изучать и охранять от истребления. Агрономический подход – неполный и нередко приводит к ошибочной оценке экологической ситуации. В этой связи современные системы земледелия, на наш взгляд, должны пройти эколого-геохимическую экспертизу, прежде чем будут внедряться в производство.

Покорение природы, как одна из парадигм, должна уступить место рациональному использованию природных ресурсов, их охране и внедрению практически безотходных технологий.

 

__________

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Геоэкология»

 

1.Блок «Полевые методы геоэкологии»

 

2.Особенности картографических материалов, используемых при картировании почвенного покрова и ландшафтов.

3.Основные принципы ландшафтного дешифрирования.

4.Методика построения ландшафтного профиля.

5.Методика построения гипсометрического и геоморфологического профилей.

6.Детальное и крупномасштабное геоэкологическое картирование.

7.Условные обозначения, используемые при подготовке легенды ландшафтной и геоэкологической карт.

8.Основные этапы почвенно-экологического картирования. Рекогносцировка.

9.Характеристика опорных, основных, картировочных, специальных и точек наблюдений при ландшафтной съемке.

10.Параметры оценки наземного растительного покрова в фациях и урочищах. Метод экологических шкал Раменского.

11.Напишите с помощью индексов генетические горизонты подзола иллювиально-железистого песчаного, развитого на двучленах.

12.Напишите с помощью индексов генетические горизонты дерново-подзолистой супесчаной почвы, развитой на двучленах.

13.Краткая эколого-геохимическая и геоэкологическая характеристика почвообразующих пород таежной зоны.

14.Ключевой и маршрутный методы изучения почвенного покрова и ландшафта при геоэкологической съемке.

15.Типы и методы оценки почвенно-геохимических барьеров таежной зоны при геоэкологическом картировании.

16.Методы оценки комплексных почвенно-геохимических барьеров: градиент барьера миграции, коэффициент мобилизации.

17.Метод расчета времени обновления конституционных форм гумуса в дерново-подзолистой почве (использовать сведения о методе сорбционных лизиметров, а также собственные данные для расчета соответствующих величин).

18.Метод расчета параметра «масштаб водной миграции ММ химического элемента». Привести пример расчета величины ММ для Сорг ВОВ подзола песчаного.

19.Стационарный метод исследования почв и ландшафтов (фаций).

20.Методы оценки растительных континуумов: метод ординации и метод градиентного анализа.

21.Характеристика «бесплощадных» геоэкологических методов исследования фаций и урочищ.

22.Методы полигонов, плансект, укосов и фитомеров.

23.Дистанционные методы зондирования почвенного покрова и ландшафтов.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.